Последствия Баухауза
Большинство магистров и студентов Баухауза иммигрировали в Соединенные Штаты и поступили в ведущие институты. Гропиус и Брейер преподавали в Гарварде, Альберсы — в колледже Блэк-Маунтин, а затем в Йельском университете; Мис поступил в Технологический институт Иллинойса; Байера в Аспенский институт; и Мохой-Надь в Новом Баухаусе в Чикаго. Они активно пропагандировали баухаузские методы в своей новой среде. Многие еврейские студенты Баухауза поехали в Израиль и внесли свой вклад в создание «Белого города» — где сегодня в Тель-Авиве возвышается более 4000 зданий в стиле Баухаус.
Фотография студента Баухауса Эриха Консемюллера. Придумали фото с масками, еще до того, как появился интернет.
Идея объединения колледжа с чувством общей цели и общих идеалов — создание сильной идеологии, которая может транслироваться и выходить за пределы невидимых аспектов университетского городка, учебной программы и диалогов, — это урок для всех школ дизайна сегодня и в будущем. С Баухаусом можно связать и сегодняшнюю реальность — как дизайн и жизнь могут стать синонимами, как все школы сталкиваются с одними и теми же проблемами, пытаясь привлечь лучших учителей, сталкиваясь с проблемами бюрократии, но при этом непреклонными в своем видении. Будь то Имс, вдохновленный Баухаусом при написании отчета о дизайне Индии для создания Национального института дизайна, или совсем недавно группа дизайнеров, объединившаяся для концептуализации Института Design Village, Баухаус, несомненно, оказал влияние и вдохновил.
История школы Bauhaus
Политическое давление и постоянное и внимательное наблюдение нацистского движения продолжали бросать тень на школу и в 1928 году Гропиус ушел в отставку, и его сменил Ханнес Мейер. Структура школы стал менее жесткой, и Мейер расширил деятельность и направления школы, были приглашены художники и мастера обоев и текстиля, а также ламп и мебели. Замечены идеи социализма, и он был уволен в 1930 году, а школа Bauhaus получила образ убежища для коммунизма.
Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969) занял место у руля школы и попытался устранить политику и вернуться к основным принципам движения, но к 1932 году парламент города Дессау решил распустить Bauhaus.
Несмотря на то, что школа существовала всего четырнадцать лет, наследие Баухауза можно увидеть сегодня в вещах, которые, как мы думаем, являются элементами современного дизайна, будь то дома, в которых мы живем или газеты, которые мы читаем . Наши обтекаемые кухонные изделия, стулья, складные столы, «современные» лампы, белые стены и открытое пространство гостиной — всё может проследить свою историю с Баухауза.
Из чего строят?
Немцы придерживаются принципа, что дешевле строить из того материала, который распространен в местности, где возводится дом. Поэтому где-то преобладают деревянные и каркасные дома, а где-то — каменные. Если же брать общую статистику по Германии, то лидирует поризованная «теплая керамика». Затем идут силикатный кирпич, газобетон, монолитная технология.
????Фото: www. schwaebisch-hall.de
Самый распространенный конструктив каменных стен такой:
- керамические блоки шириной 380 мм. Их кладут на клей или на специальную клей-пену;
- Каменная вата толщиной 5 см, уложенная в два слоя, для перехлеста швов, итого — 100 мм. Вариант утеплителя — пенопласт.
- вентзазор — 30?40 мм;
- клинкерный кирпич.
Газобетон используется реже. Для внутренних перегородок, а также хозпостроек идет силикатный кирпич.
Фото: jackon-insulation.com
Чаще всего для внешней отделки используют клинкерный кирпич. Немцы ему доверяют и любят, потому что такого разнообразия форм и цветов не может предложить ни один другой отделочный материал. Впрочем, есть и штукатурные фасады под покраску или клинкерную плитку. Чаще всего «мокрый» фасад применяют при реновации старых домов.
Фото: inlovewithcosmetics.de
И еще — старый и новый фонд немцы часто утепляют пенопластом и по этому поводу не переживают. Минимальный слой — 14 см.
Фото: www.stern.de
Каркасные дома немцы предпочитают строить из заводских домокомлектов. Сборка происходит за день-два и через месяц семья может уже переселяться в готовый дом. Немецкий каркасник со слов Андрея в разрезе выглядит так: в его основании — деревянные стойки сечением 200?50 мм, между ними 20 см минваты. Стойки с двух сторон обшиваются гипсокартоном. Изнутри можно уже шпаклевать, а вот снаружи добавляется еще 10?15 см пенополистирола под штукатурку.
Фото: www.stern.de
При строительстве активно используются клееные двутавровые балки, LVL брус, клееный брус, готовые стропильные фермы для крыши.
Про доски естественной влажности Андрей не слышал — в Германии используют калиброванный пиломатериал техсушки.
Главные кровельные материалы — это керамическая черепица и металл. Причем металлочерепицу Андрей на объектах, где работал, ни разу не видел. Если металл, то только фальцевая кровля.
О других особенностях кровельных работ узнать не удалось — собеседник говорит, что у него другая специализация.
Фото: www. die-besten-einfamilienhaeuser.de
Отметим, что таких строителей, которые сегодня стены штукатурят, а завтра отопительную систему монтируют, в Германии трудно найти. Такие самородки высококлассными специалистами здесь не считаются. Здесь ценятся строители-специалисты, с профессиональным немецким образованием.
Функциональность диктует форму
Основное правило Манифеста Баухауса состоит в том, что функциональность должна определять форму. Все дело в функциональности и уникальности продуктов
Также очень важно сделать вещи прочными и экономичными, одновременно выполняя их основные функции. С началом массового использования машин в то время производителям нужно было переосмыслить и воссоздать свое видение и будущие цели
Использование большого количества машин вместо людей могло негативно повлиять на творчество, но привело к положительным результатам, когда дело доходит до массового производства, и сэкономило много времени и денег.
Новаторское видение
Одним из важнейших факторов, способствовавших тому, что Баухаус стал чрезвычайно известным и выдержавшим испытание временем, был его фундаментальная философия интеграции искусства с ремеслами, а затем и с архитектурой. Баухаус объединил обучение искусству, которое считалось «элитным» обучением, с ремеслами — это было сделано впервые в мире и задумано как новая область обучения, называемая дизайном, как мы его знаем сегодня. Эта концепция единства визуальной материальной культуры была очень радикальной и авангардной для своего времени. Комбинация движения, которое распространилось в таких областях, в огромной степени способствовало его широкой репутации, поскольку оно просачивалось через текстиль, продукты, изобразительное искусство, скульптуру, мебель, театр и архитектуру.
Школа Баухаус, Дессау, Германия, сегодня
Где посмотреть, потрогать и даже попробовать баухаус (и модернизм) в Берлине
- Школа Баухаус просуществовала 14 лет. Ее последней остановкой стал Берлин. И именно в Берлине находится архив школы Баухаус. Основное здание сейчас на реконструкции. Однако на Knesebeckstraße 1-2 в Шарлоттенбурге можно посетить временный архив. Вы можете посмотреть выставку, почитать или спросить у сотрудников об истории и купить себе в подарок сувенир – чашку, часы, лампу в стиле баухаус.
- Перед эмиграцией в 1938 году архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ спроектировал дом в Берлине, в районе Альт-Хоэншёнхаузен. В доме Лемке на Oberseestraße 60 сейчас музей, который может посетить каждый.
- И кстати, о музеях. В Berlinische Galerie (Alte Jakobstraße 124-128, 10969 Berlin) с 6.09.2019 по 27.01.2020 проходит выставка Original Bauhaus, на которой 1000 экспонатов расскажут об оригинальности и широте мысли школы Баухаус. Выставка будет открыта с 6 сентября по 27 января.
- Несколько жилых поселений эпохи модернизма вошли в список мирового наследия ЮНЕСКО. В каждом из них можно погулять и полюбоваться (и полюбопыствовать) архитектурой:
- поселение Хуфайзен (Hufeisensiedlung), Нойкёльн
- Сименсштадт (Siemensstadt), Шарлоттенбург
- «Белый город» (Weiße Stadt), Райникендорф
- поселение парк Шиллера (Siedlung Schillerpark), Веддинг
- садовый город Фалькенберг (Gartenstadt Falkenberg), Бонсдорф
- поселение имени Карла Легина (Wohnstadt Carl Legien), Пренцлауэр-Берг.
- И на десерт. Да, есть и десерт. В Вильмерсдорфе на Brandenburgische Str. 17 вы можете купить шоколад и шоколадные конфеты, которые уже более 100 лет выпускает только в Берлине небольшое семейное предприятие Erich Hamann. Конечно, конфеты Хаманна можно найти и в других хороших кондитерских. Но только в Вильмерсдорфе вы увидите магазин в стиле баухаус, который архитектор Йоханнес Иттен создал для своего друга Эриха Хаманна в 1928 году.
А по поселению «Хижина дяди Тома» Бруно Таута вы можете прогуляться со мной. Я подготовила полуторачасовую экскурсию «Бруно Таут и берлинский модернизм», в ходе которой познакомлю вас с этим идиллическим островком Берлина.
Кроме того, 12 октября в 11 утра приглашаю вас на большую трёхчасовую прогулку по Целендорфу, которую я готовлю совместно с коллегой историком Александром Клиймуком. В первой части я познакомлю вас с поселением «Хижина дяди Тома», а во второй Александр расскажет об американской истории района – о базе войск США, разделенном Берлине и об американском Берлине сегодня.
Оставить заявку на индивидуальную экскурсию и записаться на экскурсию 12 октября можно, заполнив следующую форму.
Дисклеймер: Согласно настоящему европейскому законодательству любое упоминание названий мест, предприятий и людей является рекламой. Однако если я в этом блоге рассказываю о берлинских местах и людях, восхищаюсь ими и рекомендую и Вам познакомиться, то я делаю это по собственному желанию. Это только мои личные рекомендации, которые не были у меня заказаны и оплачены. Любая коммерческая реклама в Berlin with Sense будет опубликована с соответствующей отметкой.
Эволюция стиля Баухауз
Идеи, характерные для Баухауза, постоянно трансформировались и зависели от деятельности и взглядов ключевых фигур, развивавших это направление. Однако можно проследить общую концепцию, которая касалась функциональности. Она заключалась в проектировании эстетичных, практичных и доступных объектов
Ещё одной важной чертой была доступность, ведь все создаваемые объекты предназначались именно для широких масс. Общая эстетическая концепция заключалась в строгости, простоте и удобстве архитектурных и дизайнерских форм
К числу основных идей можно отнести концепцию сборного (но в то же время лаконичного) здания, практическое применение профессионального опыта, а также творческий подход к задачам
Ещё одной важной особенностью стиля стало комбинирование научного анализа и проектирования. Таким образом, теория была неразрывно связана с практикой, и к этой комбинации добавлялась художественная составляющая
На раннем этапе развития данного направления активно воплощались на практике следующие идеи:
- применение машинных технологий;
- минимальное количество предметов декора;
- функциональность;
- сближение идей промышленности и дизайна;
- универсальный, практический характер.
Все эти основные черты Баухауза Гропиус позаимствовал из стилей Модерн и Функционализм. Они сочетались с идеей удовлетворения индивидуальных потребностей и нашли своё воплощение как в частном дизайне, так и в масштабных архитектурных проектах.
Идея данной ступени развития стиля Баухауз заключается именно в сочетании конструктивности и функциональности, так как возникла необходимость участвовать в процессе индустриализации архитектуры. К числу наиболее важных результатов всех инноваций, происходивших в сфере строительства, можно отнести следующие:
- гибкость и подвижность архитектурных форм;
- новые связи между пространствами (внешним и внутренним);
- легкость и новизна строительных форм.
С приходом Мейера концепция несколько изменилась. Он считал, что архитектура не должна являться способом самовыражения художника, она должна быть продуктом коллективной деятельности
Важно не творчество, а профессионализм. Главная идея, по его мнению, заключалась в интернационализме
Важным было соотношение внутреннего и внешнего – таким образом, проявилась исследовательская направленность идей Баухауза, которые были призваны стать основой для прикладной деятельности.
В тот период, когда управлять школой Баухауз стал Мис ван дер Роэ, главным аспектом деятельности стала архитектура. Она должна была отражать особенности времени, служить практическим целям. Начался отказ от метода функционализма, теперь акцент стал делаться на универсальности приемов классицизма. Для достижения равновесия пропорции должны быть точными, материалы – лаконичными. В это время в Баухаузе появилась новая эстетическая концепция использования больших плоскостей.
Отношение к стилю Баухауз кардинально менялось в зависимости от царившей идеологии и политических настроений. В эпоху Третьего рейха идеологи нацизма называли этот стиль «искусством большевиков». В ФРГ и в США его называли «иконой модернизма» вплоть до шестидесятых годов. С середины 1960-х гг. на территории ГДР школа Баухауз была объявлена культурным наследием страны.
Однако вместе с этим начали появляться работы, отрицающие и критикующие данное направление. В 1950-е гг. в произведениях Эро Сааринена наметился отказ от характерных черт Баухауза, а в 1970-е годы Роберт Вентури, основоположник модернизма в архитектуре, стал указывать на ограниченность этого подхода. У него, как и у любого другого архитектурного направления, во все времена были свои критики и последователи.
В современной Германии действует Фонд Баухауза, что свидетельствует о том, что идеи этой немецкой школы продолжают существовать и развиваться. В настоящее время директором Фонда является доктор Вальтер Пригге, который считает современную архитектуру искусственной и перегруженной лишними элементами.
Вальтер Гропиус – создатель школы Bauhaus
Конечно, школа была инновационной потому что все внимание и исследования было направлены на поиск форм, соответствующих новому времени. Вальтер Гропиус, основатель школы Баухаус следовал по технологичному пути в создания новых форм, это дало мощный толчок развитию индустириям архитектуры и промышленного дизайна
Баухаус для архитектуры это как изобретение конвейера в промышленности. К умению конструировать дома и небоскребы добавляем художественное образование и в 1919 году получаем баухауз. с 1919 года первый технологичный образа архитектуры баухаус за 100 лет эволюционирровал в несколько архитектурных стилей. Направление продолжает разиватьсяВ продуктовом дизайне развитие достигло верхней точки 1955-1965 годах. Самые зрелищные части продуктового дизайна — мебель и техника.
В 1919 году Гропиус объединил Академию изобразительных искусств и Школу прикладных искусств в единую организацию. Это считается датой основания школы Bauhaus / Баухаус. Гропиус призывал всех создавать единый образ будущего, которое должно быть простым, и включать в себя сразу архитектуру, живопись и скульптуру.
Создатель и вдохновитель школы Вальтер Гропиус поставил целью объединить искусство и ремесло, и соединяя вместе эти дисциплины был создан специальный учебный план на 3 года — см. схему обучения.
Необходимо было разрушить старую иерархию и создать свой новый стиль, чтобы перейти в современную эпоху. При этом, он соответствовал всем нормам индустриальной эпохи и шел вровень с ней. Теперь же его считают модернистом своего времени.
Вальтер Гропиус своими идеями притянул в школу самых знаменитых архитекторов и художников, философов и учителей своего времени.
Одним из них учителей школы стал Йоханнес Иттен, который проводил предварительные курсы для учеников, где изучали цвета и форму
Он рассказывал о том, что цвета влияют на психику человека, поэтому их нужно использовать максимально осторожно.После этого курса студенты направлялись на специализированные занятия, где изучали металлообработку, ткачество, керамику и производство шкафов. Гропиус пытался объединить все стили в одном
Но нужно было сохранять дисциплинарные различия, хотя финансовые реалии не позволяли действовать во весь размах.
Картина: ВстречаЙоханнес Иттен1916 г.
Картина: Цветные формы и структурыЙоханнес Иттен1953 г.
Цветовой круг ИттенаЙоханнес Иттен1921г.
Одним из приглашенных учителей стал Тео ван Дусбург, один из основателей движения Де Стиль и Неопластицизма«В Веймаре я радикально перевернул все. Это знаменитая академия, в которой сейчас работают самые современные преподаватели! Я разговаривал с учениками каждый вечер, и я вселил яд нового духа повсюду. У меня есть горы силы, и теперь я знаю, что наши представления победят всех и вся ».
Тео ван Дусбур
Эскиз виллыТео ван Дусбург1923 г.
Композиция в серомТео ван Дусбург1919 г.
Ласло Мохоли-Нади сменил Й. Иттена и стал преподавать подготовительный курс. Он стал более направленным на философию и машинную эстетику.
С 1922 года, после того как Экономика германии вновь пошла на подъем, школа также получила второе дыхание. Стали привлекаться новые художники
- Ласло Мохой-Нади
- Форма вместо цвета, кинетика вместо динамики
Гропиус считал, что современное искусство и дизайн должны примириться с этой эстетикой.
Танцы нон-стоп
В Баухаузе были организованы музыкальные и танцевальные вечера, лекции и концерты. На них могли приходить не только студенты, преподаватели, другие дизайнеры и архитекторы, но и местные жители. Таким образом художники могли пообщаться с простыми людьми, для которых они проектируют свои объекты, а люди, не связанные с искусством, узнать немного больше о дизайне и архитектуре.
Четыре ученика Баухауза в кружке: Роберт Ленц, Хин Бредендик, Лони Нейман и Герман Готель
Танцы, фестивали и маскарады, купание в общественных водоемах (по некоторым сведениям — голышом), боксирование — все это было неотъемлемой частью студенчества Баухауза и привлекало к себе немало внимания. Танцы были популярны в зимнее время. Фаркаш Мольнар в эссе 1925 года «Жизнь в Баухаузе» писал, что зима — это «сезон, когда нужно танцевать, чтобы быть здоровым». Он также отмечал особую красоту студенток Баухауза.
Повод для праздника находили очень просто. Так, например, в ветреный день был организован «Фестиваль воздушных игр» — более двухсот самолетов самых разных размеров, форм и цветов поднялись над головами студентов и мастеров. Отдельного внимания стоят костюмированные вечеринки. Каждый костюм на них был уникальным, созданным вручную специально для конкретного вечера.
Почему Баухауз так важен?
Ниже представлен текст, который был размещен на обложке книги австрийского художника Герберта Байера «Баухауз 1919-1928». Книга была издана в 1938 году к ретроспективе Баухауза в Музее современных искусств в Нью-Йорке, когда принципы Баухауза уже имели значительное влияние в мире искусства и дизайна.
- Баухауз смело принимает машины, как инструмент, достойный художника;
- Баухауз решает проблему хорошего дизайна для массового производства;
- Баухауз собирает на своих факультетах больше выдающихся художников, чем любая другая школа искусств;
- Баухауз преодолевает пропасть между художниками и промышленностью;
- Баухауз ломает систему, которая разделяет «изобразительное» и «прикладное» искусство;
- Баухауз понимает, что можно обучить технике, но нельзя обучить творческой изобретательности;
- Здание Баухауза в Дессау — главное архитектурное сооружение 20-х годов;
- Методом проб и ошибок Баухауз придумал новый и современный вид красоты;
- И, наконец, потому что влияние Баухауза распространилось на весь мир и особенно сильно сегодня в Англии и Соединенных Штатах.
Баухауз был первым подобным учебным заведением, его идеи и принципы мгновенно распространились среди креативного сообщества XX-века и остаются актуальными по сей день.
Почти 100 лет назад ученики Баухауза придумали дома, предметы и мебель, без которых мы не представляем своей жизни сегодня. Доступность, функционализм и эстетика — этими критериями руководствуются многие современные дизайнеры и архитекторы. «Меньше — лучше» — принцип, который мы понимаем уже почти интуитивно.
Архитектор Бруно Таут
«Большая архитектура для маленького человека» – таков был девиз всей жизни одного из величайших архитекторов 20-го века Бруно Таута. Он родился в 1880 году в прусском Кёнигсберге, а умер в Сочельник, 24 декабря 1938-го, в Анкаре, где это был обычный будничный день. Он покинет Германию, чеканящую шаг в такт с национал-социалистами за пять лет до этого. Ему было не по пути со страной, где он построил сотни тысяч квартир. Он всегда мыслил иначе, всегда видел шире и жил ярче. Даже в архитектуре он избегал прокрустова ложа строгих течений. Он не слепой верующий, исполняющий безропотно все обеты. Он всегда творец. Бруно Таут был близок к баухаусу, но все же далек от аскетичного функционализма Вальтера Гропиуса. Он хочет дать «скромный кусочек счастья жителям мерзких доходных казарм и унылых дворов-колодцев» и всегда следит за тем, чтобы верх и низ строения отличались друг от друга. У его домов есть цоколь, а двери выкрашены в контрастный яркий цвет. Коллеги говорили, что уже готовые эскизы «зрели» у Таута дома порой две недели, а потом архитектор принимался за мельчайшие изменения. Он называл эти необходимые для последующего качества жизни в доме (и вообще) детали «внесением пропорции». Вся архитектура для него – «искусство пропорции». Он добавляет эстетики в строгий функционализм, потому что так чувствует. И, наверное, неслучайно один из его берлинских кварталов прозвали «коробкой с акварельными красками». В сущности, Бруно Таут смешивал краски своих знаний и идей. И очарованию и силе его гения мы удивляемся даже спустя сто лет.
Основатель и директора школы
Вальтер Гропиус был модернистским архитектором, и когда в 1919 году его попросили стать директором Великокняжеской саксонской школы искусств и ремесел в Веймаре, он превратил ее в Баухаус. Видение Гропиуса, его талант к связям с общественностью и информационная сеть побудили его пригласить некоторых из лучших художников и мастеров своего времени приехать и преподавать в школе. Однако со дня основания Баухаус он подвергался большой критике и проверке — Гропиус прошел через все это и нашел новые способы познакомить людей с этой новой философией и образом жизни.
В 1923 году Гропиус организовал огромную выставку работ студентов и преподавателей, а также несколько лекций об идеях современного мышления и жизни. Haus am horn — для этой выставки был спроектирован и построен образец дома. У Баухауза даже было собственное издание, чтобы документировать и делиться последними обновлениями школы. После выставки Гропиус получил государственное финансирование и спроектировал новый жилой кампус Баухаус в Дессау, где также была основана компания Bauhaus GmbH по продаже своей продукции.
Кампус Баухауса в Дессау, спроектированный Вальтером Гропиусом.
Направление школы во многом зависело от директора, возглавлявшего институт. Возможно, это было очень освежающе, поскольку учебная программа регулярно обновлялась с учетом духа времени и будущих потребностей общества.
После Гропиуса руководителем школы стал архитектор Ханнес Майер. Он настаивал на идее «социального», поскольку многие продукты Баухауза уже становились доступными лишь для немногих, и поэтому возобновил создание продуктов, доступных для всех. Он ввел такие предметы, как фотография и городское планирование, как часть учебной программы и настаивал, чтобы художественному выражению в дизайне уделялось гораздо меньше внимания. Его коммунистическая манера поведения привела к радикализации студентов, которые вместе с Гропиусом подошли к университету и сняли его с поста директора.
Его сменил архитектор Мис ван дер Роэ, успешный и известный архитектор того времени. Во время его короткого пребывания в должности и возросшей политической активности в школе Баухаус произошли изменения. Учебная программа сместилась в сторону архитектуры. Она была менее экспериментальная, более условная, предварительный курс был удален, мастерские объединены, GmbH (товары школы) закрыли. В конце концов, кампус в Дессау также закрылся, и Мис продолжал управлять Баухаусом в Берлине на основе самофинансирования, пока не вмешалось гестапо, ненадолго заключило студентов в тюрьму и запечатало его.
Когда и для кого построены дома
Дома были заброшены в 1930, во время, когда Германия была погружена в войну, и страдала от ущербов военного конфликта. Ремонт в домах начали в 1990 году и 24 года спустя — к 2014-му году дома meisterhauser Bauhaus (Фавориты Баухауз) были полностью отремонтированы.
Последние построенные дома принадлежат Вальтеру Гропиусу и художнику Ласло Мохой-Надя. Во время воздушного налета Дессау во время Второй мировой войны оба здания были разрушены. Вместо того чтобы восстановить здания, привести их к первоначальному виду, архитекторы и реставраторы реконструировали meisterhauser , чтобы еще раз подчеркнуть спартанские качества стиля Bauhaus. Кроме того, окна обоих домов были покрыты непрозрачной плёнкой, которая придавала зданиям неземной внешний вид.
Интерес к зданиям спроектированных Вальтером Гропиусом, как к уникальному культурному наследию возник во всём мире еще до включения Meisterhauser Bauhaus в Список ЮНЕСКО.
В статье от Guardian , архитектор-реставратор Хосе Гутьеррес / Jose Gutierrez объясняет, что «память живет прошлым, на размытости и неточности, мы хотели создать нечто игривое и легкое, избавившись от тяжелого наследия войны, мы создавали новый образ без болезненного прошлого Германии.» / (Оригинал на англ.: «Memory lives off blurriness and imprecision, we wanted to create something playful and light, nothing too heavy: an innocent glance at Germany’s painful past).
Другие из домов Meisterhauser Bauhaus, построенных ранее домов Гропиусуа и Мохой-Надя были открыты и в них успели провести несколько общественных мероприятий. В доме Лионель Файнингера / Lyonel Feininger проводилась постоянная выставку, посвященную композитору Курту Вейля / Kurt Weill. Центр Курт Вайль, который управлял выставкой, так же переехал в этот дом на время проведения выставки.
Один из домов Meisterhauser Bauhaus используются для сезонных мероприятий и выставок. Экскурсии этих домов, а также сами объекты Bauhaus доступны круглый год.
Несмотря на то, что два из семи оригинальных зданий были разрушены и заново сконструированные по идеям Bauhaus, теперь полностью восстановленные Meisterhauser здания дают возможность получить полное впечатление ансамбля.
Школа дизайна и архитектуры Bauhaus — одно из самых влиятельных учебных заведений за 14 лет своей работы успело создать несколько фундаментальных идей для развития современной архитектуры и промышленного дизайна. Идеи школы впитали и унаследовали современные течения развития архитектуры и дизайна.
Что такое баухаус?
100 лет назад в Веймаре была создана самая знаменитая немецкая школа архитектуры и дизайна Баухаус. Ее возглавил молодой берлинский архитектор Вальтер Гропиус. Школа просуществовала всего 14 лет, но совершила революцию в искусстве и повлияла на облик городов всего мира.
Лаконичные белые бетонные кубы домов, плоские крыши, мебель из стали – это все баухаус, но не только. Баухаус – это философия понимания человека в современном мире.
Красиво то, что функционально. Для баухауса важны конечная польза и эффективность продукта. Эстетика полностью подчиняется конечной утилитарности. Баухаус охватывает все виды искусства и смело экспериментирует. Его основополагающие формы – круг, треугольник, квадрат, а цвета – красный, желтый, синий. С ними играют и работают ведущие преподаватели школы: Василий Кандинский, Пуль Клее, Йоханнес Иттен, Оскар Шлеммер. Благодаря этой работе баухас постепенно стирает границы прикладного и изящного искусства. Предметы повседневного обихода – столы, стулья, лампы, кресла, чайники – лишаются нефункциональной декоративности, становятся лаконичными в своей простоте и подходят для того, чтобы их можно было производить серийно. «Необходимое народу вместо роскоши», – пишет на своих знаменах баухаус и с этим лозунгом строит функциональное и финансово-доступное жилье.
Такие «коммунистические идеи» и «уродливые» дома с самого начала были не по нраву консерваторам и правым. С приходом национал-социалистов к власти школу закрывают. Но ее студенты (а их за 14 лет было 1250 из 29 стран) разлетаются по всему миру. Вместе с ними распространяются и идеи баухауса, которые мы можем видеть сейчас в нашей повседневной жизни. А баухас становится одним из самых знаменитых представителей модернизма.
Архитектуры стиля баухаус больше всего в Тель-Авиве. Однако и в Берлине есть здания в стиле баухауз, а ещё несколько кварталов модернизма. Шесть из них являются мировым наследием ЮНЕСКО.
Баухауз в Дессау 1925-1931
Здание школы со стороны входа Комплекс Баухауза в Дессау. Общежитие справа
Новое здание в Дессау, построенное по проекту Гропиуса, включало в себя зону с мастерскими и классными комнатами, сцену и обеденный зал для студентов, административный сектор, двадцать восемь апартаментов, а также прачечные и ванные комнаты. Комплекс был возведен всего за год — к 1926 году.
В Дессау произошли некоторые изменения в расписании. Теперь один класс вел только один мастер (обязательное участие в обучении художника и ремесленника больше не требовалось). Был значительно расширен архитектурный факультет, добавлен курс типографии и верстки.
Мастера школы на крыше здания в 1926 в Дессау Пауль Клее и Василий Кандинский за завтраком. Дессау, 1929
В 1925 году преподаватели и последователи Баухауза отказались от использования в своих работах прописных букв, поддержав тем самым шрифт Universal, разработанный австрийским графическим дизайнером Гербертом Байером. Германское общество инициативу не поддержало — в немецком языке с прописных букв начинаются существительные.
Герберт Байер создал типографскую идентичность Баухауза