Спарта

Спартанские традиции

Ликург установил, что молодые спартиаты должны состязаться не только в атлетических упражнениях, но и в песнях. С Архаической эпохи были известны религиозные музыкальные фестивали Спарты. В первую очередь это Гиацинтии, названные в честь возлюбленного бога Аполлона по имени Гиацинт. Во время Гиацинтий выступали хоры спартанских девушек.

Трудно поверить, но Спарта VII-VI веков до н. э. стала домом для многих поэтов. Среди них Терпандр с Лесбоса, Ксенокрит из Локр, Полимнет из Колофона. Были среди них и уроженец Спарты Кинетон. Другой поэт, Алкман, прославился авторством гимнов для хоров девушек. Он был включен в число 9 величайших лириков. Многие города претендовали на то, чтобы быть его родиной, но прославился как поэт он в Спарте. География поэтов, живших в Спарте, простирается от Италии (Локры) до Малой Азии (Колофон).

Другим крупным фестивалем были Карнеи и Гимнопедии. Во время них праздновали вступление молодых спартиатов во взрослую жизнь. Карнеи включали не только спортивные, но и музыкальные состязания. Авторы песен Гимнопедий были поэты Талет и Алкман. Позже к ним добавили стихи Дионисодота. На Гимнопедиях между собой соревновались три хора — юношей, мужчин призывного возраста и пожилых мужчин.


Гонки на колесницах. Современная реконструкция. (Wikimedia.Commons)

Спартанское воспитание

По словам Платона, Ликург изобрел четыре способа превращения юношей в воинов-граждан: совместные трапезы, физические упражнения, охоту и криптии.

Спартанские мальчики начинали свое обучение в возрасте семи лет. Все дети, достигшие этого возраста, объединялись в агелы (стада). Их обучению предстояло продлиться более 10 лет. После его завершения молодые спартиаты получали право носить длинные волосы, а когда достигали тридцати — усы.

Само слово агела упоминается Платоном, но не Ксенофонтом, жившим в Спарте. Каждая группа детей была под присмотром взрослого спартанца или подростка, достигшего 12 лет.

Как пишет Ксенофонт, важной частью жизни молодых спартиатов было воровство. В дополнение к рациону совместных трапез они должны были красть продукты

Попавшихся наказывали плетьми. Отдельной задачей было воровство сыров с жертвенника Артемиды. Так, по мнению Ликурга и Ксенофонта, спартанские юноши учились ловкости.

Юноши, готовящиеся к взрослой жизни, познавали и однополую любовь. Они оказывались вовлечены в эти отношения в возрасте 12−14 лет. Их старший любовник из числа молодых неженатых спартиатов должен был также привить им ценности, которым дорожила спартанская община.

Для сплочения гражданского коллектива общины равных были придуманы совместные обеды, сисситии. Они существовали и в Спарте, и в дорийских критских полисах. Но подход к организации в них отличался. На Крите сисситии организовывали за счет дохода с государственной земли и податей от периэков. В Спарте — за счет взноса каждого гражданина. Формально, это должно было упрочивать равенство спартиатов. На деле же приводило к расслоению, потому что не все спартанцы были в состоянии уплатить взнос. Они теряли право участвовать в общей трапезе и в политической жизни. Предположительно, эту социальную группу называли гипомейонами.

Сведения о взносе в сисситии сохранили два автора — Дикеарх и Плутарх. Они расходятся в точных цифрах, но дают общий состав продуктов для трапез: медимн или полтора муки ячменя, 12 хоев вина, фиги, сыр, а также 10 эгинских оболов для покупки мяса. Доли в совместные обеды, предоставляемые государством от имени царей, передавали в храм Артемиды дважды в месяц — в новолуние и седьмой день. Царские взносы включали зерно, жертвенное животное, четверть вина. С учетом того, что взнос делался дважды в месяц, взнос царей был вдвое выше взноса обычного гражданина. Но и порции пищи во время обедов цари получали вдвое большие.

В Классическую эпоху на совместных обедах подавали хлеб, вино, вареную свинину, похлебку из нее же, маслины, фиги, сыр. Иногда могли подать зайчатину или мясо птицы, добытые на охоте. Состоятельные граждане посылали к общему столу охотничью добычу и пшеничный хлеб. Они могли прислать на трапезу готовое рагу. Жертвователей более дорогих блюд сажали на почетное место. Для участников обедов были фиксированные нормы хлеба и вина. По данным Фукидида, примерно такой же паек спартанские воины получали во время походов. Спартанцы не пускали сосуд с вином по кругу, но пили каждый из своего.

Когда цари обедали со всеми, они получали двойную порцию. Это делалось, чтобы цари могли угостить обедом кого-то из уважаемых ими граждан. Сотрапезниками царей были пифии, должностные лица, отвечавшие за контакты царей с Дельфами. В походе царской сисситией были полемархи и три спартанца, отвечавшие за снабжение. Причиной этого древние называли необходимость того, чтобы царь и военачальники проводили вместе больше времени и совмещали обед с военным советом.

На протяжении истории Спарты усиливалось расслоение «общины равных». К эпохе Клеомена III в сисситиях могло участвовать меньшинство граждан. И Плутарх описывает роскошь этих обедов эпохи заката Спарты.

Место сбора членов сисситии называлось фидитий. Все эти места для совместных трапез располагались около могилы древнего героя Тисамена. В Классическую эпоху Спарта продолжала быть союзом 4 деревень, поэтому общее место для трапез символизировало их единство, как граждан одного полиса. На позднюю трапезу в фидитий следовало идти без факелов. Так спартанцы приучали себя к скрытным ночным маршам.
***
Несмотря на закрытость и сосредоточенность на военной подготовке спартанцам не была чужда культурная жизнь. В Классическую эпоху продолжались состязания хоров. Кроме того, искусства лаконизма заключалось в умении изречь не просто короткую, но остроумную реплику. Живший в эпоху Римской империи Плутарх собрал коллекцию вошедших в историю изречений спартанцев.

Взлет и падение дома Еврикла

Благодаря поддержке римского принцепса спартанский гражданин Еврикл добился исключительной власти на родине. Первым римлянам начал служить его отец Лахар. Он поддерживал еще Цезаря, за что афиняне из лести к римскому полководцу поместили статую Лахара в числе других на своем Акрополе.

Вероятно, Лахар на своем корабле нападал на суда с зерном, принадлежавшие Марку Антонию. Поэтому незадолго до битвы при Акциуме спартанец был казнен за пиратство. Сын Лахара Еврикл командовал триерой в битве при Акциуме.


Лоренцо А. Кастро, «Сражение при Акциуме». (wikipedia.org)

Нам неизвестно, насколько древен и знатен был род Лахара и Еврикла. Сам Еврикл называл своим предком полубога Радаманта, связанного с Критом, а не Геракла, к которому возводили свой род многие знатные спартиаты. Поэтому можно предположить, что Лахар и его сын были новыми людьми в Спарте, возможно переселенцами.

После этого Еврикл стал фактическим правителем Спарты. В источниках его называли «гегемоном» (правителем), но официально статуса он не имел, и формально Спарта оставалась республикой. В 21 году до н. э. Спарту посетил принцепс Октавиан Август.

Спартанцы отметили посещение высоких гостей выпуском монет, изображающих правящую чету.

Власть Еврикла опиралась на поддержку Рима. Правитель получил права римского гражданина как Гай Юлий Еврикл. Император подарил ему во владение остров Киферу около берегов Лаконики. В свою очередь Еврикл учредил в Спарте культ Августа и стал его первосвященником. Когда в 16 году до н. э. через Спарту проезжал зять императора Агриппа, Еврикл отметил это выпуском новой партии монет.

Некоторое время Спарта была столицей провинции Ахайя, в которую входила вся материковая Греция. Спартанцам принцепс доверил судейство на религиозных играх, посвященных юбилею победы при Акциуме. Предположительно, при Еврикле Август вернул Спарте власть над Лакедемоном, и города Лаконского союза стали подданными Спарты. В Греции Еврикл завоевывал себе славу благодетеля, тратя огромные средства на общественные постройки.

Еврикл пытался вести международную политику. Писавший через сто лет Иосиф Флавий сохранил рассказ о том, как спартанец отправился с визитом к зависимым от Рима царем Архелаю Каппадокийскому и Ироду Иудейскому. В Иудее Еврикл втянул себя в дворцовые интриги, которые привели к казни одного из сыновей Ирода.

В конце жизни Еврикл потерял милость Августа. Спартанца дважды привлекали к римскому суду и даже лишили римского гражданства. Император снова отобрал у Спарты власть над Лакедемоном, и лаконские города снова образовали союз. Причину этого видят в том, что спартанец открыто помогал пасынку принцепса Тиберию, который в это время жил в изгнании на Родосе.

Вероятно, Тиберий, став принцепсом, не забыл поддержки Еврикла. При нем сын Еврикла Лакон получил такую же власть в Спарте, какой обладал отец. После смерти матери Тиберия Ливии, покровительницы Спарты, Лакон организовал в городе ее религиозный культ, сопровождавшийся спортивными играми. Сын Лакона Арголик женился на дочери Помпея Макра, грека с Митилены, фаворита Тиберия. Падение Макра в 33 году н. э. привело и к падению Лакона — он лишился власти в Спарте.

Новый принцепс Клавдий восстановил Лакона в Спарте и даровал его власти официальный статус — в надписях Лакона именуют «прокуратором Клавдия».

Сын Лакона Гай Юлий Спартиатик в дополнение к римскому гражданству получил статус всадника. Некоторое время он служил в римской армии как кавалерийский офицер. Позже он унаследовал власть своего отца и упоминается в документах как «прокуратор Цезаря и Августы Агриппины». Как его отец и дед Спартиатик потерял милость императора, уже Нерона, и лишился власти. Остаток жизни он провел в изгнании. Похоже, Нерон недолюбливал спартанцев, потому что во время путешествия по Греции принцепс отказался посетить Спарту, потому что не одобрял установлений Ликурга.

Потомки Еврикла остались в Спарте и сохранили свое богатство, но никогда больше не претендовали на то, чтобы быть единоличными правителями города.

Восточная стена спартанского театра. (Kennel M. Spartans: a New History. 2009)

Достопримечательности Спарты

История древнего города в 21-ом веке остается значимой. Туристы надеются лучше понять особенности местного уклада, оценить особенности культуры.

Достопримечательности Спарты

К тому же здесь находятся многочисленные достопримечательности: 

  • Гробница царя Леонида – это известная достопримечательность, ведь она связана с доблестным правителем Спарты. Здесь также находится памятник Леониду.
  • На территории Спарты по-прежнему находится уникальный природный объект: скала, с которой сбрасывали слабых детей. Этот объект можно смело называть «скалой искусственного отбора».
  • До наших дней сохранились руины Акрополя Древней Спарты. Прежде этот холм представлял собой экономический и политический центр города, поэтому был важен для греческого общества.
  • Внимания также заслуживает Древний римский театр Акрополя, существующий с 1-2 века нашей эры. Он считается одним из самых впечатляющих театров античности. До настоящего времени сохранились частичные фрагменты.
  • Внимания также заслуживают руины Храма Афины, возведённого в 6 веке до нашей эры. Время оказывается беспощадным, поэтому сохранились только руины.
  • Также внимания заслуживают руины монастыря Осиос-Никон и византийской церкви. Достопримечательности предстают перед туристами только в виде развалин.
  • Археологический музей Спарты также заслуживает внимания. Здесь хранятся исторические предметы. Музейный центр работает ежедневно, причём стоимость входа составляет только 2 евро*. При желании можно посмотреть представленные экспонаты: римскую мозаику, мраморную голову воина, маски из керамики, барельефы, оружие и щиты спартанских воинов. Каждый представленный экспонат позволяет понять, как жил спартанец в прошлом.
  • Музей олив и оливкового масла является познавательным. Представленные предметы связаны с выращиванием оливок и приготовлением оливкового масла. Музейный центр работает ежедневно (исключение – вторник). Стоимость билета составляет 2 евро*.

В Спарте Греции достопримечательности можно посмотреть и оценить их по достоинству.

История Спарты

В 12-м – 11-м столетии до нашей эры на всю территорию материковой Эллады вторглись новые племена дорийцев. В том числе и на земли Лаконики. Только Афины смогли от них устоять. Туда и бежали от захватчиков земледельцы Пелопоннеса. Дорийцы жили уже в родовом строе, что расширило его рамки и на греческие территории.

Лакония

Захватчики быстро переняли от эллинов все их достижения: приспособление для глубокой пахоты, колесные повозки, парусники, прессы и многое другое из технических новшеств. А также освоили основы храмового и замково-крепостного зодчества.

Местное население унижалось, фактически проходило становление рабских условий труда и жизни. Но не везде в одинаковых формах и масштабах. В Спарте, например, завоеватели — спартиаты – вытеснили местное население к границам Лаконики; у населения сохранялось ограниченное самоуправление, развивались ремесла и торговля.

Спартанские воины

После ожесточенной борьбы за территорию оба племени объединились, ими управляли и дорийские цари, и ахейские. Столетие Спарта воевала с соседней Мессенией за расширение территории. Ее жители стали рабами. Но с долей свободы — семьи обрабатывали собственные земельные наделы, которые облагались налогом.

Спарта должна была решать проблемы, до того времени не стоявшие перед ней, – создание такого управления, которое не было известно ни дорийцам, ни ахейцам до того времени. Так появилась аристократически-террористическая форма власти. Из нее Спарта не вышла до распада государства, несмотря на то, что пилила сук, на котором находилась. На первом месте всегда были войны. Это не про них поговорка: «хочешь мира – готовься к войне». Весь социальный уклад Спарты был положен на алтарь разбоя.

Снаряжение спартанского воина

Спартанцев или спартиатов еще называли «лакедемонянами» – по имени территории.

Что же за лад существовал в этом противоречивом обществе? Не путать этот «лад» с музыкальным дорическим. Именно эти племена придумали музыкальный лад «ре, ми, фа, соль, ля, си, до, ре», до сих пор использующийся в греческой музыке. Возможно, из нее позже сформировалась традиционная октава: «до», «ре», «ми»… «до». В архитектуре также сложился дорический стиль. Это всем известные античные и средневековые колонны с карнизом, фризом и архитавром дорической формы – со своеобразным ее расширением. Рассмотрите эти образцы в городе Спарта, Греция (на фото)

Образец дорической архитектуры

Спарта – милитаристское государство.

Скорее всего, это произошло до 600-х годов до нашей эры, иначе через столетие Спарта стала военным лагерем, машиной для войн. Нет оправдания тому, что, мол, обществу будет так лучше

Это важное отступление в теме

Спартанские воины. Древнее изображение

В седьмом веке понятия «искусство» и «поэзия» в Спарте перестали существовать.

Милитаристское государство держало под контролем жизнь граждан от рождения до смерти. Оно определяло, кого из родившихся мальчиков оставить (здоровых), а кого сбросить в пропасть горы (больных). С семи лет они уже не принадлежали своей семье, а становились в ряды военизированного сословия.

Остатки строений Древней Спарты

Цари Спарты, наверное, не понимали, что существует такая вещь, как мир, и в нем хотя бы периодически приходится жить. Они продолжали столетиями одну и ту же политику: побеждали в войне, но теряли мир. В четвертом веке не было года, чтобы спартанцы не плодили новых врагов. Даже из своих союзников.

Это сегодня слово «спартанский» употребляют в значении «умеренный», «скромный».

Тогда же молодой спартанец становился орудием в битвах своих царей. На могилах погибших высекали имя и только два слова — «на войне». На их место становились другие.

Упадок государства

Погубило Спарту золото и серебро, которые захватывались на покоренных территориях. Им владела кучка общества. И уже в «домашнем» обществе пошло расслоение и назревало недовольство воинов, которым приходилось продавать доспехи, чтобы существовать. Земельные участки скупались у крестьян богачами.

Руины Древней Спарты

Последний штрих в историю войн Спарты.

Этот город единственный из древнегреческих полисов, не имевший крепостных стен вплоть до второго столетия до нашей эры. История свидетельствует, что не все крепости надежны, но в Спарте полагались ошибочно лишь на крепость человеческого тела.

История Спарты

Завоевание территории началось в 12-11 столетиях до нашей эры. Тогда сюда вторглись племена дорийцев. Захватчики переняли все важные достижения для себя, начали осваивать основы зодчества, благодаря чему создали благоприятную основу для своего успешного развития. Местные жители становились рабами и были вынуждены терпеть ужасные условия жизни на большей части Греции. Но в Спарте коренные жители сумели сохранить ограниченное самоуправление и продолжали развивать ремёсла, торговую деятельность.

На протяжении длительного времени Спарта воевала за территорию, создавала особую систему управления. Местный социальный уклад создан на основе разбоя, поэтому город изначально был обречён. В 7 веке искусство уже не существовало в Спарте, ведь основой управления был милитаристский подход.

Спартанец

Спарта прекратила своё существование из-за богатства, которое власти пытались завоевать на покорённых территориях. В местном обществе началось расслоение, которое привело к недовольству воинов и крестьян.

Обратите внимание! Современная Спарта была заложена только в 1834 году, но она заняла особое место на карте мира и привлекает многих туристов. Здесь живёт около 20 тысяч человек, и спартанский уклад жизни более не актуален

На сегодня проводятся экскурсионные поездки, поэтому здесь часто можно встретить путешественников. Также Спарта является административным и коммерческим центром Лаконии. Город отличается большими старинными площадями и парками, древними зданиями, поэтому он является популярным у тех, кто интересуется культурой и историей Греции.

Достопримечательности Спарты

Археологическая зона с остатками акрополя древней Спарты, открыта с 8 до 18.

Археологический музей, часы работы с 8-30 до 15-00, воскресенье до 14-30, понедельник  — выходной.

Музей олив, часы работы с 10-00 до 18-00. Когда видишь море олив, покрывающих Лаконскую долину, понимаешь почему такой музей устроен именно в Спарте.

В самом городе, пожалуй, всё…

Но в 6 км от современной Спарты, на склонах Тайгета сохранились развалины средневекового города Мистра, «византийских Помпей». Это место великолепно и достойно отдельного описания. Цена билета туда 6 евро. Открыт с 8 до 19.30. Объект ЮНЕСКО.

Мистра

Экскурсии из Афин для небольших компаний

Что интересного в современной Спарте

Помимо руин древней Спарты, экскурсия в которую займет всего несколько часов, и в самом городе есть несколько интересных мест.

Археологический музей Спарты

Основан в 1874 году, стал первым музеем, который построили в провинции Греции. Здание музея расположено в центре города посреди большого парка с множеством фонтанов и скульптур.

Экспозиция музея небольшая, состоящая всего из нескольких залов. Здесь представлены экспонаты, найденные при раскопках в древней Спарте, а также во всей Лаконии.

Музей оливкового масла и олив

Оливы и оливковое масло являются визитной карточкой Греции, ее жидким золотом. Поэтому логичным было создание музея, где можно ознакомиться с культурой выращивания этих деревьев и производством масла, по технологиям начиная с античных времен.

Одним из самых интересных экспонатов музея является древнее ископаемое дерево, которому насчитывается более 60 тыс. лет.

Монастырь Осиос-Никон

Древний византийский монастырь, возведенный в 10 столетии н.э. До наших дней дошел в виде руин.

И пусть былая слава Спарты отгремела, а новый город не достиг уровня мегаполиса, здесь есть свой особенный дух, своя аура. Сюда стоит приехать только за тем, чтобы отдать дань памяти тем героям, что закрыли собой Европу от персидского завоевания.

Суть древнегреческой империи

Войны Спарты — то, чем она прославилась на весь мир. Здесь впервые была разработана и задействована на практике схема по тактическому размещению солдат, которая часто решала исход битвы. Только появившись на свет, спартанцы воспитывались для войны. В зрелом возрасте на сражение они отправлялись с венком на голове. Погибнув, они подвергались погребению с достоинством. Отважным бойцам чужда была слабодухость, трусость, безразличное отношение к стране.

Дезертиры подвергались гонениям, но им сохраняли жизнь, чтобы они мучились из-за содеянного, а именно из-за предательства родины. Отличительным признаком предателей являлись специальные прически, повязки, и с такими людьми никто даже не разговаривал.

Что касается детей дезертиров, они автоматически приравнивались к изменникам Спарты, не имели права заводить семьи. Удивительно, но обычные люди, проявляющие интерес к искусству или книгам, считались трусами, изгоями. Наверное, по этой причине из известного древнегреческого государства не вышел ни один философ или художник.

Спарта на карте Греции

Думается всем известно это место. Даже если вы не изучали историю, то наверняка смотрели фильмы или слышали выражение «спартанские условия». Легендарный античный город был известен далеко за пределами региона. В настоящее время от него остались руины, а современная Спарта является крупным деловым и промышленным центром на полуострове Пелопоннес.

Сюда едут прежде всего с экскурсионной целью, чтобы посмотреть достопримечательности. Но как бонус, здесь возможен и хороший шопинг.

Пляж и море

Несмотря на то, что город не стоит на побережье, не так уж и далеко расположены песчаные и галечные пляжи в Мессинийском и Лаконийском заливах. Там есть вся инфраструктура с лежаками, зонтиками, туалетами, тавернами на берегу. Также можно найти и дикие участки побережья.

Любителям водных развлечений тоже не будет скучно – богатый выбор скутеров, катамаранов, катеров. Есть пляжный волейбол и футбол.

Достопримечательности

В современном городе интерес представляет Археологический музей с древними экспонатами, найденными на этой территории. Но конечно, основными достопримечательностями Спарты являются руины античного города, который расположен в окрестностях. Там можно увидеть фрагменты сооружений VII века до н. э., статую царя Леонида, фрагменты огромного театра, Акрополь с храмом Афины (VI в. до н. э.), храмы (VII—V вв. до н. э.).

Поблизости со Спартой находятся:

  • монастырь Осиос-Никон (X в.),
  • средневековый замок Мистрас,
  • остатки святилища Артемиды Ортии,
  • руины микенского поселения Менелаион и святилища Аполлона возле Амикле,
  • средневековые церкви Святой Софии, Евангелистрии, Святого Николая, Святого Златоуста, Святого Афанасия.

Также в Спарте можно посмотреть на знаменитую скалу, с которой сбрасывали больных и хилых детей.

Как добраться до Спарты из аэропорта

Междугородные автобусы связывают Спарту со многими ближайшими городами и поселками, такими, как Каламата, Коринф и Афины.

Ближайшими аэропортами являются аэропорт Каламата и аэропорт Афины. Но первый редко принимает международные рейсы, разве что чартеры в сезон. Проще всего долететь до Афин, а затем оттуда добраться до Спарты одним из трех способов.

1. Автобус.

Из аэропорта Афин садитесь на автобус  №X93, который идет до автовокзала в городе. Далее пересаживаетесь на автобус до Спарты.

2. Аренда авто.

В аэропортах представлены фирмы по прокату авто, их достаточно много. Машину можно взять как по прибытию, так и предварительно забронировать. В последнем случае выбор будет значительно больше, а если делать это заранее, то еще и дешевле.

3. Такси.

Это самый быстрый и удобный способ попасть в вашу гостиницу прямо из аэропорта. Актуально, если у вас большой багаж, путешествуете с детьми или просто любите комфортное передвижение. Трансфер из аэропорта можно заказать заранее.

Отели

Вариантов размещения очень много. В Спарте есть и дешевое жилье, и шикарные отели с максимально комфортными условиями проживания. 

Лучшие отели в Спарте:

Недорогое жилье:

Основание страны

Название города произошло от известного мифологического персонажа Лакедемона, вернее, в честь его жены Спарты. В своих древних документах философ Плутарх дал краткую информацию о том, что этот воин в свое время царствовал в Лаконии на протяжении длительного периода, однако о его выдающихся военных и политических успехах мало что известно. Считается, что родителями Лакедемона являлась плеяда Тиагеда и Зевс.

История Спарты начинается в конце XI в. до н. э., в то время на ее землях жили ахейцы, вытеснив коренных лелег. Постоянно велись военные сражения за города Мессению, Аркадию, Аргос, Афины. Спартанцы, одержав победу, проявили мягкосердечие и сохранили жизнь проигравшим местным жителям. Они сделали их рабами, дав название «илоты», что означает в переводе «пленные».

Илоты и криптии

Слово «илот» происходил или от греческого «взятый в плен», или от названия ахейского города Гелос, жители которого стали первыми илотами. Илоты были рабами спартанского государства, как единого целого. Это не было уникально для греческого мира. В схожем положении оказалось завоеванное коренное население в других землях — гимнеты в Аргосе, кориннофоры в Сикионе, мноиты на острове Крит. У древних авторов сохранились свидетельства о «договорах рабства», по которым члены одной общины становились рабами другой. Они регулировали отношения между ними и налагали на победителей некоторые ограничения — не продавать рабов за границу.

До завоевания Мессении спартанцы сделали илотами ахейское население Лакедемона. Илоты трудились на земельных участках. Владевшая участков семья граждан получала в бессрочное владение и трудившихся на ней илотов. Сам статус этих жителей Лаконики характеризовали в древности, как «между свободными и рабами». Спартиат не имел права продать или освободить трудившихся на его земле илотов — это было прерогативой государства, а также требовать с них оброка больше установленного законом. У зависимых жителей Лаконики было право на имущество, дом и семейную жизнь. Илоты могли получить убежище в храме Посейдона, расположенном на мысе Тенар. Страшное землетрясение, уничтожившее Спарту в V веке до н. э., было воспринято, как кара за нарушение права убежища этого храма.

Илоты Лаконики и Мессении отличались друг от друга. Первые были ахейцами, вторые — потомками ахейско-дорийского населения Мессении. Внутри лаконских илотов тоже были разные группы. В течение V-IV веков до н. э. спартанское государство не раз давало свободу группам зависимых жителей. Условием была военная служба. Получившие свободу илоты получали статус «неодамонов», новых граждан. В Эллинистическую эпоху, когда Спарта не вела войн, илоты чаще выкупали свободу.

Мрачной стороной жизни спартанского полиса были криптии, убийства илотов. Само слово происходит от глагола «прятаться». Молодые спартиаты получали кинжалы и с этим оружием отправлялись в деревни илотов. Спартанские власти отбирали для участия в криптиях наиболее способных молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет. Днем они должны были прятаться, а ночью выходить из укрытия. Юноши убивали встреченных ими на дорогах илотов. Иногда они нападали и на деревни, чтобы убить потенциально опасных илотов.

Участники криптий жили отдельно от сограждан около года. Платон писал, что криптии начинались зимой. Вступая в должность, эфоры объявляли илотам войну и тем самым позволяли спартанцам убивать их.

Исследователи обратили внимание на то, что в ходе криптий спартанец становился противоположностью воина-гоплита, каким он должен был стать, достигнув совершеннолетия. Гоплит сражается в строю с другими воинами, участник криптий — действует в одиночку

Гоплит хорошо вооружен, участник криптий — почти наг и вооружен одним кинжалом. Наконец, гоплит сражался в правильном бою днем, участник криптий — выходил на охоту на людей ночью. Возможно, целью было заставить молодого воина осознать преимущества военной и политической организации и побудить защищать ее.


Фрагменты стихов Алкмана. (Wikimedia.Commons)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Культура мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: