Bauhaus: функциональность, рациональность, дизайн

Здание Bauhaus воплотило все ценности школы

Можно говорить о том, что все следующие годы – это расцвет школы. Школа переехала в новое здание, которое конструировал сам Гропиус. Это был некий синтез всего, что он знал на то время, и что было ценно для школы. Это здание копируют многие дизайнеры, но во время его постройки оно явно выделялось на фоне остальных объектов.

Оно состояло из пересекающихся горизонтальных и вертикальных линий, главный корпус был соединен двухэтажным крылом с студентческим кампусом. Сохранялась традиционная симметрия, но в комплексе не было четкой иерархии, поэтому оно было целым и неделимым. При постройке использовались сталь, стекло и бетон. Самое главное, что все здание было выверено и построено при помощи главного правила школы – функция воплощается в форме.

После строительства здания школы появлялись новые известные учителя, которые разрабатывали уникальные проекты. Они постепенно стали позиционировать себя людьми, которые делают продукты для массового производства.

Но Bauhaus как создатель будущего всегда был остро критикуем. Он был слишком прогрессивен для своего времени, и многие считали эстетику дегенеративной и препятсвовали распространению идей школы.

Цвет, освещение, материалы

Монохромное, не раздражающее глаз, цветовое решение — особенность баухауза. В качестве базовой гаммы используются белый, черный, бежевый, серый цвета. Для выборочного акцентирования выбирают яркие оттенки зеленого, красного, желтого, чистотой цвета напоминающие о модном в 30-годы пластике. Акцентом может стать картина, коллекция подушек на диване, стул, кухонный фартук.

В серых тонахИсточник svitlight.com

Немецкий интерьер можно причислить к светлым. Днем с задачей освещения справляются большие окна. Вечером подключаются светильники, люстры и точечная подсветка. Поскольку помещение делится на зоны, освещение также становится зонированным, особенно в гостиной и кухне. В комнатах, помимо общего, предусматривается локальное и декоративное освещение, выделяющее не только отдельные зоны, но и предметы. Световые приборы выполняются из металла и имеют простую геометрическую форму. Для центральной люстры, торшера и настенных бра допускается стеклянный и пластмассовый декор. 

Важность качественного освещенияИсточник portfoliotenzor.tilda.ws

Баухауз в интерьере не отказывается использовать натуральные и технологичные материалы различной фактуры и ценовой категории. Предпочтение отдается дереву, металлу, стеклу, пластику (и другим искусственным материалам). Нередко используется кожа (в отделке мебели), а вот натуральный камень и кирпич здесь встречается редко.

Индустриальный шикИсточник zen.yandex.com

Любопытно, как бренды отреагировали на этот юбилей?

#1
Не могли пропустить это событие и две берлинские компании, бренд аксессуаров Lutz Morris и королевская фарфоровая мануфактура KPM Berlin, которые решили выпустить совместную коллекцию в стиле знаменитой школы.

#2 Мужская коллекция в стиле bauhaus Модного Дома KARL LAGERFELD

Культ геометрических форм и функциональности, отказ от декора, смешение различных форм и техник – кредо знаменитого направления, которое и спустя 100 лет не теряет своей актуальности. Ознакомиться с новой коллекцией можно уже совсем скоро: 29 июля−30 августа 2019 г. – Москва, шоу-рум (Бизнес-квартал Арма); 3−6 сентября 2019 г. – выставка CPM Москва (Экспоцентр, Краснопресненская набережная 14).

#3 Австрийская мебельная фабрика THONET

#4 Компания Nike представила новую модель кроссовок Air Max 270 React. Релиз намечен на 3 июля 2019 года. Две расцветки будут выполнены в стиле Баухаус.

#5 Агентство 99designers выпустило серию необычных постеров: дизайнеры переосмыслили современные логотипы в стилистике баухаус. Этот арт-проект также приурочен к 100-летию школы.

#6 Дизайнеров модельеров часто посещало и посещает вдохновение, навеянное культурой Баухауса

Отличительные черты стиля

Баухауз, как стиль в дизайне, оценит тот, кому по душе пространство, подчиненное логике и расчету. В интерьере, обустроенном по канонам стиля, нет бесполезных предметов, неожиданных цветовых решений и изысканных элементов декора. Выделяются следующие особенности стиля:

  • Практичное использование пространства, дизайн подчеркнуто простой, тяготеет к стандартным формам.
  • Один из любимых приемов — зонирование пространства. Интерьер немецкого стиля создается всегда под конкретных обитателей жилища; главный критерий — максимальный комфорт.

Зонирование пространстваИсточник vsaunu777.ru

  • Характерна геометричность пространства — ровные поверхности, прямые линии, четкие формы, но общая симметричность, характерная для классики, отсутствует. Самые распространенные формы — квадрат и прямоугольник.
  • Редко встречаемые, но когда-то очень модные потолки разной высоты (для разных комнат).
  • Минимум декора, хотя в последние годы от этого правила частично отходят. Декором служит индустриальная красота бытовой техники.

Минимум декораИсточник vsaunu777.ru

Архитектура Bauhaus. Международный стиль

Разработанные Гропиусом архитектурные формы для жилых и общественных зданий получилось с простыми, чистыми и открытыми линиями. Bauhaus установил новый стиль архитектуры, стандарт, который стал известен как «международный стиль / International style», который оказывает влияние на поколения архитекторов, и до сих пор сохраняет свою привлекательность.

Курсы в школе Баухауз были структурированы таким образом, что все студенты получали базовое образование в теории искусства, а затем практическое обучения во всех дисциплинах. Bauhaus привлекает преподавателей самого высокого калибра, включая Василия Кандинского, Пауля Клее, Йоханнес Иттена и Лионель Файнингера. Йозеф Альберс и его жена Анни были учениками и Альберс и впоследствии приглашен преподавать.

История стиля Баухауз

Баухауз как самостоятельное направление оформился в начале 1920-х годов в Веймарской республике под влиянием прогрессивных идей, впервые озвученных «Немецким Веркбундом» – союзом художников, архитекторов и промышленников. Он был воплощением рационализма и динамичного развития окружающего мира. Этот стиль стал своего рода противопоставлением консервативной культуре, хотя порой период его расцвета называли «золотым веком искусства 20-х годов». 

В 1910 г. в «Веркбунд» вступил архитектор Вальтер Гропиус, деятельность которого была достаточно разнообразна: он работал в сфере промышленных сооружений, занимался разработкой фирменного стиля промышленных изделий. Впоследствии он стал успешно управлять школой Баухауз и стал одним из её символов, а позже – одним из символов всего направления.

В 1911 г. Вальтер Гропиус и его коллега Адольф Мейер получили первый заказ на конструирование промышленного здания, в архитектуре которого прослеживаются черты, характерные для проектов в стиле Баухаус.

В 1918 г. к власти пришло левое крыло политиков. В это же время Гропиус создал Баухауз («Дом строительства»)  – школу архитектуры, изобразительного и прикладного искусства. На первых порах в ней не существовало никакой определенной модели, но это продлилось недолго: в 1919 году был написан «Манифест Баухауса, в котором Гропиус указывал на необходимость тесного сотрудничества между людьми творческих профессий, в частности, художниками и мастерами-ремесленниками. 

В 1924 г. одним из базовых понятий школы стал термин «функционализм», который применялся на протяжении всего существования Баухауза.  Несмотря на то, что точного определения термин так и не получил, он подразумевал оптимальное соотношение форм, цветов, габаритов, материалов и практического предназначения. В тот период начали изготавливаться предметы, которые могли выполнять несколько функций или менять свой вид.

В 1925 направление Баухауз продолжило своё развитие в Дессау (недалеко от Лейпцига). В эти годы Гропиус спроектировал новое здание для школы. Оно до сих пор можно считать одним из наиболее удачных примеров архитектуры функционализма. После переезда в Дессау стала более явно прослеживаться тенденция к практичности и технологичности, таким образом сформировался стиль, характерный для школы Баухауз. 

В 1928 вместо Гропиуса на пост директора пришёл Ханс Майер. 

В 1930-1933 гг. главой школы Баухаус стал Людвиг Мис ван дер Роэ.

Баухауз существовала как единственная в своём роде высшая художественная школа вплоть до 1932 года. Когда к власти пришли национал-социалисты, она была закрыта в связи с «распространением демократических идей», к тому же в ней работали мастера разных национальностей. Большая часть сторонников школы Баухауз эмигрировали в США, где стали развивать свои идеи. 

Концепция стиля Баухауз

Девиз Баухауза: «Новое единство искусства и технологии»

Идеи Баухауза оказали наиболее заметное влияние на архитектуру современных офисов, промышленных предприятий и прочих общественных помещений, важной чертой которых является функциональность. . Кредо Баухауза сводилось к тому, что в одном объекте должны были воплощаться результаты работы художников, ремесленников и технологов одновременно

Эта тенденция оказала существенное влияние на все виды искусства – от прикладного до изобразительного – и проявлялась практически во всех сферах: от рекламы до производства различных предметов интерьера. Появление школы и стиля Баухауз дало основание для зарождения современного архитектурного искусства и создания соответствующей предметной среды. 

Кредо Баухауза сводилось к тому, что в одном объекте должны были воплощаться результаты работы художников, ремесленников и технологов одновременно. Эта тенденция оказала существенное влияние на все виды искусства – от прикладного до изобразительного – и проявлялась практически во всех сферах: от рекламы до производства различных предметов интерьера. Появление школы и стиля Баухауз дало основание для зарождения современного архитектурного искусства и создания соответствующей предметной среды. 

Одну из основных задач своей деятельности представители Баухауза видели в совершенствовании форм окружающего мира. Благодаря этому должно было происходить преобразование всей окружающей индивидуума предметной среды. Сторонники данного течения считали, что главная цель дизайнера заключается в проектировании промышленных изделий, при этом производящий должен осознавать ответственность не только перед обществом в целом, но и перед отдельным человеком

 Для деятеля важно осознание того, насколько большую роль играет развитие культуры. У него  должно быть желание сделать культурные ценности общественным достоянием, объективировать их и придать новый смысл

Таким образом идеологи надеялись избавиться от ограниченности и сделать шаг вперёд.

Важным моментом является диалог культуры и цивилизации: технический прогресс должен способствовать эволюции архитектуры и дизайна. Это была адаптация к условиям так называемого «века машин», связанная с активно развивающимся в то время процессом урбанизации. Новые механизмы, которые стали появляться вследствие прогресса, стали служить инструментами для создания искусства, а искусство в свою очередь становится общедоступным и рациональным. 

По замыслу архитекторов, объекты были призваны представлять собой результат синтеза продуктивных творческих идей и механизированной работы техники. Это должно было выразиться в конструкциях практичных, функциональных и в то же время разнообразных застроек. Планировалось появление сборных многоэтажных зданий строгих форм, а также налаженной транспортной системы. Однако развитие этих идей было подорвано из-за экономической и политической ситуации.

История развития стиля

У баухауза имеются общие четы с минимализмом и поздним модерном. Но, в отличие от раскрученного минимализма, баухауз ориентирован на полную функциональность. А, по сравнению с модерном, немецкий стиль более рационален; в нем меньше эстетизма. Мир вещей упрощен

Философия стиля требует от каждой детали интерьера и от каждого предмета мебели удобства и практичности, пользы в повседневной жизни и, что немаловажно, доступности.

Бурное развитие промышленности и немецкая педантичность не могли не привести к успеху. Архитекторам удалось изменить подходы к дизайну и архитектуре, а также сделать промышленные товары удобными, красивыми и дешевыми.

В Белом городе (Тель-Авив)Источник sosyalforum.org

В 30-х годах стиль стал бурно развиваться в Палестине, куда благоразумно эмигрировали архитекторы-евреи. В Тель-Авиве до сих пор существуют городские кварталы, построенные по канонам стиля; они включены ЮНЕСКО в Список всемирного наследия. Немецкие архитекторы приезжали и в СССР; по их проектам возводились кварталы в Свердловске, Соликамске, Перми.

Школа Баухауз просуществовала 14 лет, но ее влияние ощущается и поныне. Ее наработки продолжают использоваться в промышленном дизайне и современной архитектуре. Ее влияние ощущается в скандинавском интерьерном стиле, а эстетика баухауз прослеживается в продукции IKEA и Apple. Основатели стиля, получившего название интернационального, ясно показали путь к успеху: чтобы достичь совершенства, надо избавиться от всего лишнего, оставив только сущность вещей.

Современный интерьерИсточник remontbp.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Культура мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: