История Собора Святого Петра
Собор построен в честь христианского мученика Петра, который еще в I веке нашей эры принял смерть за веру. В 64 году н. э., в царствование императора Нерона, апостол Петр был распят на кресте, а затем похоронен на городском кладбище.
Вскоре могила апостола стала объектом паломничества. Признавший христианство римский император Константин повелел воздвигнуть над могилой Петра базилику. Сооружение получилось огромным: 64 на 119 метров. Дело в том, что многие праведники желали быть погребенными рядом с апостолом, поэтому все пять нефов храма служили заодно и кладбищем.
Простояла на этом месте базилика более тысячелетия. Когда она совсем обветшала, Папа Римский Николай V в 1452 году приказал начать строительство грандиозного нового собора. От старого здания почти ничего не сохранилось, кроме мощей, кованых ворот, перекочевавших в новый собор скульптур и отдельных фрагментов мозаик. После смерти Николая V в 1455 году работы были приостановлены. С тех пор подрядчики и зодчие то и дело сменяли друг друга, поэтому на завершение храма ушло еще около 170 лет.
В 1506 году архитектор Браманте взялся за переделку всего здания, замыслив увенчать его огромным куполом. Храм, задуманный Браманте, должен был представлять собой равносторонний крест. Но в 1514 году Браманте умер, и работы были поручены Рафаэлю. Он предложил вытянуть базилику в длину и сделать из нее латинский крест. Однако в 1520 году скончался и Рафаэль, а после его смерти в проект опять были внесены изменения: от идеи большого купола решили отказаться, отдав предпочтение элементам готики.
В 1546 году Микеланджело, которому уже перевалило за семьдесят, взял на себя руководство строительством и возобновил возведение купола. Мастер раскритиковал всех предшественников и вернулся к первоначальному плану Браманте — только немного изменил купол и подправил столбы под ним. Однако и от микеланджеловской версии мало что осталось: в нетронутом виде сохранилась только наружная часть апсиды, на которую простым смертным и посмотреть-то невозможно. Все остальное — включая пресловутый купол, проглядывающий решительно на всех римских видах, — после его смерти подкорректировали Виньола и Джакомо Делла Порта. Наконец фасад с портиком достроил в начале XVII века Карло Мадерна, площадь перед собором доделал через пару десятков лет Бернини, а интерьер потом обустраивали еще целое столетие.
18 ноября 1626 года собор наконец-то был освящен папой Урбаном VIII.
Шестнадцать федеральных земель Германии
Шлезвиг – Гольштейн расположен на севере Германии и окружен Восточным и Северным морями. С населением 2,8 миллиона человек на 15 800 км2 страна, скорее всего, относится к меньшим федеральным землям Германии. Относительно много жителей работают в земледелии или живут туризмом.
Гамбург – город-государство и в то же время второй по величине город в Германии. В городе, который очень популярен среди туристов, проживает 1,8 миллиона жителей. Славятся Шпайхерштадт, новая эльфийская филармония и район Санкт-Паули с районом красных фонарей на Репербан. Большим экономическим фактором является Гамбургский порт.
Вторая по величине земля в Германии-Нижняя Саксония. Здесь 7,9 миллиона человек живут между побережьем Северного моря и Гарцем. Восемь крупных городов находятся в Нижней Саксонии, а также города Бремен и Гамбург влияют на страну. Экономика в стране сбалансирована, причем большую роль играет автоконцерн Volkswagen.
Мекленбург Передняя Померания расположен на северо-востоке Федеративной Республики и очень малонаселен всего с населением 69 человек на квадратном километре. Регион живет туризмом на Балтийском море и Мюрице. Кроме того, морская экономика и сельское хозяйство очень развиты.
Бремен – самый маленький город-государство Федеративной Республики. В стране, помимо Бремена, находится прибрежный город Бремерхафен. 670 000 жителей проживают в самом низком и малообеспеченном регионе. Морская экономика, как и промышленность, являются крупнейшими работодателями Бремена.
Бранденбург расположен на востоке Германии и является одним из крупнейших федеральных земель по площади. Тем не менее, здесь живет только 2,5 миллиона человек, и это в основном в беконном поясе Берлина. В сельской местности Бранденбурга царит очень высокий уровень безработицы с низкой покупательной способностью ниже уровня ЕС.
Саксония-Анхальт находится в Центральной Германии без границы с заграницей. В земле проживает 2,25 миллиона человек. Галле и Магдебург являются культурными и научными центрами. Химия, машиностроение и пищевая промышленность являются одними из основных отраслей экономики.
Берлин является столицей Федеративной Республики и в то же время городом-государством. 3,5 миллиона человек живут в мегаполисе, полностью окруженном страной Бранденбург. Берлин имеет давнюю традицию и популярен среди туристов. Город много десятилетий был в больших долгах.
Земля Северный Рейн-Вестфалия на западе является самой густонаселенной в Федеративной Республике. В земле насчитывается 17,8 миллиона жителей, которые имеют давнюю традицию в промышленности. С Рурской областью и Рейнской областью в земле находятся два важных экономических места.
В центре Германии находится земля Гессен с ее населением 6,2 миллиона человек. Земля характеризуется своими средними горами и многочисленными реками. Экономическая сила находится на финансовой площади Франкфурта, где также находится самый значительный аэропорт в Германии.
Тюрингию называют зеленым сердцем Германии. Внутреннее государство вмещает 2,2 миллиона жителей. Тюрингский лес является важным туристическим регионом в стране. Центры Йены, Геры, Веймара и Эрфурта имеют долгую историю.
Свободное государство Саксония находится на востоке страны, на чешской границе. Около 4 миллионов человек живут в Саксонии, причем многое зависит от трех городов как Дрезден, Лейпциг и Хемниц. Горнолыжные курорты в Рудных горах также являются популярным местом.
В Рейнланд-Пфальце на Рейне находится колыбель Германии. 4 Миллиона жителей имеет земля, которая славится своим виноградарством на Мозеле. Многочисленные замки, реки и выдающиеся сакральные здания формируют ландшафтную картину, поэтому туризм процветает.
Самая маленькая немецкая территория-Саар с населением чуть менее миллиона человек. Ландшафтный регион характеризуется Сааром и французскими влияниями. Саар имеет давнюю традицию добычи угля, но теперь переходит в туристическую отрасль.
Свободное государство Бавария является крупнейшей землой по площади и имеет чуть менее 13 миллионов жителей. Страна разнообразна и имеет единственную высокогорную гору через Альпы. Многомиллионный город Мюнхен-столица. Особая экономическая сила заключается в автомобильной промышленности.
Баден-Вюртемберг является одним из самых процветающих регионов во всей Европе с его 10,8 миллионами человек. Много промышленности существует между Боденским озером и Неккаром. Центр земли-Штутгарт с автопроизводителями Porsche и Mercedes. Туризм гудит в Шварцвальде и Боденском озере.
Впечатляющее внутреннее убранство
Искусно выполненные витражи внутри собора – работа немецкого художника и мастера исторического жанра Антона фон Вернера. Персонажи ветхозаветных книг кажутся на них живыми. Не только верующим, но и истинным ценителям живописи есть здесь чем восхищаться. Картины мастера, без преувеличения, настоящие шедевры изобразительного искусства.
Отдельно следует сказать о созданном еще в 1850 году мраморном алтаре, его автор Фредерик Август Стуллер. Кафедра для чтения проповедей, декорированная эксклюзивной резьбой по дереву, также настоящее произведение прикладного искусства. Ну а красавец-орган, созданный Вильямом Зауэром, просто великолепен – и размерами, и дизайном. Напоминая чуть ли не музыкальный дом. Уникальное звучание обеспечивается семью тысячами труб. Надо ли говорить, что музыка вкупе с богатым убранством самого органа оказывает на слушателей мощное воздействие?
Берлин и Берлинский Кафедральный Собор
Сегодня мы посмотрим на Берлин с высоты одного из красивейших сооружений столицы Германии — Берлинского кафедрального собора (Berliner Dom). За почти неделю, проведённую в прогулках, проездах и пробегах по Берлину, симпатичней сооружения там я не встречал.
Напротив собора разбит парк Люстгартен, который на протяжении столетий постоянно менял свой облик.
Залаз наверх начинается с осмотра убранства собора. Заходим внутрь.
Берлинский кафедральный собор — самая большая протестантская церковь Германии, выполнен в стиле барокко и строился 11 лет, с 1894 по 1905 год. Внутри собор впечатляет так же, как и снаружи.
В соборе для осмотра открыт склеп династии Гогенцоллернов, где среди захоронений — роскошный саркофаг Великого курфюрста и его жены Доротеи.
Изначально здание собора вместе с куполом имело высоту 114 метров, однако после реконструкции сооружения, серьёзно пострадавшего в годы Второй мировой войны, высота его стала меньше и теперь составляет 98 метров.
Собор после реконструкции был вновь торжественно открыт 6 июня 1993 года и сразил посетителей своим пышным внутренним убранством. Меня, признаюсь, сразил тоже.
Легенда гласит, что если встать под самый центральный купол собора и задрать голову вверх, то можно увидеть эту картину:
Прежде, чем мы с вами поднимемся наверх, надо заглянуть во все углы.
Но вот собор внутри осмотрен; начинаем своё восхождение по лестницам наверх, на смотровую площадку, расположенную снаружи по периметру купола. На одном из уровней находится демонстрационный зал, где выставлены макеты величайших соборов мира:
Всё как следует осмотрев и потрогав, поднимаемся ещё выше. Лесенки становятся уже — верный знак, что мы почти пришли.
И вот мы наверху; жаль, лёгкая облачность не даёт ярких красок, но в любом случае это лучше, чем туман, как в день нашего первого приезда в Берлин.
Телебашня Берлина — главная доминанта города и самое высокое сооружение Германии. На смотровую площадку, которая находится внутри шарика, мы с вами ещё поднимемся. Попозже.
А это круглый купол Новой синагоги, построенной в 1859–1866 годах на улице Оранинбургер в районе Митте. Главная синагога, между прочим, Берлинской еврейской общины.
Если присмотреться, она почти по центру картинки, где-то там, далеко. Речка Шпрее огибает Музейный остров:
Прямо перед кафедральным собором находится парк Lustgarten, представляющий собой зелёную лужайку с газоном, в центре которой находится фонтан. Но так было не всегда.
К концу Второй мировой войны в 1945 году парк Люстгартен представлял собой разбомбленный пустырь. Современный облик парк приобрёл 24 сентября 1999 года, открывшись после реконструкции.
А слева от собора, через дорогу, на Schloßplatz не так симпатично, там идёт строительство и орудуют краны:
Где-то вдали, у Красной ратуши тоже идет строительство и стоят так портящие весь вид подъёмные краны:
Балкончики какого-то дома напротив — с креслами, столами и лежаками. Лежать и загорать:
Речка Spree огибает Музейный остров и находящийся на нём кафедральный собор и несёт свои воды куда-то дальше:
Фонтан перед собором, который можно было увидеть на первой картинке, но теперь уже с другого ракурса:
Красная ратуша — здание городского совета — считается одним из самых старых сооружений в городе и было построено в середине XIX века. Здесь и сегодня заседает бургомистр и сенат Берлина, а также проходят торжественные приемы и дипломатические встречи:
Берлинская телебашня (слева) и церковь Святой Марии — Мариенкирхе — правее:
В тёплый солнечный день приятно поваляться на травке в парке Люстгартен перед собором:
Кусочек музея древностей (Altes Museum). Перед лестницей в центре установлена гранитная ваза, изваянная Кристианом Готлибом Кантианом (1794—1866), если Википедия не врёт.
Это Николаикирхе, она же Церковь Святого Николая — самая древняя церковь Берлина. Расположена в историческом квартале Святого Николая:
Ну, всё осмотрели, пора спускаться с небес на землю. Спустившись в собор, ещё раз поднимаем голову к куполу — он стоит того:
Напоследок — панорамный вид на кафедральный собор, где мы только что были, со стороны Альтес Музеума.
Архитектура Немецкого собора
Немецкий собор был построен по проекту Мартина Грюнберга (Martin Grünberg) в 1708 году. Первоначально он назывался «Новая церковь» (Neue Kirche). Вместе с располагающимся напротив Французским собором, Немецкий собор образует пару, схожую с церквями — близнецами на площади Пьяцца дель Пополо в Риме.
В конце XVIII века оба собора получили красивый купол в стиле барокко. Благодаря этим куполам, церкви и получили название «Собор», по-немецки — «Dom», происходящее от французского dôme — «Купол». В прямом смысле слова соборами, то есть местом расположения кафедры епископа, обе церкви никогда не были.
Купол Немецкого собора составляет 12 метров в диаметре. На его вершине установлена позолоченная скульптура, олицетворяющая Добродетель швейцарского скульптора Генрих Фридрих Камбли (Heinrich Friedrich Kambly). Фасад церкви украшают скульптурные композиции, иллюстрирующие Евангелие, выполненные мастерской Константина Филиппа Сартори (Constantin Philipp Sartori).
Немецкий собор в Берлине на Google-панораме
Обратите внимание: Из-за схожести названий часто происходит путаница. Различают Немецкий собор в Берлине (Deutscher Dom), о котором здесь идет речь, (который кафедральным собором не является), и Берлинский кафедральный собор (Berliner Dom), находящийся на Музейном острове.. С самого начала своего существования Немецкий собор функционировал как совместная церковь двух конфессий — немецко-реформаторской и лютеранской
С самого начала своего существования Немецкий собор функционировал как совместная церковь двух конфессий — немецко-реформаторской и лютеранской.
Во время Второй мировой войны собор был полностью разрушен. Восстановительные работы были начаты только в 1983 году. Торжественное открытие восстановленного Немецкого собора состоялось только в 1996 году.
С момента восстановления здания Немецкий собор больше не используется в качестве церкви. С 1996 года здесь размещается выставка Бундестага «Пути — Заблуждения — Объезды» («Wege — Irrwege — Umwege»), рассказывающая об истории развития парламентаризма и демократии в Германии.
Выставка в Немецком соборе размещается на 6 уровнях:
- уровень 1: Ранний немецкий парламентаризм и мартовская революция 1848 года;
- уровень 2: Парламентаризм в Кайзеровской Германии и Веймарской республике;
- уровень 3: Нацистская Германия и пропаганда в ГДР;
- уровень 4: кинотеатр;
- уровень 5: Парламентская архитектура в Германии;
- уровень 6: История Немецкого собора.
Вид на Немецкий собор со стороны площади Жандарменмаркт, Лана Лебедева
Режим работы
Берлинский кафедральный собор работает ежедневно с 9.00. до 19.00.
Вход туристам для осмотра:
- с понедельника по пятницу с 9.00. до 19.00.,
- в субботу с 9.00. до 17.00. и с 17.00. до 19.00., без Predigtkirche,
- в воскресенье: с 9.00. до 12.00. без Predegtkirche, с 12.00. до 17.00. можно посетить весь собор, с 17. до 19. без Predigtkirche.
Последний пропуск посетителей — в 18.00. Есть аудио гид, в том числе на русском языке.
Берлинский кафедральный собор во время Фестиваля света, evgenia czech
Ежегодно в октябре, в рамках Фестиваля Света (Lichtfestival), Берлинский кафедральный собор ярко освещен разноцветной иллюминацией.
Вклад Бальдассаре Перуцци
После смерти Браманте производство работ над собором Св. Петра было передано Джулиа-но да Сангалло и Рафаэлю. Последний не удовлетворился проектом Браманте и предложил свой вариант, в котором он отходил от постройки в виде равноконечного греческого креста и заменил его латинским удлиненным крестом, значительно развивая при этом входную часть и трактуя ее наподобие трехнефной базилики. Центральная же часть собора с боковыми крыльями по общему пятну сходна с планом Браманте. В этом проекте терялись законченность и централизованность композиции Браманте, пространственное решение утрачивало компактность, и сооружение в своей передней
части должно было приобрести низкую распластанную форму, что, в свою очередь, сказывалось на фасаде, который раздавался в ширину, купольная же часть отходила на задний план. Этим проектом художник возвращался к церковным постройкам раннего Ренессанса, отказываясь от тех результатов, которые были достигнуты Браманте.
В 1520 году умер Рафаэль. Бальдассаре Перуцци был назначен главным архитектором собора Св. Петра. Авторитет его как зодчего и живописца к этому времени значительно упрочился.
Перуцци нашел постройку в том же состоянии, в каком она была еще при жизни Браманте. Приступив к проектным работам, он отказывается от планов Джулиано Сангалло и Рафаэля и возвращается к тому принципу, который был положен в основу первого проекта, — плану в виде греческого креста.
Как и все чертежи Перуцци, план этот детально разработан. Сооружение строго симметрично; обе оси его абсолютно равнозначны. В отношении пространственной организации Перуцци не внес ничего принципиально нового: сохраняются башни по углам собора, сохраняются двухъярусные уступчатые крылья, монолитность, централизованность композиции; изменяются пропорции и взаимоотношения от-
части должно было приобрести низкую распластанную форму, что, в свою очередь, сказывалось на фасаде, который раздавался в ширину, купольная же часть отходила на задний план. Этим проектом художник возвращался к церковным постройкам раннего Ренессанса, отказываясь от тех результатов, которые были достигнуты Браманте.
В 1520 году умер Рафаэль. Бальдассаре Перуцци был назначен главным архитектором собора Св. Петра. Авторитет его как зодчего и живописца к этому времени значительно упрочился.
Перуцци нашел постройку в том же состоянии, в каком она была еще при жизни Браманте. Приступив к проектным работам, он отказывается от планов Джулиано Сангалло и Рафаэля и возвращается к тому принципу, который был положен в основу первого проекта, — плану в виде греческого креста.
Как и все чертежи Перуцци, план этот детально разработан. Сооружение строго симметрично; обе оси его абсолютно равнозначны. В отношении пространственной организации Перуцци не внес ничего принципиально нового: сохраняются башни по углам собора, сохраняются двухъярусные уступчатые крылья, монолитность, централизованность композиции; изменяются пропорции и взаимоотношения отдельных элементов, но схема и основной принцип остаются прежние.
В отличие от Рафаэля, Перуцци не стремился во что бы то ни стало придумать новое проекционное решение, а заботился об усовершенствовании идеи Браманте. В этом-то и заключалась заслуга Перуцци. Он понял, что Браманте стоял на правильном пути, что его проект — крупнейшее достижение архитектуры эпохи, как бы венчающее собой долгий путь эволюции церковного зодчества Италии. Перуцци находился под впечатлением силы замысла и величия композиции Браманте и ограничился лишь внесением в проект поправок, способствовавших, по его мнению, уяснению мысли своего учителя.
Однако, как уже отмечалось, и Перуцци не осуществил проекта в натуре и даже не довел его разработку до конца. Преемником его был назначен архитектор Антонио да Сангалло Младший.
Внутри собора
Торжественное открытие храма для посетителей состоялось в 1993 году. Тогда его внутреннее убранство буквально поразило всех своим великолепием. Такое впечатление интерьер здания производит даже на нас, современных искушенных туристов.
Попадая внутрь храма, вы оказываетесь в ярком и светлом пространстве. Дневной свет, попадающий туда, преломляют витражи работы Антона фон Вернера. Игра света как будто оживляет персонажей, изображенных на них. Ценителям и знатокам живописи, наверняка, понравятся картины, украшающие интерьер собора.
Сложно пройти мимо еще одной детали – мраморного алтаря. Алтарь был создан в 1850 году Фредериком Августом Стуллером. Это центральное место здания по художественной ценности, и по назначению.
Алтарь Berliner Dom
Отдельного внимания также заслуживает орган храма. Он был создан руками известного немецкого мастера Вильгельма Зауэра во время строительства здания. Инструмент был сконструирован именно для этого храма с учетом всех его акустических особенностей. И это самый большой орган Германии, состоящий из 7269 труб. Согласитесь, впечатляет.
Гармоничное продолжение прогулки по храму — его смотровая площадка. С неё открывается живописный вид на город и площадь перед собором. Площадка находится под самым куполом.
Чтобы насладиться видами, вам придется преодолеть двести семьдесят ступеней. Наградой будут прекрасные фотографии, которые вы сделаете, и возможность поближе рассмотреть две часовни, находящиеся по бокам от площадки.
С этой точки виден парк Люстгартен, расположенный по соседству с собором. В парке можно отдохнуть после экскурсии.
У Люстгартена богатая история. В разное время он был местом проведения торжественных парадов, демонстраций, просто местом отдыха горожан. Знаменитое украшение парка — огромная каменная чаша весом около 75 тонн.
Орган Собора
Орган Берлинского Кафедрального Собора назвали «Орган Зауера» в честь его создателя, мастера из Франкфурта-на-Одере Вильгельма Зауера. На момент начала работы храма в 1905 он был самым большим органом в Германии, с 7 269 трубами и 113 регистрами:
Услышать «в живую» орган мы не смогли, но при подъеме на второй этаж есть место (с отличным обзором, фото ниже сделано оттуда), где можно посидеть и послушать в наушниках ряд записей.
Крипта, саркофаги
Не смотря на то, что в подвале Кафедрального Собора есть крипта (в ней располагаются останки представителей династии Гогенцоллернов), несколько саркофагов почему-то стоят наверху:
Белый саркофаг на фото ниже принадлежит кайзеру Фридриху Третьему. Эта историческая личность правила Германской Империей всего 99 дней в 1888, взойдя на трон уже смертельно больным.
Тот год известен в истории страны, как «Год трех императоров» — на троне тогда успели смениться 3 монарха. Ими были первый кайзер Германии Вильгельм Первый (похоронили в Берлине, в Мавзолее дворца Шарлоттенбург), вышеупомянутый Фридрих Третий и последний кайзер Германии Вильгельм Второй (расстался с властью в 1918, похоронен в Голландии).
Крипта Кафедрального Собора Европы является одним из самых значительных мест захоронений королевских династий в Европе.
Гогенецоллерны, о которых идет речь, были курфюрстами Бранденбурга, королями Пруссии, а затем и кайзерами Германской Империи.
В общей сложности крипта содержит 94 захоронения, первые из которых относятся еще к концу 16 века, а последние – к началу 20 века.
Общественный доступ в крипту открыли после восстановления в 1999. Восстановление части гробов продолжается до сих пор.
Музей на втором этаже
На втором этаже можно зайти в музей Кафедрального Собора, описывающего его историю еще с первой версии здания. Впечатляют искусно сделанные макеты зданий, демонстрирующие не только их внешний вид, но и внутреннюю отделку. Кое-где, чтобы обеспечить возможность просмотра внутри макета, сделали специальные зеркала.
Смотровая площадка
Под куполом Berliner Dom оборудована смотровая площадка, чтобы подняться к ней, нужно преодолеть 270 ступеней. Сверху открываются виды бульвара «Под липами» и впечатляющая панорама Берлина.
Люстгартен
Перед церковью разбит парк Люстгартен (Lustgarten — «парк утех»), это все что осталось от теперь уже несуществующего Городского дворца. В центре парка установлен фонтан, который окружают ухоженные газоны.
На видео ниже можно посмотреть некоторые из макетов:
Во второй части этой заметки я рассказываю о впечатлениях при подъеме на купол Берлинского Кафедрального Собора.
Константиновская базилика
Точная хронология строительства древней палеохристианской церкви неизвестна, однако согласно приведенных в Liber Pontificalis (Книга Понтификов) сведений, историками установлено, что она была возведена императором Константином во время понтификата Сильвестра Первого (314-335). Работы, предположительно, начались между 319 и 326 гг. на месте старого цирка Нерона. Здесь, помимо всевозможных состязаний, император Нерон с особой жестокостью казнил первых уверовавших в Спасителя христиан.
Некоторые историки предполагают, что именно на этом месте, у подножия Ватиканского холма, в 64 г.н.э. был распят апостол Петр – ученик и последователь Иисуса Христа. Захоронение христианского мученика, отмеченное скромной надгробной плитой, в течение следующих двухсот лет стало местом массового, но тайного паломничества. В IV веке н.э. по указу Константина Великого (первого из императоров, прекратившего всяческие гонения на христиан) здесь была построена базилика, названная именем Святого Петра.
На протяжении двенадцати столетий базилика Константина являлась главным центром паломничества христиан Рима. Лишь в конце XIV века церковь вместе с Ватиканским комплексом зданий стала резиденцией понтификов и была обогащена многими произведениями искусства.
Взошедший на папский престол в марте 1447 года Николай V (Томазо Парентучелли, 1397-1455) решил частично реконструировать Ватиканский дворец и обветшавшую Константиновскую базилику Святого Петра
В 1452г., проконсультировавшись с архитектором Леоне Баттиста Альберти, он поручил Бернардо Росселино разработать проект, который сохранял бы важное древнее наследие. Однако смерть понтифика прервала начавшиеся работы на длительное время
В противовес собору Святого Петра
Протестанты и католики – это вечные «конкуренты», и то если мягко сказать. Мы знаем из истории, в том числе и новейшей, в какие трагедии выливалось их соперничество за умы и сердца верующих. Достаточно вспомнить гуситские войны в Чехии в 1420–1434 годах, конфликт между католиками и протестантами в Германии, завершившийся в 1555 году подписанием Аугсбургского мира и религиозное противостояние в Северной Ирландии, которое проявляется и в наши дни.
Проявлением этого извечного соперничества и стало строительство в Берлине с 1894 по 1905 годы величественного кафедрального собора. Протестанты решили возвести его в пику красивому и величественному собору Святого Петра в Ватикане. Берлинский собор должен был стать не только самым большим протестантским сооружением в мире, но и самым ярким, великолепным, блистающим. Судя по всему, он таковым и стал, если учесть, что весьма значим не только для верующих протестантов. Представители других религий и даже атеисты воспринимают его как жемчужину архитектурного искусства и общемировое достояние. Внутри собора находятся прекрасные картины и скульптуры, образцы прикладного искусства.
Берлинский кафедральный собор, строго говоря, в классическом смысле таковым никогда не являлся. По той причине, что ни в нем самом, ни в столице Германии никогда не пребывали епископы Римско-католической церкви. Первая католическая епархия в Берлине была создана Святым престолом только в 1930 году. К тому моменту Berliner Dom (немецкое название собора) давно уже являлся протестантской церковью. Проектировал культовое сооружение немецкий архитектор и преподаватель Юлиус Карл Рашдорф.
Возводился собор в годы правления кайзера Вильгельма II, без прямой поддержки которого он вряд ли увидел бы свет. Прежде на этом месте находился собор Шинкеля, построенный в стиле неоклассицизма. Не только рядовым протестантам, но и самому прусскому монарху он показался недостаточно монументальным, чтобы конкурировать с собором Святого Петра в Ватикане. Кайзер отдал приказ снести старый храм. А новый собор сразу же стал позиционироваться не только как главная церковь протестантов Прусского королевства, но и как придворная королевской династии Гогенцоллернов.
Музеи
Берлин — город музеев. Здесь действует более полусотни различных музеев и галерей. Большинство из них платные. Если Вы планируете много времени посвятить музеям, рекомендуем покупать специальную музейную трёхдневную карту за 24 евро. Она даёт возможность три дня посещать экспозиции почти всех музеев Берлина
Внимание: музеи обычно закрыты в понедельник
Самые интересные музеи Берлина:
Музейный остров — один из самых крупных и известных музейных комплексов Европы. В составе ансамбля музейного острова выделяются:
- Пергамский музей — один из крупнейших музеев в Берлине, в котором собраны обширные коллекции древнегреческого, древневосточного и исламского искусства и истории.
- Старый музей — египетская коллекция и старинный антиквариат.
- Старая национальная галерея — немецкая живопись 19 века.
- Музей Боде — богатая коллекция скульптур и византийского искусства.
- Музей Нойса — египетская коллекция, археологические находки.
Музей Боде на Музейном острове
Культурный форум — ещё один музейный комплекс, расположенный недалеко от Постдамской площади. Среди его музеев рекомендуем:
- Картинная галерея — тысячи картин 13-18 веков, в том числе шедевры Дюрера, Рафаэля, Караваджо, Рубенса, Рембрандта.
- Новая национальная галерея — искусство 20 века.
- Музей музыкальных инструментов.
Другие музеи:
- Музей Шарлоттенбург — дворцово-музейный комплекс
- Музей Далем — коллекции европейской культуры, азиатского искусства и этнографии.
- Немецкий исторический музей.
- Еврейский музей.
- Берлинская галерея — городской музей современного искусства, дизайна и архитектуры.
- Мемориальный комплекс «Берлинская стена».
- Бранденбургский музей — музей истории и культуры Берлина
Музей Боде