Парк Норбулинка «Летний дворец» Далай Ламы
Парк по-тибетски называется «линка». Так называют места густой растительности – рощи и луга, которые встречаются в окрестностях Лхасы, Шикадзе и других городов. Летом на досуге тибетцы любят устраивать пикники «голинка»: разбивают палатки, кушают, танцуют, поют. Есть и специально оборудованные парки, среди которых самым известным является парк Норбулинка.
Парк Норбулинка находится в западном предместье Лхасы, в 2 километрах к западу от дворца Потала.
Парк Норбулинка – это летняя резиденция Далай Лам, он занимает территорию 3600 тысяч квадратных метров! Начало его строительства относится к середине 18-го века, позднее он неоднократно расширялся.
Как утверждают тибетские источники, на месте нынешнего парка Норбулинка когда-то был целебный источник. Далай Лама 7-й Гэсан Гялцо, отличавшийся слабым здоровьем, каждый год летом приезжал купаться в источнике. Так было положено начало строительству парка Норбулинка. Первым был построен дворец Лянтингун. Впоследствии, Далай Ламы еще не приступившие к своим управленческим обязанностям, стали временно жить в Норбулинке, проводя время в занятиях. Но и став главой духовенства и администрации Далай Ламы продолжали в летний сезон приезжать в Норбулинку. Так постепенно за парком Норбулинка утвердилось название «летнего дворца» Далай Лам.
Парк Норбулинка делится на три части: преддворцовую, дворцовую и лесопарковую. Всего насчитывается 400 сооружений, следуя изменениям в рельефе можно разделить на 5 групп. На левой стороне от главного входа расположена группа строений, среди которых главным является Гэсан-почжан, кроме того есть Уяо-почжан, Кансулсылун и другие. Кансулсылун – двухэтажный, фасадом обращенный к востоку терем, первым бросается в глаза посетителю. Здесь для Далай Лам давали театральные представления: места для зрителей находятся на втором этаже, а сценой служит площадка перед теремом. И в наши дни в праздник Ходоин (праздник кислого молока) здесь устраиваются театральные представления.
К северо-западу от Гэсан-почжан находится группа строений, главным из которых является Цоцзи-почжан (терем на воде). Здесь есть беседки над водой. Терема и дворцы. Главными сооружениями являются также Лукан (беседка Царя-дракона), Луканша (беседка Восточного царя-дракона), Суньцэн-почжан.
В западной части находится группа строений, главным сооружением которой является Цзиньсэ-почжан, кроме того есть Гэсандэцзи, Цюйминьцюецзэ и другие. Эта группа сооружений была построена при Далай Ламе 13-м.
К северу от Кансулсылун находятся павильон Шабудянлакан, помещение Гася и секретаря Далай Лам.
К северу от Цонцзи-почжан находится дворец Даданьминцзю-почжан (Новый дворец), окруженный высокой стеной и фасадом обращенный к югу. Этот дворец был построен в 1956 году. Внешний вид дворца отвечает традициям тибетского зодчества: двухэтажное строение под плоской крышей. Однако внутри имеются все современные устройства: кабинеты, приемные для посетителей, комнаты ожидания, комнаты отдыха, туалеты, ванные, спальни, молельный зал и молельные комнаты, комнаты для тантрических упражнений и медитаций и так далее. Оформление интерьера и мебель отличаются пышностью в тибетском духе и в то же время носят современный характер. Можно сказать, что этот дворец являет собой образец современного дворцового зодчества. В молельной комнате на 2-м этаже во всю западную стену нарисована фреска, знакомящая с историей Тибета (всего 301 фрагмент). Начинается она с эпизода происхождения человека от обезьяны.
Норбулинка – самый большой и самый высокорасположенный искусственный парк в мире, представляет собой крупный архитектурный ансамбль, где сочетаются воедино скульптура, садово-парковое искусство и зодчество, по праву считается сокровищницей знакомства с историей и культурой Тибета. Ныне в Норбулинке хранится 30 тысяч культурных памятников!
В парке есть зоопарк, где представлены разные экзотические животные, подаренные Далай Ламе. Здесь растет множество видов растений, привезенных Далай Ламе в качестве подарков из других стран. Это очень приятное место для прогулок, благодаря обилию кислорода здесь дышится особенно легко, а ощущение старины погружает в состояние благоговейного созерцания.
14 декабря 2001 года парк Норбулинка был внесен в список Мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
Исполняющая желания драгоценность
Почему же так ценится это изваяние Будды Шакьямуни в Тибете – стране, где имеется, возможно, самое большое количество буддийских статуй в мире?
Дело в том, что тибетцы свято верят, что этот образ Будды Шакьямуни сделан при жизни Просветленного. Считается, что Будда лично освятил статую. Безграничная вера тибетцев превратила ее из обычного объекта в божественный, и когда они ее видят, то считают, что перед ними находится сам Будда. Они называют статую «Драгоценным Господином Буддой» и «Драгоценностью, исполняющей желания». Считается, что одно только лицезрение статуи трансформирует энергию человека в позитивную, то есть происходит «освобождение через видение».
Как гласит предание, это изображение Будды изготовил небесный скульптор Вишвакарман под руководством повелителя богов Индры из десяти драгоценностей мира богов и людей. Впоследствии они были переплавлены, и статую отлили в настоящую форму.
Долгое время она находилась в «обители богов», потом в Уддияне, а затем в Индии – Магадхе. Царь Магадхи подарил ее китайскому императору Тайцзуну, после чего она в качестве приданого китайской принцессы попала в Тибет.
Статуя Будды Шакьямуни
Архитектура и культурные ценности
Внешний облик Джоканга неоднократно менялся. Строительством комплекса руководила вторая жена тибетского царя – непальская принцесса Бхрикути. Тогда архитектура Джоканга вобрала в себя разные стили: наследие Тибета, Китая, Индии, Непала с явным преобладанием неварских мотивов. Благодаря подобному попурри лхасский монастырь можно назвать поистине уникальным в своем роде.
По задумке девушки главное здание должно было состоять из трех ярусов. Но при ее жизни этому не суждено было случиться – супруга Сонгцена Гамбо скончалась, когда храм был двухэтажным.
Впрочем, третий этаж позже все-таки достроили. А за ним – четвертый. Именно таким выглядит монастырь сегодня.
Главной духовной драгоценностью комплекса можно назвать изваяние Джово Будда, где изображен двенадцатилетний принц из рода Шакьев в натуральную величину – высотой около полутора метров.
Скульптура находится в основном здании – Тсамканг Ума. Она щедро украшена драгоценными камнями, покрыта позолотой.
Рядом с Джово Буддой устроился «отец» Джоканга – принц Гамбо вместе с двумя известными спутницами – не сам, конечно, а в виде статуи. Кроме того, по всей территории можно увидеть священные изваяния божеств, будд, бодхисаттв. Главными из них можно назвать скульптуры Падмасамбхавы, Палден Лхамо с ликом лягушки, Будды Будущего и Авалокитешвары, которого в буддизме очень почитают как будду сострадания.
Всего в храмовом комплексе можно насчитать около восьмисот скульптур родом из Китая, Тибета, индийского Кашмира, больших и не очень, но явно заслуживающих внимания.
Здесь также поражает огромное количество:
- росписей;
- тханок;
- шедевров деревянного зодчества в виде многочисленных колонн и дверей;
- изображений, которые проявились сами собой.
Вместе онистали невероятным наследием тибетской буддистской мысли.
Пещерно-монастырский комплекс Драк Йерпа
Уникальный по красоте и энергетическому воздействию пещерный комплекс Драк Йерпа, находится в 35 км от Лхасы на высоте 4885 метров над уровнем моря. Монастырь Драк Йерпа был основан в 12 веке, на месте пещерного комплекса, сохранившегося и поныне.
Именно здесь в свое время проводили годы в медитации известнейшие учителя Тибета — Гуру Ринпоче (Падмасамбава) и Атиша, сюда же удалялся для медитаций самый значимый царь Тибета — Сронгзенгампо. Здесь в пещерах Драй Йерпы царю в медитации пришло видение, что он должен будет на горных козлах везти землю из Драк Йерпы в Лхасу, чтобы засыпать болото и основать на его месте храм Джоканг. Сронцзангампо так и сделал, в память об этом в в той пещере, где состоялось видение, на полу изображены капли козлиного молока.
Монастырь Драк Йерпа был летней резиденцией тантрического колледжа Гъюто. Драк Йерпа частично пострадал во времена культурной революции, но основные павильоны сохранились. В настоящее время здесь постоянно проживает около 15-ти монахов. Для буддистов это одно из самых святых мест паломничества. Драк Йерпу называют «воротником» (тем самым подчеркивается его высокое положение) среди гелугпинских монастырей Тибета, почитающих культ Будды Майтреи. Это один из трех важнейших монастырей, где установлены самые ценные статуи Будды Будущего (Драк Йерпа, Дрэпунг, Ташилумпо)
Поэтому очень важно посещать Драк Йерпу, если Вы хотите совершить паломничество по местам силы Тибета и помолиться за скорейший приход Будды Майтреи.Майтрея, «Любящий», Аджита, «Непобедимый», — такие имена даны ему верующими. Буддисты верят, что Майтрея появится на Земле, достигнет полного просветления и будет учить чистой Дхарме
Культ Будды Майтреи имеет древнюю традицию и особенно развит в Центральной Азии и Гималаях, где в Его честь сооружено множество статуй, которые воздвигались уже за 350 лет до н. э. Будда Майтрея сейчас пребывает на Небесах Тушита в ожидании, пока не настанет время, благоприятное для Спасения.Явление Майтреи совпадёт со становлением новой школы, превосходящей учение Будды Гаутамы. Предсказано, что Майтрея достигнет просветления за семь дней благодаря подготовке в течение многих его жизней. Приход Майтреи характеризуется следующим природным явлением: океаны уменьшатся в размерах, чтобы Майтрея мог их без труда пересекать. Кроме того, людям откроется истинная Дхарма, чтобы можно было создать новый мир. Среди явлений, должных предвещать появление последнего Будды, перечисляются также: прекращение смерти, войн, голода, болезней и вход в новое общество терпимости и любви.Имя Будда Майтрея означает «Тот, кто есть любовь». Майтрейя является Буддой будущего мирового периода. Его учение – это путь безграничной любви и сострадания. Посетив пещерный комплекс Драк Йерпа непременно поднимитесь в главный храмовый павильон, чтобы увидеть одну из трех важнейших тибетских статуй Будды Майтреи. Помолившись у подножия, Вы можете трижды пройти кору вокруг статуи (обход по часовой стрелке), задержитесь за статуей, это очень сильное место в монастыре! После коры Вы можете подняться на второй этаж павильона, чтобы рассмотреть статую сверху.
Буддийский храм Джоканг
был возведен приблизительно в 646 году первым правителем Тибетской империи Сронцзангамбо в центре исторической части города Лхаса. В те времена и сейчас это место входит в число наиболее величественных храмов Тибета, интересных с точки зрения паломничества и эзотерического туризма, а также отнесено к перечню всемирного наследия ЮНЕСКО.
Информация для туристов
Комфортное время для посещения туристами Тибета начинается с конца весны до поздней осени. В зимнее время некоторые высокогорные районы недоступны для туристов. Для того, чтоб организм привык к здешнему климату достаточно всего одной недели. Для того, чтоб осмотреть Лхасы понадобится несколько дней, а при желании побывать в более отдаленных монастырях и природных объектах потребуется 2-3 недели.
Не рекомендуется приезжать сюда 10 марта, это день восстания в Тибете, когда здесь могут происходить митинги. Обычно, властями Китая не дается разрешение на въезд сюда на это число.
В Лхасе сооружено много отелей, а в горах есть возможность снять комнату у здешних жителей. Хоть в этом жилье нет особых условий, но комнаты достаточно чистые.
Из-за того, что перепады температуры днем и ночью существенные, необходимо взять с собой теплую одежду. Чаще всего дождливая погода присутствует в июле и августе, но они не очень сильные.
Виза
Для того, чтоб въехать на территорию Тибета, кроме стандартной китайской визы нужно получить специальное разрешение «Tibet Travel Permit». Его может оформить группа в количестве от 5 человек, поэтому туристу-одиночке, на этапе выдачи документов необходимо объединяться с другими путешественниками.
После въезда на территорию само разрешение вам не понадобится. По некоторым регионам туристы могут передвигаться свободно, к примеру, в Лхасу и Шигадзе. Но есть регионы, для которых потребуется еще одно разрешение, его можно получить в Лхасе или в туристической фирме при оформлении тура.
Как добраться
В столицу Тибета можно добраться внутренним рейсом, который есть в любом крупном городе. Этот вариант путешествия не рекомендован людям со слабым здоровьем, так как маршрут сопровождается резкими перепадами высот.
Более щадящим является маршрут Куньмин – Дали – Лицзян, где высоты повышаются постепенно и перелетом в Лхасу.
В столицу можно прибыть из Пекина, для этого предусмотрено передвижение по железной дороге.
Достопримечательности
Несмотря на разрушительные события «культурной революции», во время которой, было уничтожено около 6000 древнейших памятников, в стране есть на что посмотреть.
Гора «Эверест»
Главная природная достопримечательность этой страны – гора Эверест. Сотни туристов пытаются покорить ее высоты, но удается это единицам.
Озеро «Мансаровар»
У здешних жителей бытует версия, что озеро наполнено «живой» водой. Водоем занимает первое место по высоте его расположения. А в период прилета лебедей здесь очень зрелищно.
Водоем «Раксаш»
Это водоем с «мертвой» водой, в его соленых водах не водятся представители флоры и фауны.
Монастырь «Чиу Гомпа»
Это маленький древний монастырь, который расположен на вершине горы. Откуда открываются чудесные пейзажи на водоемы Ракшас Тал и Мансаровар.
Дворец «Потала»
Старинное сооружение, которое когда-то давно выполняло 2 функции, оно было зимней царской резиденцией и буддистским храмовым комплексом. Сейчас каждый местный житель страны знает, что такое Потала. В современное время бывший когда-то дворец Далай-Ламы является самым посещаемым местом.
Река Лхаса (Гьи-чу)
Длина реки 450 км, площадь бассейна 26 000 кв.км. Берет начало на юго-восточных склонах хребта Ньенченг –Тангла на высоте более 5 000 м, является левым притоком реки Ялунцангпо (Брахмапутры). В июле тибетцы празднуют праздник Омовения или Праздник золотой звезды. Он традиционно проводится в Лхасе, начиная с 27 дня седьмого лунного месяца, и длится одну неделю. В это время почитаемая как священная планета Венера появляется на небосводе и своим светом очищает воды рек и озер. Считается, что вода в этот праздник может излечить от болезней, смыть с человека накопившиеся страсти, зло и жадность. В этот день тибетцы совершают купания и омовения в водоемах.