Рождение Великого Шелкового пути — Древний Китай
Великий Шелковый путь – это название древней трансконтинентальной магистрали, объединившей некогда Восток и Запад. Мало кто знает, что именно благодаря Великому Шелковому пути западный мир узнал об одной из самых загадочных стран древности – Китае. Именно оттуда в страны Запада во II веке до н.э. начинают привозить шелк и другие товары, неизвестные ранее в Европе.
Шелковый путь формировался на протяжении нескольких веков из небольших караванных дорог, соединяющих различные города на территории Китая и Центральной Азии, которые со временем превратились в целую торговую караванную дорогу со многим ответвлениями, ведущими в различные государства Востока и Запада.
История шелка и Великого Шелкового пути неразрывно связана с Китаем. По древней китайской легенде, первым человеком, распутавшим шелковый кокон в 2640 г. до н.э., была китайская принцесса Си-Лин-ши. Сам же Шелковый путь китайцы проложили не специально. В 138 году до н.э. император У-Ди из династии Хань отправил своего чиновника Чжан Цяня с дипломатической миссией на Запад. Чжан Цянь свою миссию благополучно провалил, так как попал в плен к гуннам, но зато после побега он много путешествовал вдоль древней караванной дороги и открыл множество новых стран. По возвращению домой император простил своего незадачливого слугу и вновь отправил с миссией установить дипломатические и торговые отношения с правителями западных стран. С этого момента начинается расцвет Великого Шелкового пути.
Великий Шелковый путь функционировал вплоть до XVI века и на протяжении всей своей истории он был окутан ореолом загадочности, романтических приключений и опасности. По караванным дорогам провозили не только «драгоценный» шелк, чей секрет, на протяжении трех тысячелетий тщательно охранял весь Китай от простых ремесленников до самого императора, но и драгоценные камни из Бадахшана, а также жадеит и нефрит из Хотана и Яркенда (Синьцзянь), которые еще больше подогревали интерес европейцев к загадочному Китаю.
Один из самых больших и удалённых от цивилизации отрезков Шелкового пути проходил через территорию современного Китая. Начинался Шелковый путь в древней столице Китая – городе Чанъань (сов. Сиань), затем он простирается через современную провинцию Ганьсу до города Дуньхуан, где Великий Шелковый путь делится на Северный и Южный. Фактически он представлял собой долгие переходы через пустыни и степи от одного китайского города к другому.
На отрезке от Ланьчжоу до Дуньхуана караванная дорога граничит с пустыней Гоби и эта часть дороги в древности считалась одной из самых опасных из-за частых нападений кочевников с севера. Единственной защитой для торговых караванов была Великая Китайская стена, которая тянется вдоль всего этого отрезка пути.
От Дуньхуаня через Камул, Турфан и Урумчи шел Северный путь, по которому в основном перевозили шелк и другие товары из центрального Китая. В свою очередь Южная дорога шла через Черчен, Хотан, Яркенд и Кашгар. По этой дороге в основном провозили жадеит, нефрит и другие драгоценные камни, которые добывали в горах Тянь-Шаня.
Великий шелковый путь был не только дорогой с Востока на Запад. По ней в Китай в средние века пришли такие новшества как хлопок, финики, огурцы, различные бахчевые и цитрусовые, и слоновая кость. Великий Шелковый путь стал также связующим мостом для обмена идеями и культурой. По нему из Китая на Запад привезли бумагу и порох. По нему совершил своё путешествие Марко Поло, открыв для европейцев загадочный Китай.
В древности и средневековье Великий Шелковый путь играл роль не только трансконтинентальной торговой магистрали, это был путь, по которому шли буддийские монахи, распространяя свое учение о мире. Так буддизм пришел из Индии в Китай и Центральную Азию. По Великому Шелковому пути вели свои армии Атилла и Чингизхан. По нему распространялись научные знания и культурные ценности.
На сегодняшний день существует множество проектов по возрождению Шелкового пути. Уже сейчас по некоторым его участкам проходят туристические маршруты. Кроме того, по инициативе ЮНЕСКО реставрируются некоторые караван-сараи, которые функционировали в средние века. Создаются все условия для безопасного и комфортного путешествия по древним караванным дорогам. Несмотря на то, что Великий Шелковый путь утратил своё основное значение, он как и тысячу лет назад остаётся своеобразным мостом, объединяющим многие народы Евразии.
Кашгар. Старый город и рынок.
Гуляли по старому городу, в этом районе еще сохранились старые колоритные дома, везде гуляют мудрые на вид Хоттабычи с бородками в длинных халатах и зеленых уйгурских тюбетейках.
Так и кажется, что сейчас кто-нибудь из них вырвет волосок из своей седовласой бородки и скажет «Ахалай-Махалай-Трах-Тибидох»! И что-нибудь произойдет. Хорошее, конечно. Мир во всем мире, например.
![]()
Дедушки Хоттабычи
![]()
![]()
А рядом с дедушками Хоттабычами идут пионеры в красных галстуках после школы. Смешные. Ходят в обнимку. Образованию в Китае придают большое значение, особенно образованию мальчиков. Их обучают с полутора лет. Считается, что именно мальчиков нужно обучать всем наукам очень скрупулезно. А девочек, как сложится уж.
![]()
Школьники ходят в обнимку
![]()
Одним нехитроумным способом мы левитировали в небо и сфотографировали для вас Кашгар с высоты.
![]()
Вечером Кашгар становится очень красивый, включается иллюминация и все вокруг преображается.
![]()
![]()
Правильным путем идете, товарищи.
![]()
Этим и закончим сегодняшний репортаж. Продолжение здесь
Друзья! Читайте наши другие статьи о путешествии за 1 месяц по Китаю:
->>Мы уже в Китае.Кульджа. И переезд в Куче.
->>Один день в Куче. Древний город Субаш.
->>Турфан — виноградный оазис и загадки прошлого
->> О том, как мы ехали из Турфана в Чэнду. Китайские поезда.
->> Чэнду, провинция Сычуань — знакомство с городом. Монастыри и народный парк.
->> Ченду — родина ленивых Панд. Едем в гости к мишкам.
->> До свидания Китай
Читать о других наших путешествиях!
Самостоятельные путешествия по Латинской Америке с wetravelin.com
Как снять дом в Краби (Ао Нанг). Наш опыт поиска дома.
Самый одинокий рассвет в моей жизни.
Сказания о кхмерских землях…
Династия Хан
Рельеф с Бан Чао и королем Юлем (Чжун) Кашгарским в 73 году н.э.
Самое раннее упоминание о Кашгаре происходит, когда посланник китайской династии Хань путешествовал по Северному шелковому пути, чтобы исследовать земли на западе.
Еще одно раннее упоминание Кашгара относится к временам Бывшего Хань (также известного как династия Западная Хань ), когда в 76 г. до н.э. китайцы почти захватили Сюнну , Юйтянь ( Хотан ), Сулей (Кашгар) и группу государств в бассейне Тарим. до подножия хребта Тянь-Шаня .
Птолемей говорит о Скифии за Имаусом , которая находится в «Kasia Regio», вероятно, показывая название, от которого образовались Кашгар и Кашгария (часто применяемые к округу). Жители страны исповедовали зороастризм и буддизм до прихода ислама .
В Книге Хань , охватывающей период между 125 г. до н. Э. И 23 г. н. Э., Записано, что было 1510 домашних хозяйств, 18 647 человек и 2000 человек, способных носить оружие. Ко времени, описанному в Книге Поздней Хань (примерно с 25 по 170 г. н.э.), он вырос до 21 000 семей и насчитывал 3 000 мужчин, способных носить оружие.
В « Книге поздней хань» содержится множество подробностей о событиях в регионе:
В частности, в отношении самого Кашгара есть следующая запись:
Вдоль земного / сухопутного Шелкового пути
Крупные города, простирающиеся от восточного Средиземноморья до Южной Азии и расположенные примерно с запада на восток в каждой области современной страной.
В Шелковом пути через Ближний Восток и Западную Азию
- Константинополь , древняя Византия (ныне Стамбул )
- Бурса
- Бейпазары
- Мудурну
- Тараклы
- Конья
- Адана
- Антиохия
- Измир
- Трабзон
- Баку
- Шамаха
- Барда
- Тбилиси (Тифлис)
- Батуми (Батум)
- Поти
Армения
Ереван
Ливан
Шина
- Алеппо
- Тартус
- Homs
- Дамаск
- Пальмира
- Ракка
- Dura Europos
- Мосул
- Эрбиль
- Самарра
- Фаллуджа
- Багдад
- Ктесифон
- Бакуба
- Тебриз
- Зенджан
- Решт
- Керманшах
- Хамадан
- Рей (или Рэй в современном Тегеране )
- Гекатомилос ( Дамган )
- Сабзевар
- Нишапур
- Мешхед
- Тус
- Бам
- Йезд
- Казвин
- Кумыс (Гекатомилос)
Центральная Азия
- Ниса
- Мерв
-
Ургенч
Руины дворца Мухаммеда II в Старом Ургенче .
- Амуль
- Бухара
- Шахрисабз
- Самарканд
- Ташкент
- Коканд ( Ферганская долина )
- Андижан ( Ферганская долина )
- Худжанд ( Ферганская долина )
- Истаравшан
- Отрар
- Испиджаб (или Саирум)
- Тараз
-
Хазрат-е Туркестан
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в городе Хазрат-е Туркестан . Построен Тимуром в 1390-х годах.
- Алматы
- Иссык-Куль
- Токмак
- Бишкек
- Ош
Южные маршруты и Южная Азия
- Бактра (Балх)
- Герат
- Александрия Арахозия ( Кандагар )
- Бамиан
- Кабул
- Пурушапура
- Пушкалавати
- Такшашила
- Мултан
- Банбхор / Барбарикон
- Дебаль / Патала
- Тамралипта (или Тамлук )
- Лех
- Джайсалмер
- Матхура
- Варанаси (или Бенарес)
- Паталипутра
Непал
Катманду — см. Также Патан и Бхактапур
- Вари-Батешвар
- Пундранагара
- Викрампура
- Сомапура
- Bhitargarh
- Sonargaon
- Чаттаграм / Чатгаон / Читтагонг
- Комилла / Майнамати / Саматата
- Джахангир Нагар / Дакка
Бутан
- Джакар
- Паро
Цепочка городов вдоль северного маршрута вдоль Такламакана, вероятно, основанная на маршруте Бенту де Гуа , от Хиаркана (Яркенд) до Сиалиса (Карасар или Корла) до Сусьеу (Сучжоу, Ганьсу)
Китай : северный маршрут по пустыне Такла-Макан.
Карта восточного Синьцзяна с доисторическими памятниками и курсами Фольке Бергмана , 1939 г.
- Кашгар (или Каши) (крупный город)
- Liqian
- Аксу
- Kucha
- Корла
- Лоулан
- Карасахр (Яньци)
-
Турфан (Турфан)
- Руины Цзяохэ
- Музей воды Турфана
-
Гаочан
Безеклик
- Чанъань
- Кумул / Хами
- Урумчи
- Перевал Юмэнь (или Нефритовые ворота, или Перевал Нефритовых ворот) (город под названием Юменгуань или Хэкан)
- Anxi
Китай : Южный маршрут по пустыне Такла-Макан.
- Кашгар (или Каши) (крупный город)
- Яркенд
- Пишан
- Хотан
- Ния
- Минфэн
- Endere
- Чарчан
- Waxxari
- Город Жоцян (Чарклик)
- Миран
- Янгуань, или перевал Янгуань
-
Дуньхуан
Mogao Пещеры
- Anxi
Китай : от Аньси / Дуньхуана до Чанъань (Сиань)
Руины китайской сторожевой башни времен династии Хань (202 г. до н.э. — 220 г. н.э.) из утрамбованной земли в Дуньхуане, провинция Ганьсу, на восточной окраине Шелкового пути.
- Дуньхуан (крупный город)
- Цзяюйгуань
- Цзюцюань
- Чжанъе
- Шандан
- Лянчжоу (Увэй)
- Тяньчжу, Ганьсу
- Ланьчжоу
- Тяньшуй
- Баоцзи
- Чанъань (современный Сиань )
Кашгар. Поселок Гаотай.
Одно из самобытных мест в Кашгаре — это по сей день сохраненный глиняный древний уйгурский поселок Гаотай. Этому поселку уже более тысячи лет и он до сих пор жилой, говорят, тут живут около 4000 жителей.
Издавна, это было место поселения уйгурских ремесленников, в каждом доме можно было приобрести изделия ручной работы. Дома тут строились из глины, камыша и керамики. А как в семье происходила свадьба, для молодоженов в доме пристраивался еще один этаж, дальше ещё один и ещё. И так появлялись все больше этажей и пристроек в доме. В народе поселок называют «пирог», потому что все дома многослойные.
Мы долго бродили по улочкам Гаотая. Какая-то другая реальность, мы словно попали в портал времени, перебросивший нас в прошлое. Самое необычное, что здесь, в этом прошлом, до сих пор живут люди, а вокруг уже строят современные небоскребы.
![]()
![]()
![]()
Гуляем по улочкам Кашгара
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Особенности путешествия по Великому Шёлковому пути
Люди, решавшиеся отправиться по Великому Шёлковому пути, как правило, обладали особым складом характера. Особенности местного климата и природы требовали от путешественника немалых выносливости и смелости. Большая часть пути пролегала по бескрайним азиатским пустыням. Привычные для европейцев и китайцев лошади не были приспособлены для долгих переходов по пескам и сильно страдали от жажды. Поэтому неизменными спутниками странников были двугорбые верблюды, которые легко переносили жару и недостаток влаги. К тому же местные верблюды обладали удивительным чутьём и могли без труда разыскивать небольшие подземные источники воды.
Часто над пустынями поднимались песчаные бури, грозящие гибелью всему живому. Сильный ветер часто изменял положение барханов и полностью заносил большие участки дороги. В этих случаях главным ориентиром для странников были кости животных и людей, разбросанные на всём протяжении Великого Шёлкового пути. Эти несчастные погибали от болезней, истощения, жажды и голода, а затем служили «указателями» тысячам других смельчаков.
Однако путешественники должны были опасаться не только природных явлений, но и местных жителей. Несмотря на то, что пустыни многим кажутся практически непригодными для жизни, раньше здесь обитали представители многих кочевых народов. Выросшие в столь суровых условиях, эти люди выживали, главным образом, за счёт войны, работорговли и разбоя. Поэтому отправляться по Великому Шёлковому пути с богатыми товарами, но без сильной охраны, было настоящим самоубийством.
Несмотря на то, что движение по Великому Шёлковому пути сопровождалось множеством опасностей, ежегодно по нему проходили тысячи торговцев и авантюристов. Благодаря этой артерии:
- получили развитие дипломатические отношения между европейскими и азиатскими странами;
- возникло международное разделение труда;
- происходил обмен ресурсами и капиталами;
- укреплялись культурные связи;
- возникло множество богатых городов;
- развивалось международное торговое законодательство;
- возникла сложная инфраструктура, функционировавшая столетиями.
«Золотой век» Шёлкового пути
Торговые маршруты Евразии и Африки последней четверти I тысячелетия н.э. (синим выделены торговые маршруты евреев-рахдонитов; коричневыми точками обозначены города со значительными еврейскими общинами)
Статуэтка западного купца, изготовленная в китайском государстве Северная Вэй
Таможенный пункт на Великом шёлковом пути в окрестности Дуньхуана
За время путешествия с востока на запад шёлк и специи проходили через десятки рук. В связи с этим историки ведут речь о путешествиях именно товаров и технологий, а не людей. Для транспортировки использовались главным образом ишаки и верблюды. Количество верблюдов в караванах, которые бороздили пустыню Такла-Макан, варьировалось от 3 до 300. Благодаря интенсивной торговле в Танской державе сформировалась мода на среднеазиатские наряды и изделия.
В IV—IX веках международную торговую сеть поддерживали согды на востоке и евреи-рахдониты на западе. Согдийский язык служил языком международного общения: например, священные тексты буддизма переводились с санскрита на китайский через согдийское посредство. Некоторый свет на внутреннюю организацию согдийской торговли проливают письма, оставленные одним из купцов в сумке в Дуньхуане (начальная точка пути на запад).
Интенсивность торговых связей снизилась после вытеснения римлян с Ближнего Востока и начала арабских завоеваний. Во время периодически вспыхивавших византийско-иранских войн правители Персии блокировали караванные пути с тем, чтобы нанести максимальный ущерб экономике Византии. Трудности с доставкой товаров возникали и в раннеарабский период, особенно после разгрома китайцев в Таласском сражении, заставившего их покинуть Среднюю Азию.
Богатая и уникальная история древнего Кашгара
История Кашгара начинается в I тысячелетие до н.э., когда на огромных просторах пустыни Такла-Макан и в предгорных районах Памира кочевали племена юэджей, усуней и саков. Они кочевали от одной стоянки у другой и со временем в оазисах стали возникать небольшие поселения, которые впоследствии превратились в города на Великом Шелковом пути.
Во II в. до н.э. племена юэджей вытеснили с территории Кашгара и всего Восточного Туркестана усуней и основали одно из самых больших и сильных государств древнего Востока – Кушанское царство. Это было одно из сильнейших государств в мире, которое на равных вела торговые и политические отношения с Римской империей. Именно в этот период начинается расцвет Кашгара, который становится одним из крупнейших торговых городов на Востоке.
![]()
![]()
![]()
В I веке до н.э. в Кушанском царстве начинается политический кризис, который дает возможность правителям Кашгара стать независимыми от власти кушан, однако почти сразу Восточный Туркестан попадает под вассальную власть Китайской империи. В 60 году до н.э. по приказу императора из династии Хань здесь была построена резиденция военного губернатора.
Новый виток в истории города начинается с IV века н.э., когда на территорию Восточного Туркестана переселяются тюркские племена (в том числе и уйгуры), которые в последствие образовали здесь Тюркский каганат. После распада каганата китайские войска вновь захватывают Кашгар и другие города Восточного Туркестана, однако уже в VIII веке город вновь становится независимым.
X-XI вв. в истории города можно назвать «золотой эпохой» Кашгара. В этот период город был столицей государства Караханидов, которые распространили свою власть не только на западе Восточного Туркестана но и на территории средней Азии. При Арслан-хане из династии Караханидов Кашгар стал одним из красивейших городов Центральной Азии.
![]()
![]()
![]()
Монгольские завоевания прошли почти бесследно для Кашгара и всего Восточного Туркестана в целом, так как Чингисхан благоволил уйгурам и заключил с ними дружеские договора, однако в XIVвеке Кашгар был захвачен и полностью уничтожен войсками Амира Тимура. Уже к XV веку город был полностью отстроен, однако с этого времени Кашгар теряет свою роль одного из главных политических и экономических центров в Азии.
Новый виток истории города начинается в XVIII веке, когда китайские войска захватывают весь Восточный Туркестан и окончательно присоединяют его к Китайской империи. С этого момента Кашгар вновь превращается в сердце Восточного Туркестана и центр борьбы уйгур за независимость региона от Китая. В 1864 году в Кашгаре начинается самое крупное восстание за всю историю города – восстание Якуб-бека, которое приводит к созданию Кашгарского ханства (государство Йеттишар). На протяжении 13 лет Кашгар был независим от империи Цинь, однако, после смерти Якуб-бека в 1877 году Кашгар вновь был, уже окончательно, присоединен к Китаю.
Горы Куньлунь
Рекомендовать место
7
Горы Куньлунь, в переводе с китайского «Лунные горы» — одна из крупнейших горных систем Азии, расположена в Китае.Она простирается в направлении, близком к широтному, от Памира на западе до Сино-Тибетских гор на востоке, окаймляя Тибет с севера.
Почти на всем протяжении, они состоит из параллельных цепей хребтов, разделенных обширными впадинами и узкими долинами, высота которых возрастает с севера на юг. Северные склоны — длинные, сложно расчлененные южные — короткие, часто представленные лишь слабо расчлененными уступами.На горах Куньлунь лишь вершина Аксай-чин превышает 7000 метров. Подавляющее большинство многочисленных «шеститысячников» до сих пор не покорено. В центральной части гор расположен хребет Аркатаг (хребет Пржевальского).В отличие от других великих горных систем Центральной Азии в горах Куньлунь имеются действующие вулканы. Вулканы занимают полосу протяженностью 1050 километров с запада на восток.Через перевал Куньлуньшанькоу пролегает дорога в Тибет и в 2006 году открыт железнодорожный Куньлуньский тоннель.
В настоящее время гора Куньлунь предоставляет неограниченные возможности для альпинистов — любителей первовосхождения. Район очень перспективный, для проведения сложных пешеходных походов, а западный — и для горных.
Тюркское правление
Согласно тексту X века, Худуд аль-‘алам , «в древности вожди Кашгара были из карлуков или из ягмы ». Карлуки, ягмы и другие племена, такие как чигилы, образовали Караханидов . Караханидский султан Сатук Бугра-хан обратился в ислам в 10 веке и захватил Кашгар. Некоторое время Кашгар был столицей государства Караханидов, но позже столица была перенесена в Баласагун . Во второй половине X века мусульманские Караханиды начали борьбу против буддийского царства Хотан , и хотанцы победили Караханидов и захватили Кашгар в 970 году. Китайские источники записали, что царь Хотана предложил послать им танцующего слона, захваченного из Кашгар. Позже, в 1006 году, Караханиды Кашгара под руководством Юсуфа Кадр-хана захватили Хотан .
Однако Караханидское ханство было охвачено внутренними раздорами, и ханство разделилось на два, Восточное и Западное Караханидское ханство, при этом Кашгар попал во владения государства Восточных Караханидов. В 1089 году Западные Караханиды попали под контроль сельджуков , но Восточные Караханиды были по большей части независимы.
Оба государства Караханидов были разбиты в XII веке кара- китанами, захватившими Баласагун, однако правление Караханидов продолжалось в Кашгаре под сюзеренитетом кара-китанцев. Правители Кара-киданей придерживались политики религиозной терпимости, исламская религиозная жизнь продолжалась непрерывно, и Кашгар был также несторианской митрополией . Последний Караханид Кашгара был убит во время восстания в 1211 году городской знати. Кучлуг , узурпатор престола кара-китанов, напал на Кашгар, который окончательно сдался в 1214 году.


















































