Конец Дельфийского Оракула
В 373 году до н. э. храму серьезно досталось при землетрясении. Настолько серьезно, что его пришлось снести и на освободившемся месте построить новое святилище.
Кстати, примерно в это время началась и культурная экспансия греков в Римской Империи, завершившаяся сокрушительной победой, не в последнюю очередь благодаря пифийским жрецам бога Аполлона, ведь римляне в те, ранние имперские годы, были поразительно наивны в плане предсказаний. Именно пифийские жрецы оказали значительное влияние на только формируемое сообщество римских авгуров и это влияние оставалось таким до самого конца Оракула. И до него оставалось не так уж и долго.
По времени, начало конца Дельфийского оракула совпадает с появлением новой религии — христианства, однако связывать два события было бы неправильно. Влияние Дельф разрушила не еще совсем слабая новорожденная религия, а тот факт, что римляне всё больше и больше становились прагматиками, удаляясь от своих старых верований, а оракулы отказывались интегрироваться в новый порядок вещей.
Заметим, что эта проблема часто встречается в относительно развитых религиозных обществах — так, в Европе эпохи Ренессанса схожая ситуация привела к массовым войнам в Германии, Италии и Англии.
Греки отделались легче — об оракуле просто начали постепенно забывать и галлы, разрушившие святилище во время восстания в конце третьего века, здорово в этом помогли.
В 323 году оракул был окончательно закрыт императором Феодосием, который вообще не любил местных жрецов и старался максимально очистить Грецию от влияния как Дельфийского, так и Додонского оракулов.
Как метафора
Гора Парнас.
Это отношение горы к музам послужило толчком для ее более поздней «мистификации» с поэтико-художественным направлением 19 века под названием « парнасизм ». Парнасское движение было основано во Франции в десятилетие 1866–1876 гг. Как реакция на романтизм с возвратом к некоторым классицистическим элементам и верой в доктрину «Искусство для искусства», впервые высказанную Теофилем Готье . В периодическом издании « Модерн Парнас», впервые выпущенном Катулом Мендесом и Ксавье Рикаром, содержались прямые ссылки на гору Парнас и ее мифологическую особенность как жилище муз. Парнасисты, которые не превышали группу из двадцати поэтов, оказали относительно сильное влияние на культурную жизнь Парижа, особенно из-за их упорства в совершенствовании рифмы и словарного запаса. Парнасизм оказал влияние на нескольких французских поэтов, но он также оказал влияние на поэтов современной Греции, особенно на Костиса Паламу и Грипариса. Название горы (Mont Parnasse) было также дано кварталу Парижа на левом берегу Сены, где художники и поэты собирались и читали свои стихи публично. Монпарнас в настоящее время является одним из самых известных кварталов города, и на его кладбище похоронены многие деятели искусства и культуры.
Ранее в книге Джонатана Свифта « Книжная битва» (1697) Парнас фигурирует как место идеологической войны между древними и современниками.
Святилище Аполлона
Эта археологическая зона самая большая и самая эффектная. Она состоит из 3-х террас, обрамлённых сверху исполинской скальной стеной, представляющей собой обрыв горы Парнас.
От входа дорога поднимается в гору серпантином.
Везде стоят указатели и пояснительные таблички.
Пейзажи вокруг – потрясающие.
древний водосток
В самом низу находились лавки торговцев.
остатки торговых рядов
Выше рынка вдоль дороги с обеих сторон располагались сокровищницы греческих городов-государств. Считалось, что хранить здесь, под защитой Аполлона, драгоценности очень надёжно. Однако постепенно, с распространением среди греков свободомыслия и атеизма, Дельфы перестали быть безопасным для сокровищ местом. Так, в 4 веке до н. э., сами жители Дельф ограбили сокровищницы и на вырученные деньги наняли войско. Остальные греческие государства объявили Дельфам священную войну. Дельфы проиграли, порядок был восстановлен. Но сокровищ в закромах после этого случая поубавилось.
Самая впечатляющая из сокровищниц — Афинская (возведена в конце 6- начале 5-го века до н.э. в виде дорического храма). Она отлично сохранилась.
«Змеиная колонна» была отлита из трофейного персидского оружия, взятого в битве у города Платеи
Обращает на себя внимание кладка из огромных камней различной формы. Камни подогнаны так плотно, что между ними не просунуть и лист бумаги
Уже древние греки классической эпохи не понимали, как это было сделано, и считали, что не обошлось без вмешательства сверхъестественных сил. Такую кладку они называли «циклопической», считая, что делали её великаны циклопы.
На первой террасе стоял храм Аполлона, от которого сохранилось лишь основание и несколько величественных колонн. Этот храм был построен в 366-339 годах до н.э. До этого здесь уже были храмы Аполлона, первый из которых был возведён в 548-547 годах до н.э.
Так храм Аполлона выглядел в древности
А вот как он выглядит в наше время
Выше располагался театр, декорациями для которого были величественные горные виды.
На самой верхней террасе, западней театра лежит стадион. Я был в Дельфах два раза и оба раза не смог попасть на стадион – дорога была закрыта из-за опасности камнепадов.
Где находятся Дельфы и храм Аполлона
Дельфы находятся на легендарном, фантастическом полуострове Пелопоннес в номе Фокида в центральной части страны, в 178 км от столицы Греции, между Коринфским заливом и горной цепочкой Парнасос.
Столица нома – Амисса, экономический центр Фокиды, но туристы тут не задерживаются, предпочитая осматривать достопримечательности города Дельфы и многочисленные горные вершины, морские заливы и колоритные уголки Фокиды.
В летние месяцы тут почти не бывает дождей, господствует средиземноморский климат, наиболее жаркие месяцы – июль-август, когда температура может подниматься выше 30 градусов. Пляжи с мелким песком окружены оливковыми рощами, а пляжный сезон длится с конца мая по октябрь включительно.
Древний город Дельфы расположен на юго-западе Фокиды на высоте 700 м над уровнем моря, почти в 10 км от коринфского залива.
Тут проводились знаменитые Пифийские игры, оглашал свои предсказания Дельфийский оракул, амфитеатр развлекал в IV веке до н.э древних жителей.
В святилище Апполона (VI – IV в.в до н.э.) хранился монумент Омфалос, сделанный из куска мрамора и символизирующий место, откуда и появилось все существующее земле. Сегодня здесь можно увидеть хорошо сохранившиеся руины этих и многих других исторических жемчужин.
Местный археологический заповедник в восточной части городка познакомит с остатками древних сокровищниц сифинийцев и эолийцев, мраморной сокровищницей афинян, храмами Афины и Геи.
В Дельфах можно очиститься и омолодиться у Кастильского источника (территория ущелья Федриад к востоку от святилища Аполлона) и постоять у прекраснейшего памятника архитектуры древности – толоса Афины Пронайи.
С Дельфами связаны самые значительные мифы и загадки Древней Греции.
Что посмотреть
Сейчас развалины древних Дельф представляют собой археологический парк, созданный после раскопок. Его самый значительный памятник, храм Аполлона, занимал центральную часть комплекса. В центре храма находился по преданию «пуп Земли» или омфал. От святилища Аполлона сохранилось лишь несколько дорических колонн.
Сейчас омфал хранится в Археологическом музее.
Первую остановку перед входом в святилище Аполлона древние паломники делали у священного Кастальского источника. В его водах проходили ритуальное омовение служительницы храма, пророчествующие пифии и жрецы. Все паломники тоже должны были искупаться в источнике для духовного очищения.}
Сегодня рядом с современной автомобильной дорогой можно видеть сооруженную еще в 6 веке до н. э. купальню, которая называется Нижняя Касталия. Вторая купальня, Касталия Скальная, выдолблена в скале на 50 м выше и ближе к источнику.
Не менее интересны и другие объекты парка: Дельфийский амфитетр, толос Афины Пронои, сокровищница Афин и т.д.
Археологический музей в Дельфах
В музее собрана одна из богатейших коллекций Греции. Здесь выставлены экспонаты, найденные во время раскопок. Для лучшего представления, как выглядел храмовый комплекс Аполлона в античные времена, представлена его реконструкция.
Вершина Льякура в Греции
Льякура – высочайший и красивейший пик Парнасского массива (2457 метров). Начать восхождение можно или со стороны Дельф/Арахова, или с юго-восточного подножия горы. Второй вариант лучше: отправная точка – Титорея, но чтобы выбраться на тропу, надо ехать на автобусе или поезде, а потом брать такси – да и ночевать на горе, наверное, придётся. Если же на Парнас глянуть хочется, а мучиться – не очень, то легче, наверное, начать со стороны Дельф, строя маршрут как продолжение вылазки к Корикийской пещере: переночуйте после пещеры в хуторке Каливья на плоскогорье Ливади – до хутора минут 45 ходу от пещеры. На хуторе хватает гостиниц-шале для горнолыжников и есть таверны, хотя летом многие из этих заведений закрыты.
Люди поэнергичнее могут попробовать перемахнуть через весь массив за день, начав долгий поход на заре в Земено, между Араховой и Эдиповым троепутьем, и спустившись в Ано-Титорея – или наоборот. После Земено, где есть пара вполне доступных для любого кошелька гостиниц-ресторанов, тропа, поначалу обозначенная как часть местной тропы 22, поднимается на высоту 1200 метров до Баитанорахи, а затем проходит перевал, известный как Сидеропорта и, после него вливается в путь в гору, идущий из Титореи. Мудрее, однако, будет прихватить с собой еды на день, воды – литра два на человека, и хотя бы самое необходимое для ночлега на природе: ненастье о своём приходе не предупреждает, родников немало, но они рассеяны по обширной площади и по дороге попадаются нечасто, а турбазы для альпинистов у вершины или закрыты, или очень уж убоги.
К Льякуре – из Титореи через овраг Велица
Основной маршрут через девственную парнасскую природу не обходится без поезда или автобуса – иначе не попасть в Като-Титорея. Затем надо будет подняться в деревню на 6 километров повыше, она называется Титорея и подъём проще всего преодолеть на такси. Рассчитывайте часов на шесть с лишним, которые отнимет подъём с рюкзаком за плечами, а обратный путь займёт около 4,5 часов. Сама деревня – красоты неописуемой: каменные дома, испещрённые заплатами античной стены (включая тщательно выстроенную башню), а в церкви Святого Иоанна Богослова сохранились роскошные древнехристианские мозаики, находящиеся под стеклом. У живописной платии много таверн, в Tithorea можно снять комнату.
С главной площади Титореи берите курс на северо-запад и, миновав церковь с несколькими могилами рядом с нею, пройдите через ещё одну, меньшую, площадь Андруцу (с бюстом греческого революционера, именем которого она названа – этот деятель прятался неподалёку). Продолжая путь по мощёной камнем тропе, мимо последних деревенских домов, выходите к нарисованному красным на белом ромбу на указателе, за которым мощёная брусчаткой полукруглая платия с чинарой, фонтаном и цементным проскинитарьо, а за площадью разверзается огромный овраг Велица.
Дальнейший маршрут по большей части проходит через лес, но вода появится лишь когда вы пройдёте больше половины пути до источника Царес. Как раз после маршрут пересекается с маршрутом на Баитонорахи из Земено, вскоре после базы на пике Льякура. На последнем участке подъёма вы минут за двадцать без особого труда взбираетесь к вершине, двигаясь более или менее по кромке кряжа. Если день выдастся ясным, то вы, особенно после дождя, увидите гору Олимп на севере, Эгейское море на востоке, а Ионическое – на западе, и Пелопоннес, заполняющий весь юг.
Мифы о Дельфийском оракуле
Началось всё с того, что Боги поделили Землю. Кончено, в ту пору грекам была известна только юго-восточная Европа, Средиземное, Чёрное и Азовское моря и совсем немного Северной Африки, включая Египет, так что делили исключительно их.
Сам дележ, по Эсхилу, вышел крайне впечатляющим и стал основанием для полноценных войн богов, однако Дельф это не коснулось — права на городок и ближайшую гору предъявила сама Гея, прародительница почти всех участников Титаномахии.
Кусочек был лакомый, однако все прочие претенденты предпочли сдержать справедливый порыв и вскоре Гея уже обживалась на новом месте.
Именно в Дельфах она познакомилась с лесной нимфой Дафной, которая и стала первой прорицательницей Геи, причем идея оказалась настолько хороша, что вскоре появился целый комплекс строений, а число прорицателей и их прислуги возросло многократно. Небожительница даже создала огромного дракона по имени Пифон, который и защищал это место от притязаний смертных.
Впрочем вскоре, этот клочок земли Гея отдала своей дочери, Фемиде, незадолго до того, как последняя была выдана замуж за Зевса.
Самой Фемиде, как богине правосудия, предсказания скорее мешали, так что подарок был не то, чтобы очень востребованным, однако молодая богиня нашла решение — она передала Дельфы своей сестре Фебе, которая с благодарностью его приняла. Именно Феба в конце концов и подарила Дельфы Аполлону, как своему любимому внуку.
Изложенное основано на работах Эсхила, а так как древние греки не отличались постоянством – оно может не соответствовать представлениям других эпох.
Так, существует (и весьма популярна среди экскурсоводов) версия, в которой святилище Аполлон не принял в дар, а отбил у Пифона в жаркой схватке, и первыми прислужниками стали спасенные Аполлоном от потопления моряки.
Версия Эсхила была выбрана лишь как наиболее подробная, классическая и непротиворечивая. Впрочем, это не мешает ей оставаться сказкой — реальность была несколько более приземленной, хотя и довольно экстравагантной.
Гора и её окрестности
Чтобы воочию увидеть, что такое Парнас, можно отправиться по одному из пешеходных маршрутов. Они начинаются от Дельф и Араховы или со стороны юго-восточных склонов горы. По маркированным тропам можно добраться до Корикийской пещеры или Корикиона Андрона, посвященной Пану. Она находится на высоте 1370 метров, и идти до неё нужно около 4 часов.
Продолжив путь, можно дойти и до вершины Лиакура. На ночь туристы часто останавливаются на небольшом хуторе Каливья, который находится в сорока минутах ходьбы от пещеры. Тропы наверх ведут и со стороны деревни Титореи, расположенной с другой стороны горы. С вершины открываются ослепительные пейзажи, в хорошую погоду отлично видно Пелопоннес и гору Олимп.
Значительная часть массива является национальным парком Парнас. Здесь растут кефалонийские ели, водятся лисицы, кабаны, волки, барсуки, грифы и беркуты. На одном из горных склонах размещается деревня Арахова с интересной греческой архитектурой. Местные жители славятся изготовлением ковров ручной работы.
Ниже, у подножия горы находится посёлок Итея. Он разместился на самом берегу залива, в восьми километрах от Дельф. В прошлом это был зажиточный торговый порт, сейчас он является типичным туристическим городком. Рядом находятся обширные оливковые рощи, которые любят посещать гости Итеи.
Что такое Парнас?
Название Парнас происходит ещё с догреческих времён и, по всей видимости, относится к хетто-лувийским языкам. Предполагается, что их слово parnassas происходит от слова «дом» или «храм» и трактуется как «гора, где обитает бог».
Вместе с тем, существует и другая версия, по которой, название является палеобалканским словом «саранчовый» — эпитетом, обозначающим Аполлона. Именно с этим богом – покровителем искусств, древние греки и связывали гору. В последствие, термин перенёсся и на самих деятелей культуры.
В XIX веке во Франции возникло литературное движение Парнасской школы. В него входил Теофиль Готье, Леконт де Лиль, Жорж Леконт, Сюлли-Прюдом. Их творчество было близко Верлену, Бодлеру, Рембо, а в России их стихи переводили Брюсов, Волошин, Бунин, Жуковский и т.д.
Инфраструктура города
Добраться в Дельфы можно самостоятельно на автомобиле (взять на прокат, или на собственном), заказать экскурсию – специальные автобусы доставят к месту назначения, или на рейсовом автобусе, выходящем из Афин через каждые 2 часа.
Но чтобы хорошо прочувствовать все особенности этого «Места Силы», нужно побыть здесь несколько дней. Благо, в маленьком современном городке, что расположился поблизости древних руин, есть большое количество отелей, в основном небольших, семейного типа, но имеются и 3-х и 4-х звездочные.
Несмотря на его небольшие размеры, в городке довольно много кафе и ресторанов, кухня есть и местная, и общеевропейская, продукты и блюда всегда свежие, а также есть магазины и сувенирные лавки.
Посетив город летом, можно попасть на Дельфийские игры – с их помощью греческое правительство старается возродить древние традиции. Здесь проводятся не только спортивные состязания, но и разные фестивали, конкурсы, выставки и презентации.
Кто-то едет в этот город, чтобы побольше узнать о истории, религии и культуре древних Дельф, кто-то, чтобы прикоснуться к мифам и легендам, а кто-то просто насладиться тишиной и покоем. Но всех туристов, посетивших этот город, ожидает приятный бонус в качестве великолепных пейзажей, чистого воздуха и особенной ауры этой местности.
Пещерное озеро Мелиссани
Греция известна не только памятниками архитектуры и истории. Острова поражают своей удивительной природой. Озеро, расположенное внутри карстовой пещеры на острове Кефалония, известно всему миру, хотя обнаружено совсем недавно. В 1963 году местный пастух заблудился и совершенно случайно открыл вход в пещеру, где увидел невероятное зрелище – подсвеченное сверху бирюзовое озеро с чистейшей родниковой водой. Дальнейшие раскопки показали, что озеро было раньше известно людям – здесь поклонялись богу плодородия Пану, но затем волшебное место оказалось забыто на долгие столетия.
Противоречивая история
Откинув в стороны все мифические особенности, из работы Эсхила можно вынести следующее — когда-то в Дельфах поклонялись не Аполлону, а другому божеству, но при этом уже тогда жрецы выдавали пророчества. Что вполне совпадает с результатами раскопок — первое святилище, принадлежащее именно Аполлону, было построено в Дельфах в конце VII века до н. э., но вот первое строение вообще появилось там еще за четыреста лет до этого.
Гомер в своих трудах также называет его святилищем «Феба» (одно из прозваний Аполлона), однако сам автор жил столетия спустя и отсутствием воображения не страдал, так что опираться на его труд целиком и полностью будет неразумно.
Достоверной информации о доаполлонских Дельфах – нет, но если попробовать опереться на древнегреческие труды (в частности, на того же Гомера и, с уже большей долей доверия, Геродота), можно понять, что еще в XI-X веках до нашей эры в Дельфах уже было святилище с полным набором жрецов.
Павсаний (автор одного из первых адекватных описаний Древней Греции), вообще упоминает о четырех храмах Пифоса, которые сменились один за другим, причем Аполлону принадлежали только последние два. Так что мифы о Пифоне и святилище Геи вполне имеют под собой основание, хотя вряд ли смена божества, покровительствовавшего святилищу совершилась так бескровно. Гораздо более вероятен вариант, когда захваченные верящими в Зевса греками Дельфы были насильственно обращены в нужную веру, а красивый миф придумали потом, чтобы не потерять паству и репутацию.
Святая гора Афон
Одно из культовых для христиан место – гора Афон, располагается в южной части Крита. Первые предания о культовых сооружениях на самой вершине относятся к IV веку н.э. Существует даже легенда, что именно к подножию горы Афон причалил корабль с Иоанном Богословом, который и принес критянам весть о воскрешении Иисуса Христа. В VI веке император Византии Константин предоставил монахам всю землю этого возвышения, где они и живут по сей день.
Теперь это полноценная монашеская республика в составе Крита. Монастыри доступны для посещения паломниками, но только мужского пола. Согласно легенде, это пошло с тех времен, когда на гору захотела взойти дочь императора – Плакидия, но икона внезапно ожила и не допустила женщину на святую землю. Кроме того, даже мужчинам придется перед посещением монастырей получить особое разрешение от настоятеля.
Практическая информация
От Афин до Дельф курсируют рейсовые автобусы или можно добраться на такси. Поездка займет около 3 часов.
Остановиться на ночлег можно в курортном поселке Арахова или в Дельфах.
От городка Дельфы до археологического комплекса можно дойти пешком примерно за 15 минут.
На склонах горы Парнас расположенны два крупных горнолыжных центра. Лыжный центр «Парнас» состоит из двух подразделений, Kellaria и Fterolakka, которые вместе представляют собой самый большой горнолыжный курорт в Греции. Другой небольшой горнолыжный центр называется Gerontovrahos и находится недалеко от Kellaria.
Спорт и активный отдых в Парнасе являются основным мотивом среди приезжающих сюда туристов. Оба горнолыжных курорта по-прежнему расширяется и совершенствуются, в 1993 году здесь был установлен первый высокоскоростной подъемник в Греции.
Сегодня горнолыжные центры работает с 14 подъемниками, 4-местной канатной дорогой, 4-местным высокоскоростным кресельным подъемником, максимальная вместимость всех подъемников составляет около 5000 человек в час. Лыжный центр Парнас может похвастаться 25 лыжными трассами и около 12 горнолыжных трасс, общей длиной 30 км (19 миль). Самая длинная лыжная трасса составляет 4 км (примерно 2 мили).
Что посмотреть на материке
Оказаться в Греции – это все равно что попасть в начало всех начал. Колыбель цивилизации подарила миру сотни дорических и ионических храмов, статуй, ваз, скульптур. Древним грекам мы обязаны появлению демократии, театра, водопровода, водяных мельниц. Здесь сосредоточено все наследие человечества. Самые значимые достопримечательности сосредоточены на материковой части Греции.
Парфенон
Парфенон
Парфенон – это самый главный храм в древних Афинах. Храм, ровно, как и сам город, был посвящен богине Афине, которая считалась покровительницей полиса. Строительство совпало с возвышением Афин над всей акваторией Эгейского моря. Проект был осуществлен благодаря зодчим Иктиону и Калликрату в 5 веке до н.э. Это самое значимое здание во всем Акрополе. В 18 веке архитектурный шедевр подвергся разграблению, часть скульптур была вывезена и продана Британскому музею.
Гора Афон
Гора Афон
Это одна из самых главных святынь православного мира. Земной Удел Богородицы почитается не только верующими христианами, но и входит в список Всемирного наследия человечества. Это единственный объект под эгидой ЮНЕСКО, где живут более двух тысяч монахов в 20 монастырях. Наиболее древние монастыри ведут свое летоисчисление от 8 века. Чтобы посетить Святую гору Афон необходимо получить разрешение – диамонитирион (виза паломника). Документ выдается только лицам мужского пола и любого вероисповедания (но предпочтение, естественно, отдается православным). Диамонитирион оформляется всегда только на четыре дня и его стоимость составляет около 25 евро с человека.
Озеро Пластира
Озеро Пластира
Это самое необычное озеро в стране. Его причудливая красота никого не оставит равнодушным. И хотя озеро Пластира создано не природой, а силами человека, оно прекрасно. Вокруг растут дубы и каштана, а зеленые склоны гор обрамляют водную гладь. Здесь можно заняться греблей на каноэ или рафтингом, а также покататься на лошадях или отправиться в поход по тропам вокруг озера.
Храм Гефеста
Храм Гефеста
Храм Гефеста возведен на западной стороне Афинской Агоры. Как и все храмы Греции, он посвящен богам. В данном случае богу Гефесту, который был богом огня и покровителем кузнечного мастерства. Строительство храма относится примерно к 450 г. до н.э. Имя архитектора не сохранилось, но скорее всего это был тот же зодчий, который работал над Пантеоном. Колонны из мрамора, изящные скульптуры и барельефы с изображением подвигов Геракла и Тесея – это делает место особенным среди всех достопримечательностей Афин.
Древний город Коринф
В древности Коринф соперничал с Афинами и Фивами за господство над торговыми путями. А сегодня от былого величия остались только руины. Согласно легендам и мифам в Коринфе жил великий аргонавт Ясон, который сумел добыть «Золотое руно». Основные достопримечательности, которые дошли до наших дней, это храм Аполлона, здание театра, две прямые улицы (их проложили римляне), множество скульптур и колонн. Особый интерес вызывают колодцы, во множестве сохранившиеся в Коринфе. Их предназначение доподлинно неизвестно. Возможно, их использовали, как склад для продуктов. Посещение древнего Коринфа платное, стоимость составляет около 6 евро.
Плака (Афины)
Плака (Афины)
Чтобы проникнуться духом старого города, стоит отправиться в самый аутентичный район Афин. Эти места любят посещать не только туристы, но и местные жители. Большая часть зданий была возведена 200-300 лет назад на фундаменте периода античности. В Плаке прекрасно уживаются наследие разных эпох: римский форум, фасад библиотеки Адриана, мечеть Сулеймана Великого и, конечно, Башня ветров. Также Плака славится обилием ресторанов, кафе, сувенирных лавочек, бутиков и множества магазинчиков.
Историческая справка. Мифология
Точная дата появления Дельф неизвестна, однако археологические исследования, проведенные на их территории, показывают, что начиная с 16 века до н.э. место имело большое религиозное значение: уже в то время здесь процветал культ женского божества, считавшегося матерью всей Земли. Спустя 500 лет объект пришел в полный упадок и лишь к 7-6 вв. до н.э
начал приобретать статус важного святилища Древней Греции. В данный период оракулы города имели значительную власть, участвовали в решении политических и религиозных вопросов
К 5 веку до н.э. Дельфы превратились в главный греческий духовный центр, в нем начали устраиваться Пифийские игры, которые помогали сплотить жителей страны и привить им чувство народного единства.
Однако уже к 4 веку до н.э. Дельфы начали терять свое былое значение, но все-таки продолжали оставаться одним из самых крупных греческих святилищ. В первой половине 3 века до н.э. на Грецию напали галлы и полностью разграбили священное место, включая его главный храм. В 1 веке до н.э. город захватили римляне, однако это не помешало грекам столетие спустя восстановить уничтоженный галлами храм в Дельфах. Окончательный запрет на деятельность греческих оракулов поступил от римского императора Феодосия I только в 394 году.
Говоря о древнегреческом городе, нельзя не коснуться его мифологии. Общеизвестно, что греки верили в существование на Земле мест, обладающих особой силой. К таковым они относили и Дельфы. Одна из легенд гласит, что Зевс с разных концов планеты отправил на встречу друг другу двух орлов, которые пересеклись и пронзили друг друга острыми клювами на склонах горы Парнас. Именно эта точка была объявлена Пупом Земли – центром мира, обладающим особенной энергией. Так, появились Дельфы, впоследствии ставшие главным древнегреческим святилищем.
Гора Парнас в Дельфах
Еще один миф повествует, что изначально город принадлежал Гее – богине Земли и матери неба и моря, в дальнейшем передавшей его своим потомкам, одним из которых был Аполлон. В честь бога солнца в Дельфах было построено 5 храмов, но до наших дней уцелели фрагменты лишь одного из них.