Пещера Лотоса (Ляньхуа Дун, Lianhua Dong)
Эта пещера сооруженв в 527 г.. Она является одной из последних, созданных в период династии Северная Вэй.
Своим названием пещера обязана огромному барельефу, изображающему цветок лотоса, которой расположен по центру потолочного свода. Его диаметр составляет 3.6 м, а толщина – 0.35 м. Вокруг цветка лотоса на северной и южной части свода высечены изображения апсар с лентами.
Сама Пещера Лотоса имеет размеры: высота – 6.1 м, ширина – 6.2 м и глубина – 9.8 м. Размер входного проема: высота – 4.6 м, ширина – 4.65 м.
Центральная фигура пещеры – статуя Будды Гаутамы высотой 5.1 м, стоящяя на лотосовом троне. Справа и слева от нее находятся по две фигуры учеников и бодхисатв.
Фигура ученика слева от Гаутамы (с посохом и без головы) идентифицирована: это изображение Канаки Бхарадваджа – 8-ого стхавира (в махаянистской традиции 16 стхавир – это 16 архатов, главных учеников Будды, хранителей его учения). Голова статуи была украдена в 30-е годы прошлого столетия и в настоящее время находится в Jeamie Museum в Париже.
Позади головы Будды Гаутамы находится высеченный на задней стене барельеф: ореол в виде цветка лотоса, а все тело оконтурено барельефом в виде «пламенеющего» нимба.
На южной и северной стенах пещеры высечено большое количество обрамленных узорчатой резьбой ниш, в которых чаще всего изображены традиционные группы из трех или пяти фигур: будда с бодхисатвами и учениками. На нижнем уровне обеих стен композиции в нишах являются сценами из джатак.
Пещера Цянь Си (Монастырь Цянси, Qianxi si dong)
Главная композиция этой пещеры – традиционная триада (группа из трех фигур) буддизма Чистой Земли (амидаизма).
shus
Центральная фигура – Будда Амитабха, покровитель западного рая Сукхавати (Чистой Земли).
Он изображен сидящим со скрещенныи ногкмина квадратном троне, рука поднята в «абхая мудра».
За его спиной слева и справа – фигуры двух учеников.
По бокам от Будды Амитабхи расположены фигуры двух бодхиств: слева – Авалокитешвары (в женском образе Гуаньинь), а справа – Махастхамапрапты (Mahasthamaprapta, на фотографии его не видно).
Вход в эту пещеру, как и в многие другие пещеры Лунмэня, охраняют два грозных небесных царя.
Ваньфо Дун – Пещера десяти тысяч Будд (Wanfo Dong Ten)
Эта пещера относится ко времени династии Тан: ее сооружение было закончена в 680 г.
Пещера почти квадратная в плане, главная композиция – триада Будды Амитабхи.
Центральная фигура пещеры – статуя Будды Амитабхи, сидящая на восьмиугольном лотосовом троне, который поддерживается фигурками силачей.
shus
Слева от Будда Амитабхи – Бодхисатва Гуаньинь (Авалокитешвара), справа – Бодхисатва Махастхамапрапта. На стенах за Буддой и бодхисатвами изображены пламенеющие нимбы.
Между Буддой и бодхисатвами находятся фигуры учеников и несколько небольших статуй разного размера (по-моему неидентифицированные).
Выше центральной группы находится традиционный амидиастский мотив: изображение душ, возрождающихся из цветков лотоса в Западном раю Чистой Земли Будды Амитабхи (кит. – Amituofo, яп. – Amida).
Этих изображений 54 (54х2=108 – священное число) и они не обезличенные: здесь высечены фигурки различных бодхисатв, а так же доноров, финансировавших сооружение пещерного храма.
На южной и северной стенах находится около 1500 крошечных изображений Будды, которые и дали пещере ее название.
В центре потолка – изображение цветка лотоса в окружении плохо различимых фигур (вроде бы это апсары).
Снаружи пещеру охраняют два грозных небесных короля, фигуры которых высечены справа и слева от входа.
На южной стене (так пишут) снаружи есть интересное изображение: статуя Гуаньинь высотой 85 см, которая держит – как символ очищения пыли с душ – сосуд с чистой водой в левой руке и хвоста оленя в правой руке (сам я этой статуи не видел).
Средняя пещера Биньян (Binyang Zhong Dong)
Относится к периоду династии Северная Вэй (Юань Вэй).
Размеры пещеры: длина – 12 м, ширина – 11 м и высота – 9.3 м.
Главной композицией пещеры является традиционная «Trikala buddahs», т.е. три Будды – прошлого, настоящего и будущего, соответственно: справа от Гаутамы – Будда Прабхутаратна, в центре – Будда Гаутама и слева от Гаутамы – Будда Майтрея.
Значительным отличием от скульптурных композиций более ранних периодов является включение большого количества дополнительных персонажей махаянского пантеона между буддами традиционной триады, так что каждый будда образует отдельную смысловую подгруппу (две триады по краям и пентада по середине) – всего 3+5+3=11 фигур (на фотографиях крайние фигуры бодхисаттв не видны).
Один из вариантов идентификации (на фотографии слева направо):
(Бодхисатва – Будда Прабхутаратна – Бодхисатва)=>( Бодхисатва Самантабхадра – Ананда – Будда Гаутама – Кашьяпа – Бодхистава Манджушри)=> (Бодхисаттва – Будда Майтрея – Бодхисатва).
Головы двух бодхисатв были украдены в тридцатых годах прошлого столетия и сейчас находятся в Японии: в «National Museum» Токио и «Osaka Art Gallery of Japan».
В центре потолка пещеры – цветок лотоса в окружении апсар. На стенах вокруг голов Будд – «пламенеющие» нимбы.
На фронтальной стене расположены барельефы со сюжетами по мотивам Вималакирти сутры, сценами джатак и «императорские» барельефы . Два из ни были так же украдены в тридцатых годах прошлого столетия и сейчас находятся в «Nelson-Atkins Museum» в Канзас-Сити и «Metropolitan Museum» в Нью-Йорке.
На примере средней пещеры Биньяна хорошо видны отличительными признаки скульптурного стиля Северной Вэй в изображении Будд: монашеская одежда, закрывающая оба плеча и складками поверх трона; удлиненные тела с почти квадратными головами и главное – характерная «наивная» улыбка Будды в виде полумесяца.
География [ править ]
Mt. Лунмэнь, вид с моста Маншуй на юго-восток. Май 2004 г.
Вид на гроты Вест-Хилл с восточного берега реки И.
Этот комплекс является одним из трех примечательных гротов Китая. Два других грота — это пещеры Юньган возле Датун в провинции Шаньси и пещеры Могао возле Дуньхуана в провинции Ганьсу . Долина, образованная рекой И, окруженная двумя хребтами холмов Сяншань (на востоке) и Лунменшань (на западе), имеет крутые склоны на западных и восточных склонах вдоль реки. Йи — северный приток реки Луо.. Гроты образованы на 1 км участка этой реки и были высечены на обоих берегах в известняковых образованиях, образующих пещеры Лунмэнь. Большая часть работ была проделана на западном берегу, в то время как пещеры восточного берега, меньшее количество, служили резиденциями для больших групп монахов.
В пределах примерно 1400 пещер находится 100000 статуй, некоторые из которых имеют высоту всего 1 дюйм (25 мм) то время как самая большая статуя Будды имеет высоту 57 футов (17 м). Есть также около 2500 стел и 60 пагод. Гроты расположены по обе стороны реки И. Пятьдесят больших и средних пещер видны на утесах западных холмов, которые относятся к династиям Северная, Суй и Тан, в то время как пещеры на восточном холме были полностью высечены во времена династии Тан. Множество пещер, скульптур и пагод в пещерах Лунмэнь изображают определенную «прогрессию в стиле», причем ранние пещеры просты и имеют правильную форму с резными изображениями статуй Будды и религиозных людей. Смена стиля более заметна в периоды династии Тан, которые «более сложны и включают женщин и придворных фигур». Пещеры пронумерованы последовательно с севера на юг вдоль западного берега реки И. Вход в пещеры с северной стороны.
Пещеры Биньян (Binyang Caves)
Пещеры Биньян наверное второй по значимости комплекс Лунмэня после главной достопримечательности – пещеры Фэнсянь Си.
shus
Три пещеры Биньян были запланированы императором Северной Вэй Сюань У (Xuan Wu ) как мемориал императорской семьи.
Пещеры сооружались с 500 г. по 524 г., но полностью была закончена только одна пещера – средняя. В империи началась череда смут и дворцовых переворотов, приведшая к расподу Северной Вэй, и строительство было заброшено. Завершение сооружения пещер Биньян относится уже к периоду династии Тан.
Считается, что пещеры Биньян строились по образу и подобию монастыря Lingyan Si пещерного комплекса Юньган в Датоне (см. «Юньган», пещера N3).
В хрониках сохранилась цифра трудозатрат за 24 года строительства – 802 366 человекодней.
География
Вид на гору Лунмэнь с моста Маншуй на юго-восток. Май 2004 г.
Вид на гроты Западного холма с восточного берега реки И.
Этот комплекс является одним из трех примечательных гротов Китая. Два других грота — это пещеры Юньган возле Датуна в провинции Шаньси и пещеры Могао возле Дуньхуана в провинции Ганьсу . Долина, образованная рекой И, окруженная двумя хребтами холмов Сяншань (на востоке) и Лунмэньшань (на западе), имеет крутые склоны на западных и восточных склонах вдоль реки. Йи — это северный приток реки Луо . Гроты образованы на 1 км участка этой реки и высечены на обоих берегах в известняковых образованиях, образующих пещеры Лунмэнь. Большая часть работ была сделана на западном берегу, в то время как пещеры восточного берега, меньшее количество, служили резиденциями для больших групп монахов.
В пределах примерно 1400 пещер находится 100000 статуй, некоторые из которых имеют высоту всего 1 дюйм (25 мм), а самая большая статуя Будды имеет высоту 57 футов (17 м). Также здесь около 2500 стел и 60 пагод. Гроты расположены по обе стороны реки И. Пятьдесят больших и средних пещер видны на утесах западных холмов, которые относятся к династиям Северная, Суй и Тан, в то время как пещеры на восточном холме были полностью высечены во времена династии Тан. Множество пещер, скульптур и пагод в пещерах Лунмэнь изображают определенную «прогрессию в стиле», при этом ранние пещеры просты и имеют правильную форму с резными изображениями статуй Будды и религиозных людей. Смена стиля более заметна в периоды династии Тан, которые «являются более сложными и включают женщин и придворных фигур». Пещеры пронумерованы последовательно с севера на юг вдоль западного берега реки И. Вход в пещеры с северной стороны.
Гроты Лунмэнь в Лоян, Китай
Относящиеся к культурным достопримечательностям мирового значения, Гроты Лунмэнь (Longmen Grottoes, другие названия: «Ворота Дракона», «Ворота реки И») находятся неподалеку от древнейшего города Лоян (Luoyang) в северо-восточной части Китая. Они расположились на берегу реки Ихэ (И), и добраться сюда из города можно за полчаса. Наиболее почитаемые китайскими буддистами скульптуры содержат Гроны Лунмэнь, вырубленные в скале.
Все туры в Лоян Визы в Китай Достопримечательности Лояна
Река Ихэ протекает в узкой долине, образованной двумя близко расположенными невысокими горами, и это уже само по себе красиво. Однако будучи вплетенными в природный ландшафт, Гроты Лунмэнь еще сильнее подчеркивают обаяние этой местности.
Традиция вырезать пещерные храмы пришла в Китай из Индии: еще во втором веке до нашей эры индийский царь Ашока для распространения буддизма повелел устроить первые храмы, вырубленные в горной породе.
А строительство Гротов Лунмэнь началось более полутора тысяч лет назад. Работы начались при Северной Династии Вэй (Wei, 220 г. – 2800 г.), затем, в годы правления Восточной Династии Вэй, Западной Династии Вэй, Северной Династии Ци (Qi), Восточной Династии Чжоу (770 г. до н. э. — 256 г. до н. э.), династии Суй (581 г. – 618 г.) и династии Тан (618 г. — 907 г.) комплекс пещерного зодчества постоянно расширялся, окончательно оформившись в привычном для нас виде в эпоху правления Северной Династии Сун (960 г. — 1279 г.).
Аналогичные хамовые комплексы, которые можно увидеть на территории Китая, находятся в провинциях Ганьсу (Gansu) и Шэньси (Shaanxi). Это соответственно пещеры Дуньхуан (Dunhuang) и Юньган. Однако добраться до них проблематичнее, поэтому у туристов наиболее популярны именно Гроты Лунмэнь в окрестностях города Лоян.
Средняя пещера Биньян (Binyang Zhong Dong)
Относится к периоду династии Северная Вэй (Юань Вэй).
Размеры пещеры: длина – 12 м, ширина – 11 м и высота – 9.3 м.
Главной композицией пещеры является традиционная «Trikala buddahs», т.е. три Будды – прошлого, настоящего и будущего, соответственно: справа от Гаутамы – Будда Прабхутаратна, в центре – Будда Гаутама и слева от Гаутамы – Будда Майтрея.
Значительным отличием от скульптурных композиций более ранних периодов является включение большого количества дополнительных персонажей махаянского пантеона между буддами традиционной триады, так что каждый будда образует отдельную смысловую подгруппу (две триады по краям и пентада по середине) – всего 3+5+3=11 фигур (на фотографиях крайние фигуры бодхисаттв не видны).
Один из вариантов идентификации (на фотографии слева направо):
(Бодхисатва – Будда Прабхутаратна – Бодхисатва)=>( Бодхисатва Самантабхадра – Ананда – Будда Гаутама – Кашьяпа – Бодхистава Манджушри)=> (Бодхисаттва – Будда Майтрея – Бодхисатва).
Головы двух бодхисатв были украдены в тридцатых годах прошлого столетия и сейчас находятся в Японии: в «National Museum» Токио и «Osaka Art Gallery of Japan».
В центре потолка пещеры – цветок лотоса в окружении апсар. На стенах вокруг голов Будд – «пламенеющие» нимбы.
На фронтальной стене расположены барельефы со сюжетами по мотивам Вималакирти сутры, сценами джатак и «императорские» барельефы . Два из ни были так же украдены в тридцатых годах прошлого столетия и сейчас находятся в «Nelson-Atkins Museum» в Канзас-Сити и «Metropolitan Museum» в Нью-Йорке.
На примере средней пещеры Биньяна хорошо видны отличительными признаки скульптурного стиля Северной Вэй в изображении Будд: монашеская одежда, закрывающая оба плеча и складками поверх трона; удлиненные тела с почти квадратными головами и главное – характерная «наивная» улыбка Будды в виде полумесяца.
Фото и описание
Гроты Лунмэня – одно из трех наиболее выдающихся пещерных сооружений Китая, к которым можно причислить также пещеры Йунганг и Могао. Гроты тянутся на протяжении 1 км вдоль реки Йи по обе её стороны. На восточном берегу находится большое количество небольших пещер, служивших местом жительства для многочисленных групп монахов.
Гроты Лунмэня насчитывают примерно 1400 пещер, в них находятся 100 000 статуй различных размеров, от 25 мм высотой до самой большой статуи Будды, размер которой составляет 17 метров в высоту. Также здесь находятся около 2500 стел и 60 пагод. Пятьдесят больших пещер среднего размера размещены на западных склонах, которые относят к более раннему периоду возникновения по сравнению с пещерами на восточном склоне.
Изобилие пещер, скульптур на склонах позволяет уловить определённые изменения в стиле, связанные со временем их создания. На западных склонах изобилуют резные фигуры статуй Будды и религиозных людей, в то время как на восточных – фигуры уже более сложно выполненные, включающие в себя изображение женщин, а также корабли. Пещеры пронумерованы последовательно с севера на юг вдоль западного берега реки Йи.
Самые крупные гроты с известными скульптурами и надписями: Гуанг-донг, работа в котором началась в 493 году, Биньянг-донг — 505 год, Лианхуа-донг — 520 год, Шику-си — 520 год, Шиску — 520 год, Яофанг-донг — 570 год, Дзайфу-донг — 636 год, Фахья-донг — 650 год и др.
Гуанг-донг, или Старая Пещера Солнца, — это старейшая пещера Лунь с резьбой в стиле северного Вей. Также это самая длинная из пещер, расположенных в центральной части западного склона. Пещера была вытесана по приказу императора Сяо Вена. Наиболее ранняя резьба в этой пещере из известняка сейчас датируется 478 годом, когда император Сяо Вей перенес свою столицу из Датонга в Лоян. Здесь можно найти 600 прекраснейших каллиграфических надписей в северном стиле Вей.
В пещере находятся 3 очень больших изображения. Это – центральное изображение Сакьямуни Будды с Бодхисатвами по обе стороны. Весьма показателен северный стиль Вей, в котором выполнены эти изображения — худые и истощенные тела святых. Также в пещере высечено приблизительно 800 надписей на стенах и в нишах, что является рекордным числом в Китае. Вдоль пещеры расположены два ряда ниш, с северной и южной сторон, которые содержат большое количество рисунков с подписями художников.
На протяжении 4 веков ремесленники высекали в гротах Лунмэня все новые и новые изваяния и рельефы. Увы, в годы преследований буддистов в IX в. началась и история разрушений монастыря. Затем свое губительное слово сказали и эрозия мягкого камня, и грабительские набеги западных коллекционеров, и вандализм хунвэйбинов в годы «культурной революции».
Буддистский пещерный храмовый комплекс Лунмэнь (Longmen Shiku cave temples)
shus 2011
Хэнань(Henan)
<< Пещерные и скальные храмы и монастыри Китая
Лунмэнь – будистский пещерный храмовый комплекс, расположенный в 12 км к югу от г. Лояна (провинция Хэнань) на скалистых холмах западного и восточного берегов текущей с юга на север реки И (Yihe).
Горная порода скальных утесов, в которых высечены пещеры – известняк.
Основная часть пещер находится на западном берегу, соединенным с восточным берегом двумя мостами – северным и южным, находящимися в начале и конце обзорного маршрута длинной около 1 км (по каждому берегу).
Посетители проходят с севера на юг по западному берегу, переходят реку по южному мосту и возвращаются назад на юг по восточному берегу. Перейдя южный мост, они оказываются в начальной точке обзорного маршрута.
Обзорная площадка находится на восточном берегу чуть ниже южного моста, рядом – стоянка гольфкаров для тех, кто не хочет возвращаться пешком.
Всего во всем комплексе насчитывается 2345 пещер и ниш, около 2800 надписей, 43 пагоды и свыше 100 000 различных буддистских изображений.
В процессе сооружения пещерного комплекса Лунмэнь выделяют четыре основных исторических периода:
1) Начало сооружения пещер Лунмэнь датируется 494 г., когда правители Северной Вэй ( Тоба Вэй, с 495 г. – Юань Вэй) перенесли свою столицу из Пинчена (нынешний Датун) в Лоян и продолжили сооружение буддистских пещерных комплексов уже на новом месте вплоть до падения Северной Вэй в 536 г. (см. также «Пещеры Юньган»). Первой пещерой Лунмэня была Гуян (Guyang Dong), а всего в этот период было создано около 30% от общего количества пещер.
2) Период смут и раздоров с 524 г. по 625 г., когда пещеры почти не создавались.
3) Период с 626 г. по 755 г. – время расцвета великой династии Тан и возвышения буддизма. К этому периоду, когда было создано около 60% от общего количества пещер, относится и сооружение монументального комплекса Фэнсянь Си (Fengxian Si) – главной достопримечательности и «визитной карточки» Лунмэня.
4) Заключительный период смут, войн и волнений с 755 г. по 1127 г. от династии Тан до Северной Сон, когда сооружение пещер в Лунмэне практически не велось.
Подготовка поверхностей для росписи
Сохранность произведений, написанных на архитектурных поверхностях, их долговечность всегда волновали мастеров стенописи. Причиной тому было то, что материалы, из которых возводились стены, грунты и красочные слои росписей, к сожалению, не всегда имели остаточн ю атмос е остойкость.
Поверхности, на которые наносился красочный слой, довольно легко разрушалась из-за постоянных неблагоприятных внешних воздействий, краски темнели, обесцвечивались, трескались, шелушились и осыпались ; Деструктировались левкасы и штукатурки. В результате чего безвозвратно гибли плоды долголетних трудов. Поэтому наряду с совершенствованием художественной формы, способов и техник, обеспечргвающих создание этой формы поспеттством имеющихся в распоряжении эпохи материалов шли не , менее упорные поиски материалов, из которых выполнялись основания произведений стенописи, и методов работы на них
Не меньшее внимание в традиционной художественной практике уделялось способам, позволяющим, если не полностью оградить созданные древними китайскими мастерами росписи от разрушений, то
ХОТЯ бы продлить им жизнь. Одним из действенных направлений этих многовековых поисков было нахождение прогаггывающих красочный слой (в какой-то мере и основание) закрепляющих составов для повышения его атмосферостойкости. Так, например, стенописи храмов Юнлэгуна изначально находились в неблагоприятных климатических режимов и т.п. И только совершенная для того времени технология позволила сохранить до нашего времени уникальные росписи этих храмов, созданные средневековыми мастерами. Та же технология позволила в XX столетии без ущерба перенести эти уникальные произведения на другое место.
Продуманная технология подготовки поверхностей для начального этапа нанесения росписи на стену существовала в Китае с древнейших особенностям поверхности, на которую предполагали нанести изображения, умело варьируя компоненты грунта. Процентное соотношение всех составных частей варьировалось в зависимости от имеющихся в данном регионе природных материалов. Примером тому являются росписи в прославленном во всем мире пещерном храмовом комплексе Дуньхуан. Представляется интересным сравнить эти технологии, определить их сходство и различия, определяемые временем т;г местом Расположения настенных панно в инте ье ном пространств Так процесс подготовки стен для нанесения росписи в комплексе пещер Дуньхун был исследован и реконструирован современными китайскими учеными. В частности, ученый Сян Да в статье «Принципы строительства» пишет о том, что в храмах Центральной части Китая стены возводились из грубой глины, смешанной с волокнами пеньки и тростником. Затем шел слой глины, смешанной с песком. В Могао изначально применялся иной состав покрытия: вместо тростника (он не произрастает в данной местности), использовалась сухая солома пшеницы, которая тем же способом смешивалась с глиной и волокнами пеньки. В некоторых случаях роспись выполнялась непосредственно штрихом в предварительной обработке поверхности были свинцовые белила. В некоторых случаях могла быть использована также цветная тонировка общего фона основного поверхностного покрытия непосредственно по которому и наносился предварительный рисунок.
Таким образом, состав основы покрытия мог незначительно видоизменяться в зависимости от местных условий, наличия и отсутствия тех или иных составляющих. Данный способ является технологией по отовки стен по «оспись темперой.
Таким образом, покрытия стены дуньхуанских пещер трехслойные: их образуют собственно твердая скальная основа, затем слой глины, утяжеленный растительными добавками, поверх которого наносился выравнивающий пласт свинцовых белил, а затем накладывался красочный слой. Существовали и другие технологии, в частности, до суйского периода росписью покрывался непосредственно сам несущий глиняный слой. Для этих целей часто могла использоваться так глина» (30% глины, такое же количество тонкого песка, остальную часть составляли пакля и вода).