Организация
Новый имамат Фута Джаллон управлялся в соответствии со строгой интерпретацией шариата с центральным правителем в городе Тимбо , недалеко от современного Маму . Имамат состоял из девяти провинций, называемых диве , и все они обладали определенной автономией. Это были: Тимбо, Тимби, Лабе, Коин, Колладхе, Фугумба, Кебали, Фоде Хаджи и Мурья, Масси. Собрание правителей этих диве в Тимби решило представить Альфу Ибрагиму из Тимбо как первого Альмами Фуута Джаллонке с резиденцией в Тимбо. Тимбо затем стал столицей Fuuta Jallon до прибытия французских колонизаторов. Целью конституции этого имамата было убедить местные общины стать мусульманами. Он стал региональной державой благодаря войне и переговорам, обладанию влиянием и накоплению богатства. Как суверенное государство, он имел дело с Францией и другими европейскими державами как с дипломатическим партнером, защищая художественные и литературные достижения в исламском образовании в таких центрах, как священный город Фугумба .
Мусульмане Фута Джаллона разделились на фракции. Духовная фракция взяла название Альфая из уважения к наследию Карамохо Альфа, в то время как светская фракция назвала себя Сория в честь его преемника Ибрагима Сори.
Обе фракции пришли к соглашению, что власть должна чередоваться между лидерами двух фракций. Правители двух городов Тимбо и Фугумба происходили из одной и той же изначальной семьи, и позже вся борьба за положение алмами происходила между этими двумя городами.
Источники [ править ]
- Джозеф Эрл Харрис (1965) Королевство Фута-Диаллон
- Тьерно Диалло (1972) Политические институты Фута-Джаллон в XIX веке
- Бубакар Барри Бокар Биро, le dernier grand almamy du Fouta-Djallon
- Тьерно Диалло Альфа Яя: Рой дю Лабе (Фута Джалон)
- Дэвид Робинсон (1985) Священная война Умара Тала: Западный Судан в середине девятнадцатого века
- Поль Марти L’Islam en Guinée. Фута-Диаллон
- Терри Алфорд Абдул-Рахман. Принц среди рабов
- Кевин Шиллингтон Фуута-Джалон: девятнадцатый век
- Shaikou Baldé L’élevage au Fouta-Djallon (régions de Timbo et de Labé
- Густав Девено. Бакстонство и Сьерра-Леоне: экспедиция Тимбо 1841 года
- A. Demougeot Notes sur l’organisation politique et administrator du Labé avant et après l’occupation française
- Ж. Сурет-Канале Вождь Фута-Джаллон
- J. Suret-Canale La fin de la chefferie en Guinée
- Ж. Сюре-Канале Очерки о социальном и историческом значении людей (XVII-XIX вв.)
- Louis Tauxier Moeurs et Histoire des Peuls, Livre III. Les Peuls du Fouta-Djallon
- DP Cantrelle, M. Dupire L’endogamie des Peuls du Fouta-Djallon
- Маргарита Вердат. Le Ouali de Gomba. Essai Historique
- Кристофер Харрисон Французская исламская политика в Фуута-Джалон 1909-1912 гг.
- Хэнсон, Джон Х. (1996) Миграция, джихад и мусульманская власть в Западной Африке: колонии футанке в Karta Indiana University Press, Блумингтон, Индиана, ISBN 0-253-33088-2
Дальнейшее чтение
- Де Сандерваль, La conquête du Fouta-Djallon (Париж, 1899 г.)
- Dölter, Ueber die Capverden nach dem Rio Grande und Futa Dschallon (Лейпциг, 1884 г.)
- Нуаро, A travers le Fouta-Djallon et le Bamboue (Париж, 1885)
- Марша, Южные реки и Фута-Джаллон (Париж, 1906 г.)
Координаты :
История [ править ]
С 17 века регион Фута-Джаллон был оплотом ислама . Ранние революционеры во главе с Карамохо Альфа и Ибрагимом Сори создали федерацию, разделенную на девять провинций. Несколько кризисов преемственности ослабили центральную власть, находящуюся в Тимбо, до 1896 года, когда последний алмамы , Бубакар Биро , потерпел поражение от французской армии в битве при Поредаке .
Фулле из Фута Джаллонке возглавил распространение ислама в регионе. Полностью мусульманские ученые разработали местную литературу с использованием арабского алфавита . Известный как Ajamiyya , это литературное достижение представлено такими великими поэтами-богословов , как Tierno Muhammadu Samba Mombeya , Tierno Saadu Дален, Tierno АЛИУ Boubha Ndyan , Tierno Jaawo Pellel и т.д. В период своего расцвета, это было сказал, что Фуута-Джалу был магнитом обучения, привлекая студентов из Канкана в Гамбию и показывая Джаханкесвященнослужители в Тубе, а также учителя Фулке. Он действовал как нервный центр для торговых караванов, движущихся во всех направлениях. Более предприимчивые коммерческие линии, независимо от этнического происхождения, основали колонии на холмах Футанке и вдоль основных маршрутов. В их интересах посылать своих сыновей в школы Футанке, чтобы поддержать выпускников, которые пришли преподавать, и в целом расширить обширную структуру влияния, исходящую от Фута Джалон.
Амаду Хампате Ба назвал Фуута-Джалу «Тибетом Западной Африки» в знак уважения к духовной и мистической (суфийской) традиции его клерикалов.
Дети в деревне Доуки
Биоинтенсивное сельское хозяйство [ править ]
Карта разума Suntuure
Где-то в конце 18-го века Фулье в Фута-Джаллонке разработали тип биоинтенсивного сельского хозяйства , вероятно, из-за необходимости, поскольку покоренные женщины из числа коренных народов были взяты в дома своих исламских правителей, скот которых стал их обязанностью. Объединение животноводства и оседлого земледелия в эффективную систему агротехнического животноводства потребовало нового способа организации повседневной жизни. Домашний скот, в том числе лошади и крупный рогатый скот, ел больше и производил больше отходов, чем то, к чему привыкли местные фермеры. Поскольку в ночное время домашний скот должен был быть защищен от дикой природы, его привозили в семейный комплекс, что французы называли тападой., и локально как cuntuuje (поет. suntuure ) на языке пуляр .
Сегодня домашний скот днем пасется на открытых площадках, а ночью укрывается в загонах , за исключением коз, которым разрешено держаться самостоятельно в определенных пределах. Похожая модель должна была развиться во второй половине XVIII в. В XIX веке. Тем не менее, утилизация отходов животноводства, которая стала делом женщин, требовала систематического способа их утилизации. И со временем женщины выработали для этого способ. В органическом садоводстве их решение называется листовым компостированием или мульчированием. Со временем женщины смешали с навозом множество других органических веществ (кухонные отходы, пожнивные остатки и растительные материалы из живого забора или живой изгороди.) и складывали его каждый день на свои грядки и деревья, чтобы он разложился и превратился в питательный перегной . В 20-м веке животноводство фулье перешло от крупных животных к более мелким. Лошади, возможно, из-за мухи цеце, сократились, в то время как количество коз , овец, свиней и птицы увеличилось, а крупный рогатый скот ндама остается неотъемлемым активом.
Зоны пермакультуры
Тападные сады Фута-Джаллона были тщательно исследованы международными учеными из различных дисциплин. Это исследование показало, что система cuntuuje имеет более высокий уровень питательных веществ в почве, чем любая другая почва в регионе. Почти все роды, за исключением начальной подготовки, выполняются и управляются женщинами и детьми в прошлом и сейчас в каждой семейной группе. Сады важны как для производства продуктов питания, так и для выращивания товарных культур для их семей. PLEC, проект Университета Организации Объединенных Наций, измерил урожайность на 6,5 га тападных полей в Misiide Heyre, Fouta Djallon и обнаружил, что урожайность кукурузы составила до 7 т / га, маниока 21 т / га, сладкого картофеля 19 т / га и арахис (арахис) около 8 т / га.
Каждый suntuure занимает в среднем около 1 гектара (2,5 акра), поэтому называть их садами неточно ни из-за их размера, ни из-за сложности. Цунтуудже представляет собой системный подход к производству продуктов питания и отличается своим агроразнообразием, а также тем, как люди интенсивно используют и максимально используют ограниченный объем земли. Сегодня сады цунтуйе продолжают производить значительное количество разнообразной сельскохозяйственной продукции.
Живые заборы, которые окружают каждый suntuure, — это не просто барьер, защищающий от людей, диких животных и домашнего скота. В лексиконе пермакультуры забор — это растительная насыпь , которая играет важную роль в процессе круговорота питательных веществ и удержания питательных веществ в солнечном свете. Другими словами, cuntuuje представляют собой устойчивую биоинтенсивную поликультурную систему фермерских хозяйств и ландшафтную архитектуру , вмещающую одну или несколько микроклиматических экосистем, и являются примерами того, что мы знаем сегодня как пермакультурный дизайн. Графика в этом разделе — это интеллектуальная карта внутренних зон и секторов, которые обычно встречаются в солнечной среде.
Интерьер suntuure, Зоны 1-3 (внутренние ворота, вход, экран конфиденциальности и резиденция) зарезервированы в первую очередь для членов семьи. Именно в Зонах 4 и 5 (хогго [ проверка правописания ] и живое ограждение suntuure) происходит большая часть повседневной жизни. Здесь посетителей встречают во второстепенном приюте или павильоне , организуются работы в садах (hoggos), дети проводят день в играх и работают, если они достигли совершеннолетия, а послеобеденные молитвы, дремота, разговоры и обеды продолжаются до темноты. Зона 6 — это внешний мир.
В 2003 году цунтуйе Фуута-Джалон были признаны Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций ( ЮНФАО ) одной из систем сельскохозяйственного наследия мирового значения .
География [ править ]
Фута-Джаллон состоит в основном из холмистых лугов на высоте около 900 м (3000 футов) над уровнем моря. Самая высокая точка, гора Лура , поднимается до 1515 м (4970 футов). Плато состоит из мощных пластов песчаника, которые перекрывают гранитную породу фундамента. Эрозия от дождя и рек вырезал глубокие джунгли каньоны и долины в песчанике.
Карта Фута Джаллон с основными реками.
Он получает много осадков и является истоком четырех крупных и других средних рек:
- Река Тинкиссо (главный верхний приток Нигера )
- Река Гамбия
- Река Сенегал
- Река Понго
- Река Нуньез
- Река Конкуре
- Рио Компони
- Rio Cogon
- Рио Капачес
- Река Меллакоре
Он, таким образом, иногда называют Watertower ( замок d’Eau во французской литературе) из Западной Африки. Некоторые авторы также называют Фута Джаллон «Швейцарией Западной Африки». Это распространенное выражение, происхождение которого может быть неизвестно.
Доминирование
Западная Африка около 1875 г.
Имамат Фута Джаллон стал многонациональным, многоязычным обществом, управляемым мусульманином Фулде и поддерживаемым могущественными армиями свободных и рабов. Фулэ из Фута Джаллон и Фута Торо смогли воспользоваться преимуществами растущей атлантической работорговли с европейцами на побережье, особенно с французами и португальцами . Государства-близнецы Фула также поставляли ценное зерно, крупный рогатый скот и другие товары своим европейским соседям на побережье. Алмаами требовал подарков в обмен на торговые права и мог обеспечить исполнение своей воли хорошо снабженной армией. В 1865 году Фута Джаллон поддержал вторжение в королевство Мандинка в Каабу , что привело к его гибели в битве при Кансале в 1867 году. Оно завоевало остатки королевства Джолоф в центральной Сенегамбии в 1875 году. Фута Джалон хотел завоевать и расшириться с помощью но мама Джанке Вали Саннех не согласилась и хотела, чтобы они покинули Западную Африку, как это происходит с каждой семьей, управляющей своим собственным народом, поэтому для завоевания Фута Джалон напал на Каабу, чтобы они могли преследовать свои имперские цели, после смерти мамы Джанке Вали Санне (А.С.), алмами Фута Джалон женился на его дочери.