Уникальные ценности
Кроме богатой истории, кельнский собор хранит множество уникальных предметов искусства и реликвий. Например, чудотворное распятие, которое католический епископ и святой Геро подарил собору. Распятие изготовлено из дуба еще в первом тысячелетии. По легенде, однажды на распятии появилась трещина. Тот самый епископ Геро приложил к трещине просвирку, и повреждение тут же исчезло.
Еще одной святыней, находящейся в храме, является рака Трех Святых Царей. В этой раке хранятся мощи трех волхвов, Каспара, Мельхиора и Бальтазара, которые когда-то принесли дары младенцу Христу. Мощи привез в город епископ Кельна в 1164 году. Историки думают, что именно данное событие послужило основным толчком к строительству грандиозного собора.
Гордостью готического храма можно назвать и витражные окна, сохранившиеся еще с XIII века, а также самый большой в мире действующий колокол «Петер», весом в 24 тонны.
Таинственная история
Существует несколько таинственных легенд, связанных с этим монументальным строением. Их много, но я расскажу вам самую интересную — о том, откуда появился первоначальный чертеж.
Говорят, что архитектор получил целый год на создание плана собора, но никак не мог закончить чертеж. Он так волновался, что не мог усидеть дома. Все время не получалось, идеи были совершенно не те… Архитектор фон Риле гулял по городу, он заметил мужчину, который делает набросок. Заглянул через плечо — а там идеальный план собора!
Он тут же начал просить продать ему чертеж, а мужчина согласился. Правда, взамен потребовал душу. Понятно, кого встретил в тот день архитектор? А еще дьявол предложил небывалое — он сам построит собор всего за 3 года, но взамен попросит души жены и детей архитектора.
Как вы думаете, что было дальше? Он согласился! Подумал, что за 3 года даже сам дьявол не сможет построить здание с собственного чертежа. Шло время, собор строился, становился все больше, выше. Тогда жена архитектора спросила, в чем причина его печалей?
Как только женщина узнала, как поступил ее муж — она начала искать способ обмануть дьявола. Когда наступит первое утро четвертого года — прокричит петух. До этого момента по договору дьявол должен был закончить строительство.
Утром рано-рано жена архитектора прокралась к строительной площадке и сама прокричала петухом. Тут дьявол понял, что не успел закончить последнюю башенку. Он разозлился, разрушил свое же творение, а под конец прокричал, что если собор захотят построить заново — после закладки последнего камня начнется Конец Света.
Кстати! После первого этапа строительства чертежи внезапно пропали. Потребовались столетия для того, чтобы возобновить строительство по оригинальным чертежам. Проделки дьявола?
Кёльнский собор — строительство и длинная история
Если внимательно изучить историю, строительство Кёльнского собора можно разделить на два этапа. Первый этап начался в 1248-м году. Идея строительства величественного собора, который своими размерами и архитектурными формами должен был превзойти легендарные французские соборы, пришла к архиепископу Конраду фон Гохштадену.
Фасад собор
Правда, история Кёльнского собора начинается еще раньше. Правильнее будет сказать, что готическое архитектурное чудо ведет свою историю с 1164-го года. Тогда еще никто не думал о возведении гигантского здания. В 1164-м году в Кёльн были ввезены останки трех Святых Волхвов. Они были своего рода трофеем, полученным в результате покорения итальянского города Милана. Именно тогда архиепископ Кёльнский задумался о том, что святые мощи должны находиться в достойном для них месте. Изначально за десять лет для них изготовили саркофаг, который и сейчас доступен для ознакомления в Кёльнском соборе. Древние мастера сделали раку для самой драгоценной святыни христианства из чистого золота и благородного серебра, а огромное количество драгоценных камней лишь подчеркивают значимость для верующих мощей трех Волхвов. К слову, во многих туристических проспектах мощи трех Волхвов могут называться мощами трех Королей.
В 1248-м году был заложен первый камень в фундамент Кёльнского собора. Кстати, его форму архитектор Герхард не разработал самостоятельно, а позаимствовал у одного из храмов Франции. Согласно проекту, внутренние помещения здания должны были освещаться естественным светом, именно поэтому сейчас и создается, благодаря стройным пилястрам, ощущения воздушности здания.
Южный портал собора
Арки Кёльнского собора было решено сделать заостренными, что отличало их от арок практически всех французских храмов. Кроме этого, заостренные арки символизируют стремление человека ввысь – к Богу. Первой была построена восточная часть Кёльнского собора. Строительство длилось, согласно сохранившихся до наших дней документам, чуть более 70-ти лет. За это время был возведен алтарь, внутренние хоры, окруженные галереей. Как только строительство хоров было завершено, началось строительство северной части Кёльнского собора. Для этого пришлось снести Старый храм, в котором во время строительства продолжались богослужения.
С 14-го по 15-й век были завершены нефы на южной части собора и построены поочередно три этажа Южной башни. К слову, на этой башне в 1449-м году были установлены колокола, каждый из которых имел свое название «Специоза» и «Претитоза». Кроме этого, в начале 15-го века северная часть собора была накрыта кровлей. Как ни странно, на этом первый этап строительства был завершен, а собор, при этом, стоял недостроенным до 18-го века.
Западный фасад собора
А что внутри?
Внутри собора собраны уникальные реликвии. Он похож на огромный музей. Здесь скульптуры и полотна, дары, предметы старины, религиозная утварь. Это настоящая сокровищница ценностей, которые были собраны за все 600 лет строительства. Конечно, по большому счету каждый камень, каждое стеклышко в витражах — настоящее сокровище. Собор находится под защитой ЮНЕСКО.
Кстати, колокол собора носит имя «Петр». Он весит 24 тонны! История его создания удивительная — его отлили из побежденных пушек армии Франции.
Основное пространство внутри занимает главный зал. Он окружен небольшими часовнями, маленькими капеллами. Так каждый может почувствовать себя один на один с Богом. Подобная система распространена в западной религиозной архитектуре.
Внутреннее убранство дополняют витражные окна. Почти 10 тыс. кв. метров стекла стали удивительными витражами. Его еще называют «стеклянным храмом». Конечно, все они создавались в разные годы и даже разные эпохи.
Можно заметить явные стилевые различия. Самые древние находятся на клиросе, относятся приблизительно к 1304 году. Они хорошо сохранились. Это уже даже не просто витраж, а произведение искусства — сцены Старого и Нового Заветов.
Еще один интересный витраж находится высоко под крышей — окна Трех Волхвов. На верхнем этаже витраж Библейские окна — через него в храм льется свет. Создается впечатление, что он падает прямо с Небес.
«Баварские витражи» — можно назвать самыми новыми. Были изготовлены в 1848 году, подарены королем Людвигом I. Их называют «высочайшим творением новой готики».
Кельнский собор внутри и мои впечатления
Красивые и древние витражи на окнах, которые удалось спасти во время бомбардировок.
Кстати, о бомбардировках. Уж не знаю, правда или нет, но собор сознательно не бомбили во время второй мировой войны, потому что он служил отличным ориентиром. Весь город был практически снесен с лица земли, а Кельнский собор стоял.
Не сильна в религиозных достопримечательностях, но, наверное, это тоже что-то важное
А вот и главная реликвия Кёльнского собора – мощи трех волхвов (Каспар, Бальтазар и Мельхиор), которые первыми увидели Младенца Христа.
Тут же неподалеку тетеньки ведут реставрационные работы.
Можно спуститься в крипту, но для меня там не было ничего интересного.
Возле указателя на крипту неплохо бы задрать голову и обратить внимание на потолок
Много людей толпились возле этих реликвий, слева распятие Геро – 2-метровый крест из дуба.
Хотя Кельнский собор и огромный, внутри я провела немного времени, минут 15. То ли я была не в духе, то ли так и есть – но собор не зацепил. Вот, бывает, заходишь в старинную церковь или другой большой собор и ахаешь, а тут такого не случилось.
Другая полезная информация. Напротив входа в собор расположен туристический информационный центр. На площади и прилегающих территориях есть бесплатный вай-фай.
Немного побродив туда-сюда, я отправилась в Музей Людвига, который находится практически за углом. Но об этом в следующий раз.
Сейчас в Кельн можно слетать очень дешево, если воспользоваться услугами а/к Победа. Проверьте цены на билеты из вашего города!
голос
Рейтинг статьи
Кёльнский собор — святое место
Если подойти к Кёльнскому собору, можно увидеть, что на прилегающей к нему территории ведутся постоянные археологические исследования. Специалисты уж давно доказали, что место, на котором построен Кёльнский собор, считалось святым еще за 600 лет до прихода в наш мир Спасителя. В результате раскопок были найдены руины древних храмов, которые были построены еще в честь языческих богов. Однако и после прихода в Кёльн христиан, на месте Кёльнского собора постоянно строились различные церкви, многие из которых были впоследствии разрушены или сожжены.
Вид собора с площади Ронкаллиплац
Есть данные, что в 500-м году на территории, которая в настоящий момент прилегает к собору, была возведена усыпальница, в которой археологам при раскопках удалось найти два тела: женщины и мальчика. Удивительно, но даже по прошествии огромного промежутка времени и постоянных строительных работ, могила не была разграблена. В ней найдены бесценные экспонаты, выполненные из золота, серебра и драгоценных камней. Естественно, это говорит о том, что похороненные неподалеку от Кёльнского собора люди, относились к одной из правящих династий. По предположению некоторых историков, династии Меровингов. Как уже говорилось выше, церкви на этом месте возводились с завидной регулярностью. Видимо, место, на котором в настоящее время возвышается Кёльнский собор, всегда считалось священным.
Архитектура города
Кельн – город с поистине богатой историей и архитектурой. Турист, посмотрев на многие величественные старинные здания города, вряд ли подумает, что на самом деле большинство из них – мастерские реконструкции. В действительности, многие богатейшие строения были сильно разрушены во время Второй мировой войны. Но их настолько детально и реалистично реконструировали, что в это даже сложно поверить. Одним из самых знаменитых строений в Кельне является Кафедральный собор св. Петра и Марии, который зачислен к мировому наследию ЮНЕСКО. Фасад собора ошеломляет своим величием и красотой – это самый большой церковный фасад в мире!
Собор вмещает более 20 тысяч человек одновременно, а высота башен-близнецов, увенчивающих строение, достигает 157 метров! Эти башни видны с любой точки города. Строительство храма началось еще в XIII веке, но в связи с разными событиями, было закончено лишь в XIX веке.Внутри собор поражает не менее, чем снаружи. Его живописные и изящные витражи, церковные предметы Средневековья и рака с мощами трех царей, которые пришли к новорожденному Иисусу – несомненно, являются дополнительными украшениями храма.
Это незаурядное строение вы найдете по адресу Domkloster 4.
Старинная городская Ратуша, находящаяся на Rathausplatz, также заслуживает вашего внимания. Ратуша является самой старой в Германии, ее история начинается еще в XII веке. Ратуша очень красива, ее украшают 130 каменных статуй, арок и беседка в стиле ренессанса.
Более «молодым», но не менее значимым являетсяДворец Аугустусбург, построенный в начале XVIII века. Выполненный в стиле рококо, замок объединил в себе архитектурные и живописные шедевры с не менее прекрасными скульптурами и ландшафтным дизайном. Внутренний интерьер восхищает своей роскошью. Замок богато украшен фресками и лепниной. Здесь вы увидите красивейшую парадную лестницу, залы, столовую и изящные балконы, старинную ванную комнату и покои епископа.
Также вы можете насладиться прогулкой по уютному саду стиля барокко с красивыми аллеями, клумбами, фонтанами, прудами и необычными деревьями.
Этот величественный ансамбль, который также относится ко Всемирному наследию ЮНЕСКО, вы найдете по адресу Schlossstr., 50321 Brühl.
Еще рекомендуем посмотретьАббатство Св. Мартина, здание Кранхауз, магазин 4711.
Также хотим обратить особое ваше внимание на мосты, которых в Кельне великое множество. Вы можете увидеть тут старинные и современные инженерные находки, большие и маленькие строения, величественные и изящные мостики:
- Римский мост;
- Мост Святого Северина;
- Мюльхаймский мост;
- Южный мост;
- Зоопарковый мост;
- Мост Роденкирхен;
- Мост Дойц;
- Мост Гогенцоллернов.
Мост Гогенцоллернов
Мост Святого Северина
Мост Роденкирхен
Мост Дойц
Еще советуем прогуляться по выдающимся улицам города:
- Улица Хоэ-штрассе;
- Улица Эренштрассе;
- Улица Шильдергассе;
- Улица Брайте-штрассе.
Собор Кельна сегодня
Сегодня в стенах Кельнского Собора проводятся церковные службы и мессы, а также некоторые религиозные праздники. В стенах храма устраиваются концерты органной музыки. Кроме того здание храма является открытым для посещения музеем. Здесь хранится уникальная коллекция гравюр, полотен и картин на библейскую тему, огромное количество скульптур, средневековых фресок и рукотворных драгоценностей. Восхищают и одухотворяют знаменитые Кельнские витражи с изображением германских королей и библейских сцен. Огромную ценность представляет творение Стефана Лохнера – «Поклонение апостолов».
История строительства Кельнского собора в Германии.
Уникален не только внешний и внутренний вид Кафедрального Собора в Кельне, но и сама история его строительства. Место для возведения было выбрано не случайно. Интересно, что в первой половине I столетия здесь уже был храм, посвященный римским богам. Начиная с IV столетия, на этой территории начали строить христианские храмы, которые ветшали от времени или уничтожались пожарами. В середине XIII века, после передачи кельнскому архиепископу Райнальду фон Дасселю святых мощей трех волхвов, хранившихся ранее в Милане, было решено построить храм, который превзойдет все ранее построенные.
Первый камень в основание Кельнского собора в Германии положил архиепископ Конрад фон Гохштаден в середине августа 1248 года. Поначалу работы продвигались быстро, но вскоре они затормозились, и только к 1560 году была возведена основа сооружения. Вплотную к строительству Кёльнского собора вернулись в 1824 году, в результате чего, по обнаруженным в архивах чертежам и планам, были достроены знаменитые 157-ми метровые башни и остальные части, а также украшены фасады. Для этого мастера изготовили множество скульптур на библейскую тематику, собрали сотни квадратных метров уникальных витражей и отлили из бронзы ворота для порталов. Завершение строительства собора в Кельне, длившегося 632 года, с большими торжествами отметили в 1880 году. Сочетание в облике этого храма черт средневековья и неоготики, характерной для XIX столетия, сделали Кельнский собор в Германии одним из величайших историко-архитектурных памятников.
Во время Второй Мировой войны здание Кельнского собора почти не пострадало, за исключением нескольких незначительных повреждений и выбитых взрывной волной с южной стороны витражей. Основную реставрацию закончили уже к 1956 году, а в 2007 восстановили витражи Кельнского собора, используя для этого более 11500 составных разноцветных стеклянных элементов. Начиная с 1996 года, собор внесен в списки ЮНЕСКО как памятник мирового наследия и находится под защитой этой организации.
Кёльнский собор — легенда об архитекторе
Из вышесказанного можно сделать вывод, что от архитектора, который разрабатывал план Кёльнского собора, требовались знания, выдержка, терпение. По большому счету, он должен был быть гениален. Существует легенда, в которой говорится о том, что архитектор так и не смог разработать план величественного собора. Он постоянно путался в расчетах и не знал, что дальше делать с чертежами. Он призвал в помощники самого…. дьявола. Он обратился к Сатане с просьбой помочь ему составить план Кёльнского собора. Дьявол ответил, что помогать ему он не будет, а уже принесет готовые чертежи здания, которое в будущем станет самым величественным в мире. За это он попросил лишь одно – душу Герхарда. Обмен чертежа на душу должен был состояться в тот момент, когда прокричит первый петух.
Об этой черной сделке узнала жена Герхарда, она не могла позволить своему мужу променять душу на чертежи собора. Жена архитектора, еще затемно, прокукарекала вместо петуха, тут же явился Сатана и передал чертежи. Когда прокукарекал настоящий петух, чертежи уже были у Герхарда и тот мог не отдавать дьяволу свою душу. Вот такая легенда ходит вокруг главного и первого архитектора Кёльнского собора. Кстати, она еще имеет продолжение. Обманутый Сатана наложил проклятие на собор. Он сказал, что как только собор будет завершен, наступит конец света.
Вид на башни собора
Сокровища
Одним из сокровищ собора является Высокий алтарь, который был установлен в 1322 году. Он построен из черного мрамора, с твердой плитой длиной 15 футов (4,6 м), образующей вершину. Передняя и боковые стороны перекрыты нишами из белого мрамора, в которые вставлены фигуры, в центре — Коронация Богородицы .
Самым знаменитым произведением искусства в соборе является Храм Трех Королей , построенный по заказу Филиппа фон Хайнсберга, архиепископа Кельна с 1167 по 1191 год, и созданный Николаем Верденским в 1190 году. Традиционно считается, что в нем хранятся останки Три волхв , чья мощь были приобретено Фридрихом Барбароссы в завоевании Милана в 1164 Святыне принимает вид большой реликварий в форме basilican церкви, сделанный из бронзы и серебра, позолоченные и украшенный с архитектоническими деталями, образной скульптура, эмали и драгоценные камни. Святилище было открыто в 1864 году, и в нем были обнаружены кости и одежда.
Рядом с ризницей находится Распятие Геро , большое распятие, вырезанное из дуба со следами краски и позолоты. Считается, что оно было построено около 960 года для архиепископа Геро, это самое старое большое распятие к северу от Альп и самая ранняя известная большая отдельно стоящая северная скульптура средневекового периода.
В часовне причастия находится Мадонна Майлендер («Миланская Мадонна»), датируемая примерно 1290 годом, деревянная скульптура, изображающая Пресвятую Деву Марию и младенца Иисуса . Алтарь святых покровителей Кельна с запрестольным изображением международного готического художника Стефана Лохнера находится в Мариенкапелле («Часовня Святой Марии»). После завершения строительства в 1265 году расходящиеся часовни сразу же были приняты в качестве захоронений. Мощи святой Ирмгардис нашли место последнего упокоения в часовне святой Агнесы. Считается, что ее трахитовый саркофаг был создан гильдией каменщиков собора около 1280 года. Другие произведения искусства находятся в Сокровищнице собора.
Во внутреннюю стену встроены пара каменных табличек, на которых высечены положения, сформулированные архиепископом Энглебертом II (1262–1267 гг.), Согласно которым евреям было разрешено проживать в Кельне.
Вторая Мировая война — неприкосновенный собор
У многих вызывает удивление тот факт, что легендарный Кёльнский собор практически не получил повреждений во время Второй Мировой войны. Объяснения этому пытаются дать современные военные стратеги: они утверждают, что советские, английские, американские и французские летчики не сбрасывали бомбы на собор, чтобы использовать его высокие башни в качестве ориентиров. Все вокруг находилось в руинах, среди них, словно появившись из другого мира, возвышался Кёльнский собор.
Центральный портал западного фасада собора
Если стратегию летчиков объяснить просто, то, как объяснить тот факт, что многочисленные снаряды, выпущенные из дальнобойных орудий, падали куда угодно, только не на готический собор? Видимо, его все же охраняли высшие силы. Естественно, на стенах Кёльнского собора в 1945-м году можно было встретить немногочисленные следы от осколков и пуль, но они были скорее «исключением из правил». Эти «повреждения» стали причиной для новых реставрационных работ. Интересно то, что фирма, отвечающая за восстановление готического храма, по сей день работает у его стен. Туристы и в наши дни могут увидеть неподалеку от собора небольшое служебное помещение этой фирмы.