Жилой комплекс Тёртен
Кроме того, в 1926/1928 году в Тёртене на территории нынешнего Дессау-Зюда было построено поселение с 314 террасными домами (Großring, Mittelring, Kleinring). Поселение также должно было стать примером того, как можно бороться с безудержной нехваткой жилья в Веймарской республике. Жилая площадь домов соответственно была довольно небольшой — от 57 до 75 м². В то же время у каждого дома был большой сад площадью от 350 до 400 м², предназначенный для обеспечения самообеспеченности. Метод промышленного строительства с массовым производством комплектующих обеспечил низкие затраты. Квартиры были проданы, а не сданы в аренду, чтобы защитить владельцев от повышения арендной платы. В архитектурном плане поселок тоже был новшеством. В соответствии с изречением Гропиуса, что здание также является элементом жизненных процессов, в зданиях учитывались солнечные лучи в разное время дня и года, а также процессы, происходящие в жилом здании. Из-за конструкции плоской крыши дома подверглись резкой критике со стороны консерваторов.
Поселок претерпел множество последующих изменений. В частности, почти повсеместно изменены оконные фасады. Многочисленные индивидуальные проекты фасадов смягчили первоначальное единообразное впечатление от застройки, которое, несмотря на эти изменения, до сих пор хорошо сохранилось. Дом Антона на улице Доппельрайхе 35 в значительной степени сохранился в своем первоначальном состоянии, и его можно посетить в рамках экскурсии. Дом по адресу Mittelring 38 был тщательно отреставрирован в 1992 году и сейчас используется Обществом Моисея Мендельсона .
Здание Консум (своего рода закрытый универмаг), спроектированное Вальтером Гропиусом в 1928 году, стало центром жилого комплекса Törten. Он состоит из двух взаимосвязанных кубов, горизонтальной части магазина и вертикальной трехэтажной жилой части. Так он используется до сих пор. В наши дни в здании бывшего магазина находится информационный центр поселка Тёртен, который предлагает ежедневные экскурсии с гидом.
Интересные факты
- У Вальтера Гропиуса нет диплома в области архитектуры. Он бросил учебу в Берлинской технической школе, так и не сдав заключительный экзамен.
- Гропиус не умел и не любил рисовать. При выполнении проектов ему приходилось нанимать ассистентов. В 1907 году Вальтер пишет своей матери: «Я не способен начертить даже прямую линию. Я рисую не многим лучше двенадцатилетнего ребенка!»
- Во время своих путешествий по Европе Вальтер несколько раз лично встречался с Антонио Гауди.
- За проявленную отвагу и храбрость на поле боя Гропиус был дважды удостоен высшей офицерской награды — ордена Железного креста.
- Гропиус принимал участие в конкурсе проектов Дворца Советов в Москве, но проиграл советскому архитектору Борису Иофану. Дворец, который планировали возвести на месте разрушенного Храма Христа Спасителя, так и не был построен.
- Вальтер очень любил свою приемную дочь Ати и беспрекословно исполнял все ее желания. Когда девочка попросила личный вход в виде спиральной лестницы и собственную террасу чтобы «спать под звездами» в их доме в Линкольне, любящий отец не смог ей отказать.
- В возрасте 71 года Гропиус совершил кругосветное путешествие и осуществил свою давнюю мечту: навестил своих бывших учеников, разбросанных по свету, и несколько месяцев жил в Японии.
- После смерти Вальтера Гропиуса квартал в окрестностях Берлина, частично построенный по проекту архитектора, переименовали в Гропиусштадт.
Вам могут быть интересны другие статьи Losko про Баухауз:
— . История самого смелого учебного заведения ХХ века;
— Less is more: школы Баухауз.
Баухауз в Веймаре 1919-1925
Первое здание университета Баухауз в Веймаре, построенное в 1904 году
25 апреля 1919 года в Веймаре открылась Высшая школа строительства и художественного конструирования — Баухауз. Ее директором стал Вальтер Гропиус. Еще находясь на фронте Первой мировой войны, будучи уже известным архитектором, Вальтер мечтал об учебном заведении, которое изменило бы значение дизайна и мир вообще. Такая возможность представилась ему на посту директора крупнейшей школы дизайна XX века.
Гропиус считал, что каждый художник должен знать ремесло и нет разницы между художником и ремесленником. Эти и другие принципы он заложил в декларации 1919 года. «Архитекторы, скульпторы, художники, мы все должны обратиться к ремеслам». Революционный дух манифеста соответствовал духу послевоенного времени. Манифест сопровождала Гравюра Лайонела Фейнингера (Lyonel Feininger) «Собор».
Эта гравюра по дереву Лионеля Фейнингера была включена Вальтером Гропиусом в основополагающий манифест и программу Баухауза в 1919 году
«Архитекторы, скульпторы и живописцы, мы снова должны вернуться к ремеслу! Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художником и ремесленником. Художник — лишь высшая ступень ремесленника. Милостью божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязательны для каждого художника. Здесь источник истинного формотворчества.»
Дома мастеров
Немецкая специальная почтовая марка (2004 г.)
Вблизи Баухауза (Эберталлее 65–71, ) Вальтер Гропиус построил Дома мастеров в качестве жилья для мастеров Баухауза. В то же время они были образцами домов для современного проживания. Владельцем здания был город Дессау, хозяева Баухауза жили арендной платой.
С востока на запад это был одиночный дом Gropius, а также двухквартирные дома Moholy-Nagy / Feininger , Muche / Schlemmer и Kandinsky / Klee . У трех двухквартирных домов были идентичные планы этажей, каждая из которых была почти зеркальным отражением другой, повернутой на 90 градусов.
Для архитектуры домов характерны кубическая форма с плоской крышей, большие однотонные поверхности и большие окна, которые создают связь между внутренним и внешним миром. Эту связь также подчеркивают большие террасы и балконы, а также многочисленные двери: через дверь можно выйти на улицу почти из любой комнаты. Элементы, которые хорошо видны снаружи, — это также радиаторы центрального отопления, с помощью которых «современное» должно быть передано наружу, чтобы все могли видеть. Это даже привело к z. Б. в ванных комнатах радиаторы размещены в термически непригодных местах, но хорошо видны снаружи через окно.
Большие студийные окна домов отражают деревья перед домами и позволяют им сливаться с такими же деревьями позади домов. В результате эти части домов в определенном смысле становятся невидимыми или кажутся прозрачными. Нельзя сказать, был ли этот эффект легкости или открытости уже задуман строителями, поскольку деревья в то время не передавались детально.
Главные дома Гропиуса и Мохоли-Надя были разрушены во время бомбардировки в 1945 году. В 1950-х годах на фундаменте разрушенного дома Гропиусов (Дом Эммера) был построен дом с традиционной двускатной крышей. Взорванная бомбой половина дома Мохоли-Надя была снесена, и было создано открытое пространство, так что дом Фейнингера остался один (в настоящее время он используется Центром Курта Вейля ).
Все еще существующие дома были з. Частично восстановлен на частные средства. Также были предприняты попытки восстановить первоначальное цветовое оформление интерьера, основанное на теории цветов Баухауса. Поскольку цветовое оформление интерьера также зависело от конкретного жильца, сегодня в комнатах можно найти образцовые цветовые решения, которые лишь пытаются воспроизвести состояние комнаты в определенное время.
Немногочисленные исторические фотографии существовавшей внутренней отделки показывают, что жители Домов Мастеров адаптировали дизайн интерьера к духу времени, полностью противоположному внешнему виду. Только Мохоли-Надь обставил свой дом в соответствии с результатами, спецификациями и продуктами Баухауса. Стена в доме Кандинских реконструирована по оригиналу, покрыта сусальным золотом.
Тем временем дома мастеров Гропиуса и Мохоли-Надя, разрушенные во время войны, были перестроены как абстрактные интерпретации оригинальной архитектуры по предложению британского архитектора Дэвида Чипперфилда под руководством берлинского офиса Бруно- Фьоретти-Маркес. Внутренние стены были разработаны концепт-художником Олафом Николаи с использованием различных видов штукатурки и белых тонов, которые производят меняющееся впечатление в зависимости от падения света. Официальное открытие Домов мастеров состоялось 16 мая 2014 года Федеральным президентом Гауком. Прежние дискуссии о том, следует ли реконструировать дома в соответствии с оригиналом, теперь неактуальны.
Один из бюветов, построенный недалеко от Домов мастеров, спроектированный Людвигом Мисом ван дер Роэ, был снесен в 1970-х годах. В 2013 году питейный зал был перестроен в рамках городского ремонта Meisterhaussiedlung.
Личная жизнь
Дисциплина была неотъемлемой частью характера немецкого архитектора: невозмутимость, подтянутый внешний вид, безупречные костюмы и неизменный галстук-бабочка. Вальтер любил танцевать и всегда говорил: «Любовь — это сущность всего».
Гропиус был женат на двух чрезвычайно ярких женщинах. Его первая жена Альма, вдова композитора Густава Малера, согласно распространенному мнению, была самой красивой женщиной Европы, и в то же время самой ветреной. Ей приписывали любовную связь с художниками Густавом Климтом и Оскаром Кокошкой, поэтом Францем Верфелем и другими представителями австрийской богемы. В 1920 году после пяти лет брака Вальтер и Альма развелись. Их единственная дочь Манон умерла от полиомиелита в возрасте 18 лет в 1935 году. Композитор Альбан Берг позже посвятит ей скрипичный концерт «Памяти ангела».
Вторая жена Гропиуса Иза была умной, рассудительной женщиной. Они поженились в 1923, воспитывали приемную дочь Ати и были вместе до самой смерти. Иза ничуть не уступала своему мужу в неординарности. От ее головных уборов ручной работы и статей о моде до страстного увлечения садоводством и экспериментов с фотографией — вся жизнь Изы была искусством. Друзья в шутку называли её «миссис Баухауз» — она безоговорочно верила в школу и всю жизнь отстаивала идеалы своего мужа.
3. Дом Вальтера Гропиуса.
Дом одного из самых влиятельных архитекторов 20-го века, Дом Гропиуса был резиденцией Вальтера Гропиуса и его семьи во время его пребывания в Гарвардском университете в середине 1900-х годов. Завершенный в 1938 году, Дом Гропиуса был первым заказным проектом в США для знаменитого архитектора. Расположенный в Линкольне, Массачусетс дом представляет собой гибрид традиционной эстетики Новой Англии и модернистских учений Баухауза.Расположенный примерно в часе езды от Бостона, Массачусетса и кампуса Гарварда, Гропиус выбрал место в городе Линкольн, чтобы учесть интересы образования его дочери. Участок для дома расположен рядом с главной дорогой, проходящей через город, которая находится среди полей, лесов и фермерских домов. По мнению Гропиуса, первостепенное значение имело сохранение эстетики деревенского дома Новой Англии, а также внедрение в проект современных, массово изготовленных, готовых элементов.Дом Гропиуса, построенный в условиях войны и распространения современного архитектурного движения в Соединенных Штатах, представляет собой довольно скромное здание, сохраняющее масштаб и материальную идентичность с окружающей территорией. Фасад дома сочетает в себе обычный кирпич и местную вагонку с ленточными окнами и стеклоблоком, что вызывает ощущение стабильности и баланса между старым и новым, традиционным и современным, Новой Англией и Европой.Тем не менее, сохраняя связь с традицией, Гропиус навязывает модернистскую эстетику местным материалам, окрашивая дом в резкий белый цвет, который в сочетании с тонированными ленточными окнами и стеклянным блоком выглядит как слегка посторонний объект, помещенный в ландшафт
,Что касается внутреннего убранства дома, Гропиус не принял во внимание архитектуру Новой Англии, а скорее представляет собой смесь изготовленных предметов из Баухауза и мебели Марселя Бройера. В доме используется открытая пространственная организация, которая фильтрует свет по всему дому через большие окна.Подобно внешнему виду дома, Гропиус использует минималистичную цветовую палитру во всем интерьере, состоящую из черного, белого, бледно-серого и земляных тонов, а по всему дому — только слабые красные вкрапления.На момент завершения строительства Дом Гропиуса вызвал переполох в архитектурном сообществе, а также на большей части территории Новой Англии, поскольку дом был первым признаком того, что считалось международным стилем, появившимся в жилой среде Америки
Дом Гропиуса был домом для Вальтера Гропиуса и его семьи до его смерти в 1969 году, который затем был официально передан обратно владельцу земли, который был так увлечен Гропиусом, и его работа открыла дорогу другим архитекторам для создания подобных учреждений. В 2000 году дом стал национальной достопримечательностью.
Основные архитектурные принципы
1. Единство искусства, ремесла, промышленности и архитектуры
Стирая границы между изобразительным и прикладным искусством, синтезируя художественный дизайн и массовое производство, можно достичь единства мира и духа, вернуть утраченную обществом целостность. В этом и состоит главная задача архитектора.
2. Разрыв с архитектурными традициями прошлого — необходимая мера
Архитектору не следует искать безопасное «убежище» в архитектуре минувших эпох. Новые времена требуют собственных выразительных средств. Опираясь в своих практиках на давно исчезнувшую традицию, невозможно создать великую архитектуру.
3. Архитектура не может существовать вне культурно-исторического контекста
Архитектор, признавая влияние индустриализации, должен следовать новым правилам, диктуемым прогрессом общества и науки, и стремиться к созданию новых структур индустриального общества в соответствии с требованиями эпохи.
4. Общественное благо превыше всего
Архитектор выполняет социальные функции, учитывает потребности общества и несет ответственность за результаты своей творческой деятельности.
5. Здание должно соответствовать конструктивной форме
Отсутствие декоративной маскировки, четкий контраст, единство формы и цвета — основа архитектурного ритма. Архитектор не должен скрывать инженерные решения и конструктивные элементы строения.
6. Духовные интересы не менее важны, чем утилитарные
Философия рационализма и функционализма не отрицает важность эмоционального воздействия архитектуры и дизайна на человека. Архитектор не должен быть равнодушным к социальным факторам и человеческой психологии
Знаковые изобретения
Cantilever chair (Cesca)
Консольное кресло с сиденьем, будто бы зависшем в воздухе, изобрел в 1928 году Марсель Бреер. Для каркаса он использовал стальные трубки и подарил изобретению уменьшительное имя приемной дочери – «Ческа».
Кресло Wassily (Model B3)
Создано Бройером в 1925-1926 гг., когда он возглавлял мастерскую по изготовлению шкафов в Баухаусе (период Дессау).
Bauhaus Cradle
Вдохновляясь работами Василия Кандинского, Петер Келер, студент школы Баухаус, создает абстракционистскую колыбель.
Легендарное кресло Grand Confort (оно же «LC2»)
Великолепие матовой черной кожи и каркас из холодной стали принадлежит фантазии Ле Корбюзье. Вы могли видеть это кресло в сериале «Шерлок», именно на нем обычно сидит главный герой.
Изделия Марианны Брандт
Талант Марианны Брандт проявился в полной мере сразу в некоторых сферах. Она воплощала в своем творчестве целевые принципы баухауса, сочетая ремесло с высоким художественным вкусом. Марианна делала фотоколлажи, рисовала и была первой женщиной, работавшей по металлу.
Дизайн футуристических сервизов Брандт отражается в современных изделиях, ее почерк угадывается в острых носиках чайников, треугольниках подставок для салфеток, черных кубиках электронных часов.
Красно-синий стул Ритвельда
Rood-blauwe stoel — голландский дизайнер Геррит Ритвельд спроектировал в 1918 году. Ритвельд входил в ту же группу художников, что и Мондриан – «Стиль», отсюда – металлическая решетка-каркас и знакомые по дизайнам Мондриана цвета.
Оригинальный красно-синий стул приютил Музей современного искусства в Нью-Йорке.
Мебель для стиля Баухауз: 6 принципов подбора
Предметы мебели подбирается в интерьер под лозунгом: надежно, функционально, доступно. Пространство запрещено перегружать мебелью; меблировка осуществляется по следующим принципам:
Рациональное использование пространства. Предметы располагаются максимально удобно. В совмещенных помещениях отказываются от декоративных перегородок в пользу функциональных. Например, гостиную и кухню разделяет барная стойка с глянцевыми фасадами и минималистичным декором.
Компактная расстановка мебелиИсточник yandex.uz
Громоздкие предметы мебели. Важные критерии выбора — простая форма, качество, минимум декора. Ценится компактность, помогающая грамотно организовать пространство. Поэтому решением в лучших традициях баухауза будет встраиваемый шкаф, причем не только платяной, но и открытый. Популярный нынче шкаф-купе — детище школы дизайна баухауз.
Шкаф-купе в интерьере спальниИсточник pinterest.ru
Максимум внимания уделяется кухне. Шкафы образовывают гладкие монохромные поверхности, полки всегда закрыты. Материалом столешницы может быть металл, акрил, полированный бетон; дерево менее практично, потому используется реже. Стильные стулья — это металлический каркас и кожаное сиденье.
Зона кухниИсточник vsaunu777.ru
Мебель на металлическом каркасе — это визитная карточка немецкого стиля. Возникнув столетие назад, хромированная мебель сохранила актуальность и по сей день. Металлический каркас делает предмет визуально легче, что особенно ценно в небольшой комнате. Лаконичные стулья и кресла будут украшать гостиную бесконечно долго; доказательством служит эталон стиля — культовое кресло Barcelona без подлокотников.
Кресло БарселонаИсточник mattdefede.com
Пластик и стекло. Из этих материалов делаются столешницы журнальных столиков и обеденных столов. Очень часто столешницы имеют круглую форму, что приятно разнообразит интерьер.
Столики лишними не бываютИсточник curbed.com
Трансформеры. Когда-то произвел фурор практичный гардероб на роликовых колесах, идеальный для съемных квартир. В наше время можно обойтись коллекцией разногабаритных столов, складывающихся один под один, или хотя бы раздвижным журнальным столиком.
Мебель баухаузИсточник journal.homemania.ru
Об архитектуре и философии баухауза в следующем видео:
Приемы дизайна: декор и предметы
Стиль, не так давно отметивший столетний юбилей, в глазах ценителей остается по-прежнему эстетичным. Его украшением считается не декор, а продуманная геометрия пространства и рационально подобранная мебель. Баухауз, дизайн которого замешан на минимализме и функциональности, допускает следующие элементы декора:
- Абстрактная живопись в разных стилях.
- Светильники простой конструкции, но эргономичной формы.
Типичные светильники баухаузИсточник dizaineri.ge
- Качественная бытовая техника.
- Ковер — может служить фоном или, наоборот, быть акцентом дизайна.
- Геометрические принты на подушках, шторах.
- Зеркала, монохромные фотографии в металлической оправе.
Смягченный вариант стиляИсточник st-marand.ru
Заключение
Стиль баухауз — настоящий вызов современному обществу потребления. Своим столетним существованием он доказывает истину, что порядок важнее хаоса, а простая форма красива сама по себе. Впрочем, в мире, где царит глобализм, изменения коснулись и немецкого дизайна. Все чаще люди проникаются идеями эклектики, и тогда на полке или журнальном столике появляется безделушка, привезенная из далекого путешествия.