Описание скульптуры Афины Парфенос
Из образа Варвакиос, также относящегося к перечню работ данного мастера, ученые подчеркнули основные черты, которыми предположительно обладала и Афина Парфенос.
Описывая некоторые нюансы её воинственного образа, выделяют шлем богини. Он обладал тремя своеобразными гребнями.
Статуя Афины в Парфеноне
Одинаковые изображения грифонов располагались по бокам, спереди же находился сфинкс.
Щит Афины Парфенос также имел некоторые иллюстрации, в частности на его поверхности вычеканено сражение божеств с гигантами, бой с амазонками.
Существуют догадки о том, что создатель включил и собственное изображение в число изваяний на щите Афины. Предположительно, Дедал и Тезей, присутствующие здесь, являются прототипами Фидия и Перикла. Именно этот поступок стал роковым для великого скульптора.
Он был обвинен в оскорблении богов, вследствие чего попал в тюрьму. В заключении творец покончил с собой. Кстати, существуют ведомости о том, что именно статуя Зевса с Олимпии была его предсмертной работой.
По задумке Фидия фасад должен был разместить более шести колонн, поэтому статую окружали позади и по бокам ровно восемь огромных колонн. Это позволяло создать эффект архитектурной рамы, в которую оказалась вписана статуя Афины Парфенос.
Древнегреческие деятели нередко прославляли в своих трудах богиню Афину. Платон, Сократ и другие философы считали скульптуру Афины тождественно равной понятию прекрасного.
https://youtube.com/watch?v=hI44u0FF8nA
Храм Зевса Олимпийского
Рекомендовать место
12
1
Когда-то в центре храма стояла огромных размеров хризоэлефантинная (покрытая золотом и слоновой костью) статуя Зевса. Она в точности копировала знаменитую статую Зевса Олимпийского, созданную великим мастером Фидием.
Около статуи Зевса возвышалась выполненная в такой же технике статуя императора Адриана, при котором храм был освящен. Рядом с храмом в 130 году н.э. греческие зодчие возвели арку Адриана, которая играла роль ворот в новые городские кварталы, выстроенные императором.
Находиться здесь всегда приятно, ведь место было выбрано с очень тонким художественным замыслом: если смотреть в сторону Акрополя от храма Зевса, то вашему взору предстает еще одна древнегреческая святыня — Парфенон, который словно обрамлен этой аркой. А если смотреть в нее со стороны Акрополя, то вас наверняка поразят мощные формы огромного храма Зевса Олимпийского.
Что посмотреть рядом
В Акрополе, кроме Парфенона, расположены еще несколько античных достопримечательностей.
- Эрехтейон – остатки храма Афины и Посейдона. Построено сооружение примерно в тоже время, что и Парфенон. Особый интерес туристов вызывают кариатиды, всего их 6, каждая высотой 2 м 10 см.
- Храм Ники расположен в юго-западной части Акрополя. Храм интересен колоннами и фризом с барельефами. Дважды храм был под угрозой полного разрушения, но каждый раз его восстанавливали.
- Пропилеи – остатки входа, построенного в V столетии до н. э. Сохранились колонны, часть горизонтальных перекрытий. Вход напоминает храм, смотрится величественно.
- Одеон Геродота – амфитеатр, построенный во II веке до н. э. Одеон неплохо сохранился, при реставрации восстановили сцену и сидения для зрителей.
Для современников Парфенон являлся символом могущества и славы Афин. Сегодня этот древний храм считается величайшим образцом античной архитектуры, шедевром мирового искусства и зодчества.
Творческий путь автора статуи Афины Парфенос
Работы Фидия и творцов его эпохи играет огромную роль и в современной культуре греческого государства.
Фидий, создатель статуи
Также как Гомер и Гесиод, он установил границы представлений о мифологических божествах.
Деятели того времени создали настоящий базис о древнегреческих понятиях в веровании.
Идеалы богов – Зевса, Афины, Гермеса, Аполлона – определенные их произведениями, стали отправной точкой в создании шедевров последующих поколений.
Греческие творцы прекрасного равнялись на примеры искусства классиков древнегреческого мира.
Достоинство, нравственность и уравновешенность – такими их узнали представители нашей современности.
Статуя Зевса в Олимпии
Статуя Зевса, созданная Фидием, стала предопределяющим элементом в создании образа царя всех олимпийский богов.
В данной работе ему удалось удачно совместить милосердие и всемогущество.
Скульптура Зевса вызывала немало восхищения среди влиятельных деятелей политики и культуры Древней Греции.
Две созданные скульптуры Афины Паллады придали славы автору. Здесь же он вместил образы величия, мужественности и света. Деву считали божеством, покровительствующим ремеслам, защите от завоевателей.
Афине Парфенос предшествовала грандиозная статуя, выполненная из бронзы. Его работой было изображение богини – защитницы от всех врагов.
Это творение – статуя Афины Промахос – находилось в Акрополе, рядом с Парфеноном.
Парфенон в Акрополе
В самом храме находились и другие восхитительные статуи Фидия.
Кстати, большинство из них является достоянием мировой
общественности и сберегается среди экспонатов Британского музея.
Воссоздание западной части Парфенона в Британском музее
Восточный фронтон Парфенона был украшен композицией, повествующей о рождении Паллады.
В западной части изображался спор богини с Посейдоном – боги не могли распределить владычество над Элладой.
Множество других характерных идей Фидия смогли вместить в себе стилевую выдержанность архитектурных правил с натуральностью и неподдельностью образов.
Одновременная строгость и легкомыслие ставят работы на мастера на возвышенную ступень.
Если же провести анализ творчества предшественников, то в сравнении с работами автора Афины Парфенос без труда можно обнаружить их зажатость и неестественность поз.
По-настоящему живые образы, непринужденные, естественные, они были параллельны свободным движениям простых людей.
Благодаря пластичности и грациозности поз, они отличали фигуры особой живостью до мельчайших деталей.
Храм Святой Троицы
Рекомендовать место
6
1
Храм, который сегодня называется Русской посольской церковью, имеет богатую историю. В глубокой древности на месте храма располагались римские бани, которые со временем были разрушены. Именно на фундаменте бывших бань возникла ранняя христианская церковь, которая была освящена в честь Пресвятой Троицы. С 1202-го года храм являлся женским монастырём. Впоследствии он стал бенедиктинский, а после и мужским.
Храм не единожды становился жертвой трагических обстоятельств — в разные периоды истории, храм страдал от землетрясений и нападений чужеземцев. Русским храм стал в 1847-ом году, когда его приобрело правительство Российской Империи. После этого храм длительное время реставрировался.
Освящение храма состоялось в 1855-ом году. Он является действующим и по сей день.
Крупнейшие города Греции
Афины
Афины (Αθήνα) это самый большой город и столица Греции. В Афинах проживает более трёх миллионов человек, около 1/3 от общей численности населения Греции.
Афины расположены в Центральной Греции, на равнине. Город окружён горами со всех сторон, кроме юго-запада. На юго-западе города находится море (залив Сароникос).
Афины это один из старейших городов Европы. Город возник более десяти тысяч лет назад и был назван в честь богини Афины. Примерно в пятом веке до нашей эры город достиг своего расцвета и был центром древнегреческой цивилизации. Пелопонесская война сильно ослабила город, но ещё несколько столетий Афины оставались главным центром развития культуры, искусства и наук в Европе. В дальнейшем наиболее известным городом Европы стал Рим.
Самыми важными объектами транспорта в Афинах являются Пирейский порт и международный аэропорт “Элефтериос Венизелос”. Самая известная достопримечательность Афин — Акрополь. В Афинах имеется большое количество музеев. Это один из главных туристических центров Греции.
Салоники
Салоники (Θεσσαλονίκη, также используется название Фессалоники) — второй по величине город Греции. Город расположен в северной части Греции, в регионе Македония. Население города примерно 365 тысяч человек (вместе с пригородными территориями более 1,1 млн. чел.). Город был основан в 315-м году до н.э.
В Салониках расположено множество музеев, университет, аэропорт Македония, концертный зал. Наиболее известными достопримечательностями города являются: Базилика Святого Димитрия, Триумфальная арка императора Галерия, церковь святого Георгия, Белая башня.
Город расположен на очень выгодном месте и с момента основания играл важную роль на территории Южной Европы. В настоящее время аэропорт города Салоники обслуживает большое количество туристов, которые приезжают на полуостров Халкидики в сезон летних отпусков.
На фото: вид на город Салоники.
Патры
Город Патры (Πάτρα) расположен на северо-западной оконечности Пелопоннеса и является самым большим городом на Пелопоннесе и третьим по количеству жителей городом Греции. В городе проживает примерно 230 000 человек. Недалеко от города расположен мост, соединяющий полуостров Пелопоннес с материковой Грецией. Ежегодно, в феврале, в городе проводится ставший популярным карнавал.
Ираклион
Город Ираклион (Гераклион) является административным центром острова Крит. Город назван в честь героя древнегреческих мифов Геракла. Население города более 170 тысяч человек. Рядом с городом имеется международный аэропорт, который обслуживает большое количество приезжающих на Крит туристов. Порт Ираклиона имеет паромное сообщение с некоторыми городами Греции.
Город Родос
Город Родос является административным центром острова Родос. Город расположен в восточной части острова, у места слияния Средиземного и Эгейского морей. Город был известен ещё в античные времена как место расположения одного из семи чудес света, гигантской скульптуры Колосс Родосский.
Приезжающим в город туристам рекомендуется посетить хорошо сохранившийся старый город. От старого города можно пройтись по набережной к месту соединения двух морей. Рядом с городом расположен аэропорт, который обслуживает приезжающих на остров туристов. Из пассажирского порта города Родос регулярно отправляются корабли в турецкие города Бодрум и Мармарис. (Не забудьте! Для возвращения в Грецию вам будет нужна шенгенская виза.)
Парфенон в Акрополе: значение для древних греков
Отличительной манерой творения зодчих Древней Греции был принцип так называемого «золотого сечения», который придавал гармонии сооружениям.
Правильным и удачным можно считать выбранное архитекторами соотношение размеров самого Парфенона и горы, обладающей одноименным названием всего храмового комплекса.
Вид на Парфенон
Предназначением Парфенона являлось проведение праздничных торжеств. Одновременно с этим, он выступал настоящим хранилищем, сберегая не только материальные ценности, но и произведения искусства.
Также как в Олимпии почиталась статуя Зевса, в Парфеноне это была Афина Парфенос.
Знаменитую Афину Парфенос, в переводе с древнегреческого звучащую как Афина Дева, смело можно назвать символом Древней Эллады.
В середине V столетия до нашей эры величайшим мастером скульптурного искусства Фидием был создан этот шедевр. В те далекие времена изображенная богиня Афина, покровительница древнегреческой столицы, располагалась в центре полиса в Парфеноне.
Афинский Акрополь
Рекомендовать место
12
2
Афинский Акрополь является исключительно ценным памятником архитектуры. Считается, что застройка холма, на котором он расположен, началась очень давно: уже в архаический период (650 – 480 гг. до н.э.) в Истории Греции на холме были расположены древние храмы и постройки, а в III в до н.э. Акрополь в основном служил убежищем для местных жителей от набегов чужеземцев.
Когда-то Акрополь украшали множество красивых скульптур, но и само строение, и скульптуры не пожалели ни люди, ни время, ни природные катаклизмы. Сильно пострадал этот необыкновенный архитектурный памятник от человеческой руки: например, в 1827 были нанесены повреждения турецким снарядом, также разрушения были увеличены землетрясением в 1894 году. К тому же, со временем и мрамор, и другие использовавшие в строительстве материалы тускнеют, теряют свои качества, разрушаются.
Греческое правительство несколько раз подвергало строения реставрации, что сейчас позволяет увидеть многое таким, какое оно было столетия и тысячелетия назад. Также были сделаны копии скульптур, которые наполняли копии и воссоздают ту красоту и величественность, которая была в Акрополе в древние времена. Оригинальные же статуи, скульптур, а также и рельефы Акрополя, хранятся в музеях — в том числе Британском Музее, Лувре и Музее Акрополя.
Как выглядел Древнегреческий Парфенон
Древнегреческий Парфенон представлял собой действительно величественное зрелище.
Парфенон в разрезе
На фасадах храма было по 8 колонн, по бокам — ещё по 17, что в сумме даёт нам 48 опор (угловые колонны являются одновременно элементами как фасада, так и боковой части).
Что интересно, колонны были не перпендикулярны, а располагались под углом, склоняясь внутрь. Причём угол наклона угловых колонн намного меньше, чем у прочих. Сами же колонны являлись классическими образцами дорийского ордера, хотя и имели непривычно большой размер.
Один из уцелевших фризов Парфенона
Внутри храма были сделаны дополнительно две ступени, которые вели на центральную площадку, окружённую с фасадов ещё 12 колоннами. Площадка делилась на три нефа, большой центральный и два маленьких по бокам. Центральный неф был окружен с трёх сторон 21 колонной. В его центре располагалась та самая, позднее пропавшая, статуя Афины Парфенос.
Внутренний фриз храма был выполнен в ионическом стиле и изображал праздничное шествие в последний день Панафиней.
Что же касается экстерьера, то о нём известно довольно мало. Фронтоны Парфенона были уничтожены ещё в Средние века, так что восстанавливают их в основном по догадкам.
Восточный фронтон мог изображать рождение Афины, но деталей скульптур почти не осталось. Западный, скорее всего, показывает спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Всего сохранилось 30 статуй с фронтонов, но их состояние довольно плачевное, в особенности у тех, что были в Британском музее в конце XX века — их подвергли довольно варварской чистке.
Внешние фризы Парфенона сохранились немного лучше — по крайней мере, точно известно, что было на них изображено.
На восточной стороне храма была запечатлена история войны кентавров и лапифов, на западной — Троянской войны, на севере — гигантомахия, а на юге — сцены из битвы греков и амазонок.
Большинство уцелевших горельефов находятся в афинском музее, а их точные копии постепенно занимают свои места в отреставрированном Парфеноне.