Конфуций китайской революции. 10 фактов о Сунь Ятсене
12 ноября 1866 года родился китайский революционер, основатель партии Гоминьдан Сунь Ятсен.
1. Сунь Ятсен является одним из наиболее почитаемых политических деятелей Китая, причем данное отношение характерно как для материкового Китая, так и для Тайваня. Сунь Ятсена называют «Конфуцием в реальной политике».
2. Сунь Ятсен родился в бедной крестьянской семье и с ранних лет должен был помогать родителям и пасти скот. Грамоте его учил родной дядя. Старший брат Сунь Ятсена, Сунь Мэй, в поисках работы уехал на Гавайские острова, и родители вскоре отправили к нему младшего брата. Миссионерскую школу в Гонолулу, где преподавание велось на английском языке, Сунь Ятсен с отличием окончил в 1881 году.
3. В конце 1880-х годов, во время обучения в медицинском институте в Гонконге, Сунь Ятсен создал группу «Четыре бандита». Вместе с единомышленниками начинающий революционер обсуждал планы свержения правившей в Китае маньчжурской династии Цин.
«Четыре бандита»: Ян Хаолин, Сунь Ятсен, Чэнь Шаобо, Ю Шаован (Ю Ле). Стоит — Чжэн Шилян. Фото 1888 года. Фото: Commons.wikimedia.org
4. В начале своей деятельности Сунь Ятсен являлся сторонником либеральных реформ, однако, столкнувшись с полным неприятием его идей со стороны китайской бюрократии, он окончательно склонился в пользу революции. В 1894 году в Гонолулу Сунь Ятсен основал первую китайскую революционную организацию — «Союз возрождения Китая».
5. В 1905 году Сунь Ятсен создал объединение китайских революционных организаций «Тунмэнхой» («Союзная лига»). Тунмэнхой подготовил и провел ряд вооруженных восстаний в Южном и Центральном Китае, являлся ведущей политической силой Синьхайской революции 1911 года, в результате которой была свергнута маньчжурская монархия и провозглашена Китайская республика.
Сунь Ятсен под флагами «Пять рас в одном союзе» и «Синее небо с белым солнцем». Фото: Commons.wikimedia.org
6. В 1911 году Сунь Ятсен, возвратившийся в Китай после многих лет эмиграции, был избран временным президентом Китайской республики. Этот пост он занимал с 1 января по 1 апреля 1912 года, однако затем вынужден был оставить его в пользу командующего императорской армии Юань Шикая.
7. В августе 1912 года Сунь Ятсен основал «Китайскую Национальную народную партию» — Гоминьдан. Партия Гоминьдан с начала 1920-х годов была правящей в Китае, пока в 1949 году, потерпев поражение от коммунистов, не оставила материковую часть страны, сохранив власть лишь на Тайване. Часть членов Гоминьдана, сформировав «Революционный комитет Гоминьдана», остались на материке и до сих пор являются одной из восьми мелких зарегистрированных партий.
8. Политическим наследием Сунь Ятсена стало учение о «трех народных принципах» — национализме, народовластии и народном благосостоянии. «Три народных принципа» Сунь Ятсена в различных трактовках использовали все ведущие политические силы Китая — Гоминьдан, Коммунистическая партия и даже коллаборационистское правительство времен японской оккупации Китая.
9. После Октябрьской революции в России Сунь Ятсен высказался за сотрудничество с Советской Россией и тесный союз с китайскими коммунистами. Этой линии он оставался верен до конца жизни. 11 марта 1925 года, за день до смерти, в «Послании Советскому Союзу» он писал: «Настанет время, когда Советский Союз, как лучший друг и союзник, будет приветствовать могучий и свободный Китай, когда в великой битве за свободу угнетенных наций мира обе страны рука об руку пойдут вперед и добьются победы».
10. Как и лидер русской революции Владимир Ленин, Сунь Ятсен покоится в мавзолее. Идею о таком захоронении незадолго до смерти в марте 1925 года высказал сам Сунь Ятсен, заинтересовавшийся советским опытом в этом вопросе. Мавзолей Сунь Ятсена располагается в Нанкине, на горе Цзыцзыньшань. В 1940 году Сунь Ятсену правительством Китая был посмертно присвоен титул «Отца нации».
Сегодня Сунь Ятсен одинаково высоко почитается как в КНР, так и на Тайване, где существует Мемориальный комплекс Сунь Ятсена.
Что посмотреть в храме Юнхэгун в Пекине
Зал Врат Гармонии и Мира
Yonghe Gate Hall, 雍和 门 殿
Вратный Зал раньше служил входом в храм. Ворота охраняют бронзовые львы: справа лев, слева — львица. Лев придерживает лапой шар, который символизирует буддийское знание. Он несет свет и исполняет желания.
Мифические стражи охраняют вход в императорские резиденции и усыпальницы, многие храмы и правительственные здания в Китае. Лев считался символом власти и успеха, и также стражем сакральных сооружений.
Вход в одно из зданий храма Юнхэгун охраняет маленький каменный лев.
В центре зала находится статуя Майтрейи, восседающего на золотом лакированном троне. Это грядущий Будда, который придет на смену Гаутаме. Когда это произойдет, никто не знает поэтому многие поколения буддистов ожидают его пришествия.
Этот зал также называют Дворцом Небесных Царей. Вдоль стен стоят статуи четырех Царей Небесных — четырех богов в буддизме, охраняющих север, запад, восток и юг мира. Позади Майтрейи стоит вооруженный Сканда, защитник буддийских монастырей.
Интерьер зала красочный, даже потолок украшен резьбой.
26-метровая статуя Майтрейи
Wanfuge Pavilion , 万福 阁
В павильоне, который называется «Храм десяти тысяч удач», находится необычная статуя Будды Майтрейи. Ее высота составляет 26 метров, хотя мы видим только 18 метров. Остальная часть спрятана под землей.
Фигура вырезана из цельного сандалового дерева, которое седьмой Далай-Лама подарил императору Цяньлуну в 1750-х годах. Император потратил 80 000 серебряных лянов (около 2 миллионов долларов США) на создание этой статуи. Ниша для Будды украшена резьбой, изображающей 99 драконов.
Статуя занесена в книгу рекордов Гиннеса.
Дворец принца Иньчжэна
Yongyou Hall , 永 佑 殿
Когда принц Иньчжэн жил в храме, Зал вечного благословения был его кабинетом и спальней. Затем он стал местом захоронения покойных императоров династии Цин.
В центре зала находятся три статуи из сандалового дерева:
- Будда неизмеримой жизни (Амитабха) в центре,
- Бхайсаджья Гуру (Будда Медицины) слева,
- Симханада (могущественный и благородный Будда) справа.
Зал Гармонии и Мира
Yonghegong Hall, 雍和宫 殿
В этом зале император Юнчжэн встречался с правительственными чиновниками.
В северной части зала стоят три бронзовые статуи Будды, которые представляют прошлое, настоящее и будущее. Они указывают на то, что буддизм имеет долгую историю, от древнего прошлого до бесконечного будущего.
- В центре — Гаутама Будда (Будда настоящего).
- Справа — Кашьяпа Матанга (Будда прошлого)
- Слева — Будда Майтрейя (Будда будущего)
Во дворе перед залом Юнхэгун стоит бронзовая гора Сумеру высотой 1,5 метра. Это знаменитая гора в древнеиндийской мифологии, которая считается центром мира. В буддизме Сумеру — это место, где проповедует Шакьямуни.
Гора пятисот Архатов
Falun Hall, 法轮 殿
В Зале колеса дракона проводят службы и читают священные книги. В центре зала находится 6-метровая позолоченная статуя Цонкапы, с остроконечной шапкой-ушанкой на голове. Троны рядом со статуей предназначены для лам.
Чже Цонкапа (1357—1419) является основателем тибетской школы буддизма гелуг-па. Он носил титул “Всеведущий Наставник”. Сейчас эта школа является доминирующей.
Позади статуи находится Гора пятисот Архатов, вырезанная из красного сандалового дерева. Архаты покрыты золотом, серебром, медью. Это одно из главных сокровищ храма.
Храм Конфуция (Temple of Confucius)
Храм Конфуция — храмовый комплекс в Пекине, посвящённый великому философу Конфуцию.
Когда монголы покорили Китай, они только спустя значительное время сообразили, что хорошо бы склонить на свою сторону китайское чиновничество. И тогда в 1302-1306 гг. они подарили своей новой столице храм Конфуция, предшественник нынешнего. Свой сегодняшний облик храм приобрел лишь в 1906 г., когда обреченная династия Цин решила поднять авторитет культа Конфуция, чтобы противопоставить его влиянию христианства. Главным проектом был более крупный, чем прежде, жертвенный зал, достроенный только в 1916 г., после падения династии.
Первый двор
В первом дворе стоят три павильона-стелы и (справа) дом, где забивали жертвенных животных. На ста девяноста восьми каменных плитах записаны имена и происхождение пятидесяти одной тысячм шестисот двадцати четырех цзиньши — чиновников, выдержавших дворцовый экзамен начиная с XIV в.
Ворота, каменные барабаны
Ворота великого свершения (Дачэнмынь) ведут в главный двор. В воротах видны десять «каменных барабанов»: изготовленные в 1790 г. копии древних камней в форме барабанов, содержащих надписи.
Главный двор, главный зал
В квадратном главном дворе храма по обеим сторонам стоят другие павильоны-стелы. Главенствующая постройка — Зал великого свершения, перед которым расположена жертвенная терраса. 600-летний кипарис слева от восходящей дорожки зовется «Поражающий предателей»: некогда он сбил шляпу с головы министра-коррупционера, руководившего жертвенным ритуалом, таким образом разоблачив его. Внутри в центральном алтаре стоит табличка души Конфуция, слева и справа от нее — таблички его учеников и других конфуцианцев, перед ними выставлена большая часть аксессуаров и музыкальных инструментов, использовавшихся при церемониях на террасе или во дворе, в том числе колокольчики, фонолитовые камни и сводчатые цитры. За плату некоторые китайцы заказывают здесь исполнение церемониальной музыки.
Конфуцианский канон
К западу от главного зала проход ведет к монументу Учености: на ста восьмидесяти девяти больших стелах высечены в камне тринадцать канонических писаний конфуцианства: 6,3 млн иероглифов, которые один ученый в 1726-1737 гг. записал на бумагу, а в 1791-1794 гг. они были перенесены на стелы. Речь идет о единственном полном тексте тринадцати книг, записанных почерком одного и того же человека. В настоящее время этот комплекс реставрируется, некоторые его отделы закрыты: доступ через примыкающую с запада императорскую академию. Время работы: ежедн. 9.00-17.00; вход до 16.30.
История
Храм Конфуция в Пекине был построен в 1302 году во время правления Темюра (императора Чэнцзуна) из династии Юань . Комплекс был увеличен дважды, один раз во время династии Мин и еще раз во время династии Цин ; сейчас он занимает около 20 000 квадратных метров (220 000 кв. футов). До Синьхайской революции имперские чиновники династий Юань, Мин и Цин устраивали церемонии, чтобы выразить свое официальное почтение Конфуцию в храме. С 1981 по 2005 год в Храме Конфуция также находилась часть художественной коллекции Столичного музея . Он стоит на улице Гоцзицзянь возле Императорской академии .
История Храма Земли и парка
Первоначально Алтарь Земли и Алтарь Неба находились в едином комплексе, который назывался Храмом Неба и Земли. Это до сих пор просматривается в планировке парка Храма Неба, имеющего асимметричный вид: круглый с северной стороны и квадратный с южной.
Храм Неба в Пекине. Скриншот Гугл карты
В 1530 году, на 9-м году правления императора Цзяцзина 嘉靖 (1507-1567, на престоле с 1521 года), они были разделены: Храм Неба остался на прежнем месте, а Храм Земли был перенесен к северу от Запретного города. В Храме Неба жертвоприношения совершались в день зимнего солнцестояния, в Храме Земли — в день летнего солнцестояния. И те, и другие церемонии возглавлял лично император.
В 1925 году на бывшей территории Храма Земли был открыт парк 京兆公园 jīngzhào gōngyuán. В 1957 году опустевший к тому времени парк был приведен в порядок и открыт заново под названием 地坛公园 dìtán gōngyuán — «парк Храма Земли».
Помимо собственно Алтаря Земли, на территории Храма Земли расположены Обитель духов Неба и Земли 皇祇室 huáng qí shì, Павильон забоя жертвенных животных 宰牲亭 zǎi shēng tíng, Дворец воздержания 斋宫 zhāigōng, Священный амбар 神库 shén kù, Зал священной лошади 神马殿 shén mǎ diàn, Колокольная башня 钟楼 zhōnglóu и другие сооружения. В северо-восточной части разбит современный Парк культуры традиционной китайской медицины и здоровья 中医药养生文化园 zhōng yīyào yǎngshēng wénhuà yuán.
План парка Храма Земли
Правила посещения
Храм Конфуция посещают самостоятельно или в составе экскурсий. Без сопровождения гида ничего не понятно. Удается только фотографировать. Но историю места не озвучивают.
Поэтому лучше сразу позаботиться о сопровождении русскоязычного экскурсовода.
Правила посещения такие же, как и в любом другом музейном комплексе.
Нельзя громко смеяться и разговаривать, трогать экспонаты руками, входить с едой и напитками. На территории комплекса часто проводят конференции и конкурсы. Поэтому следует уважительно относиться к присутствующим. Здесь собираются ученые из разных стран.
Частыми посетителями Храма и Академии являются дети. Они ходят группами в сопровождении взрослого.
Фотографировать внутренние интерьеры можно только с позволения персонала комплекса. Но снаружи снимать постройки, стелы, кипарисы никто не запрещает.
Информация по посещению монастыря Юнхэгун и карта
Как проехать: станция метро 雍和宫 Lama Temple (линии 2 и 5), выход В. Поездку в Юнхэгун целесообразно совместить с посещением Храма Конфуция и Императорской академией, расположенной напротив.
Стоимость билета: 25 юаней. К билету прилагается CD. Есть льготные билеты для школьников, пенсионеров. Военнослужащие, дети ростом до 120 см — бесплатно.
Время работы: с 1 ноября по 31 марта — с 9:00 до 16:00, с 1 апреля по 31 октября — с 9:00 до 16:30.
Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Дворы комплекса
Состоит из четырех дворов. Строительство проходило по типичной схеме: с севера на юг. Территория окружена Красной стеной. Тут же установлены стелы. Примечательна надпись, которая сделана на 6 языках. Она гласит, что дальше путник может передвигаться только пешком. Причем ясно указывается, что касается это и простых смертных, и руководящих лиц. Таким образом выражают почтение мыслителю.
Храм – центральное здание. Внутри разместили фигуры четырех черепах, удерживающих каменные стелы. На стелах иероглифами написана история Китая.
Объекты в честь мыслителя стали возводиться на территории Китая еще с середины 6 века. Этот, выстроенный в 1302 году, считается красивейшей постройкой. Полюбоваться на достопримечательность, посвященную конфуцианскому учению, съезжаются туристы со всего мира.
Первый двор
Открыв ворота, турист попадает во дворик. Именно здесь проводили церемонии жертвоприношений.
Повсюду растут старые кипарисы, которые повидали на веку много интересного.
Внимания туристов заслуживают постройки с интересными названиями: Кухня Поднебесной, Дом Мясника, Небесная Кладовая.
Можно полюбоваться на Павильоны Каменных табличек. Их возводили в честь важных государственных событий.
Имена студентов-отличников увековечены на стелах, которые возводились при правлении императоров разных эпох.
Ворота и каменные барабаны
Впереди гость увидит ворота, которые имеют звучное название «Врата Полного Совершенства». Перед ними установлена каменная фигура, изображающая Конфуция. Туристы фотографируются рядом с великим философом.
Здесь же познакомитесь с еще одной достопримечательностью – каменными барабанами. Некоторые экземпляры создали еще в 8-7 веке до н. э. Остальные барабаны сделали при императоре Цяньлуне, в 18 веке. Инструменты стоят у входа Павильона Учености. Именно эту конструкцию преобразил Цяньлун. Желтая крыша заметно выделяется на фоне остальных сооружений.
Сам Зал Полного Совершенства превращен в музейный объект. Функционирует он с 2008 года, после проведенной реконструкции.
Средний двор
Интересен расположением Павильонов Каменных Табличек. 11 стел установлено в честь важных событий. К примеру, одна из них напоминает о восстании при Цяньлуне, а на другой высечено стихотворное произведение рукой императора Юнчжэня.
В табличках с именами студентов упомянуто более полусотни тысяч человек
Образованию в Китае уделялось должное внимание
Здесь же расположен Колодец Чернил. Согласно преданию, вода из него помогает раскрыть человеку литературные таланты.
Главный двор и Зал Великого Свершения
По бокам квадратного двора также установлены стелы – павильоны с табличками. Главная достопримечательность – Зал Великого Свершения. В центре, у алтаря установлена табличка души Конфуция и его последователей.
Перед алтарем посетитель увидит множество музыкальных инструментов. Их использовали для церемоний при жертвоприношении. Ритуалы проводили на террасе, оборудованной у входа в Зал. Первый обряд провели еще в 478 году. А через 100 лет император издал указ о возведении святилищ в честь философа на всей территории государства.
Также у Алтаря установлены специальные ящики. В них посетители кладут жертвоприношения – купюры и монеты. Но это не обязательно. В основном, студенты и ученики таким образом просят помочь Конфуция в учении.
Павильон подвергался пожарам, восстановили конструкцию в 15 веке. После современной реставрации вид сооружения воссоздан в прежнем виде.
Примечателен кипарис, который стоит в ограждении. Утверждается, что дереву более 7 веков. Не только это заставляет китайцев с уважением относиться к старому кипарису. По легенде, один из чиновников, в момент церемонии поклонения, получил удар веткой. С человека даже слетела шляпа – знак отличия государственного лица. Присутствующие посчитали, что дерево врать не будет, церемонию проводит не очень хороший человек, не достойный государственного чина. Древу даже дали имя, которое переводится с китайского, как «Дерево, различающее пороки».
На территории это не единственный кипарис, они произрастают по всему участку.
Правила посещения
Храм Конфуция посещают самостоятельно или в составе экскурсий. Без сопровождения гида ничего не понятно. Удается только фотографировать. Но историю места не озвучивают.
Поэтому лучше сразу позаботиться о сопровождении русскоязычного экскурсовода.
Правила посещения такие же, как и в любом другом музейном комплексе.
Нельзя громко смеяться и разговаривать, трогать экспонаты руками, входить с едой и напитками. На территории комплекса часто проводят конференции и конкурсы. Поэтому следует уважительно относиться к присутствующим. Здесь собираются ученые из разных стран.
Частыми посетителями Храма и Академии являются дети. Они ходят группами в сопровождении взрослого.
Что смотреть – антикварный рынок
Он находится в северо-восточном углу храмового комплекса. Это трехэтажное здание, которое не отличается по стилю от остальных построек, и его туристам бывает сложно найти. Здесь можно посмотреть и купить книги разных эпох – от династии Мин и до наших дней.
Посмотреть очень любопытно, но покупать что-то я не рекомендую. Вряд ли здесь вам дадут официальный документ о покупке, а если и дадут, вы не сможете прочитать китайские иероглифы, на которых он написан. А без этого документа возникнут проблемы на таможне при выезде из страны.
Каждое воскресенье в 20-00 здесь собираются коллекционеры. Это собрание напоминает клубы филателистов и нумизматов, которые распространены в России.
Здесь можно посмотреть не только книги. Тут продают редкие печати, хотя посмотреть печати лучше в Шанхайском музее. Очень интересны монеты всех эпох, а также живопись и каллиграфия.
Удачной поездки в Шанхай, и читайте другие записи блога о Китае и не только (ссылки ниже).
Храм Конфуция и Императорская академия в Пекине — место, где драконы играют жемчужиной мудрости
Конфуций. «Суждения и беседы» XVII.16.
Конфу́ций — древний мыслитель и философ Китая. Имя: Кун-цзы (孔子 Kǒngzǐ), реже Кун Фу-цзы (孔夫子 Kǒngfūzǐ: второй слог означает «Муж» как мужчина в старом употреблении); латинизировано как Confucius. Годы жизни: около 551 до Р.Х., близ Цюйфу — 479 до Р.Х., Цюйфу, царство Лу (современная провинция Шаньдун). В Китае его часто называют просто Цзы — «Учитель» (子); интересно то, что этот же иероглиф означает «младенец». То есть мудрость китайцами рассматривается как свойство, близкое к восприятию мира младенцами. Конфуцианство выделяет Пять Постоянств праведного человека, среди которых важнейшими являются Жэнь (仁 rén) — человечность, И (义 yì) — долг, Ли (礼 lǐ) — ритуал.
Я читал книги Конфуция, и мне захотелось узнать, каким он был человеком. Поехав в Лу, увидел храм Конфуция, его жилье, повозку, платье и предметы ритуала; ученые в положенное время обучались ритуалу в его доме; я задержался там в раздумье, не в силах был уйти. Царей, как и людей достойных, в Поднебесной было много, они при жизни процветали, а умерли — и канули. Имя же Конфуция, простолюдина, уж более чем десять поколений на устах. Ученые его считают своим родоначальником. Все, кто в Срединном государстве, начиная с Сына Неба и князей, толкуют о шести искусствах, обращаются за истиной к Учителю. Могу назвать его самым великим из людей, достигших высшей мудрости.
Сыма Цянь, 145 или ок. 135 г. до Р.Х. — ок. 86 г. до Р.Х. «Старинный род Конфуция»
Конфуцианство является ключевым культурным феноменом Китая. Существует много центров конфуцианства внутри и за пределами Срединного государства, которые служат распространению китайской культуры в мире. Кстати, в самом Китае не употребляется термин «конфуцианство»: это Учение именуется «школой служилых» — жуцзяо (儒教 rújiào). Насколько я понимаю, рядом с храмом Конфуция (который давно не действует и является музеем) находится как раз такой центр.
Что такое ламаизм?
Термином ламаизм часто обозначают форму буддизма, которую исповедуют в Тибете, некоторых регионах Непала и Индии. В Китае ламаизм распространен в автономном районе Внутренняя Монголия.
Духовным наставником тибетцев является лама. Это учитель, который достиг высокого уровня духовного просветления. Он ведет верующего по пути познания. Самый главный лама — это Далай Лама. Лам почитают как второго отца, но не как святых или воплощение Будды.
Термин употреблялся в основном в Европе, но сами тибетцы себя ламаистами не считают. Однако именно название ламаистский почему-то крепко закрепилось за храмом Юнхэгун.
До 70-х годов под ламаизмом подразумевалась некая смесь буддизма и тибетского шаманизма. Но буддизм у тибетцев самый настоящий. Это версия позднеиндийского буддизма Махаяны. Он развивался отдельно от китайской версии буддизма, который вошел в основу религии Юго-Восточной Азии.