Театр в Дельфах
Высокую художественную ценность имеет одно из строений комплекса, хорошо сохранившееся по сей день—Дельфийский театр. Отчасти природного, отчасти рукотворного происхождения, чаша театра окружена двумя рядами каменных скамей. Передний край театра был украшен барельефом со сценами подвигов Геракла. Поражает общая вместимость театра. На тот момент она составляла более пяти тысяч человек!
При раскопках были произведены реставрационные работы, хорошо воссоздавшие первозданный внешний вид театра. К сожалению, хрупкие известняковые ступени подвергаются естественному природному разрушению. Тому, кто хочет увидеть их воочию, следует поспешить.
Надпись Ай-Ханум
Каменный блок с фрагментом Дельфийских заповедей. Ай-Ханум , Афганистан , 2 век до н.э.
В руинах эллинистического города Ай-Ханум (бывшее греко-бактрийское царство и современный Афганистан ), на Херон (погребальный памятник), идентифицированный по-гречески как гробница Киния (также описываемого как ойкистес (основатель) греческого поселение) и датируется 300-250 гг. до н.э., была найдена надпись, описывающая часть Дельфийских максим (с 143 по 147):
Греческий | Транслитерация | английский |
---|---|---|
παῖς ὢν κόσμιος γίνου, | Païs ôn kosmios ginou | В детстве учите хорошим манерам |
ἡβῶν ἐγκρατής, | Хебон Энкратес, | как молодые люди научитесь контролировать свои страсти |
μέσος δίκαιος, | mesos dikaios | в среднем возрасте будь справедливым |
πρεσβύτης εὔβουλος, | Presbutès Euboulos | в старости дайте дельный совет |
τελευτῶν ἄλυπος. | teleutôn alupos. | потом умри без сожаления. |
Заповеди поместил грек по имени Клирхос, который мог быть или не быть Клеархом из Соли, учеником Аристотеля , который, согласно той же надписи, скопировал их из Дельф :
ἀνδρῶν τοι σοφὰ ταῦτα παλαιοτέρων ἀνάκει р о у д
ῥήματα ἀριγνώτων Πυθοὶ Еу ἠγαθέαι ·
ἔνθεν ταῦτ ἐπιφραδέως ἀναγράψας Κλέαρχος
εἵσατο τηλαυγῆ Κινέου Еу τεμένει.
«Эти мудрые заповеди людей древности — Слова известных мыслителей — стоят посвящены В святейшем пифийском святилище. Оттуда Клеарх, тщательно скопировав их, установил их, сияя издалека, в святилище Киния»
Аполлон в Дельфах
У бога Аполлона, сына Зевса, был давний счет к змею Пифону, преследовавшему по приказу ревнивой Геры его мать Лето. Возмужав, Аполлон не стал церемониться с мучителем и выпустил в него 1000 стрел, а после – очистился, искупавшись в источнике Темпейской долины.
Гея, разгневавшись, отправила его на 8 лет в изгнание, подарив ставшие неугодными ей Дельфы своей дочери Фемиде, богине справедливости.
Справедливая Фемида и передарила Парнас Аполлону, который получил с небес восковой «чертеж» первого храма и построил его из лавра на том месте, где прикончил Пифона. Кстати, кости убитого и сгнившего к тому времени змея были положены в металлический котелок-треножник.
Руины Храма Аполлона в Дельфах
На треножнике стала восседать пифия, жрица-прорицательница, сначала раз в год, потом ежемесячно, а после – чуть ли не каждый день провозглашавшая волю богов.
Процедура прорицания – а это как раз и есть тот самый Дельфийский оракул – совершалась в храме Аполлона, из лаврового ставшего медным, а потом и каменным.
Перед тем как обратиться к богам, пифия выдерживала трехдневный пост, пила воду из священного источника Кассотиды и жевала листья лавра.
Считается, что треножник находился над расселиной, из которой шли дурманящие пары, приводившие прорицательницу в экстаз.
Толос Афины Пронои, датируемый 380 г. до н.э., является шедевром классической архитектуры и визитной карточкой Дельф
Правда, современные исследователи так никакой расселины и не нашли. Но Пуп Земли, некогда стоявший посередине храма, был-таки обнаружен при раскопках, начавшихся в 1892 г. Теперь он экспонируется в Дельфийском археологическом музее.
Мифы получили отражение и в других обрядах. Перед каждым праздником в Темпейскую долину направлялось священное посольство с сугубо утилитарной целью – нарубить веток лавра. Через каждые 8 лет, в честь очередного «возвращения из изгнания» Аполлона, устраивались веселые торжества – Септерии.
По легенде, Аполлон учредил и Пифийские игры – праздник искусств, а позднее и праздник спорта. На время их проведения, как и на время проведения Олимпийских игр, прекращались все войны и распри.
Но, говоря исторически, поводом для их учреждения как и для возвышения Дельф в качестве всеантичного святилища послужила как раз война. Названная много позже Первой Священной.
Музеи
Также Дельфы славятся своими статуями атлетов, которые очень хорошо сохранились. В центре города располагается археологический музей, обладающей прекрасной коллекцией древних артефактов, в том числе статуи юношей-атлетов VI века до н. э. Музей был построен в 1902 году, а в 1938 году его реконструировали.
Он заслуживает особого внимания, так как тут собрана коллекция древностей, найденных при археологических раскопках, проведенных на территории Дельф Французской Археологической школой в 1892–1902 гг. Эта коллекция статуй, скульптур и других античных предметов, по праву считается одной из богатейших в Греции, на данный момент насчитывается около 6 тысяч выставленных экспонатов. Тут находятся некоторые сохранившиеся фрагменты скульптур Апполона и Артемиды из золота и слоновой кости, всеми известная бронзовая скульптура «Возничий».
Каждый год Археологический музей посещает более 300 тысяч человек со всех уголков мира. Поклонникам греческой драмы интересно будет посетить музей имени Сикелианоса, он находится в старом особняке с видом на Древние Дельфы. Большая часть экспозиции музея посвящена греческому поэту Ангелосу Сикелианосу и его жене американке Еве Палмер, супруги общими усилиями помогли Дельфам стать современным центром драматического искусства.
Национальный парк Парнас
Рекомендовать место
9
3
Национальный парк Парнас расположился на территории одноименной горы в Дельфах, в Греции. Гора Парнас должна быть хорошо известна знатокам древнегреческих мифов, где она неоднократно упоминается. У подножия горы находится дельфийский оракул — прорицалище при храме Аполлона.
Парк дарит приезжающим сюда туристам возможность насладиться превосходными пейзажами, которые обеспечивают альпийские луга и горные скалы практически вся территория покрыта лесным массивом. И, конечно же, такая среда для животных – рай, поэтому эти места уже давно обжили лесные жители: лисицы, грифы, белки, барсуки.
Одно из самых знаменитых мест в парке – Кастальский источник, посвященный Аполлону и его служительницам, музам. Легенда гласит, что этот источник дарит вдохновение каждому, кто его ищет.
Парнас знаменит не только среди любителей древнегреческих мифов, искусствоведов и ценителей дикой природы: зимой сюда все чаще приезжают лыжники и сноубордисты, чтобы отлично провести свой спортивный отпуск.
Монастырь Блаженного Луки
Рекомендовать место
3
3
Среди провинциальных храмов, построенных в XI-XII вв. монастырь Блаженного Луки является одним из наиболее известных. Монастырь встречает путешественников умиротворяющей тишиной и прохладой, расслабляющих после шумного города. С площадки, на которой расположен монастырь, открывается великолепная панорама обители и ее окрестностей. Открывающиеся виды не могут никого оставить равнодушным. Духовное богатство монастыря Блаженного Луки основано на личности и жизненном пути его основателя — святого Луки, именуемого иногда «младшим» или «Стирисским». Однако не следует путать его с евангелистом Лукой, который погребен в Фивах, недалеко отсюда. С архитектурной точки зрения монастырские постройки относятся к наиболее впечатляющим и монументальным образцам ранней монастырской архитектуры. Всемирную славу монастырю принесли удивительные по красоте византийские мозаики.
Образование первых племенных союзов в древней Палестине
Племенные передвижения, происходившие в начале II тысячелетия до н.э. были отчасти связаны с использованием лошади как в транспортных целях, так и в военном деле, и привели к созданию в течение XVIII в. до н.э. большого и, возможно, разнородного в этническом плане союза племен, которые называли гиксосами.
Конкретные причины создания союза и его история неясны, но, во всяком случае, известно, что он охватил большую территорию от Северной Сирии до Египта, а центром его, по-видимому, стала именно Палестина. Добыча, награбленная гиксосами в Египте, обогатила племена, участвовавшие в гиксосском союзе, особенно племенную знать. Археологические находки в Палестине указанного периода, особенно богатые погребения, показывают, как росли накопления и имущественное неравенство.
Изгнание гиксосов из Египта и последующее завоевание египтянами Палестины, которое началось в первой половине XVI в. до н.э., привело к разорению страны, что засвидетельствовано археологическими данными. Палестина не была включена в состав египетского государства Нового царства. Египтяне грабили Палестину, которая была лакомой добычей и поставляла рабов. В различных крепостях Палестины, среди которых тогда уже выделялись Иерусалим и Мегиддо в Есдраелеонской долине, продолжали сидеть и собственные царьки, представляя местную знать, от коей они всецело зависели.
Общественное и государственное устройство этих микроцарств было подобно устройству аналогичных государств Финикии. Правда, в последних большее значение имело земледелие и в меньшей степени — ремесло и торговля. Что же касается материальной культуры, то Палестина теперь значительно отставала от Финикии. Египет выкачивал из этих царств достаточно, чтобы население Палестины крайне тяготилось египетским владычеством. Только постоянными военными походами и содержанием военных гарнизонов, подчиненных египетским наместникам, Египет поддерживал здесь свою власть.
Возможно, что среди хапиру, которые происходили из западно-семитических по языку племен, обитавших в Сирийской степи от Палестины до Евфрата и Месопотамской равнины (в известных нам вавилонских источниках под названием суту, амореев), были и предки евреев, в последующем основного населения Палестины I тысячелетия до н.э.Кроме оседлого ханаанейско-хурритского населения, к которому, возможно, в период хеттско-египетских войн прибавились и хетты, происходившие с территории Хеттского царства. В Палестине, как и в Сирии, имелось население иного рода, связанное с кочевниками пустыни.
Некоторая его часть, видимо, кроме скотоводства, занималась еще и земледелием, постепенно оседая и сохраняя первобытнообщинные порядки. Эти люди, которые в письменных источниках называются хапиру, а по-шумерски сагаз (подрезатели жил, головорезы), появлялись иногда с миром, как наемные сельхозрабочие, иногда же с войной, стараясь захватить землю и крепости оседлого населения. Они представляли достаточно серьезную опасность для египтян и местной ханаанейско-хурритской знати еще и потому, что местное население искало союза с хапиру в борьбе против своих и чужих владык. Особенно значительным центром оседания хапиру были восточные и южные районы Ливанских гор.
Огромный удар по владычеству Египта в Азии был нанесен нашествием “народов моря” — племен побережья и островов Малой Азии, а также Эгейского моря, начавших движение во второй половине XIII в. до н.э. Эти племена прошли огнем и мечом вдоль восточного побережья Средиземного моря, опустошив южные области Хеттской державы. В конце XIII в. до н.э. в Палестине начинают доминировать новые племена, которые составили еврейский союз под названием Израиль. Впервые он упоминается в одной из египетских надписей (около 1230 г. до н.э.), где назван при перечислении стран, пострадавших от ударов “народов моря”. В отличие от других названий Израиль определяется в надписи как народ, племя, а не страна.
Поэтому можно предположить, что древние израильтяне еще оставались кочевниками и не оседали в какой-нибудь конкретной области. Но в таком случае Израиль должен был появиться в районе Палестины несколько ранее, однако, незадолго до 1230 г. до н.э. Об этом свидетельствует и отсутствие в более поздних преданиях, собранных в Библии, указаний на владычество египтян в Палестине. Как предполагают отдельные ученые, если бы израильтяне появились на землях Палестины уже во времена так называемой амарнской переписки, то, по всей вероятности, в Библии сохранились бы какие-нибудь сведения или указания на то, что египтяне пребывали в Палестине и вели борьбу с Израилем.
Как добраться до Дельф
На машине
Из Афин до Дельф на машине можно доехать за 2 с половиной часа, в зависимости от пробок.
Машину можно оставить прямо напротив Археологического музея или входа в археологическую зону.
Как доехать до Дельф на общественном транспорте
В Дельфы можно добраться из Афин на одном из маршрутных автобусах, которые отправляются каждые 2 – 3 часа с автовокзала Терминал В на улице Лусион (Liosion 260, Athina).
Автовокзал Терминал В находится на севере Афин, ближайшая к нему станция метро — ΣΤ.ΑΓ.ΝΙΚΟΛΑΟΥ, зеленая ветка. От метро до автовокзала — 750 метров, идти около 10 минут.
Время в пути составляет около 3 часов. Цена билета на апрель 2019 года — 16.40 евро.
С 1 июля по 31 августа ежедневно из Афин в Дельфы ходит экспресс. В 9 часов он отправляется из Афин в Дельфы, в 14.15 едет обратно.
Актуальное расписание смотрите здесь — смотрите здесь: https://www.ktel-fokidas.gr/en/delphi/delphi-athina-delphi.
Экскурсии из Афин в Дельфы
В Афинах можно купить экскурсию в Дельфы. Как правило, предлагаются двухдневные экскурсии с посещением Дельф и Метеор, и стоят они недешево.
Забронировать экскурсию в Дельфы на русском языке можно здесь
Переход израильских племен к оседлости
В борьбе с коренным ханаанейским населением за новые земли крепли временные воинственные объединения израильских племен. С другой стороны, расселение израильских племен на сравнительно большом пространстве впоследствии сыграло большую роль в их неизбежном разобщении. Например, племя иудеев, которое осело на юге в горной области к западу от Мертвого моря, через некоторое время названной Иудеей, раньше всех обособилось от основного ядра израильских племен. Это племя захватило на севере самую большую и наиболее плодородную часть Палестины.
Израильские племена довольно легко, быстро завоевали Палестину, поскольку коренное население этой страны — ханаанеи были сильно ослаблены хозяйничаньем египетских поработителей, непрерывными войнами, бесконечными вторжениями и набегами хапиру, а затем и “народов моря”.
Иудеи всю захваченную силой оружия землю разделили, как и положено завоевателям, на наделы. Эти наделы были переданы отдельным семействам или кланам. Бывших владельцев земли израильтяне повсеместно превращали в своих рабов. Некоторой же части населения ханаанеев, очевидно, той, которая подчинилась добровольно, израильские племена оставили землю и имущество, и они жили в тесном контакте с израильтянами, но считались неполноправной частью населения.
Поскольку завоеватели находились в постоянных тесных сношениях с ханаанейским населением, с той частью его, которая сохранила свою хозяйственную самостоятельность, они вскоре ассимилировали его.
Язык израильтян имел общие корни с ханаанейским, что содействовало слиянию в одну народность завоевателей и покоренного населения.
В связи с завоеванием Палестины иудеями и переходом к земледелию, богатство завоевателей возросло, и в израильских племенах стала выделяться племенная знать.
Хотя первоначально завоевание израильскими племенами Палестины привело к значительному упадку производительных сил и культуры, но со временем воздействие более культурного коренного населения Палестины на хозяйственную жизнь кочевников, завоевавших их, привело к экономическому расцвету страны.
На севере страны развивалось пахотное земледелие, садоводство (особенно разведение маслин, винограда, других культур), стало процветать виноделие и оседлое скотоводство. Постепенно осваиваются рудники, и изделия из железа становятся не только необходимостью в хозяйстве, но и предметом торговли.
Количество рабов к началу I тысячелетия до н.э. в связи с завоевательными войнами увеличилось. Рабы были не только из числа военнопленных, но и приобретались, как товар. Израиль к тому времени уже вступил в международные торговые связи.
Управление в Израильском государстве почти до начала XI в. до н.э. осуществлялось советами родовой знати и так называемыми “судьями” — выборными должностными лицами. Иногда “судьями” становились просто удачливые военные вожди. Также существовали народные собрания. Очень долго сохранялись сельские общины, как это было в Палестине. Однако рост производительных сил в новом Израильском государстве вел к развитию и укреплению рабовладельческого строя, создавалось мощное рабовладельческое государство, которое должно было держать в подчинении не только рабов, но и покоренные им ханаанейские народы. Эти народы были неполноправными, хотя и считались свободным населением.
Кроме того, было необходимо защищать и укреплять власть в завоеванном государстве и от посягательств внешних врагов.
Поединок Давида и Голиафа – дошедшее до нас эхо войны между израильтянами и филистимлянами
Развлечения и достопримечательности Дельф
Чаще всего в Дельфы приезжают, чтобы своими глазами увидеть древний город, поэтому главная достопримечательность здесь — место археологических раскопок, ставшее музеем под открытым небом. Находятся они всего в полутора километрах от современных Дельф. Историки считают, что первые поселения здесь появились еще в 15 в. до н. э.
Центр Древнего мира
Храм Аполлона Пифийского 6-4 вв. до н. э., найденный в раскопках в 1892 г., был духовным центром для всех эллинов. По преданию, Дельфийский храм основал сам Аполлон на одной из скал Парнаса; расположен он на высоте 700 м над уровнем моря, а на соседних склонах есть множество источников, самый знаменитый из которых — Кастальский ключ, где должны были купаться жрицы-пифии перед тем, как предсказывать будущее. Дело в том, что храм был известен также благодаря Дельфийскому оракулу, пик популярности которого пришелся на 7-5 вв. до н. э
Поскольку Аполлон считался покровителем мореходов, перед каждой экспедицией было принято обращаться к его оракулу, кроме того, к его советам прибегали, когда нужно было принять важное политическое решение.
Но Дельфы были для греков центром мира не только в переносном, но и в буквальном смысле. Согласно греческим мифам Зевс выпустил двух орлов с противоположных концов земли, в полете они столкнулись и упали в самом центре мира. Это место было отмечено Омфалом — камнем овальной формы, находился он во внутренней части храма Аполлона, а охраняли его два золотых орла. «Омфалос» переводится с греческого как «пупок», поэтому другое название это артефакта — Пуп земли. Другая легенда гласит, что Омфал — это тот самый камень, который проглотил Кронос вместо младенца Зевса. Кроме того, считается, что священный камень стоит на могиле дельфийского священного змея Пифона. Пифон, сын Геи, владел Кастальским источником, но Аполлон убил его, чтобы завладеть родником. Пепел змея, по преданию, хранился под Омфалом, поэтому тот считается еще и надгробным камнем — а значит, точкой перехода между мирами живых и мертвых — центром мироздания.
Напротив находится главный алтарь святилища, датируемый 5 в. до н. э., построенный из черного мрамора. К северо-востоку от главной святыни расположен семь рифленых колонн, надпись на которых указывает, что их воздвигли в честь победы над персами в 478 г. до н. э.
Пифийские игры
В древности Дельфы были еще и центром искусства и спорта: вначале, с 6 в. до н. э., здесь состязались только певцы и поэты, затем в перечень соревнований включили еще и спортивные дисциплины вроде скачек на колесницах. Для участников и зрителей Игр были построены стадион на 6500 человек (5 в. до н. э.) и древний Дельфийский театр с 35 рядами на 5000 человек.
Примерно в 800 метрах от главных руин расположен толос, круговая постройка диаметром 14,75 м, состоящая из 20 дорических и 10 коринфских колонн постройки 380—360 гг. до н. э.
Музеи
Раскопки в окрестностях Дельф начались в 1900 году. В 1987 г. это место было признано объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
В современных Дельфах есть археологический музей (Delphi Archaeological Museum, адрес: Дельфы, Τ.Κ. 33054), расположенный у подножия основного археологического комплекса. Кроме прочего, он славится очень хорошо сохранившимися куросами — статуями атлетов, самыми ранними из которых считаются Kleobis и Biton — их относят к 6 в. до н. э. Время работы и стоимость билетов на офиц. сайте на англ.
Поклонники греческой драмы должны обязательно посетить музей имени Сикелианоса (Museum of Delphic Festivals), расположенный в старинном особняке с видом на Дельфы (адрес: Дельфы, 330 54). Музей посвящен греческому поэту Ангелосу Сикелианосу и его американской супруге Еве Палмер, которые совместными усилиями сделали Дельфы современным центром драматического искусства (офиц. сайт).
Дельфы Греция часы работы. Сколько стоит вход
Археологический сайт (парк) открыт ежедневно:
- летом — с 7.30 до 19.30
- зимой — с 8.00 до 17.00
Советы:
- Продажа билетов прекращается за полчаса до закрытия. Приходить впритык не стоит.
- Положите билет в надёжное место. Вход на сайт и вход в музей осуществляются по одному и тому же билету. При входе в музей билет нужно предъявить.
Итак, выходим из точки на плане, обозначенной как Современные Дельфы и идём по дороге.
Слева гора Парнас – обитель златокудрого Аполлона и муз. На Парнасе расположены террасы; частично природного происхождения, частично выдолбленные ещё древними греками. Справа живописное ущелье с оливковыми и кипарисовыми рощами, сзади видна полоска Коринфского залива. Впереди горы Федриады.
Федриады
Пока мы идём к археологическому парку, я расскажу о происхождении слова Дельфы и проведу небольшой экскурс в историю.
Гора Парнас
Парнас – это не одна гора, а горный массив с долинами и ущельями. Своё название массив берёт от имени бога Парнаса – сына бога морей Посейдона. Парнас подарил людям такой вид гадания как орнитомантия — гадание по полёту птиц.
Гора Парнас интересна и тем, что, по словам древнего историка Овидия, стала местом спасения человечества после Всемирного потопа.
Всемирный потоп у историков сомнения не вызывал, а вот место возрождения людей у разных религий – разное. Отсюда у меня закрадывается кощунственная мысль: может быть, не один Ной спасся? Может быть, в других местностях были свои святые, которые слушали своих богов и поступали в соответствии с их велением (или предупреждением). Но это всего лишь мои мысли, навеянные дорогой, ведущей к святилищу Аполлона. Нам же интересно, что до Аполлона в этих местах жил бог Парнас, который умел предсказывать будущее.
Андреа Мантенья. Парнас (фрагмент картины).
Происхождение названия местности Дельфы
Версий много. Я расскажу о трёх, на мой взгляд, самых естественных.
Первая версия — мифологическая. Она вводит нас в мир древних греков, которые с помощью мифов и легенд объясняли и создавали свою картину мира.
После победы над змеем Пифоном, Аполлон начал обустраиваться на новом месте. Ему были нужны жрецы нового культа. Первыми служителями стали моряки с корабля. Аполлон явился мореплавателям в образе дельфина и повёл корабль за собой. На берегу Коринфского залива (кусочек залива вы видите на фотографии) моряки высадились и приступили к своим новым обязанностям.
Чтобы предать высокий стиль моему рассказу приведу строки Гомера из гимна Аполлону. Сравните: та же история, но гекзаметром:
«Так как впервые из моря туманного в виде дельфина близ корабля быстроходного я поднялся перед вами,
То и молитесь мне впредь как Дельфинию, и да зовётся Жертвенник этот дельфийским. И будет он славен вовеки».
Вид на Коринфский залив
К. Михайловский «Дельфы. Искусство и культура древнего мира». Изд. Аркады. Варшава. 1977 г.
На данный момент версия о происхождении названия «Дельфы» от Δελφ — «выдолбленный», считается наиболее близкой к истине. Но с другой стороны, есть доводы и в пользу иного толкования происхождения названия.
Третья версия:
Согласно дельфийскому календарю, год начинался с месяца Apellaios в середине лета (Бикерман), но в тоже время, в полночь над Дельфами всходило созвездие Дельфина. А зодиакальный восход этого созвездия приходился на зимнее солнцестояние или середину года.
Таким образом, имело место соблюдение принципа единства пространства и времени. Дельфы были центром Греции, также как зодиакальный восход Дельфина был центром годового цикла.
Поэтому версию происхождения «Дельфы» от «Дельфина» можно считать, по крайней мере, параллельной.
Мне нравятся все три версии. Каждая по-своему красива. Третья мне кажется наиболее созвучной с гаданиями и Святилищем Аполлона в Дельфах. Вы же можете выбрать свою. А мы продолжим наш путь.
К началу XX столетия в классической литературе и живописи Аполлон выглядит таким милым красавцем с кифарой или луком в сопровождении муз. Одна из любимых скульптурных тем парковой и приусадебной архитектуры.
Аполлон и музы
Ощущения места в Дельфах никак не соответствуют этому светлому образу. Природа здесь красива. Небо высокое и синее. Воздух чистейший. Дышишь, как пьёшь. Но сила этого места такова, что порхать и веселиться, как-то не тянет. Ощущения незнакомые, странные, я бы сказала, — архаичные.