Карта харбина

«Белая эмиграция»

Известный факт, что многие представители русского дворянства не приняли Октябрьскую революцию, и были вынуждены эмигрировать. К 1924 году русских жителей Харбина было уже более 100 тыс. человек.

Это было уникальное явление в истории северокитайского города. Жить в Харбине русским было относительно легко, так в начале 1920-х годов возвели большое количество православных храмов, функционировала целая сеть школ с русским языком обучения, в том числе и Высшие учебные заведения, принимавшие в студенты только выходцев из России.

В период между двумя мировыми войнами город стал островком дореволюционной российской жизни, где пытались сохранить старые дворянские традиции в условиях заграницы.

История

В 1891 году в Российской империи началась стройка Транссибирской магистрали, сети железных дорог, предназначенных связать основную часть страны (под которой понимались 50 европейских губерний) с Владивостоком. В восточной части Транссиба рассматривались два варианта пути — северный, по российской территории вдоль Амура и южной, по территории Внутренней Маньчжурии, принадлежавшей китайской империи Цин. По политическим и географическим причинам — таким, как противодействие влиянию Японии на Северо-Востоке Китая, и более краткому пути по китайской территории от Читы до Владивостока, было принято решение провести Транссиб в Китае. В 1896 г., после поражения Цин в Первой японо-китайской войне, был подписан (секретный) Союзный договор между Российской империей и Цин о противодействии Японии, который, помимо прочего, предоставил РИ право на постройку железной дороги по южному маршруту. Эта часть Транссибирской магистрали получила название Восточно-Китайской железной дороги (КВЖД). Управление по ее возведению было основано на пересечении предполагаемого маршрута КВЖД с рекой Сунгари — в месте, которое позднее стало известно как Харбин. Несмотря на все трудности — такие, как восстание ихэтуаней в Китай против засилья иностранцев, в том числе и подданных Российской империи, строивших железную дорогу — КВЖД была открыта в 1903 году. В этом же году была открыта и параллельно строившаяся Южно-Маньчжурская железная дорога, от Харбина (тогда называвшегося «железнодорожный поселок Сунгари») до Порт-Артура на полуострове Ляодун, провинция Ляонин). Поражение в Русско-японской войне 1905 г. привело к тому, что Российской империи пришлось уступить Японии право на часть Южно-Маньчжурскую железной дороги (от Чанчуня до Порт-Артура); однако остальная часть КВЖД осталось в российском владении. Постройка железной дороги вызвала бурное развитие Маньчжурии и массовую миграцию китайского населения в этот, прежде малоосвоенный регион. Население Харбина к началу Первой Мировой войны составляло около 70 тыс. человек, в основном, русских и китайцев. В 1912 году империя Цин была свержена в ходе революции, а через несколько лет такая же судьба постигла и Российскую империю. Многие белоэмигранты бежали в Китай, осев — кто временно, а кто постоянно — в Харбине. Как писал архиепископ Нафанаил (сам бывший беженцем из России): «Харбин был исключительным явлением в то время. Построенный русскими на китайской территории, он оставался типичным русским провинциальным городом в течение ещё 25 лет после революции. В Харбине было 26 православных церквей, из них 22 настоящих храма, целая сеть средне-учебных школ и 6 высших учебных заведений.» В 1924 г. СССР и Китайская республика подписали «Соглашение об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом ССР и Китайской республикой». В частности, КВЖД оставалась под управлением СССР; работать на ней могли только советские и китайские граждане. Многие харбинцы приняли советское гражданство; другие же остались лицами без гражданства, либо приняли китайское гражданство, либо просто вынуждены были покинуть Китай. В 1931-1932 гг., Японская империя вторглась в Китай и оккупировала Маньчжурию, где было создано формально независимое (фактически управлявшееся японской армией) государство Маньчжоу-го. К 1935 г. СССР и Маньчжоу-го заключили «Соглашение об уступке Маньчжоу-го прав СССР в отношении КВЖД». Согласно соглашению, советские граждане были уволены с КВЖД и большинство из них выехало в СССР. Столица Маньчжоу-го располагалась в Чанчуне, однако Харбин к тому времени был крупнейшим городом Маньчжурии (по разным данным, население от 400 до 700 тыс. человек, преимущественно китайцев). Между прочим, в годы Маньчжоу-го близ тогдашнего Харбина (ныне район Пинфан Харбина) располагалось «Главное управление по водоснабжению и профилактике частей Квантунгской армии (Японии)», более известное как «Отряд 731» (яп. 731部隊), проводивший бесчеловечные биологические опыты над живыми людьми. 70% его жертв были китайцы, а 30% — русские, под которыми понимались все выходцы из Российской империи и Союза ССР. В 1945 г., Советская Армия в ходе Маньчжурской стратегической наступательной операции захватила Харбин. Выходцы из России, считавшиеся антисоветскими элементами (такие, как белоэмигранты и лица, сотрудничавшие с японской армией), подверглись репрессиям. Большинство оставшихся граждан СССР также покинули Харбин. В 1956 г. СССР передал территорию Маньчжоу-го Китайской Народной Республике. Таким образом, к середине XX века русский Харбин перестал существовать.  

Набережная реки Сунгари

Официально река Сунгари, которая делит Харбин на две части, на китайском языке называется несколько по-другому – Сунхуацзян, что значит «река соснового цветка». По той простой причине, что сосны являются не покрытосеменными (цветковыми), а голосеменными (хвойными) растениями, ученые полагают, что название Сунгари изначально было маньчжурским словом, в переводе значившим «Млечный путь».

Истоки Сунгари находятся в священных горах Байтоушань. Далее река проходит через пару провинций страны, причем она же представляет собой наиболее крупный амурский правый приток. Сама эта река имеет тысячу девятьсот двадцать семь километров в длину. На этой реке расположен не только Харбин, но и, например, Цзилинь и Цзямусы.

Немалая часть русла реки пролегает по заболоченным равнинам, так что в весеннее время, когда она разливается, местным от нее никакой радости нет. Сейчас правительство Китая обдумывает, как углубить речное дно для обеспечения большей судоходности.

Сунгари покрывается льдом с конца осени до начала весны. На обледеневшей реке харбинцы катаются на коньках, на санках или конях, устраивают моржевания в подготовленной проруби.

Расписание: открывается утром, в девять, закрывается вечером, в семь.

Дорога: можно проехать до станции «Fanghongjinianta» по одному из следующих автобусных маршрутов: №2, 8, 12, 16, 23, 65, 74, 79, 101, 102, 118, 204, 29.

Как добраться до Харбина

Близкое расположение Харбина к границе с Россией, сделала этого город крупным транспортным узлом. Многие жители России, живущие в приграничных городах, предпочитают на автобусе или поезде пересекать китайскую границу и в крупном городе, например, Харбине пересаживаться на местный транспорт, чтобы продолжить свой путь.
В Харбине есть 4 ж/д вокзала:

哈尔滨站 Главный вокзал Харбина/ Harbin Railway Station

Самый первый вокзал в городе, построенный в 1899 году. В прошлом главная станция КВЖД. От этого вокзала отходят поезда до всех крупных городов Китая – Пекина, Шанхая, Даляня, Тяньцзиня, Гуанчжоу, Сианя, Чунцина, и даже до города Хайкоу на острове Хайнань (24 часа в пути). Ближайшая станция метро Bowuguan.

哈尔滨西站 Западный вокзал / Haerbinxi Railway Station

С этого вокзала отходит скоростной поезд Харбин- Далянь (Северный вокзал). Протяженность маршрута 921 км, максимальная скорость 350 км/ч

哈尔滨东站 Восточный вокзал/ Harbin-Dong Railway Station

Историческая ветка КВЖД. Сегодня с этой станции, как и 100 лет назад, отправляется поезд Харбин-Маньчжурия. Расстояние маршрута 935 км. Также с этого вокзала отправляется поезд Харбин- Пекин (время в пути около 15 часов, стоимость билета от 156 до 422 юаней). Возле вокзала есть соответствующая станция метро Hadongzhan.

哈尔滨北站 Северный вокзал/ Harbin-Bei Railway Station

От этой станции отходит скоростной поезд Харбин-Цицикар (齐齐哈尔) и скорый поезд Харбин- Пекин (время в пути около 8 часов).
Международный аэропорт Харбина «Тайпин» (Harbin Taiping International Airport) расположен в 33 км от Харбина. Аэропорт разделен на два терминала – внутренний и международный. Обслуживает рейсы 26 локальных и зарубежных авиакомпаний, в том числе Аэрофлот, Уральские авиалинии, S7 Airlines. Прямым рейсом до Харбина можно улететь из Красноярска, Екатеринбурга, Якутска, Владивостока и Новосибирска.

Добраться от аэропорта до центра Харбина можно на такси (примерная стоимость 130 юаней) или на автобусе, который отходит от 1 этажа внутреннего терминала, стоимость билета 20 юаней.

Административные районы Харбина

По современной градации административных делений это город субпровинциального значения. Он делится на 9 районов, 2 городских уезда и 7 округов.

Карта Харбина с названием районов

Центральные районы

В центральных районах города ходит метро, которое функционирует с г.

Название на русском На английском и китайском Особенности Описание
Даоли Daoli | 道里区 туризм, торговля, финансы Район Даоли занимает историческую часть города. Он хорошо известен из-за главной Центральной улицы Харбина, которую русские туристы называют Арбатом.

Достопримечательности: – Парк имени Сталина – Софийский собор

Даовай Daowai | 道外区 торговля Даовай считается исторически старым районом с городскими портами.
Наньган Nangang | 南岗区 туризм, культура, торговля, образование, бизнес, политика Это прежде всего политический и культурный центр города и самый густонаселенный район: здесь проживает больше одного млн. жителей.

Помимо административных зданий для местных властей здесь есть находятся самые лучшие школы, Харбинский политехнический университет, Первый филиал больницы Харбинского медицинского университета.

Для туристов будут интересны:

– Железнодорожный вокзал Харбин – Северный театр – Никольский собор – Покровская церковь – Храм Конфуция – буддийский храм Цзилэсы – подземная торговая улица Гомао (Guomao)

Сунбэй Songbei | 松北区 туризм Это главный туристический район Харбина.

В Сунбэй входят территории, традиционно используемые харбинцами для отдыха и фотографирования местных пейзажей.

Сянфан Xiangfang | 香坊区 промышленность Район Сянфан является главной научно-технической и промышленной зоной, а также зоной развития экономики города Харбина. На его территории работают 3 завода.

Достопримечательности: – Алексеевская церковь

Пинфан Pingfang | 平房区 промышленность Основная промышленная зона Харбина. Здесь размещаются три крупных предприятия: самолётостроительный и двигателестроительный заводы, и завод по обработке легких сплавов.

Остальные

Отдалённые районы
Хулань Hulan 呼兰区
Ачэн Acheng 阿城区
Шуанчэн Shuangcheng 双城区
Пригороды
Шанчжи Sahngzhi 尚志市
Учан Wuchang 五常市
Сельская местность
Илань Yilan 依兰县
Фанчжэн Fangzheng 方正县
Биньсянь Bin 宾县
Баянь Bayan 巴彦县
Мулань Mulan 木兰县
Тунхэ Tonghe 通河县
Яньшоу Yanshou 延寿县

Топ достопримечательностей (8)

по алфавиту
   по популярности  

Софийский собор68

Софийский собор привлекает внимание туристов, приезжающих в Харбин, своей оригинальной архитектурой, сочетающей классический византийский стиль с элементами православия. Начало возведение собора относится к 1907 году, когда изначально построили деревянное здание, служившее церковью для русского Восточно-Сибирского полка

Харбинская соборная мечеть20

Харбин отличается от других городов Китая тем, что на его территории находится значительное количество храмов разных религиозных конфессий. Среди них особенно выделяется соборная мечеть, являющаяся средоточием мусульманского мира.

Иверская церковь18

Иверская церковь, или храм в честь Иверской иконы Божией Матери, был возведен в 1907 году по инициативе протоиерея Сергия Бродучана, служившего настоятелем в Никольском храме и выделившего около 30 тысяч рублей на строительство православной святыни.

Некрополь Хуаншань17

Некрополь Хуаншань находится в пригородной части Харбина и является известным мемориальным комплексом, созданным в 1959 году в связи с решением властей города перенести большую часть кладбищ, расположенных в центре города, на территорию Хуаншань.

Свято-Алексеевская церковь в Модягоу16

В Харбине находится одна из важнейших достопримечательностей православного мира – Свято-Алексеевская церковь в Модягоу, в которой сегодня расположен католический костел. За свою долгую историю церковь претерпела множество реконструкций.

Покровская церковь14

Покровская церковь, или Украинский приход, на сегодняшний день является единственной официально функционирующим православным храмом в Харбине. История церкви уходит своими корнями в 1922 год, когда харбинский митрополит Мефодий был вынужден искать помещение для размещения украинского прихода.

Музей провинции Хэйлунцзян10

Музей провинции Хэйлунцзян располагается в центральной части Харбина и является главнейшим музеем города, так как на его территории представлены уникальные и редкие экспонаты, отражающие все этапы исторического развития провинции.

Католический собор Святейшего Сердца Иисуса9

Собор Святейшего Сердца Иисуса представляет собой кафедральный собор, принадлежащий к апостольской администратуре города Харбина. Среди местных жителей также популярно название Польская церковь, так как она была возведена в 1906 году для поляков, строивших железную дорогу в Китае.

Софийский собор

Собор Св. Софии представляет собой очень важную харбинскую достопримечательность. По сути – одну из главных. Это здание расположено неподалеку от Первого Харбинского Универмага. Основной его купол построен в форме лука и возвышается на сорок восемь с половиной метров. Здание, построенное в традиционном русском стиле, не менее прекрасно, чем Собор Василия Блаженного. Изнутри храм расписывал русский художник Анастасьев. Здесь располагаются три священных места: центр со скульптурой Христа, справа иконы «Христос Воскрес», Св. Софии и Св. Николая.

Расписание: открывается утром, в восемь, закрывается вечером, в шесть.

Дорога: можно проехать до станции «Hayibai» или «Fashion building» по одному из следующих автобусных маршрутов: №1, 2, 13, 15, 64, 66, 113.

Харбинский Арбат

Широко известная улица Арбат в Харбине появилась в тысяча восемьсот девяносто восьмом году. Длина ее равна километру и четыремстам пятидесяти метрам, а по обеим сторонам стоят здания, построенные «под Европу». В тысяча девятьсот двадцать четвертом году Арбат был вымощен булыжниками из гранита. А с первого летнего дня он получил статус пешеходной улицы.

Каждое лето по вечерам, если тепло, на площадке, расположенной в середине улицы, выступают артисты, проходят показы мод. Еще вдоль Арбата стоят гостиница «Глория», а также магазин «Чурин», который построили в стиле барокко в конце первого десятилетия двадцатого столетия. На этой улице также расположен европейский ресторан «Хуа Мэй», в котором можно попробовать русскую кухню. Достаточно примечательна тут и гостиница «Модерн», возведенная в тысяча девятьсот тринадцатом году – в ней есть бары и кафе, в меню которых можно найти английские, русские, а также французские блюда. На Арбате стоит и наиболее брендовый в городе универмаг – Центральный.

Рабочие часы: можно посетить в любой момент.

Дорога: можно проехать до остановки «Central Avenue «или «Youyi road» по одному из следующих автобусных маршрутов: №1, 2, 8, 12, 13, 15, 16, 20, 23, 64, 85, 101, 102, 103, 113, 114.

Как добраться

Самый быстрый и удобный способ попасть в Харбин – приобрести билет на самолет из таких городов, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток или Якутск. При этом рейсы без пересадок предусмотрены не из всех городов, поэтому необходимо заранее уточнить эту информацию у авиакомпании.

Что касается поезда, то до Харбина можно доехать практически из любого крупного города Китая. Если вы любитель долгих путешествий, то смело отправляйтесь на поезде сообщением Москва-Пекин. Доехав до китайской столицы, вы без проблем доберетесь до конечного пункта назначения. Оказавшись в Китае, вы сможете добраться до Харбина также на автобусе.

Те, кто живут в приграничной зоне с Харбином, предпочитают добираться до него на автомобиле. Так, поездка из Хабаровска займет у вас около 13 часов, а из Владивостока – 9 часов.

Этимология. Что означает слово «Харбин»

Российские историки так до конца и не определили, что же буквально означает название города, поэтому представим несколько утвердившихся в лингвистике и истории версий.

Первая говорит о том, что это слово не китайского происхождения, а иероглифы, которыми название наносится на бумагу, означает «высокий берег». Другие лингвисты считают, что «ха-эр-бин» в китайском языке означает «веселая (красивая, хорошая) могила».

Вторая версия основана на монгольском происхождении названия города. Такой вывод можно сделать потому, что на монгольском «хабара» означает баранью лопатку. Они говорят, что холм, на котором вырос новый город, с высоты птичьего полета имеет такие очертания.

Третья версия переводит название города на основе двух маньчжурских слов, означающих «брод», «переправа».

История русского города в Китае

Харбин, как и другие города Китая долго оставался закрытым для иностранцев. Эти просторы начали осваивать только в конце 19 века. Особый интерес проявили Япония и страны Европы. Глава МИД Российской империи (в то время князь Горчаков) заговорил о расширении своего влияния на китайские территории и планировал подписать договора о торговом и политическом сотрудничестве.

В результате были созданы два торговых предприятия на территории Харбина. Обе страны понимали, недостаток Китая в том, что он имеет плохое транспортное сообщение, что повлияет на качество торговли. Кроме того, развитие транспортной инфраструктуры требовалось и в военно-стратегических целях. Поэтому было принято решение о создании Сибирской ж/д через Маньчжурию. Главное задача, стоявшая перед Россией – найти короткий и самый удобный торговый путь для обоих государств. Новая Китайско-Восточная железная дорога могла значительно сократить торговый путь, почти на 515 верст.

С целью воплощения проекта в жизнь из России в Китай был прислан известный в то время российский инженер – А. И. Шидловский. Он выбрал местность возле будущего большого торгового и транспортного узла Харбина (возле реки Сунгари), и тем самым положи начало активному развитию города.

Строительство ж/д началось в 1989 году. План застройки города и дороги составлен российскими инженерами и архитекторами. На Большом проспекте города с одной стороны сооружено Управление ж/д, с другой стороны – здание ж/д собраний, которое славилось наличием сцены, шикарных люстр и больших залов.

Хоть город и находиться на территории Китая, он долго считался одним из культурных центров России. Здесь очень много русских иммигрантов, которые в свое время приехали строить город. Во время возведения ж/д здесь были даже две администрации (России и Китая), некоторые вопросы решались только совместно.

В 1932 году город Харбин был оккупирован японской императорской армией, и к концу года Китайско-Восточная железная дорога находилась под полным контролем японцев. В связи с этим ухудшились не только доходы КВЖД, но и постоянные бесчинства японских военных влекли за собой значительные человеческие потери советских граждан. В 1935 году Советским Союзом было принято решение о продаже своей доли собственности Японии, при этом по соглашению все советские служащие подлежали увольнению с получением целого ряда выплат и выездом в СССР. Уволенным разрешалось вывезти в СССР беспошлинно за государственный счет все имущество без ограничения его размера. С 1935 года Харбин уже не находился под влиянием Союза, а то, что россияне оставили здесь свой след сегодня напоминает только несколько архитектурных сооружений.

Харбин не относится к курортным городам и не удивительно, ведь зимой здесь зафиксированы одни из самых экстремальных температур в стране и их резкие перепады. Зимы длинные и холодные, а для средины января обычной температурой считается -20°С. Снега в холодное время года выпадает очень много, но местные жители разумно им распоряжаются – устраивают фестивали и конкурсы снежных скульптур. Лето короткое с самой высокой температурой в +24°С.

Современные инженеры и архитекторы сумели спроектировать и начать сооружать метрополитен, который обслуживает город и районы. Его особенность в том, что оно может бесперебойно работать в местном суровом климате.

Экономика

Развитие Харбина связано с его исторической ролью центра железнодорожной сети Северо-Восточного Китая, соединенной с Транссибирской магистралью. Харбин, из-за влияния Российской империи, Японской империи и Советского Союза — одна из старейших промышленных баз Китая. Однако следует признать, что Северо-Восток Китая сейчас переживает не лучшие времена — по крайней мере, в сравнении с более южными регионами Китая. Хэйлунцзян и соседняя провинция Гирин являются одними из самых беднейших в Китае (Хэйлунцзян находится на втором месте с конца списка). ВРП городского округа Харбина (включающего сам город Харбин и прилегающие сельские территории) в 2019 г. составил 525 миллиардов юаней, несколько уменьшившись с 2017-2018 гг.; это примерно в семь раз меньше объема экономики Пекина или Шанхая и 14% от экономики Хэйлунцзяна. Население же Харбинского округа — 9,5 миллионов человек (в Шанхайском — 14 миллионов, в Пекинском — 13 миллионов); население Хэйлунцзяна — 37,5 миллионов. Правительство КНР с 2003 г. проводит программу «возрождения Северо-Востока Китая» (провинции Хэйлунцзян, Гирин и Ляонин). Как бы то ни было, Харбин — один из самых больших городов Китая, и по экономическому развитию значительно опережает большую часть страны.  

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Культура мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: