Храмовый комплекс ангкор в камбодже

Ориентация в храме, советы для осмотра

Времени на осмотр храма стоит выделить около 2-х часов.

Байон находится в центре Ангкор Тома в храмовом комплексе Ангкор, на пересечении четырех дорог, ведущих в Ангкор Том, которые приводят прямо к храму. Непосредственно к самому Байону можно подъехать на мотобайке или велосипеде, пешком идти довольно далеко: от ворот до храма расстояние приличное – 1,5 км, а от центра г. Сиемреап — 10 километров (см. Байон на карте Ангкора). Довольно часто к Байону добираются через южные ворота от Ангкор Вата. Еще стоит упомянуть о так называемой «слоновьей тропе», по которой организованы прогулки на слонах через восточные ворота к Байону и вокруг него.

Особенно отличные фотографии получаются ранним утром, когда всходит солнце, постепенно освещая царственные лики Байона, или же на закате. В это время на вершине храма собирается огромное количество людей. Так как Байон – храм известный, то здесь всегда много народа, оттого сделать фотографии будет порой очень сложно.

К Байону ведет каменная крестообразная площадка, состоящая из двух ярусов и обрамленная кое-где скульптурами львов и нагов, по обеим сторонам от которой ранее были небольшие водоемы. Входов в Байон четыре (основные) и еще по два с каждой из сторон (дополнительные), центральный вход расположен с восточной стороны.

Рядом с Байоном (с северо-западной стороны) находится маленькая открытая веранда со статуей сидящего Будды, называемая Preah Ngoc или Preah Ngok. Исторического интереса она не представляет. Эта святыня является действующей, туристов здесь не бывает. Также стоит сказать еще об одном малоизвестном «памятнике» — это надгробная плита, установленная в честь одного из первых французских исследователей Жане Коммалле (Jean Commaille), участвующего в восстановлении Ангкора, который был убит грабителями в 1916 г. и похоронен рядом с Байоном, на юго-западе.

Нацпроекты «Образование», «Здоровье», «Жилье»

Казалось, враг побежден и можно вздохнуть спокойно. Но Джаяварман понимает, что стране грозит очередной виток междоусобных войн. И чтобы не допустить новой борьбы за власть, законный наследник великодушно соглашается стать правителем империи. В том же 1181 году в возрасте 50 лет он был коронован под именем Джаяварман VII.

Империя снова начала расцветать: Джаяварман VII подавил волнения; восстановил столицу; разрушенные ирригационные системы, хранилища, плотины и каналы; построил надежные долговечные дороги, соединившие Ангкор со всеми провинциальными центрами. Отстроенную столицу окружают рвом и высокой восьмиметровой каменной стеной. До сих пор хорошо сохранились мосты через рвы. По обеим сторонам моста — 54 каменных изваяния богов и асуров (божества более низкого ранга), тянущих гигантского змея, тело которого служит перилами.

Мост — боги и асуры.

С Тямпой был подписан мирный договор. Чтобы закрепить мир, в столицу Тямпы была проложена грандиозная дорога дружбы, чтобы люди могли не только мирно жить, но и торговать. Вдоль всех дорог по приказу императора была построена 121 гостиница. Археологи на сегодняшний день нашли 15 таких гостиниц – все они были построены из камня по типовым проектам. А затем Джаяварман VII сделал очень странную по тем временам вещь: приказал построить больницы во всех провинциях империи. Причем эти больницы не были какими-то примитивными медицинскими пунктами: в каждой больнице работало по сотне человек врачей и обслуживающего персонала. Лекарства они получали из царских складов, а к каждой больнице было прикреплено несколько деревень, которые снабжали врачей и пациентов пищей, за что освобождались от налогов.

Мудрый император заботился и о духовной жизни. По всей империи были открыты школы для ремесленников и художников; создавались школы, где преподавали философию, поэзию, риторику. И именно при Джаявармане VII начали строиться выдающиеся сооружения — храм-гора Байон и город Ангкор-Тхом вокруг него.

Храмовый комплекс Ангкор-Ват

Рекомендовать место

8

Ангкор-Ват является грандиозным храмовым сооружением. Он расположен в Камбоджи, на месте древней столицы государства Кхмеров, города Ангкор. По легенде, храм возводил земной сын бога Индры. Посетив божественные хоромы своего отца, сын был в таком восторге, что решил и на земле построить нечто подобное.

Храм, опоясанный рвом, занимает площадь 200 га. Он представляет собой трехуровневую конструкцию. Над храмом возвышаются пять башен удивительной формы – они похожи по форме на гигантские еловые шишки. Высота центральной башни 65 метров, она символизирует мифическую гору Меру, являющуюся центром всего мира. Эти пять золотых башен Ангкора стали символом Камбоджи и изображены на государственном гербе и флаге страны.

Храм украшают вырезанные скульптуры. Особенно часто здесь встречается изображение богини Апсары, небесной танцовщицы. Примечательно, что каждая из 2000 фигур богини отличается одна от другой. В 1992 году храм был взят под эгиду ЮНЕСКО.

Затерянный город

Первая новость о затерянных в джунглях древних храмах достигла Европы в 1601 г. благодаря испанскому монаху-францисканцу по имени Марсело де Риваденейра. В своих записях он упоминал большой город в королевстве Камбоджа с покрытыми резьбой стенами и большими зданиями, от которых остались только руины.

Большинство полученных сведений о регионе в те времена приходило от испанских и португальских миссионеров, прибывших в столицу королевства, расположенную в нескольких километрах севернее современного Пномпеня. Преследуя свои цели, эти люди пробирались в леса за пределами реки Меконг, где и обнаружили безмолвные, величественные остатки города с фонтанами, каналами, храмами и мостами.

Никто из них не знал, что эти руины — религиозный центр и столица кхмерских царей со времени своего основания и до падения в XV в. Печальное положение королевства Камбоджа, разоряемого соседними государствами на протяжении XVI века, и заброшенность города заставили миссионеров предположить, что комплекс сооружений не мог быть создан местными жителями. Такое грандиозное строительство они связывали с римлянами или Александром Македонским.

https://youtube.com/watch?v=d2LuPay8Clg

Барельефы храма

Стены храма украшают барельефы, на которых изображены разные сцены из жизни средневековой Камбоджи. Чаще всего на них были запечатлены битвы с войсками Чама и падение Ангкора. Также можно встретить сценки из повседневной жизни людей того времени, как живет король и его семья. Отдельно представлено и поклонение богам.

Юра Н.

Увы, не все барельефы в хорошем состоянии. Лучше всего они сохранились на первом ярусе храма. Опытные гиды рекомендуют начать их осматривать от восточного входа, двигаясь по часовой стрелке. В хорошем состоянии сейчас находятся десять барельефов первого яруса:

  1. Чамы на марше. Барельеф состоит из трех рядов. В первом воины возвращаются с битвы, во втором — изображены гробы, а в третьем главной фигурой является король Джаяварма VII, которого от палящего солнца прикрывают зонтики.
  2. Морская битва. Изображает морские сражения кхмеров и чамов.
  3. Чамы побеждены. Этот барельеф является неким продолжением предыдущего. Сцена разворачивается уже на берегу моря, где находятся побежденные чамы. Тут же кхмеры устраивают праздник.
  4. Военная процессия. Последний барельеф южной галереи, на котором изображена военная процессия.
  5. Гражданская война. Люди сражаются друг с другом, в битву постепенно влезают боевые слоны и воины.
  6. Всевидящий король. Продолжение Гражданской войны. В нижней части барельефа изображена антилопа, ее проглатывает гигантская рыба. Рядом множество мелких рыбешек, среди которых креветки. Над последними имеется странная надпись. Ее дословный перевод следующий — король найдет их, даже если они спрячутся.
  7. Парад победы. Здесь изображен король и его воины. Они празднуют очередную победу над противником.
  8. Цирк приехал в город. На этой панели можно разглядеть силача, держащего на себе трех карликов. Отдельно стоит человек, крутящий колесо. Выше изображена группа канатоходцев.
  9. Страна изобилия. Пожалуй, самый насыщенный барельеф. На нем изображены отступающие и разгромленные чамы, преследующие их кхмеры. Панель подробно рассказывает о войне между чамами и кхмерами.
  10. Чамы входят в Ангкор. Еще одна битва двух древних народов. Картина повествует о разгроме чамов в 1181 году.

Юра Н.

Всего мастера вырезали из камня 11 тысяч фигур.

Храм Бантей Кдей

Рекомендовать место

4

Недалеко от Сием-Рипа можно найти полуразрушенный храм Бантей Кдей. Дату его основания относят к двенадцатому веку, ко временам правления Джаявармана VII. По неизвестным причинам строительство храма велось весьма сумбурно — постоянно менялись проекты, в связь с чем в архитектурном плане возникла абсолютная неразбериха. Кроме того, материал, используемый при строительстве, оказался низкокачественным, что и стало главной причиной сегодняшнего состояния Бантей Кдей.

Название храма Бантей Кдей переводится как «Цитадель святилищ». Предположительно, храм строился на развалинах древнего буддистского храма. Сегодня в Бантей Кдей ведутся плановые работы по реконструкции. Уже успешно проведена большая работа по избавлению храма от корней деревьев.

Байон

Неподалеку от Ангкор-Вата расположилось второе по величине древнее культовое сооружение. Это храм Байон, отстроенный в XII столетии при правителе Джаявармане VII.

Храм Байон в Камбодже имеет 54 башни, и не случайно – каждая из них являлась символом провинции, находившейся под властью правителя. На каждой башне высечено 4 лика – по одному с каждой стороны света.

Древним строителям удалось сделать невозможное – выражения всех этих лиц меняются в зависимости от освещения и времени суток.

Они могут быть добрыми, улыбаться, грустить, а иногда своим взглядом и вовсе наводят леденящий душу ужас. Примечательно, что в какой бы части храма ни находился человек, он всегда будет под пристальным взглядом каменных глаз. Считается, что высеченные лики — это лицо божества сострадания Авалокитешвары. Прообразом его внешности стал король Джаяварман VII.

Изначально центральная башня храма имела золотое покрытие, однако оно было содрано захватившими город сиамцами. На ней располагалась четырехметровая фигура Будды, но она тоже была разрушена. Стены храма покрыты красивейшими барельефами, где запечатлены сцены из жизни камбоджийцев – военные походы, кровавые сражения, поклонение богам, цирковые представления, пиршества и многое другое.

Барельефы храма

Стены храма украшают барельефы, на которых изображены разные сцены из жизни средневековой Камбоджи. Чаще всего на них были запечатлены битвы с войсками Чама и падение Ангкора. Также можно встретить сценки из повседневной жизни людей того времени, как живет король и его семья. Отдельно представлено и поклонение богам.

Увы, не все барельефы в хорошем состоянии. Лучше всего они сохранились на первом ярусе храма. Опытные гиды рекомендуют начать их осматривать от восточного входа, двигаясь по часовой стрелке. В хорошем состоянии сейчас находятся десять барельефов первого яруса:

  1. Чамы на марше. Барельеф состоит из трех рядов. В первом воины возвращаются с битвы, во втором — изображены гробы, а в третьем главной фигурой является король Джаяварма VII, которого от палящего солнца прикрывают зонтики.
  2. Морская битва. Изображает морские сражения кхмеров и чамов.
  3. Чамы побеждены. Этот барельеф является неким продолжением предыдущего. Сцена разворачивается уже на берегу моря, где находятся побежденные чамы. Тут же кхмеры устраивают праздник.
  4. Военная процессия. Последний барельеф южной галереи, на котором изображена военная процессия.
  5. Гражданская война. Люди сражаются друг с другом, в битву постепенно влезают боевые слоны и воины.
  6. Всевидящий король. Продолжение Гражданской войны. В нижней части барельефа изображена антилопа, ее проглатывает гигантская рыба. Рядом множество мелких рыбешек, среди которых креветки. Над последними имеется странная надпись. Ее дословный перевод следующий — король найдет их, даже если они спрячутся.
  7. Парад победы. Здесь изображен король и его воины. Они празднуют очередную победу над противником.
  8. Цирк приехал в город. На этой панели можно разглядеть силача, держащего на себе трех карликов. Отдельно стоит человек, крутящий колесо. Выше изображена группа канатоходцев.
  9. Страна изобилия. Пожалуй, самый насыщенный барельеф. На нем изображены отступающие и разгромленные чамы, преследующие их кхмеры. Панель подробно рассказывает о войне между чамами и кхмерами.
  10. Чамы входят в Ангкор. Еще одна битва двух древних народов. Картина повествует о разгроме чамов в 1181 году.

Всего мастера вырезали из камня 11 тысяч фигур.

Какие еще можно увидеть храмы в Ангкор

Отправляясь в Кабоджию, не пожалейте времени и обязательно отправьтесь на экскурсию в:

  • Храм Ангкор Ват
  • Храм та Прохм
  • Слоновая терраса
  • Храм Бантрей Срей.

Здесь масса впечатлений, неподдельный восторг и много всего интересного вам обеспечено. Храмы и иные достопримечательности Камбоджи позволят вам окунуться в историю самой загадочной страны.

Где находится храм Байон: Ангкор-Тхом (на территории археологического парка Ангкор), Камбоджа.

Ангкор Тхом: а здесь точно кто-то жил?

Как и вся великая столица, Ангкор-Тхом был заброшен на многие столетия и лишь в XIX веке город вновь открылся людям во всем своем великолепии. Ну, почти во всем.

Вход в Ангкор-Тхом. Вход очень узкий, поэтому в город могут проехать только специальные автобусы. На башнях мы видим изображения Джаявармана VII, радушно встречающего туристов.

Стены города Ангкор Тхом украшены изображениями битв с тямами и бытовыми сценами того времени.

Наше дело правое, победа будет за нами!

На этих гравировках изображались сцены из жизни тогдашнего населения – всего насчитывается 11 000 изображений людей. Именно по этим изображениям историки и смогли воссоздать быт и образ жизни древних кхмеров. Как выяснилось, жизнь обычных людей была очень простой — у них не было столов, стульев, посуды, еду готовили в углублениях в земле. Вместо тарелок использовали скорлупу кокоса или листья, часто спали на циновках прямо на земле. Даже сам король ходил босым. Поэтому от той цивилизации ничего и не осталось. Единственное свидетельство, что здесь когда-то жили люди — величественные постройки. И больше ничего.

Храм Байон в Камбодже – святилище мании величия

А вот и Байон. Это храмовый комплекс внутри Ангкор-Тхома. В нем расположены 54 огромные каменные пагоды, на каждой из которых вытесаны четыре одинаковых лица Будды, глядящих в разные стороны света. Во внешности изваяний можно безошибочно угадать черты лица самого Джаявармана VII-го – именно он символизировал Будду.

Да, на старости лет некогда мудрый и бескорыстный царь провозгласил себя живым богом, земным воплощением бодхисаттвы Локешвары, будущим Буддой. И, разумеется, чакравартином – покорителем Вселенной. Что-то с ним явно происходило…

Но построенный в его честь Байон, несомненно, прекрасен. И сейчас туристы чувствуют всё величие и грандиозность, с которым мастера строили храм Байон в Камбодже. На этом история храма Байон заканчивается, давайте полюбуемся этим прекрасным творением!

Сколько нужно времени на осмотр малых храмов?

У нас осмотр малых ближних храмов занял в общей сложности два дня (кроме Западного Барая и упомянутой деревни, в которые мы ездили отдельно):

  • 1-й день – Сра Сранг, Пре Руп, Бантей Самре, Восточный Мебон и Восточный Барай, Та Сом, Ник Пин и Пре Кан.
  • 2-й день – Прасат Краван, Бантей Кдей, Та Пром, Та Кео, Чау Сэй Тевода, Тхомманон и Пном Бакенг.

Замечу, что мы не особенно спешили, потому что на руках были абонементы на 7 дней, так что катались по окрестностям, заезжали в деревни и рассматривали всякие затерянные мелочи.

Уверена, что все перечисленные храмы можно осмотреть гораздо быстрее, если есть такая необходимость, либо от некоторых вовсе отказаться в пользу более интересных.

******

Насыщенных вам прогулок по храмам Ангкора, дорогие читатели!

Шеболдасик и Андрюсикс

Агкор-Ват

Несомненно, особого внимания в рамках любой экскурсии требует величественный храм Ангкор-Ват, что был посвящён основному божеству того времени – Вишну. Мировое сообщество уже давно признало этот памятник одним из самых величественных и значимых в истории всего человечества.

Более подробнее о Храме Ангкор-Ват, Камбоджа читайте на нашем сайте.

Основное строение датировано 12 веком, когда империя находилась в руках короля Сурьявармана II. Расположен Агкор-Ват в самом центре существовавшей некогда столицы древнего государства и добраться до него проще всего из современного поселения Сиемреап, до которого всего 5,5 км.

Как добраться

Храмовый комплекс Ангкор-Ват находится в 5,5 км к северу от современного города Сием Рип.

Виза в Камбоджу

Для въезда в Камбоджу гражданам Российской федерации необходима виза. Визу по прибытию можно получить в международных аэропортах Пномпеня и Сием Рипа. Помимо этого есть еще несколько пунктов международного пропуска, где туристы могут подать заявку на въездную визу по прибытии.

Юра Н.

Граница с Вьетнамом:

  • Международный контрольно-пропускной пункт Бавет (Bavet);
  • Международный аэропорт Кха Орм Сэм Нор.

Граница с Таиландом:

  • Международный контрольно-пропускной пункт Чам Ем (Cham Yeam);
  • Международный контрольно-пропускной пункт Пойпет (Poi Pet);
  • Международный контрольно-пропускной пункт Осмах (OSmach).

Для получения туристической въездной визы необходимо:

  • Заполненная заявка на получение визы;
  • Паспорт, действительный не менее 4 месяцев;
  • Одна недавняя фотография (4×6);
  • Оплата визового сбора в размере 30 долларов США.

Vit

Также туристы могут заранее оформить визу на сайте МИДа Камбоджи.

Оформить визу в Камбоджу онлайн

Для этого нужно заполнить анкету на английском языке. Загранпаспорт заявителя должен быть действителен минимум шесть месяцев с момента въезда в страну.

Оплата за туристическую визу в размере 35 долларов США производится с помощью карт VISA, MasterCard, Discover и American Express.

Визу оформляют за 3 рабочих дня, она действует 3 месяца с момента выдачи и предназначена для пребывания в стране сроком 1 месяц. В качестве визы действует подтверждение, высылаемое заявителю по электронной почте; его нужно предъявить при прохождении паспортного контроля.

Ирина Королёва

Дорога в Сием Рип

В Камбодже есть три международных аэропорта (Пномпень, Сиам Рип и Сиануквиль), регулярно принимающих множество рейсов. Из России невозможно прилететь прямым рейсом самолета в Сием Рип, но можно забронировать перелет из соседних городов , и .

Если туристы прибыли в страну не через ближайший к комплексу Ангкор-Ват аэропорт Сием Рип, можно воспользоваться междугородным автобусом, забронировав билет на официальном сайте туристического бюро Камбоджи.

Забронировать билет на автобус

Vit

Дорога из Сием Рипа

Опытные туристы отмечают, что для передвижений по древнему городу Ангкор лучше арендовать транспорт на весь день, потому что расстояние между храмами довольно большие. Расстояние переездов по так называемому большому кругу составляет 26 км, а по малому — 17 км. Автомобиль стоит в 2 раза дороже тук-туков, то есть 40 долларов в день, но он едет гораздо быстрее и в большинстве случаев снабжен кондиционером.

Туристы могут арендовать автомобиль в лицензированной компании, выбрав из перечня фирм на официальном сайте турбюро Камбоджи.

Арендовать автомобиль

Стоянка транспорта расположена неподалеку от моста, по которому идет дорога к храмовому комплексу.

Видео храма Ангкор-Ват

Советы, рекомендации, впечатления

Рекомендация: по возможности, посетите Ангкор Ват два раза – утром (на рассвете) и вечером (на закате). Это не значит, что нельзя приходить сюда днем, конечно можно, но в лучах восходящего и заходящего солнца храм выглядит более выгодно и интересно.

Чтобы увидеть рассвет, лучше быть на территории храма не позднее 6:30 утра, хороший свет и отражение в воде примерно до 7:00.

Несмотря на ранний час, туристов, охотящихся за красивыми кадрами очень и очень много. Все они кучкуются в одном месте – у водоема перед храмом, так как именно здесь можно заполучить снимки с отражением храма в воде.

Вечером, на мой взгляд, Ангкор Ват выглядит чуть менее загадочно и интересно в плане света, но тоже достойно. Возможно, если соизволят появиться облака, кадры будут более выгодными.

По поводу заката: главное, попасть на территорию Ангкор Вата до 17:00, потом можно там хоть до темноты находиться, выгонять не будут, а если и будут, то слышала, что можно договориться за небольшую плату.

Предостережение №1: не думайте, что Ангкор Ват можно посмотреть быстро, в полчаса точно не уложитесь. Он реально большой, а в галереях скрываются сотни метров барельефов. Мы никуда не спешили, так как на Ангкор у нас было 7 дней, поэтому провели в Ангкор Вате аж 5 часов, за это время практически ни разу не присели.

Предостережение №2: так как Ангкор не действующий храмовый комплекс, в нем можно ходить в любой одежде, никаких ограничений нет. Это действует на всей территории, но есть одно «НО». В главный храм Ангкор Вата в шортах/короткой юбке и майке вас не пустят. Необходимо, чтобы ноги и руки были закрыты. Меня не пустили из-за того, что я была в майке, накинутый на плечи шарф не прокатил. Так что наденьте брюки или длинную юбку (последнюю можно просто взять с собой и накинуть на месте) и прихватите рубашку.

Совет №1: остерегайтесь обезьян, будьте с милыми мартышками начеку. Почему? Да хотя бы потому, что эти, милые на первый взгляд, хулиганы могут доставить массу хлопот. Воруют все, что плохо лежит, особенно головные уборы, бутылки с водой и все, что торчит из кармашков рюкзака. Думаю, могут и телефон спокойно утащить или еще что-нибудь ценное. Еду вообще лучше у них на виду не доставать.

Там, где туристов много, обезьянки ведут себя спокойнее и порой охотно позируют перед камерами.

Но стоит отойти подальше, где людей меньше, а они чувствуют себя хозяевами, начинают вести себя нагло и порой весьма агрессивно.

Совет №2: берите побольше воды, Камбоджа не отличается прохладой и когда вокруг раскаленные камни, а тени порой не найти, вода может быть на вес золота.

Вопросом еды, кстати, тоже лучше озаботиться заранее, вряд ли вы захотите тратить драгоценное время на поиски места, где накормят, тем более, таковых на территории Ангкора не так уж много.

Совет №3: помните о мелочах! Уж чего-чего, а этого добра в Ангкоре много, главное, не забывать им любоваться, пытаясь успеть все, да побольше. Посещение Ангкора – это ваши впечатления, а не забег на скорость.

Совет №4: если есть возможность, то оставьте осмотр Ангкор Вата напоследок. Конечно, если у вас всего один день, выбора особо не будет. Если же есть хотя бы три дня, посмотрите сначала менее грандиозные храмы, а самые большие и значимые (в том числе и Ангкор Ват) оставьте на десерт, чтобы впечатления шли по нарастающей. Мы с Андрюсиксом в свое время именно так и сделали, и это было на 100% верным решением.

Впечатления: в целом Ангкор Ват понравился. Хотя, честно признаться, ожидала от него еще большего после всех прочитанных хвалебных отзывов и общего ажиотажа вокруг этого комплекса. Возможно, свою злую роль сыграли преувеличенные ожидания, возможно то, что это уже был четвертый день среди ангкорских камней.

То, что Ангкор Ват обязателен к посещению – даже не обсуждается, но я бы не советовала ждать от него чего-то внеземного. Думаю, если это будет первый храм, который вы отправитесь смотреть, он произведет более яркие впечатления, но потом остальные, особенно маленькие, на его фоне могут показаться совсем скучными. Думайте сами, решайте сами ))

Надеюсь, мои советы и рекомендации сделают посещение Ангкор Вата для вас еще более легким и приятным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Культура мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: