Где расположиться туристу
Отели Потсдама подкупают своим качеством и сервисом, и это не удивительно – здесь проводятся разные политические конференции мирового уровня, а деловые люди знают толк в удобстве проживания вне дома.
Т.к. цены в отелях не низкие – самым дешевым вариантом являются хостелы. В Потсдаме их 64, поэтому выбрать есть из чего: и поближе к центру, и в пригороде. В среднем, ночь в хостеле стоит около 20 евро.
Некоторые включают в эту стоимость завтрак (кофе + булочка).
Что касается отелей, то, как и в каждом городе, можно выбирать по средствам.
- Hotel Brandenburger Tor Potsdam****. Фешенебельный отель в самом центре старого города. Здесь только пешеходная зона, сигналы автомобилей беспокоить не будут. В двух шагах расположены дорогие бутики и рестораны. Персонал кажется невидимым, но обслуживание и сервис отлично выполняется. Номер стоит от 132 евро.
- NH Potsdam****. Отель хороший отель. Расположен во внутренней части двора, оснащен парковкой. Внимательный вежливый персонал. Приемлемая цена для такого уровня – 115 евро в сутки. Недалеко расположен известный парк Сан Суси. Возле отеля есть недорогие уютные кафешки, где можно перекусить намного дешевле, чем в отеле (там завтрак для одного стоит 24 евро).
- B&B Hotel Potsdam***. Идеально подходит для остановки на 1-2 ночи. Недалеко находится железнодорожный вокзал. Сервис хороший, персонал приветливый и четко выполняет свои обязанности. Цена за номер, в среднем, от 92 евро.
- Hotel Villa Monte Vino.Отель**** в помпезном средневековом стиле манит сюда тысячи туристов и бизнесменов. Все здесь пропитано атмосферой роскоши и уюта. Все – от сервировки стола до заправки постели сделано очень изыскано. Рядом парк Сан Суси (можно прогуляться пешком). Единственный минус – вечером не работает ресторан при отеле, но рядом есть замечательные ресторанчики и кафешки. Цена за номер – от 150 евро.
- Kongresshotel Potsdam am Templiner See***. Соотношение цены (от 57 евро) и качества — отличное. Очень просторное, новое, в современном стиле, здание. Большие светлые номера. Хорошие бары, замечательно оснащенный спортивный зал, конференц-зал, даже сигарная комната. Минус отеля в том, что он расположен в пригороде и до интересных мест города нужно добираться на транспорте.
Hotel Brandenburger Tor Potsdam
Сан-Суси
Сан-Суси́ — самый известный дворец Фридриха Великого, расположенный в восточной части парка в Потсдаме. Дворец был возведён в 1745—1747 годах по проекту самого короля, в жизнь который воплотил Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф. Так что ни один дворец не связан так тесно с личностью монарха. Интересно, что название Сан-Суси означает “без забот” и во многом отражает назначение резиденции – здесь король проводил большую часть времени, выезжая в Берлин лишь изредка на наиболее важные встречи и мероприятия.К началу 1748 года строительство дворцового комплекса было завершено. Кнобельсдорф и скульпторы Иоганн Аугуст Наль, Бенкерт и Эбенхех, мастера по дереву Иоганн Христиан и Иоганн Михаэль Хоппенхаупт, а также мастера лепки Сартори и Мерк создали творение искусства, которое по своему художественному совершенству и взлёту фантазии является непревзойденным образцом потсдамского рококо. Длинная лестница из 132 ступеней пересекает 6 виноградных террас соединяет парк и дворец Сан-Суси.Зимой, когда не работают фонтаны, почти нет зелени, а небо унылое и серое, дворец смотрится несколько мрачновато. Летом, когда кругом распустятся цветы, весь этот великолепный архитектурный ансамбль, наверняка, заиграет новыми красками. Но зимой есть свои плюсы – народу почти нет. Зато весной и летом парк заполнен до отказа.
Памятник «Висящий носорог»
Рекомендовать место
4
4
Причудливый памятник «Висящий носорог» находится на одной из площадей немецкого города Потсдама. Представляет собой скульптуру белого африканского носорога в натуральную величину, подвешенного на лямках к металлическому каркасу. Оригинальная композиция установлена в 2005 году.
Авторство принадлежит итальянскому художнику и скульптору Стефано Бомбардьери. Изобразил художник носорога обиженным, грустным, в общем, вызывающим лишь жалость и сострадание. К слову, белый носорог встречается гораздо реже своего собрата – африканского черного носорог. К слово, носорог не белый, а грязно — серого цвета.
Смысл дивной скульптуры настолько глубок, что объяснить его крайне сложно. Можно предположить, что памятник был сделан для украшения потсдамского парка, для привлечения внимания посетителей. Ну или скрытый намек на то, что очень большие и сильные тоже могут слабыми и беспомощными. В любом случае, художник предоставляет право интерпретировать смысл скульптуру как кому больше нравится.
Координаты: 52.39894900,13.04750600
Музеи и выставки
Старая ратуша — дом Потсдамского музея — Форум искусства и истории
Музей Барберини в ноябре 2016 года
- Бабельсбергский дворец
- Belvedere auf dem Klausberg
- Бельведер на Пфингстберге
-
Берлинский музей скоростной железной дороги на станции Грибницзее
- Cecilienhof
- Дворец Шарлоттенхоф
- Эйнштейновская башня
- Extavium Potsdam
- Историческая мельница Сан-Суси
- Дом бранденбургско-прусской истории на Нойер Маркт
-
Дом Яна Бумана — типичный остроконечный дом 1735 года в голландском квартале.
- Kommandantenhaus — Мемориал Линденштрассе жертвам политического насилия в 20 веке
- Марморпале
- Мемориал Leistikowstraße Potsdam — бывшая тюрьма КГБ
- Музей Александровка — отреставрированный деревянный дом 1820-х годов в русском стиле.
- Музей Барберини — Построен на месте дворца Барберини.
- Музей FLUXUS +
- Музей Im Güldenen Arm
- Новые палаты
- Коттедж Новавезера Уивера в богемном квартале Вебера
- Оранжерейный дворец
- Потсдамский музей кино в исторической королевской конюшне, самом старом сохранившемся здании в городе.
- Потсдамский музей в голландском квартале
- Потсдамский музей естественной истории
- Римские бани
- Дворец Сан-Суси
- Картинная галерея Сан-Суси
- Здание паровоза в парке Сан-Суси — исторический насосный дом в стиле мечети
- Вилла Шёнинген
Церкви
Прусская религиозная толерантность, которую нельзя не заметить, находит своё отражение и в потсдамских церквях: в центре протестантского Потсдама находится большая католическая церковь, а также самая древняя церковь Русской православной церкви в Германии. В Потсдаме возводились храмы для колонистов из самых различных уголков Европы: швейцарцев, французов, богемцев.
- Церковь Святого Николая, (1830—1837). Гигантское здание с куполом по образцу кафедральных соборов Рима, Лондона и Парижа. Расположено на Старой Рыночной площади, освящено в 1837 году. Архитекторы: Карл Фридрих Шинкель, Людвиг Персиус и Фридрих Август Штюлер.
- Французская церковь, (1752/1753). Построена по образцу римского Пантеона для французских переселенцев, освящена в 1753 году. Архитекторы: Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф, Ян Бауман, отреставрирована.
- Католическая пасторская церковь Святых Петра и Павла, (1867—1870). Церковь в форме большой кампанилы находится в конце прогулочного бульвара, освящено в 1870 году. Архитекторы: Фридрих Август Штюлер, Вильгельм Зальценберг.
- Фриденскирхе в парке Сан-Суси, (1845—1854). Церковь была построена недалеко от входа в парк Сан-Суси по образцу средневекового итальянского монастыря. Освящена в 1848 году. Архитекторы: Людвиг Персиус, Фердинанд фон Арним, Людвиг Фердинанд Гессе, Фридрих Август Штюлер.
- Церковь Спасителя в порту Закрова, далеко за пределами центра, на берегу Хафеля, построена по образцу итальянской базилики, долгие годы провела в тени Берлинской стены на нейтральной территории, освящена в 1844 году. Архитектор: Людвиг Персиус.
- Церковь Александра Невского возведена для русских жителей расположившегося под горой Капелленберг посёлка Александровки, никогда не закрывалась, освящена в 1829 году. Самая древняя церковь Русской православной церкви в Германии. Архитекторы: Василий Петрович Стасов (проект), Карл Фридрих Шинкель.
- Церковь Спаса. Евангелическая церковь на западе Потсдама, освящена в 1898 году. Архитектор: Готхильф Людвиг Мёккель.
- Церковь Христа, втиснутая между жилыми домами, считается церковью старолютеран. Освящена в 1903 году. Архитектор: Грабовски.
- Церковь Троицы, (1894). Освящена в 1894 году. Архитектор: Людвиг фон Тидеман.
- Церковь на острове Херманссвердер, неоготическое здание, принадлежит Фонду Хоффбауэр. Освящено в 1911 году. Архитекторы: братья Болле.
- Фриденскирхе на площади Веберплац в Квартале ткачей, (1752/1753). Находится в центре посёлка богемских ткачей в Бабельсберге, освящена в 1753 году. Архитектор: Ян Бауман.
Новый Дворец парка Сан-Суси (The New Palace at Sanssouci)
Новый Дворец был построен между 1763-69 годами из красного кирпича и песчаника, он расположен на западной стороне парка Сан-Суси. Строительство было начато сразу же после окончания Семилетней войны под руководством Фридриха Великого. Новый Дворец в Потсдаме, считается последним великим прусским дворцом в стиле барокко
Интерьер дворца богато украшен, особенно стоит обратить внимание, во время экскурсии, на Мраморный зал, мраморную галерею и театр, а также ценную мебель, картины, фарфор и произведения искусства. Во время прогулки вокруг Нового Дворца вы найдете два кирпичных зданий в стиле барокко с колоннами, портиками и изогнутыми внешними лестницами
Между двумя этими зданиями — Коринфские колоннады и Триумфальная арка. Напротив Нового Дворца, Античный храм и Храм Дружбы, построенный на основе эскизов Фридриха Великого.
Основание
Дарственная грамота 993 года
В ходе Великого переселения народов начиная с IV в. свевы (приэльбская ветвь германского племени семнонов) практически в полном составе покинули свою родину на Хафеле и Шпрее и двинулась в направлении Верхнего Рейна. В VI и VII веках на обезлюдевших территориях стали расселяться славяне. В это время славянское племя гавелян возвело у места впадения притока Нуте в Хафель крепостные сооружения. Впервые эта местность упоминается как «Poztupimi» в дарственной грамоте императора Священной Римской империи Оттона III, датированной 3 июля 993 года. Согласно этому документу Отто подарил эту местность своей тётке, аббатиссе Кведлинбургского аббатства Матильде. Однако документ скорее всего оказался бесполезным: восстанием славян в 983 году немцы были вытеснены к берегам Эльбы. В грамоте упоминаются местности «Poztupimi et Geliti» — нынешние Потсдам и Гельтов. Происхождение названия доподлинно неизвестно: по одной из версий это «pod stupa», что означает «под дубами», по другой — это славянское имя собственное «Postapim».
Значение территории, где находится Потсдам, заключено прежде всего в реке Хафель, хотя сам город находился вдали от торговых путей в окружении воды и болот. Жители занимались преимущественно земледелием, животноводством и рыболовством.
Потсдам
Потсдам — это один из старейших городов на востоке Герамнии, который больше и дольше чем остальные был изнежен вниманием и компанией правителей государства, от которых он получил в наследство много живописных памятников вроде дворцовых парков, и построек, создающих ощущение изысканности, благородства и наглядно показывающих — что есть роскошь. Но не одними домами и резиденциями монархов славен Потсдам, в городе имеется еще очень большая сеть замкнутых водоемов, каждый из которых достоин восхищения
Самым крупным из них является озеро Ванзее.
Seqoya/shutterstock.com
Основано поселение было в X веке на месте славянской деревушки Славик и уже тогда имело созвучное с нынешним название «Подступим». Статус полноценного города оно получило только в 1345 году, но и тогда его населяли не более 2 000 человек. Половину которых, к слову, забрала Тридцатилетняя война. Золотые годы Потсдама начались с основанием здесь резиденции короля Фридриха Вильгельма I. Монархам город прослужил более двух веков. Как и другая центральная часть Германии, Потсдам сильно пострадал от Английских бомбардировок в ходе Второй мировой войны, последствия чего государство ликвидировало всю вторую половину XX столетия. Тем не менее на территории города сохранилась масса изящных зданий монархической Германии: Дворец Сан-Суси, Науэнские ворота, Городской дворец, Фриденскирхе и не только.
immodium/shutterstock.com
Сегодня Потсдам играет далеко не последнюю роль в политике Германии и является важным научным и образовательным центром страны (в городе располагаются Колледж кино и телевидения, научно-исследовательский Институт Фраунхофера и Астрофизический институт). Он считается одним из лучших мест, где можно погулять по улицам, которые помнят еще поступь королей и императоров. Здесь в полной мере можно окунуться в быт монархов, да и в целом атмосфера Германии XVIII—XX вв. ощущается лучше всего именно в Потсдаме.
Старинные прусские особняки, уютные заведения в старонемецком стиле, где можно попробовать традиционную кухню Германии, русская деревенька Александровка, жители которой являются потомками крепостных певцов из России, подаренных двору Пруссии в XIX столетии — в столице Бранденбурга немало того, что может заинтересовать туристов.
Noppasin/shutterstock.com
Также этот город — один из лидирующих кинематографических центров Европы. Тут расположена студия Бабелсберг, частенько сотрудничающая с голливудскими компаниями. На ее площадках создавались первые немецкие фильмы, роли в снимавшихся здесь кинокартинах исполняли такие великие актрисы, как Марлен Дитрих, Грета Гарбо. Студия до сих пор функционирует, так что туристы, увлекающиеся кинематографом, могут посетить ее, чтобы своими глазами увидеть, как создаются фильмы.
Парк Сан-Суси
Исторический парк Сан-Суси занимает площадь около 290 гектаров, что делает его самым большим и известным в Марке Бранденбург. В XVIII и XIX веках Фридрих Великий и Фридрих Вильгельм IV сформировали комплекс в современных стилях рококо и классицизма и создали настоящее произведение искусства, построенное на основе архитектуры и садового дизайна, сердцем которого являются террасы виноградников с венчающими венцами. Дворец Сан-Суси.
- Дворец Сан-Суси (построен с 1745 по 1747 год, символ города)
- Новый дворец (1763-1769)
- Дворец Шарлоттенхоф (1826-1829 гг.)
- Оранжерейный дворец , также называемый Оранжерея или Новая оранжерея (1851-1864)
- Новые палаты (с 1771 по 1775 год)
- Картинная галерея (с 1755 по 1764 год)
- Китайский чайный домик (1755-1764 гг.)
- Friedenskirche (1845-1848)
- Храм древностей (1768/1769)
- Печать Дружбы (1768-1770 гг.)
- Римские бани (1829-1840 гг.)
- Бельведер на Клаусберге (1770-1772 гг.)
- Драхенхаус на Клаусберге (1770-1772 гг.)
- Историческая мельница Сан-Суси (с 1736 по 1739 год, первая реконструкция с 1790 года, разрушение в 1945 году в результате боевых действий, реконструкция с 1983 и 1990 по 1993 годы)
- Грот Нептуна (с 1751 г.)
- Зеленые полосы у входа в парк
- Потсдамский ботанический сад
- Больше не нужно посещать: форт в парке Сан-Суси (1893 г.). Модель форта возле Нового дворца. Заполняется с 2004 года.
- Фазанство
Кинопарк Бабельсберг
Некогда Германия была одним из крупнейших кинематографических центров Европы, во многом благодаря киностудии Бабельсберг, где творили выпускники немецкого университета кино и телевидения.
Ugis Riba/shutterstock.com
Сегодня на ее территории расположено уникальное место для отдыха — одноименный кинопарк. Посетители с удивлением обнаруживают здесь не только развлечения, но и разнообразные образовательные программы, приобщающие к искусству кино и телевидения: у каждого будет шанс поучаствовать себя каскадером, участником ток-шоу, ведущим прогноза погоды или дублёром какой-нибудь кинозвезды. Понарошку, разумеется — в эфир вас не пустят. Всё это для туристов и горожан ежедневно организуют десятки профессиональных артистов, визажистов, костюмеров и других деятелей этой области, так что уйти отсюда не став чуть-чуть киношникам у вас не получится.
Konstantin Tronin/shutterstock.com
Также на территории парка организованы тематические уголки: там — джунгли Кинг-Конга, слева — пряничный домик, справа — песочный человек. Тут же зрителям часто показывают, как создаются всякого рода киношные взрывы. Будьте готовы, что в реальности они могут быть горячее и громче, чем на телеэкране.
И какой же кинопарк без кинотеатра? В Бабельсберге имеется и он, разделенный на множество залов, каждый из которых особенный: в одном 3D, в другом 4D, где-то очень мягкие кресла, где-то всё максимально просто и привычно.
Город-резиденция
Великий курфюрст Фридрих Вильгельм выбрал Потсдам своей резиденцией в 1660 году
Потсдам при Великом курфюрсте
Абсолютизм в Бранденбурге начался с ограничений, наложенных на поместное дворянство Великим курфюрстом Фридрихом Вильгельмом на ландтаге в 1653 году. Время его правления стало самым значимым для истории Бранденбурга и Потсдама. Задумав превратить Потсдам в свою вторую резиденцию после Берлина, Великий курфюрст выкупил заложенные городские кварталы. Благодаря этому событию Потсдам получил толчок в своём развитии, выразившийся, в частности, в перестройке старой крепости в Городской дворец и благоустройстве окружающей территории. Выбор, павший на Потсдам, объясняется несколькими причинами. Почти нетронутая природа и богатые охотничьи угодья обеспечивали курфюрсту все возможности для того, чтобы предаваться своему увлечению охотой. Кроме того, здесь отсутствовала сильная буржуазия, которая могла бы противостоять двору.
Потсдамский эдикт 1685 года привёл к стремительному росту численности населения после Тридцатилетней войны
После разрушительной Тридцатилетней войны в 1660 году в Потсдаме пустовало 119 из 198 домов. Население города составляло всего лишь 700 человек. Благодаря иммигрантам, появившимся в Потсдаме после издания Потсдамского эдикта о веротерпимости 1685 года, город стал заново заполняться людьми. Под защиту курфюрста Бранденбурга бежали преимущественно преследуемые во Франции гугеноты. Предложением переехать в Бранденбург воспользовалось около 20 тысяч человек, которые своими профессиональными умениями обеспечили рост экономики своей новой родины. Французская культура также оказала влияние на развитие литературы и архитектуры. В 1719 году в Потсдаме появился французский квартал на 50 домов. Сам квартал был разрушен во время Второй мировой войны, сохранилась лишь Французская церковь, которая является самой древней из сохранившихся церквей в историческом центре Потсдама. Среди известных потомков гугенотов — писатель Теодор Фонтане, архитектор Карл фон Гонтард и действующий руководитель Ведомства федерального канцлера Томас де Мезьер.
Эпоха «короля-солдата»
При «короле-солдате» Фридрихе Вильгельме I Потсдам развивался вширь. Король решил полностью перевести свои батальоны из Кёнигс-Вустерхаузена в город, и для этого потребовалось место. Временно войска размещались по домам местного населения. Каждый из домов был обязан взять на постой от двух до шести солдат и оплачивать не только их пропитание, но и обмундирование. Расширение территории города проходило в два этапа, начиная с 1720 года к северу от Старого города вокруг Городского дворца Потсдама. Фасады новых домов оформлялись по указанию экономного короля очень скромно. Внешней границей города стала городская стена, некоторые ворота которой сохранились и по настоящее время (например, Бранденбургские ворота, Науэнские ворота). Таким образом, наёмным солдатам, известным как «длинные парни», сложнее было дезертировать. Примечательно, что новые городские кварталы Потсдама имели чёткую структуру улиц: если посмотреть на них сверху, они напоминают шахматную доску. Три новые церкви — церковь Святого Духа, Николаикирхе и гарнизонная церковь также образуют прямую линию.
Потсдам при Фридрихе Великом
Просвещённый монарх Фридрих Великий
Влияние Фридриха Великого на судьбу города-резиденции Потсдама отразилось преимущественно в художественной и архитектурной области. В 1745 году по его указанию появились барочные фасады на главных улицах города, обеспечившие городу роскошный внешний вид, который ещё улучшился благодаря реконструкции Городского дворца и новому облику Старой рыночной площади Потсдама. В это же время на северо-западе города шло строительство любимого дворца Фридриха II Сан-Суси. На окружающих Сан-Суси холмах был разбит дворцовый парк, украшенный архитектурой фридерицианского рококо. Потсдам превратился наряду с Берлином в крупный культурный центр Пруссии. По приглашению короля философ Просвещения Вольтер прибыл в Сан-Суси в 1750 году и получил высокооплачиваемую должность королевского камергера, став почётным гостем короля.