Немного истории.
В 615 году н.э. Сонгцэн Гампо — тридцать третий царь Ярлунгской династии Тибета в 13-летнем возрасте взошел на трон. До сих пор тибетцы с трепетом и уважением произносят его имя. Он впервые в истории Тибета объединил разрозненные племена. Во время его правления в Тибет активно проникает и развивается Буддизм. Им проведено множество реформ: финансовая, налоговая, военная. Введена система уголовных наказаний. Страна разделена на 6 административных частей, которые имели центральное подчинение. В результате его правления тибетское государство стало мощной, сильной и стабильной структурой.
Тибетцы считают Сонгцэна Гампо воплощением бодхисатвы сострадания Авалокитешвары. (В настоящее время воплощением Авалокитешвары считается глава тибетского буддизма Его Святейшество Далай-лама XIV).
Ввиду укрепления мощи Тибетского государства во времена правления Сонгцэна Гампо, соседские государства поспешили породниться с ним, тем самым отведя угрозу войны от своего народа. Мы расскажем вам о двух женах короля: Китайской принцессе Вэн Чэнь и Непальской принцессе Бхрикути. Обе принцессы являются важными фигурами в истории Тибета. Именно под их влиянием Сонгцэн Гампо принимает буддизм и делает все возможное для развития этой религии на Тибете.
Слухи о красоте, обаянии, утонченных манерах и таланте китайской принцессы Вен Чень ходили не только среди Китая, но и в соседних государствах. Её руки добивались цари Персии и Индии. Но, благодаря мудрости своего советника, тибетский принц стал законным мужем принцессы. Итак, караван с молодой принцессой отбыл в Тибет. Поистине бесценные богатства везла с собой мудрая принцесса: не только золото и драгоценности, но семена злаковых, шелк, фарфор, книги, музыкальные инструменты, китайских ремесленников. И самый главный подарок — статую Будды Шакьямуни в возрасте 12 лет — считается, что эта статуя была создана при жизни Будды Шакьямуни и освящена им. По древней легенде в самых труднопроходимых местах статуя Будды шла сама и часто в темные ночи освещала дорогу каравану.
Картина Николая Константиновича Рериха «Дары китайской принцессы». На одной из повозок мы видим установленную статую Будды:
Другая невеста тибетского принца Бхрикути Деви – дочь непальского царя Аншуриаруама – привезла в качестве приданого статую Будды Шакьямуни в возрасте 8 лет.
Появление на Тибете двух уникальных статуй положило начало основанию города Лхасы (или Расы, как называют его тибетцы), что означает «святое место» — обители богов, и распространению и укреплению буддизма.
Для привезенных статуй тут же начали строится Храмы..
Для Будды Шакьямуни в возрасте 8 лет построили храм Джокханг (639-647 гг..). Этот храм стал резиденцией непальской принцессы, фасад его был обращен в сторону Непала – на запад.
Для Будды Шакьямуни в возрасте 12 лет был построен храм Рамоче. Строительством этого Храма руководила сама Вэнь Чень. Этот храм становится резиденцией Вэнь Чень и обращен на восток, в сторону Китая.
На многих танках Сонгцен Гампо изображается царем на троне. На его голове золотой или оранжевый тюрбан с головой Будды Амитабхи. В руках Колесо Закона и цветок лотоса – символ чистоты в Буддизме. С правой стороны — непальская жена Бхрикути, с левой стороны — китайская жена Вэнь Чень. В храме Джокханг среди многочисленных статуй Будд, мы можем увидеть и статуи легендарного принца и его жен.
НАШ БЛОГ
http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>lass=»wp-block-kadence-postgrid kt-blocks-post-loop-block alignnone kt-post-loop_f26dab-3e kt-post-grid-layout-grid «>
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ТИБЕТУ В 2021 г. После более чем года, когда он был закрыт для всех иностранных посетителей, Тибет, наконец, снова открывается для иностранных гостей, проживающих в настоящее время в Китае. К путешественникам в 2021 году предъявляются дополнительные требования. Ниже вы найдете полный список документов, необходимых для посещения Тибета. Как известно, пандемия covid изменилась…
В этой статье мы исследуем лучшие места для медитации в Тибете. Тибетские буддийские монахи практикуют медитацию на протяжении веков. Медитация — неотъемлемая часть изучения тибетского буддизма. В то же время это выгодно всем. Неудивительно, что медитация становится все более популярной, поскольку люди ощущают ее положительное влияние на повседневную жизнь …
В этой статье мы расскажем обо всем, что вам нужно знать, чтобы подготовиться к походу на гору Кайлас, известному как кора в буддизме и ятра / парикрама в индуизме. Вы найдете информацию о необходимых документах, когда лучше всего приехать, как добраться до горы Кайлас из Тибета, Непала и Индии, как подготовить, что…
Тибет часто называют Крышей мира из-за его большой высоты. В этой статье мы собрали факты, которые иллюстрируют и доказывают, что Тибет не зря носит это имя. Если мы посмотрим на топографическую карту мира, Тибет явно выделяется. Но насколько он на самом деле высок? В этом…
ОБНОВЛЕНИЕ: Непал вновь откроет Гималаи, включая Эверест, на осенний сезон 2020 года. 30 июля Непал начал выдавать разрешения на восхождение. Тибетская сторона остается закрытой. В связи с распространением случаев коронавируса по всему миру и Китай, и Непал приняли решение закрыть Эверест для альпинистов на весенний сезон 2020 года. Во-первых, власти Китая отстранили альпинистов …
Гора Эверест не нуждается в представлении, это самая высокая гора в мире и самая известная. Эверест расположен на границе между Тибетом и Непалом и доступен из обеих стран. Северная сторона пика находится в Тибете. Пик называется Джомолангма. Южный склон находится в Непале и…
Музей Тибета
Музей Тибета находится на юго-востоке парка Норбулинка. Это первый в Тибете музей, оснащенный современным оборудованием и занимающий огромную площадь в 53959 квадратных метров. Это колоссальный, богато убранный музей с ярко выраженным традиционно-архитектурным стилем Тибетского народа, живописно воспроизводит особенности современной архитектуры в гармонии с искусством.
В музее собрано огромное количество ценнейших экспонатов, среди которых особым внимание пользуются предметы культуры доисторического периода, издания на тибетском языке написанные вручную, древнейшие танки (иконы в тибетском стиле), музыкальные инструменты, культовые принадлежности, предметы прикладного искусства с ярко выраженным национальным колоритом, керамические изделия причудливых форм и так далее. Здесь Вы познакомитесь с историей тибетского народа, уходящей в глубокие века с богатой и изящной культурой и искусством
Большинство из экспонатов уникальны, и их нигде больше не встретить
Здесь Вы познакомитесь с историей тибетского народа, уходящей в глубокие века с богатой и изящной культурой и искусством. Большинство из экспонатов уникальны, и их нигде больше не встретить.
Общий вид музея снаружи очень красив: ухоженные газоны, пышные деревья, везде приложена рука умельца. На территории музея есть площадка для проведения тибетских праздничных мероприятий, здесь также находятся салоны чисто тибетского национального стиля, магазины с сувенирами и предметами прикладного искусства, где Вы сможете выбрать тибетские ковры, танки (иконы), украшения из тибетских камней, в том числе из небесных жемчужин, коралла, бирюзы и многое другое.
Вход в музей бесплатный.
Монастырь Ганден
Монастырь на горе Вангбур в 47 км от Лхасы в Тибете, один из самых крупных буддийских монастырей и знаменитый университет школы гелуг тибетского буддизма, а также место паломничества. Ранее Ганден был одним из трех государственных монастырей. Название Ганден (Тибетский перевод санскритского «Тушита») — легендарная обитель Будды Майтреи. Монастырь находится на высоте 4500 м.
Монастырь Ганден был оcнован в 1409 году учениками Цонкапы. Цонкапа прибыл на место будущего монастыря с одним из своих учеников — Гендун Друбом (1391–1474), который посмертно был признан Первым Далай-ламой. Гендун Друб поручил двум другим ученикам руководить строительством, и основные здания монастыря были возведены за год. Позже Ганден, который был поделен на два колледжа — Шарце и Жангце — превратился в огромный монастырский комплекс, в котором проходило обучение до четырех тысяч монахов. Монастырь был практически полностью разрушен в годы «культурной революции» (1966–1968), но потом был восстановлен. В монастыре сейчас более 200 монахов. Находясь в удалении от Лхасы, Ганден менее популярен среди туристов и паломников, чем Сера и Дрепунг, однако исторически именно в монастыре Ганден находились руководители администрации и политические лидеры школы гелуг.
О главном
Джокханг, или Джоканг – древний храм, святыня, бережно хранимая приверженцами тибетского буддизма. Он располагается близ площади Бархор в центральной части исторического города Лхасы – столицы Тибета, который сейчас входит в состав Китая и считается его автономным районом.
Храм является старейшим во всей Лхасе и относится к секте гелугпа. Он занимает довольно обширную территорию – 25 000 кв. м. Всемирно известная организация ЮНЕСКО не смогла обойти Джокханг стороной и включила его в свой список культурного наследия.
На вопрос о том, как переводится название, есть исчерпывающий ответ – «Дом Господа Будды». Главная драгоценность этого места – статуя Джово Шакьямуни, Великого Учителя в двенадцатилетнем возрасте.
Джокханг существенно отличается от обычной достопримечательности в любом другом городе. Это в первую очередь действующий монастырь, где живут и служат монахи, проводятся различные обряды, а по большим датам происходят торжественные празднования – к примеру, Фестиваль тысячи молитв, проводимый каждый год. Также именно здесь с давних времен происходят все важнейшие события, связанные с Далай-ламой и его преемником – Панчен-ламой.
Сегодня в монастырь стремятся попасть тысячи людей. Особо верующие проделывают долгий путь пешком, чтобы наконец прикоснуться к духовному миру Страны снегов. Достигая пункта назначения, они простираются у входа, делают подношения статуям, заливают масло в лампадки, которые не гасли уже много лет, произносят мантры и обретают покой.
Монастырь Рамоче, архитектура, достопримечательности и святыни
Изначальное здание монастыря Рамоче, которое строилось под патронажем принцессы Вэньчэнь, было в китайском стиле, но сгорело во время большого пожара. От первоначального здания остались лишь фундамент и подвал. Тот храм, что мы видим сейчас, был построен в конце 15 века и уже в тибетском стиле. Несмотря на то, что Рамоче был построен в то же время, что и Джокханг, он всегда был в тени. Кунга Дондруп, ученик Цонкапы, возглавил монастырь в 1474 году.
Он использовал его в качестве главного зала собраний для недавно основанного Высшего тантрического колледжа (Гьюто), в котором в период его расцвета обучалось около 500 монахов. Монахи обучались пению, построению мандал и совершали сложные тантрические ритуалы. Монахи Высшего тантрического колледжа до сих пор используют монастырь Рамоче для обучения.
При входе в Рамоче коридор сначала ведет в часовню защитников с левой стороны. В центре часовни на лошади сидит божество прорицания – Дордже Юдронма., защитница Высшего Тантрического колледжа, а также другие божества-защитники. Идя прямо, можно видеть главный актовый зал с рядами мягких сидений для монахов, в центре которого находится трон Далай-ламы.
По обе стороны от него находятся статуи Цонкапы, Кунги Дхундупа, основателя Высшего Тантрического колледжа, и Трицзяна Ринпоче, Наставника нынешнего Далай-ламы. Главное святилище находится в задней части храма. Пройдя среди статуй четырех Королей-Хранителей, взгляду открывается драгоценная статуя Джово Мике Дордже.
Цепак Лакханг-это храм, который является частью монастыря Рамоче, и люди посещают его в одно и то же время. Название храма означает часовню Будды Долголетия. Слева от Рамоче располагаются ряды продавцов благовоний из можжевелового дерева и большую горелку с дымом, поднимающимся над ней. Многие тибетцы традиционно ходят вокруг монастыря, совершая простирания, читая мантры и вращая молитвенные колеса.
Если вы присоединитесь к паломникам, чтобы совершить кору вокруг монастыря, вы увидите фрески с изображениями трех Божеств Долголетия. Многие тибетцы очень часто приезжают сюда, чтобы получить благословение от Будды Долголетия.
От главных ворот монастыря уходит пешеходная улица Рамоче Лам (СяоЧжаосы Лу по-китайски) и это одна из самых колоритных улочек в Лхасе, полная чайных, ресторанчиков, магазинов и прилавков с закусками и сувенирами. Здесь также есть женский монастырь Чан Ригсум Лакханг. «Ригсум» означает три Будды: Манджушри, Авалокитешвара и Ваджрапани. Здесь содержится необычная статуя Палден Лхамо, покровительницы Лхасы
Палден Лхамо
Рамоче очень популярен среди местных посетителей и паломников со всего . Однако его посещают очень немногие туристы. Поэтому посещение монастыря Рамоче — хорошая возможность, чтобы уйти от толпы туристов и заняться наблюдением за людским круговоротом в центре Лхасы.
Рекомендации
- Не оставайтесь на улице до позднего вечера. Здесь много узких переулков, поэтому можно легко заблудиться.
- Разные продавцы могут продавать одну и ту же вещь по разной цене. В связи с этим лучше сначала узнать стоимость того или иного товара в нескольких местах и только потом принимать решение о покупке. По тибетской традиции продавец будет предлагать самую выгодную цену первому и последнему покупателю за день. Это связано с верой местных жителей в то, что первый и последний покупатель приносят удачу.
- Тибетские ножи не могут быть вывезены за границу на самолете. Если вы приобрели нож, то его можно отправить через центральное отделение Почты Китая (中国邮政) на улице 北京中路 к северу-западу от улицы Баркор. Дополнительную информацию об отправке можно получить у продавца непосредственно перед покупкой.
- Улица находится на высоте 3650 метров над уровнем моря, поэтому не рекомендуется заниматься физической активностью, бегать и прыгать.
- Надевайте одежду, защищающую от сильного солнечного света, но при посещении тибетских монастырей не забывайте снимать головной убор.
- Следуйте буддийским правилам: говорите тихо, уважительно относитесь к другим людям, при нахождении в храмах сохраняйте спокойствие.
- Фотографируйте в соответствии с местными правилами. Не делайте снимки паломников или тибетцев крупным планом без их разрешения.
eatswords
Приложиться головой к ноге статуи
По тибетскому поверью, таких изображений Будды всего два. Второе находится в месте рождения Будды – Бодхгайе. Статуя представляет собой высочайший образец буддийского искусства. А вообще изображений Будды, создание которых буддийская традиция приписывает временам Будды, всего несколько в мире. Одним из таких изображений, возможно, является статуя Сандалового Будды, находящаяся в Эгитуйском дацане Республики Бурятия.
Джово Шакьямуни находится в восточной стороне храма в специально отведенном для него святилище, представляющем собой небольшую комнату приблизительно 5 на 5 м. Статуя установлена посредине комнаты на возвышении, к которому ведут несколько ступенек.
В настоящее время она обычно закрыта железной цепной решеткой, через которую паломники могут приложиться головой к ее ноге. Иногда решетку убирают, и несколько раз я видела ее без всякого ограждения.
Достопримечательности храма Джокханг
В храме находится более 30-ти комнат-святилищ. Главной статуей храма, как мы уже говорили, является Будда Шакьямуни Джо. Возможно, второй по своей значимости является 5-составной, 11-ликий и 1 000-рукий Авалокитешвара, который находится в середине северной стены.
По одному из преданий, эта статуя чудесным образом появилась во времена царствования Сонцзэн Гампо. По другому – была слеплена из смеси разных благовонных трав по приказу царя. Кроме того, считается, что внутрь ее помещено сандаловое изображение того же Авалокитешкары, привезенное из Индии.
Существует еще одно предание: сам царь вместе со своими женами, непальской и китайской принцессами, слились с этой статуей в момент смерти. Именно поэтому ее и называют 5-составной, так как она состоит из главной статуи, сандаловой, царя Сонцзэн Гампо и двух его жен. Говорят, что настоящее изображение 5-составного Авалокитешвары было утрачено в период культурной революции, а находящееся в храме сейчас – копия, сделанная в недавнее время. Документами, подтверждающими это или обратное, мы, к сожалению, не располагаем.
Далее через одну комнату в углу на антресолях находится большая статуя реформатора буддизма Цзонхавы. Существует множество легенд по поводу ее происхождения. По одной из них, она была сделана по приказанию царя Сонцзэн Гампо, который предвидел появление на свет великого ламы.
Говорят, что Цзонхава, увидев изваяние, признал в нем самого себя и сообщил об этом посторонним. Те, увидев поразительное сходство, воздали почести как самому ламе, так и его изображению.
На втором этаже, прямо над главным входом, находится большое помещение, в котором расположены очень чтимые большие статуи царя Сонцзэн Гампо, китайской принцессы Вэнь Чэн и непальской принцессы Брикхути.
Если проследовать по внутренней лестнице на третий этаж, то попадаешь в святилище богини Палден Лхамо, которая считается главным защитником Тибета, особенно среди приверженцев школы Гелукпа. Богиня также особо почитается женщинами. В комнате находятся две статуи богини: справа – в мирной ипостаси, слева – в гневной. В гневной ипостаси богиня держит меч, лицо ее закрыто тканью. Богине преподносят «сэржэм» – ячменное вино – или водку.
Рамоче, древний монастырь столицы Тибета
В 7 веке король Сонгцен Гомпо женился на китайской принцессе Вэньчэнь и непальской принцессе Бхрикути, чтобы укрепить связи с соседними странами. Обе принцессы привезли в Тибет много важных религиозных предметов, священных писаний, в том числе две статуи.
Принцесса Вэньчэнь привезла в статую Джово Шакьямуни, изображающую Будду в возрасте 12 лет. Первоначально храм Рамоче был построен именно для размещения статуи Джово Шакьямуни. По легенде сама Вэньчэнь, опасаясь военной угрозы со стороны империи Тан, через какое-то время спрятала драгоценную реликвию в потайную комнату Джокханга. Джово Шакьямуни снова явили миру в 8 веке, но он так и остался в Джокханге.
После смерти Сонгцена Гампо тибетцы перенесли статую Джово Мике Дордже, привезенную непальской женой короля Бхрикути, в Рамоче. Эта статуя, изваянная Вишвакарманом, изображает восьмилетнего Будду Шакьямуни, как принца, до его просветления. Статуя, покрытая золотом и украшенная драгоценными камнями, находится во внутреннем зале, цангханге, под защитой четырёх королей-защитников.
Статуя пережила немало сложных лет: во времена гонений на буддизм ее закапывали в землю — говорят, что сдвинуть с места статую никто не смог, потому просто закопали на том месте, где она стояла. В 20 веке во время Культурной Революции Рамоче был лишен статуса храма. Драгоценная статуя Будды из Рамоче была разрезана на две части, и туловище ее было впоследствии найдено лишь в 1983 году в мусорной куче в Лхасе, а ее голова оказалась в Запретном Дворце Пекина. После обнаружения туловища 10-й Панчен Лама привез голову статуи в Тибет, и Джово Мике Дордже восстановили.
ИСТОРИЯ ХРАМА ДЖОКХАНГ
Взгляд на Живые кварталы Далай-ламы в храме Джоханг
Джокханг был основан в 647 веке. Царь Сонгтсен Гампо женился на китайской принцессе Венчэн и непальской принцессе Брикути, чтобы заключить союз с соседними странами. Они прибыли в Тибет со святыми статуями и святыми артефактами. Король приступил к строительству храма Джокханг, где разместилась статуя Джово Мекьо Дордже, представляющая восьмилетнего Будду Шакьямуни. Статую привезла Непальская жена в качестве приданого. Именно поэтому храм обращен на запад, в сторону, где находится Непал.
В то же время был построен храм Рамоче, чтобы разместить еще одну важную статую — Будды Джово Шакьямуни. На статуе изображен Будда в возрасте двенадцати лет. Эту статую привезла Китайская жена короля. Поэтому храм Рамоче обрщен на восток, в сторону Китая.
Храм Джокханг был построен на озере Отанг. Согласно легенде, тысячи коз носили землю. чтобы заполнить озеро. По сей день некоторые посетители слышат звуки воды подземного озера. Ремесленники пришли из Непала для строительства храма.
После смерти короля Сонгтсена Гампо тибетцы перенесли статую Джово Шакьямуни из Рамоче в Джокханг, чтобы защитить ее от армии Тан, которая собиралась вернуть ее в Китай. Статуя оставалась скрытой в одном из залов Джокханга, пока жена короля Трейда Цугтсена не вернула ее.
Сегодня мы можем увидеть оригинальное здание с множеством элементов, относящихся к 7 веку. Однако было много дополнений к комплексу. Дворик появился во времена Цонкапы. Позже Пятый Далай-лама расширил его и реконструировал некоторые элементы храма. Несколько внутренних резных колонн и входных арок остались оригинальными с 7 века. Это работа мастеров-невари, которые приехали из долины Катманду в Непале, чтобы работать на строительстве.
Во время Культурной революции внутреннее убранство Джокханга была сильно повреждена, и многие артефакты были украдены. Позднее, храм был восстановлен.
История
История храма Джоканг берет свое начало в 639 году нашей эры благодаря тибетскому правителю по имени Сонгцен Гамбо. Философия буддизма увлекла его, и он за свою жизнь сделал многое, чтобы распространить ее на своих владения, где на протяжении многих столетий господствовала древняя религия бон.
Однажды, занимаясь медитацией, Гамбо воспарил над землей и увидел, что очертания Тибета похожи на тело демоницы, лежащей на спине. Чтобы ее укротить, нужно было построить по всей территории страны буддийские храмы.
Между тем у царя было две жены: красавица из Китая Вэньчэн и непалка Бхрикути. Они были непростыми девушками.
Царь Гампо и его жены
Во-первых, обе они были из благородных знатных семей, родство с которыми помогло Тибету укрепить связь с Поднебесной и Непалом. Во-вторых, они обладали неплохим приданым, в числе которого у Вэньчэн было изваяние двендцатилетнего Шакьямуни – Джово Будда, а у Бхрикути – статуя Учителя, когда он был восьмилетним мальчиком – Джово Микьо Дордже. И, в-третьих, они были умными принцессами и обладали знаниями в области строительства, а также фэн-шуй.
Вэньчэн выяснила, что сердце дьяволицы находится прямо на месте озера Охтанг, поэтому необходимо было его осушить, чтобы построить на этом месте монастырь.
Наконец в 647 году удалось сравнять с землей озеро и закончить строительство Джоканга. Рядом был возведен Малый Джоканг – Рамоче, где стала обитать китаянка Вэньчэн, а также хранилась привезенная ею статуя Джово Будда.
Всего было построено двенадцать храмов: они образовывали три круга, по четыре сооружения на каждую сторону света. Первый круг удерживал корпус дьяволицы,который приходился на территорию Лхасы. Следующий круг держал коленные и локтевые сгибы, а третий – конечности.
Первозданный облик Джоканга времен царя Гамбо не менялся почти тысячелетие, пока в 17-м веке к власти не пришел Далай-лама V. При нем некоторые постройки были отреставрированы или сооружены заново. Тогда же храм наполнился множеством изваяний, барельефов, настенной живописью, сохранившейся до наших дней.
Не лучшие времена Джоканг переживал в 60-70-е годы прошлого столетия, когда в Китае разбушевалась культурная революция. Тогда в стенах святыни организовали свинарник, а с другой стороны – казармы для китайских военных. После окончания революции монастырь, к счастью, восстановили.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТУРЫ
8 DAYS LHASA НА ВЕЧЕРНЕМ ТУРЕ
Красивое и захватывающее путешествие, начинающееся в Лхасе, столице Тибета, и посещающее базовый лагерь Эвереста. Экскурсия посещает дворец Потала, храм Джоханг, монастыри Сера, Дрепунг и Ташилунпо, ступу Кумбум, озеро Ямдрок и ледники Карола.
Доступны как групповые, так и частные туры
ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ
6 ДНЕЙ ТИБЕТСКОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ТУР
Этот частный тур доставит вас из Лхасы в долину Ярлунг и к монастырю Самье. Ярлунская долина является родиной тибетской цивилизации. Вы увидите Юмбулаканг, древний форт и первое сохранившееся здание в Тибете. После этого вы посетите Самье, первый буддийский монастырь в Тибете.
ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ
7 ДНЕЙ ЛХАСА В ТУР КАТМАНДУ
Этот тур начинается в Лхасе. Мы останемся там на 2 дня, чтобы исследовать столицу и акклиматизироваться. После этого мы отправимся к центру притяжения в Гималаях — гору Эверест. Мы проведем ночь у самой высокой горы на планете и продолжим движение через величественные горные хребты, проезжая мимо рек и водопадов до границы между Тибетом и Непалом.
ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ
Джоканг
Еще тридцатью годами ранее мы бы не смогли увидеть всей красоты тибетской столицы – тогда она на протяжении тринадцати веков, со дня своего основания, была закрыта для иностранных туристов. Сейчас забронировать тур или купить билет на самолет в Тибет, который стал частью Китая – дело пары кликов.
Западная сторона города в последние годы стала довольно современной и похожей на другие китайские города. А главные святыни находятся в центральной, самой древней части. В пешей доступности расположились интереснейшие монастыри, главный из которых – Джоканг.
Монастырь Джоканг, Лхаса
Он увидел свет благодаря тибетскому правителю Сонгцен Гампо. Считалось, что в тех местах на земле засела дьяволица. Ярый сторонник буддийской мысли, в 639 году он решил возвести храм в самом ее сердце, тем самым «пригвоздив» навсегда.
В строительстве царю помогали его верные спутницы-супруги – китаянка Вэньчэн и непалка Бхрикути. Они обладали знаниями в области фэн-шуй и архитектуры. Строительство велось не без трудностей – требовалось осушить озеро, а для нужно было на тысяче коз привезти издалека землю, но все же в в 648 году Джоканг был построен.
Сегодня он выглядит очень величественно: главное здание в четыре этажа, позолоченная крыша, больше восьмисот скульптур почитаемых будд, бодхисаттв, искусная резьба по дереву, живописные тханки, настенные узоры. Но главная святыня – это статуя Будды Шакьямуни в возрасте двенадцати лет, украшенная драгоценными камнями, которая в миру носит имя Джово Будда.
С крыши главного храма открывается прекрасный вид на главную площадь Баргхор и дворец Потала. Верующие совершают здесь священный обход территории по специальным дорожкам – кора, напевают мантры, делают подношения. Для них храм открыт с 8 утра, а для всех остальных посетителей – с 11.30 и до 20 часов.
Сера
Еще одна святыня «желтошапочников» – монастырь Сера. Он приходится почти ровесником Дрепунгу – возведение завершилось в 1419 году.
В интерьере здания можно найти много отсылок к Китаю времен Мин – все эти предметы декора были подарками китайских правителей. Сам комплекс состоит из учебного корпуса, зала для молитв и более 30 отделов. Монастырь может поместить порядка десяти тысяч монахов.
Монастырь Сера
Серу стоит посетить хотя бы потому, что в 15 часов каждый день, за исключением понедельника, монахи здесь устраивают дебаты, на которых могут присутствовать наблюдатели в лице обычных туристов. Ученики дискутируют на тему философских категорий, обсуждают тексты священных писаний.
Улица Баргхор
Приехать в Лхасу и не побывать на главной улице Баргхор едва ли получится. Она располагается в центральной части и обрамляет монастырь Джоканг. Баргхор имеет почти 1300-летнюю историю – она здесь находится с самого основания города.
Улочку нельзя назвать большой по меркам современных городов, но она отличается невероятной самобытностью. Некогда здесь был старинный квартал, а позже соорудили площадь с таким же именем.
Улица Баргхор, Лхаса
Сейчас это настоящая торговая жилка Лхасы – тут соседствуют сувенирные магазинчики, лавки, рынок. Отсюда точно не уйти с пустыми руками – оригинальные тибетские, китайские, индийские, непальские, бирманские товары сложно найти в одном месте где-то еще.