Интересный документальны фильм о стиле Баухауз (видео)
Главная идея этого стиля — «красиво то, что просто». Именно это делает Баухауз актуальным и в наше время. Здесь нет эксклюзива, используются общедоступные материалы и мебель широкого производства. Но при всем этом, если все правильно и умело сочетать, то получиться индивидуальный и уникальный дизайн интерьера Баухауз, который вызовет восторг не только у вас, но и у ваших гостей. Этот стиль словно специально создан для практичных людей, у которых все должно быть просторно и свободно.
Поделитесь обзором с друзьями, пусть они тоже узнают больше об этом интересно стиле, нажмите на кнопочки социальных сетей. До новых встреч в следующих статьях!
РЕКОМЕНДУЕМ ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО:
Выставка 1923 года в Веймаре
Спустя 4 года после основания Баухауза правительство Тюрингии (куда входит Веймар) начало активно интересоваться результатами его работы, возник вопрос о целесообразности подобного использования денег налогоплательщиков. В 1923 году в Веймаре состоялась выставка работ студентов Баухауза.
Юстус Шмидт Постер к выставке Баухауза в Веймаре, 1923
Основным экспонатом на выставке стал образцовый жилой дом Хауз-ам-Хорн — пример функционального строительства, оснащенный всем необходимым для современной жизни. Такой дом был доступен обычному рабочему, был экологичен и воплощал основные принципы Баухауза.
Жилой дом Хауз-ам-Хорн Интерьер кухни дома
4 Какие места паломничества в Германии вы можете посетить?
Под лозунгом «Переосмыслить мир» более 500 мероприятий по всей земле проводятся в честь 100-летнего юбилея со дня основания влиятельной школы архитектуры и дизайна — большинство из них проходят в самых важных местах деятельности движения: Веймаре, Дессау, Берлине, Чикаго, Тель-Авиве. Если будете в Германии, обязательно побывайте в новом музее Баухауса.
В Дессау стоит посетить здание Баухауса, спроектированное самим Гропиусом и являющееся примером междисциплинарной идеи Баухауса. А в Берлине Баухаус-архив (www.bauhaus.de), открытый в течение всего юбилейного года, приглашает вас на большое количество выставок и фестивалей.
Общие сведения о стиле
Баухауз возник в начале XX века в Германии. Его основоположник — юный талантливый архитектор Вальтер Гропиус. Новое направление произвёло настоящую революцию: благодаря ему дизайн перестал быть элитарным понятием и стал работать на потребности общества.
Главные принципы:
- Урбанистичность. Стиль рассчитан на темпы городской жизни
- Технологичность — все предметы интерьера просты в производстве и ремонте
- Эргономичность. Удобство в использовании, пожалуй, главный принцип при выборе мебели в стиле баухауз
- Доступность. Каждый может позволить себе этот стиль
- В 1933 году Гитлер запретил продвижение концепции Баухауза в Германии, но к тому времени стиль уже набирал популярность в мире. Современные офисы — яркое тому доказательство
Цветовая гамма
Незыблемый принцип баухауза — сохранение гармонии. В палитре стиля это выражается в объединении двух противоположностей — по цвету, температуре, фактуре.
Основная гамма — нейтральная. Белый, песочный, графит, черный. На эти оттенки вдохновила сама природа — серая штукатурка, темный холодный камень, теплое коричневое дерево, черный металл.
Не обойтись и без ярких тонов. Главными были и остаются чистый желтый, красный, синий, зеленый. При этом, философия стиля баухауз исследует их не только с визуальной точки зрения. Например, основатели стиля считали, что красные предметы кажутся ближе, синие, наоборот, дальше. Или что звуки в светлом помещении громче, темные же их заглушают.
На фото гостиная с яркими оранжевыми акцентами
Подход к отбору и обучению студентов
Гропиус решил, что у студентов Баухауза должно быть по два наставника по каждому предмету. Мастера и ремесленники обучали профессии, художники прививали эстетическое вдохновение и чувство вкуса. Первыми преподавателями стали Иоганнес Иттен, Лионель Фейнингер и Герхард Маркс. Позднее к ними присоединились Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь. Многие из первых студентов впоследствии оставались в Баухаузе в качестве мастеров.
Студентам Баухауза было от семнадцати до сорока пяти лет. Учитывая тяжелый военный период, Гропиус убедил Веймарское министерство образования отменить плату за обучение и назначить финансовую помощь тем студентам, чьи работы были коммерчески успешны.
Поступить в Баухауз могли и мужчины, и женщины. В первые годы девушки распределялись преимущественно в ткацкие и текстильные цеха. Гропиус считал, что работа с металлом и архитектура не подходят женскому типу мышления. Интересно, что одна из самых известных студенток Веймарского Баухауза Марианна Брандт работала именно в металлическом цехе и в 1928 году стала его руководителем.
Гропиус сам придумал программу обучения в Баухаузе. Большая ее часть была связана с ручной работой. Он был уверен, что ручной и машинный труд не различаются по своей сути, а отличаются только возможными масштабами производства. Только человек, знающий ремесло и работающий с материалами, способен качественно и профессионально управлять машинами. Он хотел, чтобы студенты не чертили на бумаге, а работали с материалами и создавали реальные объекты.
Характерные черты стиля
Стиль баухауз в дизайне сформировался в начале XX века и сразу стал узнаваем. Основные характеристики:
- Функциональность. Главная задача дизайна интерьера — сделать дом удобным, пригодным для жизни. Именно так считают в Германии.
- Ориентация на людей. Ядро концепции — потребности жильцов. Под их образ жизни подстраивается каждая деталь интерьера.
- Минимализм. Только самая необходимая мебель — это и про сохранении пространства, и про бережливое потребление. Декора также не должно быть много — вместо ярких принтов лучше выбрать однотонную отделку.
- Эстетика. Элементы стиля должны быть не только функциональными, но и красивыми.
- Современные материалы. Изначально производство мебели и других предметов интерьера начиналось с внедрения промышленных фактур (металл, стекло, пластик).
- Геометрические формы. Простота прямых линий придает особую художественность стилю баухауз в интерьере.
Выставки
Архив Баухауза
В последние годы Архив Баухауза в Берлине попытался исправить положение женщин Баухауза, которые чувствовали себя изолированными в школе, проведя серию выставок под названием «Женский Баухаус». На этих выставках представлены и отмечены работы, созданные женщинами-членами Баухауза. Последний из этих спектаклей был посвящен Гертруде Арндт. На выставке представлены работы, сделанные ею во время учебы в школе текстиля в Баухаусе, но также представлены фотографические эксперименты, которые она начала в Баухаусе и продолжила в своей более поздней карьере. Среди других художников-женщин, представленных на выставке, — коллега по текстилю Бенита Кох-Отте , а также театральный дизайнер Лу Шепер. Архив Баухауза планирует продолжить серию и представить больше шоу в будущем.
Литература
- Кирстен Бауманн: Баухаус Дессау. Архитектур, Гештальтунг, Идея. Йовис, Берлин 2007, ISBN 978-3-939633-11-2 .
- Вольфганг Тёнер: Das Bauhaus. Фюрер Сены Баутен в Дессау. Издание РК, Дессау 2006, ISBN 978-3-934388-19-2 .
- Neue Meisterhäuser für Dessau — Die reparierte Siedlung. Sonderpublikation der Stiftung Bauhaus Dessau, 2013, 52 S., без ISBN.
- Stiftung Bauhaus Dessau (Hrsg.): Neue Meisterhäuser в Дессау , 1925–2014. Debatten. Positionen. Kontexte (= Издание Баухаус. 46). Spector Books, Лейпциг 2017, ISBN 978-3-944669-61-8 (с фотографиями Хайди Спекер и Армина Линке).
- Stiftung Bauhaus Dessau (Hrsg.): Welterbestätte Bauhaus (= Bauhaus Taschenbuch. 21). Spector Books, Лейпциг, 2017 г., ISBN 978-3-95905-153-8 .
- Stiftung Bauhaus Dessau (Hrsg.): Das Bauhausgebäude в Дессау (= Bauhaus Taschenbuch. 5). 2., durchgesehen Auflage, Spector Books, Лейпциг, 2016 г., ISBN 978-3-95905-126-2 .
- Филипп Освальт (Hrsg.): Bauhaus Streit. 1919–2009. Kontroversen und Kontrahenten . Hatje Cantz, Ostfildern 2009, ISBN 978-3-7757-2454-8 .
- П. Мейер: Vom Bauhaus Dessau , Schweizerische Bauzeitung, Bd. 89, 18 июня 1927 г.
События к 100-летнему юбилею, которые еще можно успеть посетить
С 31 августа по 8 сентября состоится общегородской фестиваль Bauhauswoche Berlin 2019. Всем, кто окажется в это время в немецкой столице, предстоит открыть для себя Баухаус: на лекциях или на авангардных постановках и инсталляциях. Организаторы обещают, что во время фестиваля в Берлине можно будет провести целый день в духе Баухауса. Заняться утром йогой на крыше модернистского здания, пообедать по специальному историческому меню, вечером отправиться на соответствующий спектакль или перформанс.
Главная выставка года, Original Bauhaus, будет проходить с 6 сентября 2019 по 27 января 2020 года в Berlinische Galerie, Берлин. Там покажут проекты выпускников Баухауса, известные и забытые, и расскажут о том, каким был их путь от прототипа до массового производства.
Осенью можно ехать в Дессау. Здесь новый музей будет открыт 8 сентября 2019 года. Его коллекция вторая по величине (после берлинской) и сосредоточена на годах, которые школа провела в Дессау. Баухаус к этому времени достиг своего пика: большинство самых известных изделий и зданий, которые до сих пор характеризуют образ Баухауса, были созданы с 1925 по 1931 год.
До 25 августа в художественном музее Elmhurst в Чикаго Проект «Параллельные перспективы» также отдает дань памяти легендарной школе.
28 октября в Москве (Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков) откроется выставка «Оскар Шлеммер: танцующий художник» Шлеммер считается одним из пионеров искусства современного танца и перформанса.
В Екатеринбурге 31 июля можно посетить «Ельцин-Центр» и послушать лекцию «Баухаус – 100 лет противоречивой эволюции» Лекцию читает Макс Уэлч Гуэрра — профессор Веймарского университета Баухауса, ведущий эксперт истории школы Баухаус.
Как использовать это повод девелоперам?
— закатить вечеринку в стиле Баухаус. Говорят, чудные были тогда вечеринки!
— организовать выставку репродукций художников или фотографий архитектуры на заборе строительной площадки или в пространстве офиса;
— создать арт-объект в стиле Баухаус;
— пригласить архитекторов и провести лекции об этой школе для горожан и жителей ваших домов;
— провести параллели со строящимся жилыми комплексами, демонстрировать преемственность опыта;
— устроить корпоративный выезд за вдохновением не к соседу-девелоперу через забор, а в Германию или Израиль. Познакомиться с первоисточником и поддаться влиянию школы. Мы были, видели, рекомендуем.
Лежащие в основе философии Баухауса принципы рационализма всегда будут работать и в архитектуре, и в дизайне. Простой и умный дизайн вне времени. Сто лет прошло, а Баухаус по-прежнему современен. Картины Пита Мондриана висят по всему миру, а знаменитый стул дизайнера Марселя Брейера 1925 года можно купить до сих пор. Если вы видите предмет, который выглядит очень просто и при этом незабываемо, то здесь, скорее всего, не обошлось без влияния Баухауса.
Мы заметили, что девелоперы практически никак не подхватили мировой тренд, а ведь это может быть очень достойный повод обратиться к своей аудитории. Время еще есть.
Предметы мебели
Идеологов стиля баухауз не зря считают законодателями моды — они искали и находили совершенно новые формы, складывая простоту, привлекательность и функционал вместе.Мебельное производство отличали правильные геометрические формы, четкие линии, отсутствие декоративных элементов.
Активно внедряется встроенная мебель — громоздкие шкафы, стеллажи, буквально растворяются даже в небольших квартирах. Ещё одно изобретение — трансформеры. Сэкономить место в доме, сохранив его функции, помогают раскладной диван или стол, модульная мягкая мебель. Штабелируемые столы и стулья — очередная придумка продвинутых конструкторов, пользующаяся популярностью до сих пор.
Дизайнеры постарались визуально облегчить габаритное убранство — на креслах и диванах убрали подлокотники, на корпусной мебели избавились от всего украшающего.
Что касается материалов, баухауз с легкостью сочетает ранее несочетаемое в предметах мебели: дорогую древесину с дешевым пластиком, невесомое стекло с грубым металлом, натуральную кожу с хромированными трубками.
Гнутые трубы вообще стали своего рода флагманом того времени(~20-е годы XX века). Чего стоит популярное кресло Марселя Брейера из хромированных металлических труб с кожаными ремнями. Второй пример — открытые стеллажи, часто используемые для зонирования пространства.
На фото минималистичная белая встроенная кухня
Отделка помещений в стиле Баухауз
Пол
Напольным покрытием может быть ламинат и линолеум, ловко имитирующий дерево и металл. Ну а вообще, здесь нет каких-то четких ограничений, вполне можно постелить и плитку, причем не только в ванной комнате, но также на кухне, гостиной, коридоре и прочих проходимых помещениях. Оттенок напольного покрытия должен перекликаться с тоном стен, допустим светло-серым, бежевым или белым.
Потолок
Для начала стоит сказать, что приветствуются высокие потолки. Их оштукатуривают и окрашивают в светлые тона. Не многие знают, но именно в этом стиле впервые сделали многоуровневые потолки, которые очень популярны и сейчас. В наше современное время актуальны натяжные потолки, можно выбрать матовое покрытие или присмотреться к глянцу.
Стены
Для оформления стен используют обои, окрашивание или интерьерную декоративную штукатурку. Очень популярны обои с фигурами или мелкими рисунками, которые хаотично разбросаны по всему полотну. За счет мелких узоров, создается впечатление более широкой комнаты. Оттенок обоев подбирается в нейтральном исполнении, допустим, отлично смотрится белая гамма, серая, бежевая, какие-то пастельные тона (нежно-розовые, светло-зеленые или бледно-голубые).
Bauhaus & De Stijl
Период между 1924 и 1928 был самым значительным в развитии Баухауза. Голландское движение De Stijl, основанное художником и архитектором Тео ван Доезбург / Theo van Doesburg было особенно влиятельным в течение того времени. Де Стиль выступал за использование простых основных цветов, прямоугольных форм и прямых — горизонтальных и вертикальных (никогда диагональных) линий. В 1922 году Ван Доезбург преподавал курс в Bauhaus и эти принципы De Stijl четко отражены в абсолютной простоте и функционализме большей части продуктов Bauhaus, вышедших после этого. Интересно отметить, что здание Баухауз в «международном стиле» можно рассматривать как трехмерную версии картины голландского художника и члена Де Стиль, Пита Мондриана / Piet Mondriaan.
Гропиус также начал признавать способность машин создавать произведения искусства и Bauhaus принял эстетику механизмов. Началось создание бытовых предметов, которые могут быть запущены в массовое производство с использованием современных технологий.
Это особенно хорошо подходило для мебели. Стул Марселя Брейера / Marcel Breuer – ‘Василий’ с 1925 является одним из самых знаковых объектов, вышедших из Bauhaus и иллюстрирует красоту и прочность союза между искусством, дизайном и машинным производством.
Идеи кухни в стиле баухаус
В современной компоновке стиля баухаус функциональность не может быть опущена, поэтому все аксессуары, хранящиеся на кухне, имеют свое назначение и не могут нести просто декоративную функцию. Кроме того, оформление достаточно бюджетное. Люди, которые предпочитают такие пространства, ценят минимализм. Концепция интерьера, основанная на простой форме мебели, спокойных цветах и открытом, освещенном пространстве в сочетании с достижениями функционального дизайна, создают баухаус.
Кухня в стиле баухаус характеризуется светлыми цветами, а также максимальным упрощением форм, основанных в основном на простейших геометрических фигурах, таких как:
- круг;
- квадрат;
- конус.
Желаемое явление — повторяемость элементов и привязанность к основной цветовой палитре. В этой конструкции представлено много остекления, хромированной и стальной отделки, а также простых натуральных материалов, например, деревянный пол. Основанный на классических цветовых комбинациях, каждый интерьер стиля баухаус прост и универсален. Техника в данном оформлении не может содержать много дополнений и украшений.
Баухауз и ИКЕА
Многие специалисты в среде дизайна отмечают основные принципы ИКЕИ очень схожими с принципами школы Баухауз – та же простота, дешевизна и элегантность. Некоторые фирменные товары шведского бренда фактически слизаны с произведений Баухауза начала XX века. Как говорится, найдите 10 отличий.
Стул ИКЕА & Баухауз
С тремя ножками – оригинал, а с 4 икеевская усовершенственная модель. Как оказалось, с 4 ножками производить дешевле из-за более простого техпроцесса.
Памятники архитектуры в городах Веймар и Дессау являются яркими примерами школы Баухауз. Поистине, в истории все циклично, и сейчас Баухауз как никогда актуален. Или вы давно не были в ИКЕА?
Все новое, все время
Баухаус — это все о новых технологиях, новых материалах , новых способах строительства, новом подходе — всегда. Он подчеркивает движение вперед, сильный прогресс и постоянное развитие архитекторов, дизайнеров и художников, а также их работу. Развитие компаний приводит к постоянному открытию новых, необычных и удивительно интересных открытий. Баухаус также повлиял на развитие графического дизайна в начале 1920-х годов. До этого типографика была довольно обширной и насыщенной изображениями. Сам дизайн был чрезмерно украшен, поэтому была установлена новая система. Он перешел от строгой структуры к использованию большого количества негативного пространства и жесткого шрифта. Так родился новый дизайн .
Bauhaus. Начало
Баухауз / Bauhaus был основан в Веймаре, в Германии в 1919 году по проекту архитектора Вальтера Гропиуса с целью преодоления разрыва между искусством, внешним видом вещей и промышленностью, и объединения всех элементов. Это была школа, где студенты получили теоретическую и практическую подготовку во всех сферах прикладного искусства. Теория и практика рисования, пластики, составления витражей, типографии, метало конструирования, изготовления мебели — и научились совмещать эти прекрасные художественные навыки с новыми технологиями, чтобы спроектировать и изготовить продукты, которые были красивы и практичны.
Преподавание в школе Баухаус
Обучение начиналось с вводного курса, позволяющего познакомиться с теорией цвета, фактурами и материалами. Затем следовала работа в мастерских, в которых студенты учились ткать, работать с металлом, деревом и другими материалами. После этого учащиеся, испробовав себя в разных областях, могли выбрать специализацию. Девизом преподавательского метода в Баухаусе было следующее высказывание: «Искусству научить нельзя, можно научить лишь ремеслу»
Производственный процесс являлся крайне важной частью преподавания, так как студентов ориентировали не на создание каких-то единичных произведений искусства, а на массовое производство и на запросы обычных потребителей. Основным принципом в школе Баухаус было понятие «Gesamtkunstwerk», что можно перевести как «синтез искусств», поскольку предполагалось, что выпускники в своем творчестве будут объединять искусство и ремесло
Вообще, считалось, что красиво только то, что является полезным, удобным и функциональным, и потому дизайн отличался крайней простотой и лаконичностью.
Надо сказать, что художники Баухауса совершили настоящий прорыв не только в архитектуре, полностью порвав с классическими традициями, но также и в дизайне. Металлическая мебель из гнутых трубок стала новым словом в оформлении интерьеров. Когда смотришь на изделия мастеров Баухауса, выполненные в 20-е годы прошлого века, то поражаешься тому, насколько современно они смотрятся и сегодня. Своеобразной визитной карточкой школы стал стул «Василий», названный в честь Василия Кандинского. Впервые в истории была создана мебель из хромированных труб, а источником вдохновения для дизайнера послужила … конструкция велосипеда! В числе изделий художников Баухауса наиболее известен чайный сервиз, полностью состоящий из простейших геометрических фигур, а также стильные настольные лампы. Некоторая мебель и бытовые предметы, созданные художниками Баухауса, до сих пор находятся в производстве.
Кроме занятий архитектурой и дизайном студенты Баухауса большое внимание уделяли искусству фотографии, начав одними из первых использовать технику фотоколлажа. Были попытки проявить себя также в танце
В учебном заведении ставились совершенно шизофренические балеты, декорации и костюмы для которых создавались студентами и преподавателями.
Наиболее известным спектаклем стал «Триадический балет» с участием учащихся, в котором танцоры уподоблялись большим марионеткам:
3 Почему баухаус так знаменит и любим во всем мире?
Когда в 1933 году школа была закрыта национал-социалистами, многие учителя и ученики бежали за границу и распространили идеалы Баухауса по всему миру.
«Белый город» // Центр Тель-Авива // Фотографии: Shutterstock/Fotodom.ru
В Тель-Авиве еврейские беженцы построили «Белый город» — крупнейший в мире архитектурный ансамбль Баухауса, который является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2003 года и до сих пор представляет собой образец современной архитектуры в Израиле. Например, эта вилла в городе Хайфа:
Фото: Shutterstock/Fotodom.ru
Сам Гропиус эмигрировал в Соединенные Штаты, где возглавил факультет архитектуры Гарвардского университета, другие преподаватели основали школу дизайна «Новый Баухаус» в Чикаго.
История стиля баухаус
Баухаус восходит к 1930-м годам, а идея создания домов и интерьеров была предложена немецким архитектором Вальтером Гропиусом, который в Веймаре основал университет с таким названием. Со временем баухаус принял форму стиля и способа обустроить свое непосредственное окружение внутреннего пространства комнат, включая кухни.
Стиль баухаус, все еще очень популярный, характеризуется всеми видами особенностей, которые соответствуют идее современной жизни:
- четкие линии;
- большие окна;
- просторные комнаты;
- уменьшенная форма, цвет и материал.
Тем не менее, некоторые кубические характеристики баухауса с середины 20-го века немного постарели, но сегодня переживают некоторую реконструкцию. Смотрите фото-галерею с множеством трансформационных идей для современной кухни.
Баухауз в Дессау
После того как в Веймаре прекратилось финансирование школы, всем причастным и сочувствующим пришлось собрать свои скромные пожитки и передислоцироваться в город Дессау.
Там в чистом поле по проекту Гропиуса было отстроено новое здание школы – еще более продуманное и рациональное. Хотя казалось бы, куда уж более.
Проект здания школы Баухауз в Дессау
Совсем недалеко от вдоль дороги были выстроены так называемые дома мастеров. То бишь людей, кто преподавал в школе. При обсуждении переезда школы из Веймара, строительство жилья для команды единомышленников было одним из условий Гропиуса. Логично в общем-то, надо же им где-то жить. Попрактиковаться на себе и увидеть плюсы и минусы своих конструкций никогда не помешает.
Один из домов мастеров в Дессау
Отделка и материалы
Нейтральность основных элементов продолжается и в отделке. Для стен применяется декоративная штукатурка, краска, спокойные обои. К слову, последние даже изготавливались специально под потребности стиля — привычные вензеля и яркие цветочки были заменены производителями на геометрические орнаменты, имитацию природных текстур.
Подходящие потолки — простые одно- или сложные многоуровневые. Предпочтительно высокие, светлые. Пол — максимально простой. В отделке используют линолеум, ламинат, паркет.
Выбирая отделочные материалы, сочетайте между собой эко и хай-тек: стеклянные, пластиковые, металлические, деревянные, кожаные, текстильные поверхности являются фишкой стиля баухауз.
На фото классический зал в стиле баухауз
Освещение
Грамотный яркий свет — не просто украшение, а неотъемлемая часть любого баухауз интерьера. Чем больше освещения, тем просторнее становится пространство. Светом подчеркивают нужные зоны, расставляют акценты.
Температура свечения — ближе к промышленной, холодная. Яркость — высокая.
Сами лампы должны были украшать помещение. Их дизайн сочетал в себе простые формы, необычные дуэты. Самый популярный пример — объединение хромированного металла и матового стекла, как в знаменитом настольном светильнике Уильяма Вагенфельда и Карла Якоба Юкера.
Не менее знаменита лампа Марианны Брандт — небольшая металлическая модель, по форме напоминающая современные варианты.