Мистра

Древний город Мистра, где и руины прекрасны

Пелопоннесом сегодня называется также административный округ Греции на полуострове. Уже в составе Греции Мистра признана ЮНЕСКО образцом всемирного наследия. Наследие это собиралось по крупицам между многочисленными войнами, эпидемиями страшных болезней, различными правителями и принадлежностью к ряду государств.

Сегодня в Мистру едут тысячи христиан-паломников и просто туристов. Ведь город ценен древними постройками в византийском стиле. Здесь сохранился до нашего времени ряд удивительных творений средневековых кудесников в архитектуре, строительстве, изящных искусствах – настоящий музей под солнцем на горных склонах горы Тайгет.

Монастырь Пантанасса

Город основан в 1249 году в независимом Ахейском княжестве. Оригинальный выбор территории под застройку тогда и сегодня многим непонятен: зачем было взбираться на крутые склоны? Потому что на равнине любой город захватчики разорят за неделю.

Вот и мостили дороги к вершине горы, обкладывали постройки прочными крепостными стенами. Ведь это место выбрал для своей резиденции правитель княжества. Так что по реалиям того времени место выбрано чрезвычайно удачно. Обзор простирался далеко.

Особенно хорошо просматривалось ущелье между Лаконией и Мессенией. При строительстве использовались материалы с развалин античных греческих и византийских построек.

Мистра. Древние руины

Но уже через полтора десятка лет крепость захватила Византия. Под ее властью оказался и город Мистра, выросший за это время на склонах. Город стал тем, о чем сказано выше.

Властители сменяли один другого: османцы, венецианцы. Да, кроме подчинения народа, они привносили сюда и свою культуру, особенности строительства культовых христианских и общественных зданий, радующих взгляд еще и сегодня. Тем не менее, препятствовали развитию тех отраслей, которые конкурировали с их собственными производствами. В 1687 году в Мистре жили 40 000 человек.

Виды Мистры

Но к первой трети девятнадцатого столетия Мистра пришла в полный упадок. Потихоньку рушились постройки, уезжали люди.

История Мистры

В 1204 году рыцари-крестоносцы захватили Константинополь (в ходе преступного Четвертого Крестового похода). На территории Византии образовалось несколько государств и княжеств.

Большая часть Пелопоннеса вошла в Ахейское княжество, государство крестоносцев, которым правил французский рыцарь Гийом II Виллардуэн. Местным жителям пришлись не по вкусу новые правители, франки явно чувствовали себя здесь неуютно. Поэтому по приказу Виллардуэна для контроля над Лаконской долиной на склоне горы Тайгет в 1249 году была построена крепость.

Эта крепость, замок Виллардуэна, и положила начало новому городу Мистра (как это обычно и бывало: сначала возникала крепость, потом под ее стенами разрасталось поселение).

Мистра стала столицей франкского Ахейского княжества.

Однако уже в 1262 году эти земли отвоевали византийцы, и с этого времени Мистра начинает расти и со временем становится центром местной «реконкисты»: освобождения Пелопоннеса и окончательного изгнания франков.

В 1348 году на отвоеванных землях возникает новое государство – деспотат Морея со столицей в городе Мистра. В Мистре последовательно правят две византийские династии: Кантакузины (1348-1383) и Палеологи (1383-1460). Обычно деспотом Мистры становился ближайший родственник правящего в Константинополе императора: брат или сын.

Это было время наивысшего расцвета города. В Мистре возникают церкви и монастыри, развивается производство (в том числе шелковое). Здесь, на склонах Тайгета собирается цвет интеллектуальной и художественной элиты Византии: писатели, философы, художники.

Увы, этот расцвет искусств, который специалисты сравнивают с итальянским Ренессансом, был задушен в 1460 году, когда Пелопоннес был захвачен турками. Под турками он оставался до 1828 года, правда, с небольшими перерывами. На 28 лет (с 1687 по 1715) на Пелопоннесе воцарялись венецианцы во главе с небезызвестным Франческо Морозини. И еще был в истории Мистры такой примечательный случай, когда Мистру отвоевали у турок русские — во время военной экспедиции графа Алексея Орлова отряд под командованием капитана Баркова занял крепость и удерживал ее в течение февраля-марта 1770 года.

При турках Мистра тем не менее оставалась значительным городом и играла роль административного центра. Под ее стенами возникли еврейское и мусульманское поселения. Жители занимались производством шелка, выращивали оливы, виноград, инжир, цитрусовые, табак, и их продукция импортировалась в страны Западной Европы.

После окончательного изгнания турок и образования независимой Греции новый король Оттон решил возродить знаменитые античные города, в первую очередь Афины и Спарту. К тому времени жизнь в Мистре угасала. Ее жители переселились в возрожденную Спарту, а город Мистра с ее монастырями, церквями и дворцами остался заброшенным.

Примечания

  1. ↑  (греч.). Ελληνική Στατιστική Αρχή (20 Μαρτίου 2014). Дата обращения: 22 октября 2017.
  2. Лист карты J-34-Г.
  3. Лист карты J-34-XXIX. Масштаб: 1 : 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  4. Лист карты J-34-105-Г.
  5. Греция : Справочная карта : Масштаб 1:1 000 000 / гл. ред. Я. А. Топчиян; ред.: Г. А. Скачкова, Н. Н. Рюмина. — М.: Роскартография, Омская картографическая фабрика, 2001. — (Страны мира «Европа»). — 2000 экз.
  6. ↑ , p. 1382.
  7. , pp. 73, 104.
  8. , pp. 122–125.
  9. , pp. 129ff..
  10.  (англ.). Greeka.com. Дата обращения: 19 апреля 2021.
  11.  (греч.). ΕΕΤΑΑ. Дата обращения: 19 апреля 2021.
  12. ↑  (греч.). Ελληνική Στατιστική Αρχή. Дата обращения: 22 июня 2017.
  13. Georgios Sphrantzes. Memorii 1401—1477. Ed. V. Grecu. Bucuresti, 1966, p. 48 (XX, 9), 50 (XXI, 12)

Замок Виллардуэна

Замок Виллардуэна – «макушка» Мистры. Он грозно и неприступно стоит на вершине холма. Купив билет, мы в первую очередь отправились к нему.

Есть и некоторая логика начинать знакомство с Мистрой именно с замка, поскольку именно с него город и начинался.

От входа наверх ведет тропинка-лесенка с каменными ступенями. Склон довольно крутой. Тропинка идет среди леса. Иногда среди деревьев и кустов встречаются руины зданий, которые тоже оплетены зеленой массой и скоро, кажется, станут частью пейзажа.

И вот мы приближаемся к высоким стенам и проходим на территорию крепости.

Крепость внутри делится на две части. На одной стоял замок, на другой располагались цистерны и казармы.

От строений мало что осталось. Зато от замка открывается восхитительный вид на Лаконскую долину и Спарту.

С вершины можно окинуть взглядом разбросанные по склону руины Мистры. Выделяется огромный дворец Морейских деспотов, на фоне которого остальные строения кажутся незначительными.

Погуляв среди развалин и полюбовавшись на окрестности, спускаемся вниз и приступаем к осмотру Верхнего города.

Мистра, Верхний город

Церковь Святой Софии

Первой на нашем пути возникает церковь Святой Софии (середины 14 века). Это была главная церковь (кафоликон) Верхнего города, и каждый путник, входящий в город через Верхние ворота, сразу оказывался возле нее. В Святой Софии были похоронены две особы царского рода, жены Константина и Феодора Палеологов.

В сторону долины церковь обращена крытой галереей. С этой галереи входим в храм.

Внутри сохранились остатки фресок.

Уникальная фреска «Рождение Девы Марии». Возле роженицы с младенцем изображены женщины в местных одеждах

Какое непривычно мягкое и человечное лицо

«И здесь косматеско!» — всплеснет руками знаток Италии, глядя на напольные мозаики византийской церкви. Ан, нет, такой стиль впервые появился в Византии, а Космати взяли его на вооружение.

Рядом с церковью находилась большая цистерна — главная общественная цистерна Верхнего города.

Улица серпантином спускается по склону, лавируя между полуразрушенными домами

Узкие крутые улицы Мистры

Это же надо было на такой крутизне построить город! А внизу широчайшая долина «пропадает». Вот что значит жить в неспокойные времена.

В какой-то момент мы оказываемся на распутье. Направо уходит дорога в монастырь Пантанасса, налево – во дворец Морейских деспотов. Притяжение дворца трудно преодолеть – он все время перед глазами. Идем налево.

Проходим мимо церкви Святого Николая.

На стенах — фрески, иллюстрирующие эпизоды из жития Николая Мирликийского

Дворец Морейских деспотов

Спускаемся к дворцу Морейских деспотов. Дворец состоит из нескольких зданий, примыкающих друг к другу. Самое старое – крайнее справа – было построено еще при Виллардуэне. В нем действительно есть что-то рыцарское. Ближайшие к нему здания возникли при Кантакузинах.

В 15 веке Палеологи пристроили левое (северное) крыло. Это парадная, самая представительная часть дворца. Верхнюю половину здания занимал роскошный тронный зал.

Сейчас до дворце Морейских деспотов идет реставрация, вход закрыт.

Мистра — знакомство со средневековыми объектами

 Древний Греческий город Мистра, когда-то был столицей у моря. Здесь построена крепость в XIII веке

Благодаря Уильяму де Уилерденку, принцу Ахейскому она стала важной достопримечательностью и гордостью для местных. Своим именем Морея обязан крестоносцам, которые крестили этот регион, и логично, что они крестили, в многочисленных шелковичных деревьях, по-гречески.

Исторические очерки о Мистре

 Вскоре он был завоеван византийцами, а в середине XV века деспотом был провозглашен Константин XI Драгаш, впоследствии византийский император. Поскольку и турки, и венецианцы пришли своим путем, в 1821 году Мистра была освобождена, и только 13 лет спустя она утратила свое значение, поскольку король Отон построил новую столицу в Спарте, которой Отон поклонялся, чтобы провозглашать новые столицы, то есть своими собственными решениями показав, сколько для него значит региональное развитие.
 Мистра имеет два входа: 

  • нижний, ближе к музею и большинству церквей;
  • второй — верхний, ближе к форту на вершине холма — высотой 620 м. 

Дворцы и церкви древнего города Греции

 Если Вы устали от подъема, когда начинаете движение снизу, Вы можете вернуться к машине, доехать до верхнего входа, а затем посетить несколько других церквей и дворцов. Мы рекомендуем хороший, удобный наряд для плавного движения вверх и вниз по Мистре. И как же там жили средневековые жители?
 На этой территории Вы увидите один из наиболее сохранившихся византийских городов в Греции. Реставрационные работы проводятся со всех сторон. Именно поэтому дворец Деспота можно увидеть только снаружи. В городе можно увидеть многочисленные церкви — область, в которой доминирует монастырь Пантанасе с его подъездами и колокольней. 

Экскурсионная прогулка по окрестностям Мистры

 Фрески, как и в других церквях, были сильно повреждены, а сами церкви были превращены в мечети во время турецкого владычества. Здесь же находится храм Св. Дмитрия, церковь Св. Феодора, церковь Богоматери Ходегитрии и другие здания, которые стоит посетить. А возле нижнего входа находится небольшой музей с некоторыми сохранившимися деталями из камня, Евангелий и другими историческими и религиозными реликвиями.

 А если Вы склонны к спорту, и если пелопоннесское солнце не очень жаркое, Вы можете подняться до самой крепости на вершине Мистры, откуда открывается прекрасный вид на долину Еврот, река, которая протекает через Спарту и впадает в залив Лаконии, а также и с другой стороны, и мрачный, но грандиозный Таджгет. 

План

План Мистры по произведениям Дж. Милле (1910) и М. Хатзидакиса (1981).

  • 1. Главный вход;
  • 2. Мегаполис;
  • 3. Церковь Евангелистрии;
  • 4. Церковь Святых Феодора;
  • 5. Одигитрия-Афендико ;
  • 6. Ворота Монемвасии;
  • 7. Церковь Святого Николая Чудотворца;
  • 8. Дворец и площадь деспота;
  • 9. Ворота Науплии ;
  • 10. Верхний вход в цитадель;
  • 11. Церковь Святой Софии;
  • 12. Малый дворец;
  • 13. Цитадель;
  • 14. Мавропорта;
  • 15. Пантанасса ;
  • 16. Церковь Таксиархов;
  • 17. Дом Иоанна Франгопулоса ;
  • 18. Монастырь Перилептос ;
  • 19. Церковь Святого Георгия;
  • 20. Дом Креватаса;
  • 21. Мармара (вход);
  • 22. Ай-Яннакис;
  • 23. Дом Ласкариса;
  • 24. Церковь Святого Христофора;
  • 25. Руины;
  • 26. Церковь Святого Кириаки.

История и отношения[править]


Миднайт

Мистра — третье по счёту божество, занимающее место Леди Тайн и Матери Всей Магии, начиная с возвышения Нетерила. Первой была Мистрил, которая погибла, спасая Плетение от безумного высокомерия архиволшебника-нетереза Карсуса. Вторая Леди Тайн была создательницей Избранных Мистры, включая Эльминстера, Келбена и Семерых Сестер. Она погибла от рук Хелма в течение Смутного Времени при попытке возвратиться на планы. В конце Кризиса Аватаров смертная волшебница по имени Миднайт приняла имя своей предшественницы, добившись божественности. Подобно Цирику и Келемвору, новой Мистре потребовалось некоторое время, чтобы вжиться в роль божества. В течение десятилетия она во многих случаях билась против своего старого врага Цирика и на какое-то время отказала в использовании магии и божествам, и смертным. Однако с тех пор она, похоже, поняла свою роль стража Баланса и беспристрастного арбитра Плетения.

Всем известен советник Мистры — Азут, хотя Властелин Заклинаний менее близок с ней, чем с предыдущей Леди Тайн. Таким образом, Саврас и Велшарун, косвенно служащие Мистре, служат и Азуту. Мать Всей Магии поддерживает тесные союзы с божествами знаний, типа Огмы, Денейра и Милилла, а также с божествами магии других пантеонов, включая Кореллона Ларетиана, Изис и Тота. Хотя она все еще страстно ненавидит Цирика и смотрит на возвращение Бэйна с возрастающей ненавистью, главный антагонист Мистры — Шар

Шар давно уже тайно создала Теневое Плетение в ответ на создание Селунэ и Мистрил Плетения (во что Шар также неосторожно сделала свой вклад). Мистра видит в действиях Шар прямую угрозу своей сфере и серьезную опасность для целостности Плетения, так что ее связи с Селунэ сильны и растут

Конечная цель Мистры — включить Теневое Плетение в свою собственную сферу, даже если это означает пожертвовать своими последними остатками человечности и поглотить тьму, которой является Шар.

Что посмотреть

Условно город поделен на три части, соединенные тропинками: на самой вершине, находится замок, чуть ниже — верхний город для аристократов и нижний город, в котором проживали священнослужители, ремесленники и торговцы. Начать экскурсию лучше сверху, спускаясь затем к нижним кварталам.
Монастырь Перипптос

От верхнего северного входа, по крутой дорожке можно добраться до крепости, возведенной франками в XIII столетии. Окруженная двойной стеной, сейчас она представляет собой лишь развалины часовни и нескольких комнат.

Верхний город символизируют Малый Дворец и роскошный Дворец Деспотов XV века, приемный зал которого длиной более 35 метров имел 8 каминов. Здесь же находится старинная церковь Агиа Софиа XIV столетия, являющаяся ярким примером греко-византийского архитектурного стиля.
Дворец Деспотов

Вход в нижний город отделен Монемвазийскими воротами, пройдя которые, сразу открывается вид на монастырь Пантанасса, относящийся к постройкам XIV-XV веков. Здание прекрасно сохранилось и в настоящее время является действующим — здесь проживают несколько монахинь. Фрески, украшающие старинную религиозную обитель признаны одними из самых красивых в Мистре, их возраст относят к тому же временному периоду, что и постройка монастыря. С северной стороны здания открывается великолепный вид на окрестности. Еще один небольшой монастырь, разместившийся у подножия склона — Перивлепта, имеет церковь, выполненную из розового камня и кирпича. Постройка украшена хорошо сохранившимися фресками с изображениями святых и датируется XIII — XIV столетиями. На внутренней стороне восьмиугольного купола, четко прорисовывается образ Христоса Пантократора.
Митрополия

Сердцем всей Мистры является Митрополия – один из самых древних монастырей на территории всего старинного города, а также его религиозный центр, в котором в 1449 году произошла коронация последнего императора Византии — Константина Палеолога IX. В здании бывшего епископского дворца сегодня разместился Музей Мистры, экспозиции которого представлены скульптурами и керамикой.
Церковь Агиа Софиа

В этой же части города находится Монастырь Вронтохион с двумя церквями на своей территории — Агиос Теодори, 1296 года, и Афендико или Одигитрия, представляющая собой крестообразную базилику с несколькими куполами, возведенную в XIV столетии. Большой популярностью у туристов пользуется ее алая колокольня, здание которой часто мелькает на фото путешественников, посетивших Мистру. Декоративные фрески, украшающие своды храмов, повествуют о сотворенных Иисусом чудесах исцеления.

Духовенство и храмы[править]

Мистранское духовенство упорно трудится для сохранения всех магических знаний, чтобы магия могла процветать в будущем независимо от того, что случится с мыслящими расами Фаэруна или с силами планов. Они поддерживают секретные библиотеки, частные убежища, хорошо охраняемые лаборатории и маленькие тайные притоны. Мистране также находят существ, искушённых в использовании заклинаний, и наблюдают за поведением тех, кто может стать могущественным волшебником. Духовенство разыскивает источники старой магии, часто в гробницах и опасных руинах — даже в обиталищах личей. Мистране находят более важным знать о точном местонахождении артефактов и изделий магической силы, чем обладать ими, но везде, где возможно, они пытаются вырвать такие вещи из злых, безответственных и ненадежных рук. Хотя некоторые из клериков Мистры всё ещё следуют учению старого, законно-нейтрального воплощения божества, большинство сменили мировоззрение в соответствии с ее текущим воплощением или покинули веру. Все духовенство Мистры должно овладевать своей собственной личной и новой магией (будут ли это заклинания или изделия) после получения достаточного опыта. Таким образом поддерживается магическая наука, а магия остаётся удобным инструментом для приручения Фаэруна, при этом оставаясь чем-то таинственным.

Храмы Мистры могут быть почти любого размера и стиля; некоторые святыни являются естественными пещерами или гротами. Все они — произведения искусства, или, скорее, Искусства, возведены магией и окутаны бесчисленными заклинаниями. Большинство храмов наполнены магическими изделиями, многие из которых имеют скорее эзотерический, чем практический характер. Многие имеют открытый центральный внутренний двор, в котором проводятся ежедневные службы и из которого можно по ночам видеть звезды или их магическую проекцию. Меньшие храмы становятся библиотеками магических фолиантов или служат цехами и лабораториями для опытов в Искусстве. Места, посвященные Матери Магии, усилены Плетением для увеличения силы накладываемых заклинаний.

Церемониальная одежда клериков-мистран состоит из простых синих роб, иногда отороченных белым, дополненных в более холодном климате плащом глубоко-синего цвета. Требуется некий синий головной убор, хотя он может варьироваться от простой тюбетейки в академических орденах Севера Побережья Меча до широкополых декоративных шляп и шлемов в южных землях.


Символ Мистры — круг из семи сине-белых звезд с красной мглой, текущей из центра

Символом Мистры до Смутного Времени была сине-белая звезда, но используются и старые, и новые символы. Мистранские жрецы очень терпимы к старым жрецам, поклоняющимся старой Мистре, поскольку они чувствуют, что продвижение приходит лишь от познания прошлого. Они позволяют старым символам веры быть, но при создании новых символов они всегда используют новую символику.

Все владеющие магией и искатели тайных знаний любой расы приветствуются на службе Мистре. Иерархия мистранской веры разнообразна и сложна, разделяясь на ордена, концентрирующиеся на одной из форм магической энергии. Отношения между различными орденами и подгруппами веры очень крепки. И божественные, и тайные заклинатели пополняют свои ряды без оглядки на уровень или происхождение. Общее правило мистранской веры — талант и способности перевешивают социальный ранг.

Церковь также поддерживает благородное общество паладинов, маленький орден следопытов и собрания бардов. Рыцари Мистического Огня часто сопровождают членов духовенства в поисках утерянных запасов древней магии. Эти паладины также формируют стражу больших храмов и цехов Мистры. Следопыты, известные как Орден Метеора, служат для церкви разведчиками и шпионами. Они также разбираются с магическими угрозами естественному порядку вещей, вроде ослабленных извергов и существ, рожденных безответственным магическим экспериментированием. Барды Детей Звездной Иглы часто работают для церкви как сборщики информации и сплетники или проводят время в библиотеках, раскапывая магические знания и сохраняя их для потомства. Некоторые члены Звездной Иглы — Арфисты.

Как добраться до Мистры. Часы работы

От Спарты до Мистры – всего 7 км. Современная Мистра – небольшой поселок (из Спарты до этого поселка ходит автобус), а выше нее располагается музейная зона, заключающая в своих стенах руины древнего города.

В музейную зону Мистры есть два входа – верхний, под замком, и нижний – под Митрополией. Обычно советуют подъехать на машине к верхнему входу, купить билет, сходить в замок и посмотреть часть Верхнего города, потом выйти, переехать к нижнему входу (там пропустят по тому же билету) и снизу уже досматривать остальное.

Схема Мистры

Но мы так не делали. Зашли через верхний вход и к нему же впоследствии через три с половиной часа (именно столько занял осмотр Мистры) вернулись. Расстояния кажутся огромными, но когда погружаешься в этот невероятный город и начинаешь шаг за шагом его изучать, то постепенно увлекаешься и забываешь о времени. К тому же, он сильно разбросан по склону, так что нам почти не пришлось, возвращаясь, идти по тем же местам.

Народу было не слишком много, гулять было комфортно. К тому же (еще один плюс путешествий в низкий сезон) билет в январе стоил 6 евро, а не 12. Время работы: с 8:30 до 15:30 без выходных.

Никаких кафе и закусочных на территории музейного комплекса мы не видели, так что при посещении прихватите с собой бутерброды и воду. И лучше наденьте кроссовки, чтобы удобно было ходить по крутым, мощеным булыжником дорожкам.

[править] Культура и Искусство

Одна из рукописей Плифона

Виссарион Никейский

В связи с усилением внимания к городу со стороны императоров , Мистра начинает привлекать ярчайших деятелей культуры и искусства того времени и в итоге становится «интеллектуальной» столицей поздней империи.

Город был местом где проходила жизнь и деятельность целой плеяды знаменитых византийских историков и писателей — Иоанна Кантакузина (императора Иоанна VI), , , известных деятелей Византии и итальянского Возрождения, таких как философ-неоплатоник , и др.

Уже в конце и в начале в. два старейших монастыря — Митрополия и Бронтохион — располагали сравнительно крупными библиотеками, в комплектование которых много труда вложили просвещенный митрополит Никифор Мосхопул. Библиотеки эти были одновременно и , в которых монахи переписывали рукописи.

В для прочтения похвалы в честь Феодора I был выбран монах . Впоследствии, в , он был возведён Константинопольским Патриархом в сан митрополита Киевского и всея Руси.

После турецкого нашествия многие философы, писатели, ученые бежали на Корфу, в Венецию, Италию, Францию.

J. Longnon. La renaissance de ľhellénisme dans le despotat de Morée. Journal des savants, 1954, juillet-septembre, p. 133:

Крепость Мистры стала прообразом замка Фауста в знаменитой трагедии Гёте.

Была долина столько лет покинута Меж Спартой с юга и Тайгетом с севера, Откуда ручейком спускается И, в камышах разлившись, лебедей ютит, Что там обосновалось племя смелое, Горсть северян, страны полночной выходцы. Построив замок, в нем они запрятались

И правят краем всем из этой крепости

2-я часть, 3-й акт

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Культура мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: