Буддийские храмы в китае

Буддийский монастырь Тикси Гомпа


Это тибетский монастырь школы Гэлуг, расположенный на территории северной Индии. Среди комплекса Тикси выделяют десять буддийских храмов, большой зал для собраний, женский монастырь и огромное количество хозяйственных построек. Он также включает в себя школу для девочек. Издавна женские храмы считались в Тибете не настоящими и отношение к монахиням было не слишком хорошим. Чтобы заслужить уважение, монахини постоянно работали и снабжали мужские монастыри всем необходимым. Сегодня же неравноправие как в религиозном, так и бытовом смысле исчезло, и тибетские монахини имеют те же права, что и мужчины. В храме Тикси живут 26 женщин, принявших завет Махападжапати Готами.

Одежда

Дети

Традиционный женский пояс с заклепками на 50-летие TCV . 2010 г.

Тибетцы, как правило, консервативны в своей одежде, и хотя некоторые стали носить западную одежду, традиционные стили все еще распространены. Женщины носят темные платья с запахом поверх блузки и тканый шерстяной фартук в яркую полоску, который называется пангденом и сигнализирует о том, что она замужем. И мужчины, и женщины носят длинные рукава даже в летние месяцы.

В своей книге « Тибетские марши» 1955 года Андре Миго описывает тибетскую одежду следующим образом:

Платье тибетской женщины , Полевой музей естественной истории

Шуба тибетского пастуха на меховой подкладке. Переносной храм для поклонения был проведен с плечевым ремнем. Полевой музей естественной истории

Календарь

Масляные лампы

Календарь Тибетский является лунно — солнечным календарем , то есть, Тибетский год состоит из 12 или 13 лунных месяцев , каждый из которых начинаются и заканчивается с новой луной . Тринадцатый месяц добавляется примерно каждые три года, так что средний тибетский год равен солнечному году . Названия месяцев: ༼ མཆུ་ ཟླ་ བ ། ༽ январь, ༼ དབོ་ ཟླ་ བ ། ༽ февраль, ༼ ནག་ པ་ ཟླ་ བ ། ༽ ་ март, ༼ ས་ ག་ ཟླ་ བ ། ་ ༽ Апрель, ༼ ༽ སྣྲོན་ ཟླ་ བ ། ༽ май, ༼ ཆུ་ སྟོད་ ཟླ་ བ ། ༽ июнь, ༼ གྲོ་ བཞིན་ ཟླ་ བ ། ༽ июль, ༼ ཁྲུམས་ སྟདོ ། ༽ август, ༼ དབྱུ་ གུ་ ཟླ་ བ ། ༽ сентябрь, ༼ སྨིན་ དྲུག་ ཟླ་ བ ། ༽ октябрь, ༼ གོ་ ཟླ་ བ ། ноябрь и ༼ རྒྱལ་ ཟླ་ བ ། декабрь. | -, но четвертый месяц, который называется сака дава, празднует рождение и просветление Будды.

Празднование тибетского Нового года — Лосар .

Каждый год связан с животным и . Животные чередуются в следующем порядке:

Кролик Дракон Змея Лошадь Козел Обезьяна Петух Собака Свинья Крыса Бык Тигр

Элементы чередуются в следующем порядке:

Огонь земля Утюг Воды Древесина

Каждый элемент связан с двумя последовательными годами, сначала в мужском аспекте, а затем в женском. Например, за мужским годом Земли- Дракона следует женский год-Земля- Змея , а затем — мужской год Железной Лошади . Пол можно не указывать, так как он определяется по животному.

Обозначения элемент-животное повторяются в циклах из 60 лет, начиная с (женского) года Огненного Кролика . Эти большие циклы пронумерованы. Первый цикл начался в 1027 году. Следовательно, 2005 год примерно соответствует (женскому) году Вуд- Петуха 17-го цикла, а 2008 год соответствует (мужскому) году земной Крысы того же цикла.

Дни недели

Тибетская надпись на ступе

Палатка из шерсти яка

Дни недели названы в честь небесных тел .

День Тибетский ( Wylie ) THL Объект
Воскресенье གཟའ་ཉི་མ་ ( gza ‘nyi ma ) За Ньима солнце
понедельник གཟའ་ཟླ་བ་ ( gza ‘zla ba ) За Дава Луна
вторник གཟའ་མིག་དམར་ ( gza ‘mig dmar ) за микмар Марс
среда གཟའ་ལྷག་པ་ ( gza ‘lhak pa ) За Лхакпа Меркурий
Четверг གཟའ་ ཕུར་ པུ་ ( gza ‘phur bu ) за пурпу Юпитер
Пятница གཟའ་ པ་ སངས་ ( gza ‘pa sangs ) за пасанг Венера
Суббота གཟའ་སྤེན་པ་ ( Спен ра GZA» ) за пенпа Сатурн

Ом мани падме хум , молитва, написанная на тибетском языке

Ньима «Солнце», Дава «Луна» и Лхакпа «Меркурий» — общие личные имена людей, родившихся в воскресенье, понедельник или среду соответственно.

Тибетские эпохи

  • Rab byung : Первый год первого 60-летнего цикла эквивалентен 1027 году нашей эры.
  • Рабло : Считается общее количество лет, прошедших с 1027 года.
  • Тибетская эра (используется на тибетских банкнотах ): первый год этой эры эквивалентен 255 году нашей эры.
  • rgyal lo или bod rgyal lo : Первый год этой эры эквивалентен 127 г. до н. э.

Монастырь Кьюнглунг

Рекомендовать место

11

2

Монастырь Кьюнглунг расположен к северо-востоку от Цпаранга. Здесь высокие скалы с многочисленными пещерами. В одной из них расположена резиденция главного учителя и практика древней тибетской традиции Бон-по, знаменитого целителя. Над входом в монастырь изображен главный символ религии Бон – левосторонняя свастика. У входа в главный монастырский зал стоит старинная лубяная карта-схема Шамбалы, на которой схематично изображены десятки монастырей. Войдя внутрь, посетители оказываются в главном зале, где стоит ступа с реликвиями.

Монастырь Кьюнглунг выглядит строго, словно страж перед входом в узкое ущелье верховий одного из притоков Инда — реки Сатледж, которое открывает путь в секретные долины, где отроги гор покрыты осевшей солью из горячих источников. Еще в древних трактатах упоминались соляные источники в долине Сатледжа.

История

Источник

Стилизованный план архитектурного комплекса, взятый из книги Сарата Чандра Даса » Путешествие в Лхасу и Центральный Тибет» , 1902 год.

Джово Джоханга в 1900 году, фото Гомбожаба Цыбикова .

Храм Джоканг, самый первый буддийский храм в Тибете, был построен тибетским королем Сонгценом Гампо в начале 639 года для размещения так называемой статуи Джово, представляющей Будду, которую привезла его непальская жена Бхрикути . Другая жена короля, китайская принцесса Тан Вэньчэн, принесла еще одну статую Будды, первоначально находившуюся в Рамоче . После смерти короля две статуи поменялись местами. Джоканг — самый почитаемый храм во всем Тибете, так как в нем находится статуя Джово , представляющая молодого Будды , которая, по мнению тибетцев, была вырезана при его жизни.

Doring или стела в передней части главной двери храма Jokhang, 1950

В году перед главной дверью храма была воздвигнута стела, известная под названием «Каменная табличка длительного единства», две другие копии которой находятся в Чаангане у входа в храм. император, а другой на тибетско-китайской границе. Здесь вписаны статьи китайско-тибетского мирного договора 822 года, по которому два правителя Тибета и Китая согласились объединить свои королевства; в нем, в частности, указано: «Тибет и Китай сохранят те границы, которые у них сейчас есть. Дальний восток — земля великого Китая, дальний запад — земля великого Тибета. Отныне с обеих сторон не будет ни вражды, ни войны, ни захвата территорий » .

Культурная революция

В 1961 году Государственный совет Китая включил храм в список памятников национального значения.

В 1966 году, в начале Культурной революции , он был осквернен и разграблен Красной гвардией. В6 августаКрасная Гвардия «начинает грабеж Джоханга, который они превращают в писсуар и бойню». Затем он служит базой для красной гвардии фракции Дженло (тиб. Gyen log , «Повстанцы»), противостоящей фракции Ньямдре (тиб. Mnyam brel , возможно, «Альянс»). ВИюнь 1968 г., нападение на эту крепость Народно-освободительной армии привело к гибели 12 боевиков Дьенло и двух солдат. Наконец, он занят Народно-освободительной армией. Южное и западное крыло Нгакханга, здания, которое использовалось для хранения ритуальной утвари, были повреждены во время беспорядков. В начале 1980-х они были полем руин.

Реабилитация и защита

Первые реставрационные работы прошли в 1972 году, во время Культурной революции: центральное здание было очищено, картины отреставрированы одними из последних сохранившихся мастеров.

В начале 1980-х годов Джоканг был открыт для публики три раза в неделю по утрам. Храм полностью восстановлен в результате новых 1978 реставраций , проведенных в начале 1990 года в то время, большинство из старейших фресок ( X еXIII — го века), которые пережили культурную революцию, переместилось. С тех пор качество реставраций резко улучшилось, использовались традиционные техники и методы, а картины с богатой историей хранились на месте. В 2000 году Джоканг был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как часть «Исторического ансамбля дворца Потала». В том же году Государственная администрация по культурным реликвиям восстановила прежнее ограничение по высоте, разрушив верхний этаж универмага Сурханг.

Беспорядки в марте 2008 г.

Во время беспорядков в Тибете в марте 2008 года монахи срывают пресс-конференцию, организованную в храме властями для китайских и иностранных журналистов.

Путешествие в китайский город Датун

По Китаю я путешествовала в основном на ночных поездах. Это дешево и экономит деньги за ночь в отеле. На два месяца я взяла с собой только крошечный рюкзачок, с которым можно гулять целый день на плечах.

Так ранним утром я вылезла на вокзале в промышленном городе Датун. Рядом с вокзалами в Китае всегда есть кафешка Мистер Ли. Это ничем не примечательный фаст фуд, однако в меню напротив каждого блюда есть картинка и цена. Такой китайский Макдак, где можно скоротать пару часов в ожидании поезда.

В Датуне вместо кофе мне налили горячую фанту, а вместо омлета я случайно заказала черное яйцо. Оно похоже на вареное, только зеленовато-коричневого цвета и более упругое. В Китае есть блюдо «столетние яйца». Для приготовления деликатеса китайцы обмазывают свежее яйцо известью, солью, еще вроде чаем, а затем закапывают в землю без доступа воздуха на 20 дней и дольше. Это чудо китайской гастрономии воняет кошачьим пипи, и в моем рейтинге аппетитности занимает место рядом с боливийской тухлой картошкой чуньо.

Читай также: Чем накормят на рынке в Боливии

История Датуна

Город Датун (大同) находится в китайской провинции Шаньси. Первое поселение Пинчэн появилось в 200 году до н.э. Это был приграничный город империи Хан, который защищал ее от набегов хуннов.

В 398 году Пинчэн стал столицей государства Северная Вэй. Династию основало перекочевавшее из Северной Монголии племя тоба. В те времена местность вокруг города представляла собой безлюдное нагорье. Земли заселили выходцами из других провинций Китая.

Тоба первыми в Китае приняли буддизм. В окрестностях Датуна сохранился крупнейший в стране пещерный монастырь Юньган, а также висящий на скалах монастырь Сюанкунь и 960-летняя деревянная пагода.

Уже в 5-м веке Пинчэн пришел в упадок. Столицу перенесли в город Лоан.

Приблизительно в 8-м веке военный округ на северной границе стали называть Датун (Datong). Люди здесь не селились, так как регион был неспокойным. Территория управлялась кочевыми народами: сначала кидани, а с 12 века — чжурчженями.

В 14 веке Китай объединился при династии Мин. Датун обнесли стеной и набеги кочевников прекратились. Через город проходила одна из ветвей Великого шелкового пути. Здесь процветала торговля. В 20 веке Датун соединили железной дорогой с Пекином. Сейчас это промышленный центр, где добывают уголь и строят локомотивы.

Реставрация по-китайски. Новый старый Датун

В 2015 году почти вся историческая часть Датуна была закрыта на «реставрацию». Я залезла на забор, которым обнесли весь исторический центр: старые постройки сносили экскаваторами, а на их месте строили чистенькие и ровненькие дома «под старину». Так делают везде в Китае.

Среди достопримечательностей города можно выделить Барабанную башню — главный ориентир в историческом центре, и монастырь Хуайан рядом. Вход в него стоит 50 юаней (7,5$), внутри — симпатичный новодел. Единственный по-настоящему старый объект Датуна — “Стена Девяти Драконов” из глазурованной плитки. Говорят, ей исполнилось 600 лет.

От башни разбегаются в разные стороны как бы старые улицы — жертвы китайской реставрации. Они инстаграмные, чистенькие, но бездушные. Складывается ощущение, что гуляешь по гигантскому макету в музее.

Можно заглянуть во дворик мечети, построенной в китайском стиле — я люблю такое смешение культур. Внутрь зданий зайти не разрешат. Вход стоит 10 юаней (1,5$), на трипадвайзере есть фотографии. По восстановленной городской стене можно прокатиться на велосипеде за 30 юаней (4,5$).

Самый стоящий туристический объект Датуна, на мой взгляд — это новый городской музей. На карте он отмечен тут. До него можно доехать на автобусах 70 и 38 из Старого города, остановка — Датунский Университет.

Если вас настигнет голод, выглядывайте рестораны с пельмешками на пару — шаомай. Кухня Шаньси известна гороховой лапшой, которую подают с мясом или яйцом, тофу и овощами. Другое традиционное блюдо — творог из сушеных бобов гуанлин (guangling).

Монастырь Лингуан

Рекомендовать место

1

1

Монастырь Лингуан (храм Божественного Света) – один из восьми буддийских монастырей, построенных на склонах холмов у подножия Западных гор. Главная достопримечательность храма – ступа «Зуб Будды», аналог которой находится только в Шри-Ланке.

Храм построили во время династии Тан. В нем находится святыня – зуб Будды, в честь которого установили памятную ступу высотой 51 метр. Восьмиугольная ступа, установленная на основании из белого мрамора, состоит из 13 слоев. Внутри ступы на первом этаже находится пагода, в которой и хранится зуб Будды. На остальных этажах располагаются буддистские писания.

Монастырь можно посетить с 5 утра до 19:30. Туристы могут увидеть храм, доехав на городском транспорте до парка Бадачу.

Ворота Сюаньюэ

Ворота Сюаньюэ (治世玄岳牌坊) находятся в 4 км к востоку от водохранилища Даньцзянкоу и знаменуют собой вход на гору Уданшань. Ворота построили в 1522 году из камня имитирующего дерево. Высота ворот 11,9 м, а ширина 14,5 м. Разделенные на три секции колонны имеют богато украшенные резные узоры в виде черепах, драконов, журавлей, растений, облаков, волн и небесных существ. 

Ворота Сюаньюэ

Резной элемент арки Сюаньюэ

С 1994 года Ворота Сюаньюэ находятся в списоке всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, как важная часть древнего архитектурного ансамбля горы Уданшань. 

Плита с надписью — Ворота Сюаньюэ

Монастырь Толинг в Лхасе

Рекомендовать место

4

3

Очень красивый монастырь в горах Западного Тибета, название которого в переводе с тибетского означает «Парящий в облаках». Это действительно так — монастырь находится на высоте 3600 метров над уровнем моря.

Согласно манускриптам, этот монастырь был основан в XI веке тибетским царем Ценпо Коре. Сегодня это самый большой монастырь на западе Тибета. Но для туристов открыты всего два храма. Прочие помещения недоступны. В обоих храмах сохранилась великолепная настенная роспись, изображающая буддийских божеств и учителей.

Снаружи Толинг выглядит не менее живописно: древние молитвенные барабаны, флаги, ступы, красные монументальные стены, еще ступы, поставленные на стены на манер башен, причудливые низкие воротца. Благодаря своей правильной мандаловидной форме, не менее интересно выглядит монастырь на снимках из космоса.

Координаты: 31.48430800,79.79888700

Ритуалы и ритуальные предметы

Далеко не каждый последователь буддизма имеет возможность прочесть священные тексты. Но большинство тибетцев суть буддизма могут постичь через сложные и красочные ритуалы, проводимые в монастырях. Не последнюю роль здесь играют ритуальные предметы, обладающие большой сакральной силой.

Подношение обрядового шарфа «хадака» — неотъемлемый элемент ритуала поклонения буддийским святыням. Нам по приезду тоже вручили белые шарфы на счастье.

Символом мужского начала является ваджра — самый распространенный и загадочный предмет в буддизме.

Буддийские тексты определяют ваджру как алмаз, громовой топор, пучок скрещенных молний. Она является главным символом тантрического буддизма — Ваджраны («алмазная колесница») — одно из главных и наиболее закрытых учений.

Последователи Ваджраяны утверждают, что они способны достичь состояния Будды в этой жизни, и им более не понадобится перерождаться.

Для достижения просветления в Ваджраяне было разработано множество разнообразных йогических практик. Большое значение уделялось единству женского начала (мудрости, пассивности) и мужского начала (деятельности, активности). Поэтому в буддийском искусстве Ваджраяны так много откровенно сексуальных образов.

Для традиционных культур большинства народов мира характерно использование шумовых эффектов и звонов для отпугивания злых духов и для вытеснения их за пределы сакрального пространства, в границах которого проводятся обрядовые действия. В Тибете для этих целей используют молитвенные колокольчики.

Звон их ассоциируется с произнесением магических заклинаний — мантр. Одновременно колокольчик — символ женского начала. Ваджра олицетворяет мужское начало — путь, стремление, но они не возможны без мудрости и спокойствия — колокольчика (женского начала).

Все монастыри Тибета славятся богатой библиотекой. Шкафы с книгами в монастырях стоят на деревянных ножках метровой длины. Многотомные рукописи занимают десятки шкафов.

Богомольцы, согнувшись в три погибели, гуськом проходят под рядами шкафов, опоясывающих храм по периметру. Считается, что книжная мудрость наполняет паломника не через ум, а через сердце. Предполагается, что книги сами по себе обладают такой магической силой, что раскрывать их нет необходимости, что сила эта увеличивается многократно. Если использовать серебряные или лучше золотые чернила. Поэтому книги часто закладывают в молитвенные ступы.

Практически везде можно увидеть, как паломники вращают небольшой металлический цилиндр, надетый на рукоять. Это молитвенный барабан.

Чтение молитв и священных текстов способствует улучшению кармы. А как быть безграмотным? Внутри цилиндра находятся молитвы и священные тексты. При вращении барабана по часовой стрелке, образуются завихрения воздуха, по которым содержимое молитвы отправляется к небесам.

Монастырь Палкхор Чоде

Рекомендовать место

5

1

Огромный монастырь Пелкор Чёде был основан в 1418-ом году в Тибете. Он располагается на высоте 3950 метров над уровнем моря и по сути объединяет пятнадцать монастырей трех разные школ тибетского буддизма (Гелуг, Сакья, Будон).

В свои лучшие времена в Пелкор Чёде проживало 3333 монаха. К сожалению, сегодня многие дворы монастырского комплекса пустуют. Наиболее ярким строением в Пелкор Чёде является ступа Кумбум (она же — Пагода 10 000 Будд, божеств и бодхисаттв).

Несколько раз за свою историю Пелкор Чёде был вынужден становиться участником сражений. Во время Китайской Культурной революции здесь пострадало множество статуй, но к настоящему времени они восстановлены.

Монастырь десяти тысяч Будд

Рекомендовать место

1

2

Монастырь десяти тысяч Будд – буддистский монастырь, расположенный в районе Гонконга Ша Тин. На сегодня монастырь не действующий, а обслуживают его миряне. Храм основали в 1951 году, 10 лет ушло на создание все статуй Будд.

Монастырский комплекс состоит из пяти храмов, двух павильонов и пагоды с мумией основателя – Юэт Кая. У подножия монастыря находится кладбище.

В монастыре собрано около 13 тысяч статуй Будды различных размеров, цветов и форм. Каждая статуя здесь уникальна со своими присущими ей чертами. Здесь можно найти худого и толстого Будду, лысого и с волосами, Будду с собакой, лягушками, драконом и т.д. Чтобы добраться до монастыря, необходимо преодолеть 400 ступенек, украшенных статуями Будды.

На территории монастыря фигуры Будд находятся везде – и в павильоне, и в саду, и в башнях, и в самом храме.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Культура мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: