Театр диониса — theatre of dionysus

Литература

  • Всемирная история (в 24 тт.) // Т.4. Эллинистический период. с. 76. — Минск: Издательство «Литература», 1996.
  • Древней Греции. / гл. ред. Кузищин В. И. — М.: Издательство «Высшая школа», 2001. — С. 399.

Одной из достопримечательностей древнего греческого города Афин является театр Диониса. Он представляет собой самый старый театр в мире. Театр Диониса в Афинах был построен еще в VI веке до нашей эры. Именно здесь проводились знаменитые афинские дионисии – праздники в честь Диониса, бога искусств и виноделия, проходившие дважды в год. Древние греки с удовольствием посещали состязания актеров, которые вскоре получили название «театр».

Однако современное понятие театра очень отличается от древнегреческого. Тогда, до нашей эры, зрители наблюдали за одним лишь актером в маске, показывающим свое умение под аккомпанемент хора. Как правило, во время дионисий соревновались между собой два или три актера в различных жанрах. Лишь много позже, с развитием театрального искусства, актеры перестали носить маски, а в представлениях начало участвовать сразу несколько человек.

В дальнейшем в театре Диониса в Афинах ставились сцены из Софокла, Еврипида, Эсхила и других античных драматургов.

Особенности античной постройки афинского театра Диониса

Находится театр Диониса на юго-восточной стороне афинского Акрополя.

В древности сцена театра назвалась орхестра. От зрительного зала ее отделял ров с водой и широкий проход. Сзади орхестры располагалась схена – здание, где актеры переодевались и ожидали выхода на сцену. Стены орхестры были украшены барельефами из жизни древнегреческих богов, в частности, самого Диониса, и эти произведения искусства частично сохранились до наших дней.

Характерной особенностью театра Диониса является то, что он не имеет крыши и располагается под открытым небом. Он сделан в форме амфитеатра из 67 рядов, располагающихся в форме полукруга. Такой характер постройки обусловлен большой площадью театра, ведь он был рассчитан на 17 тысяч зрителей. На то время это было очень много, поскольку численность афинян составляла вдвое больше – около 35 тысяч человек. Стало быть, каждый второй житель Афин мог присутствовать на представлении.

Изначально посадочные места для любителей зрелищ были выполнены из дерева, но в 325 году до нашей эры они были заменены на мраморные. Благодаря этому некоторые кресла сохранились до сих пор. Они очень низкие (всего около 40 см высотой), поэтому зрителям приходилось сидеть на подушках.

А для особо уважаемых посетителей театра Диониса в Древней Греции каменные кресла первого ряда были именными – об этом свидетельствуют хорошо различимые надписи на них (к примеру, кресла римских императоров Нерона и Адриана).

На заре нашей эры, в I веке, театр перестраивался снова, на этот раз – под гладиаторские бои и цирковые представления. Тогда между первым рядом и ареной был выстроен высокий бортик из железа и мрамора, призванный обезопасить зрителей от участников таких представлений.

Атрибуты

Без атрибутов не обходится ни один уважающий себя бог с Олимпа. По ним исследователи легко понимают, какой небожитель изобретен на картине, отчеканен на монете или высечен в камне.

Разумеется, есть определенные атрибуты и у Диониса. Чаще всего его изображали с:

  • виноградной лозой,
  • тирсом (жезл), увенчанным сосновой шишкой,
  • плющом.

И каждый из этих атрибутов вовсе не случаен. С виноградной лозой всё понятно — из этих ягод делают вино. Сосновая шишка, украшающая собой жезл бога Диониса, тоже появилась не просто так. По некоторым данным шишки использовались в Элладе при производстве вина. Наконец, плющ по поверьям древних греков предохранял от опьянения. Неслучайно можно увидеть картины и барельефы, на которых пирующие надевают на головы венки, сплетенные из плюща.

Как проходили театральные действа

Представления в театре были особенными:

  1. Во всех спектаклях было не более 3-х актеров, а первые постановки разыгрывал один человек.
  2. Главные и второстепенные роли определялись по жребию.
  3. Во время спектакля актеры надевали на лицо маски, соответствующие эпизоду. Для смены маски требовалось затратить минимум времени: отвернуться или присесть, а затем быстро вернуться в исходное положение.
  4. Все роли, даже женские, исполняли мужчины.
  5. Все реплики актеров для усиления звука повторяли хористы.

Постановки проходили в течение длительного времени: до 10 часов, и актеры должны были исполнять роли безупречно. При этом от них требовалось не только выразительно декламировать стихи, но и петь.

Святилище и первый театр

Карта театра в том виде, каким он был в конце IV века до нашей эры. Из В. Дёрпфельда, Э. Райша, Das griechische Theater , Афины, 1896 г.

Культ Диониса был введен в Аттику в архаический период с самого раннего изображения Бога, датируемого ок. 580 г. до н. Э. Город Дионисия (или Большая Дионисия) началась где- то в Peisistratid эпохе. и был реорганизован во время клейсфенических реформ 520-х гг. до н. э. Первые драматические представления, вероятно, имели место в Агоре, где, как записано, обрушились деревянные трибуны, установленные для пьес ( икрия ). Эта катастрофа, возможно, побудила убрать драматическую постановку в Святилище Диониса на Акрополе, что произошло ко времени 70-й Олимпиады в 499/496 году до нашей эры. На теменосе самые ранние структуры были Пожилым храм, который размещался xoanon Диониса, подпорной стенки на север и немного дальше вверх по склону круговую террасу , которая была бы первым оркестром театра. Раскопки Вильгельма Дёрпфельда идентифицировали фундамент этой террасы как часть многоугольной кладки , что указывает на архаическую дату. Вероятно , в центре оркестра был алтарь или тимел . В то время не существовало официально построенных каменных сидений, только икрия и природный амфитеатр холма служили театром .

Помимо археологических свидетельств, есть литературные свидетельства современных пьес, из которых можно сделать ключ к разгадке конструкции и сценографии театра . Для этого самого раннего этапа развития театра есть работы Эсхила , который процветал в 480–460-х годах. Драматическое действие пьес действительно указывает на наличие скена или фонового пейзажа некоторого описания, наиболее убедительным свидетельством которого является Орестея, которая требует нескольких входов и выходов через дверь дворца. Было ли это временным или постоянным деревянным строением или просто палаткой, остается неясным, поскольку до периода Перикла нет никаких физических доказательств существования скенского здания. Однако гипотеза скена не противоречит известной археологии стоянки. Орестея также относится к крыше , из которого сторож смотрит, шаг во дворец и алтарь. Иногда утверждают, что ekkyklema , тележка на колесах, использовалась для обнаружения тел Клитемнестрой в строке 1372 в Агамемноне среди других отрывков. Если так, то это была новинка сценического искусства Эсхила. Однако Оливер Таплин сомневается в кажущемся непоследовательности использования устройства для драматических отрывков, требуемых для него, и сомневается, существовал ли этот механизм при жизни Эсхила.

Интересные факты

  • Дионис – греческий бог плодородия, виноделия, вдохновения и театра.
  • Театр Диониса вмещал 17 000 зрителей, во времена, когда его построили, это была половина населения Афин.
  • Результаты театральных соревнований фиксировались. Эти документы назывались дидаскалии.
  • Сохранилось мраморное кресло во 2 ряду, там сидел император Адриан, при посещении театра.
  • Последняя реставрация театра проводилась несколько лет назад. Она финансировалась частично из государственного бюджета, частично некоммерческой организацией. Всего было выделено 6 миллионов евро. К сохранившимся ярусам добавили еще несколько, древние обломки совмещали с новым камнем.
  • Рядом с театром есть пещера Фрасилос. Предположительно ее использовали древние певцы хора. Позже, при христианах, пещеру переделали в часовню.

Драматические и комедийные представления

В ходе дионисийских торжеств люди наряжались сатирами — так назывались божества, похожие на козлов (с рогами, бородой, хвостом и копытами). Ряженые исполняли песни, прославляющие бога Диониса.

В 5 в до н.э. в Греции появились профессиональные драматурги — они и сочиняли театральные пьесы. Ими создавались как комические, так и трагические произведения.

Трагедия считалась высоким жанром, и было принято смотреть именно трагические пьесы, которые как правило заканчивались не очень хорошо. Во время дионисий часто ставились пьесы, написанные “отцом греческого театра”, Эсхилом. 

Комедии в древней Греции считались относительно низкопробными произведениями: целевой аудиторией был простой народ. Наверное, только произведения Аристофана дошли до наших дней. По мнению культурологов, его комедии были близки древним грекам (и нам) по причине своей актуальности: иносказательно Аристофан обличал и высмеивал невежество, коррупцию, алчность и прочные пороки.

Греческий театр состоял из трех частей:

  • орхестра. Это была круглая площадка, на которой выступали актеры. Она находилась в центральной части). Немногим позже на такой же площадке садились музыканты. Отсюда появилось современное слово “оркестр”. В древнегреческом театре музыкантов на орхестре не было;
  • скене. Это небольшое здание, которое находилось за спиной у актеров, позади орхестры. В скене хранился реквизит. Также там переодевались и отдыхали. Позже, когда на орхестру посадили музыкантов, актерам пришлось отодвинуться назад, и слово “скене” превратилось в слово “сцена”;
  • театрум (места для зрителей). Дословно с древнегреческого это слово переводится как “смотреть на что-либо”. Когда слова “орхестра” и “скене” поменяли свои значения, весь этот комплекс (все, что было связано с игрой актеров и со зрителями, пришедшими посмотреть пьесу) стали называть театром.

В драматических и комедийных представлениях во время дионисий участвовали только мужчины. Для обозначения определенных (в том числе и женских) ролей греческие актеры надевали маски.

Таких греческих масок до нас дошло немало. Они были самыми разными. За все время исполнения своей роли в пьесе актер мог сменить десяток таких масок.

Маски могли изображать женщину/ребенка/старика — кого угодно: актер мог играть, просто сменив маску.

Во время дионисий стали использоваться и первые “спецэффекты”. Например, для изображения божества актеры надевали высокие сандалии — котурны. С их помощью создавалась иллюзия очень высокого роста: такой рост мог быть только у божества.

Немногим позже котурны использовались и вне дионисий — во время “обычных” театральных представлений.

Театрализованные представления характеризовались реалистичностью. Существовало так называемое “правило трех единств”:

  • действа;
  • времени;
  • места.

Действие в представлении проходило в одно и то же время, что оно проходило бы и в жизни. Если герои пьесы проживали 5-12 часов, это означало, что и зрителям придется смотреть спектакль такое же время. Поэтому представления во время дионисий часто начинались рано утром, а заканчивались — с заходом солнца.

В представлении участвовали не только актеры, но также и хор. В обязанности хористов входило разъяснение зрителям смысл происходящего. Также хор мог спорить с актерами, выражать собственное мнение. Поэтому такое представление было как бы состязательным: у актеров была своя партия, а у хора — своя. Было в этом и что-то назидательное — особенно когда в пьесе обыгрывались события из жизни небожителей.

Нет бесспорных сведений о распределении пьес по отдельным дням. Согласно традиционной точке зрения, до 5 в до н.э драматические представления на больших дионисиях продолжались 3 дня. По некоторым данным, они продолжались до 4 дней.

В первый день показывались 3 комедии. В следующие дни давалось по одной тетралогии.

Начиная с 2 половины 4 века порядок состязаний был такой:

  • старая трагедия и сатировская драма — первый день;
  • новые трагедии (до 5 трагедий) — второй-третий день.

Также в эти дни показывались комедии (до 5 комедий).

Помпа и проагон

Считается, что помпа занимала большую часть первого дня празднования. Когда солнце садилось, наступало время для комоса — веселого праздничного шествия.

На второй и третий день проходили состязания детских и мужских дифирамбических хоров. Затем, в течение 3-4 дней проводились драматические агоны, и это была кульминация праздника.

В дифирамбических хорах принимали участие знаменитые поэты (Пиндар, Симонид) и лучшие флейтисты. В завершение этих соревнований совершалось жертвоприношение — в жертву приносили молодых бычков. Мясом угощали всех присутствующих.

А далее начинался пир. Это было не только веселое, но и достаточно опасное время, поскольку толпы пьяных людей, изображающих свиту Диониса, в угаре были способны даже на преступление.

На следующий день, когда в городе более-менее наводился порядок, драматурги объявляли названия ставящихся пьес. Они выбирались судьями по жребию (проагону). Примерно в середине 5 века н.э. проагоны проводились у подножия Акрополя.

Рождение Диониса

Разобравшись кратко, бог чего в греческой мифологии Дионис (Вакх), следует рассказать и о его биографии. Тем более, что далеко не каждый бог Эллады может похвастать столь необычным происхождением.

Итак, Диониса, бога вина и веселья, началась в славном городе Фивы. Именно там жила Семела — дочь местного правителя. Она была так красива, что Зевс в очередной раз не удержался перед искусом, влюбился в неё и нередко заглядывал в гости.

Гера, супруга неверного Зевса, долгое время терпела и смотрела на происходящее сквозь пальцы. Только когда Семела забеременела, она решила отомстить смертной, посмевшей занимать место в помыслах главы Олимпа. Проникнув к ней в покои, Гера приняла облик кормилицы Семелы и подговорила несчастную попросить Зевса предстать перед нею в истинном облике. А заодно научила, как заставить бога выполнить просьбу.

И когда герой-любовник навестил беременную возлюбленную в очередной раз, она упросила Зевса, выполнить его желание. А когда тот пообещал сделать это, потребовала, чтобы он поклялся водами Стикса — такую клятву не под силу нарушить даже богам. И уже после этого бедная Семела высказала желание — чтобы тот приял свой истинный, божественный вид. Зевс, связанный клятвой, не смог отказать ей и исполнил просьбу. Однако истинная мощь громовержца не предназначена для дворцов, построенных простыми смертными. В результате покои загорелись, а перепуганная Селена разродилась ранними родами (по некоторым данным сгорела живьем, но Зевс успел спасти младенца).

Дионис родился настолько слабым, что наверняка не выжил бы. Но Зевс не хотел потерять сына и зашил его в свое бедро. Лишь спустя несколько месяцев, когда ребенок подрос и окреп, бог извлек сына из бедра. Таким образом Дионис родился во второй раз — отсюда и одна из ипостасей греческого бога Диониса (Бахуса), называемая Дигон или рожденный дважды.

Театральное действо — тогда и сейчас…

Если говорить о театральных постановках древних времен, стоит заметить, они, конечно же, существенно отличались от того, что может сегодня увидеть театрал. Первоначально в Древней Греции публика могла наблюдать за действиями всего лишь одного актера, который «повествовал» зрителям о судьбе того или иного героя под «аккомпанемент» хора. Чуть позже в спектакле принимали участие уже несколько актеров, но и их художественные возможности были ограничены. Все дело в том, что каждый актер поочередно надевал на себя маску определенного персонажа, и все его мастерство сводилось к умению грамотно и ловко владеть голосом и телом. А публика того времени вела себя довольно своеобразно. Если в наши дни театральные постановки, в случае успеха заканчиваются овациями и криками «Браво!», а в случае провала – тишиной, то в древние времена было, мягко сказать, несколько иначе.

Понравившийся спектакль встречали также бурно: шквал аплодисментов и восхищенные крики. Однако зрители, которые по какой-либо причине не понимали и не принимали спектакль, вовсе не молчали. В случае провала театр также «взрывался», но на этот раз недовольством: свист и топот были слышны далеко от месторасположения театра. Кроме этого, разъяренная публика могла закидать участника театрального действия камнями, требуя начать другую пьесу. Актер должен был доставить публике удовольствие и начинал другое представление, естественно, если оставался жив.

Семейная жизнь

Несмотря на весьма неуживчивый характер и частые вспышки гнева, Дионис обзавелся супругой. Всем любителям эллинской мифологии хорошо знакомо имя Ариадны — той самой, которая помогла Тезею убить страшного Минотавра. Однако недальновидный герой обманул девушку, влюбившуюся в неё, и разбил ей сердце. Она даже хотела покончить с собой, сбросившись со скалы, но поблизости оказался шаловливый Дионис, греческий бог виноделия.

Влюбившись в девушку, он сделал её своей супругой. Вместе они прожили довольно долго, успев родить много детей. По разным данным их количество отличается — многие легенды сплетены, а их персонажи зачастую сливаются друг с другом. Но эксперты сходятся во мнении, что детьми Диониса и Ариадны являются:

  • Фоант,
  • Стафил,
  • Энопион.

С другими персонажами не так однозначна, поэтому их имена не стоит и приводить, чтобы не было лишней путаницы.

Увы, век простых смертных недолог. А во времена Античности он был ещё более коротким. Ариадна скончалась во время родов. Тогда Дионис уговорил своего отца Зевса сделать несчастную женщину богиней, наделив её бессмертием.

Любопытно! В некоторых трудах встречается упоминание о том, что Ариадна не умерла, а была превращена в камень Персеем, воевавшим с Дионисом.

Впрочем, взбалмошный и развязный бог виноделия не отличался супружеской верностью. Поэтому были у него и дети на стороне. Например, сына Флианта его родила Арефирея, а Телета — наяда Никея.

Что посмотреть

Рекомендуется посещать театр Диониса летом, в период с середины июня по середину сентября, чтобы попасть на популярный в Греции Афинский фестиваль. В этот период можно заглянуть на театральные и музыкальные концерты, посетить множество интересных выставок и прогуляться по музеям.

Вся зона в окрестностях театра сама по себе как музей истории Фото адрианских рельефов со сцены (лба scaenae) театра Диониса на южном склоне Акрополя

В дневное время есть шанс очутиться на открытой репетиции театра Диониса, а вечером — на полноценном представлении труппы по мотивам древнегреческих мифов. Поэтому если хочется посмотреть на античный спектакль, лучше отложить прогулку на вечер.

Спектакли проводятся как днем, так и вечером Желающие могут попасть на открытую для всех репетицию Эпичными же будут вечерние представления

В утренние часы меньше шансов попасть в длинную очередь из желающих посетить театр Диониса, поэтому чтобы провести в ожидании как можно меньше времени и успеть насладиться красотой места до того, как хлынет толпа туристов, к билетным кассам желательно прибыть уже к 7:30.

Прибыть к кассе театра желательно в раннее время, чтобы не попасть в очередь

Лучше посещать достопримечательность в утреннее или вечернее время, чтобы избежать палящего солнца и зноя. И даже в прохладные часы рекомендуется иметь с собой бутылку воды.

Пока нет представлений можно сделать фотографии или изучить античные предметы

Время работы и стоимость билетов

Сам театр Диониса можно посетить, оплатив единый билет на вход в Акрополь.

Стоимость билетов:

  • Льготные категории граждан (школьники, студенты) — 10 евро (~821 руб.), но нужно подтверждение в виде студенческого билета;
  • Остальные —  20 евро (~1 642 руб.). Действует такой билет 4 дня.

Чтобы посетить представление, придется доплатить: за сидячее место — 30 евро (~2 463 руб.), за стоячее — 20 (~1 642 руб.).

Время работы:

Театр является частью архитектурной зоны Акрополя.

  • Летом вход осуществляется с 8:00 до 19:30;
  • В зимнее время — ежедневно с 8:00 до 15:30.

По понедельникам  — с 11:00 до 19:30.

Актеры театра Диониса знамениты во многих странах и играли на сценах популярнейших театров

Интересные факты

  • Театральная жизнь в античные времена имела свои отличительные особенности. В частности, любопытно, что мужские, и женские роли всегда исполнялись мужчинами.
  • Чтобы актеров хорошо было видно с дальних мест, они надевали специальные сандалии на высокой платформе, которые назывались котурнами
  • Во время дионисий жители Афин не работали, а отправлялись посмотреть представление
  • Если зрителям не нравилась постановка, игра актеров или сама пьеса, они тут же могли выразить свое недовольство громкими криками и освистанием, и потребовать сразу же показать другой спектакль.
  • Каждый спектакль на сцене театра показывался лишь однажды, повторный показ был исключением из правил

Панорама театра Диониса в Афинах Театр Диониса в Афинах на видео

Посещение Акрополя, а вместе с ним и древнего театра Диониса — обязательный пункт плана для туриста в Греции. Античное строение поразит всякого не только своей красотой, но и поможет окунуться в атмосферу истинной античности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Культура мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector