Резиденция Фридриха Великого
После двухлетнего строительства и открытия дворца в 1747 г. Фридрих Великий начал проводить в нем сначала только летний сезон, а затем стал жить постоянно.
«Без забот» — так переводится с французского языка название Sans Souci. Именно такой планировал свою жизнь в этой резиденции король Пруссии. Здесь он предавался любимым занятиям: читал, философствовал, сочинял музыку. Здесь из-под его пера вышли поэтические произведения и философские трактаты. В Сан Суси король много музицировал: сохранилось музыкальное наследие Фридрих Ⅱ — 121 соната и 4 концерта для флейты. В летней резиденции короля подолгу жили его друзья, среди которых нужно упомянуть Вольтера. Не следует думать, что монарх лишь праздно проводил время в Сан Суси и ничего не делал для государства. Его заслуги в укреплении Пруссии, дворянской и крестьянской реформах, развитии промышленности, приглашении иностранных колонистов неоспоримы.
Скромность и бережливость в быту Фридриха Ⅱ к концу жизни превратилась в скаредность. Он жалел денег на ремонт ветшающего Сан Суси, говоря, что дворец создан только для его жизни и не должен продолжаться. В своем завещании Фридрих просил похоронить его здесь же в склепе, который он построил при жизни на вершине виноградного холма. Его воля была исполнена только через 200 лет после смерти. На скромную могильную плиту Фридриха Великого в Сан Суси кроме цветов кладут клубни картофеля, в память о во внедрении королем картофелеводства в сельское хозяйство Пруссии.
Могила Фридриха Великого, Torsten Maue
Парк Сан-Суси
После того, как были разбиты террасы виноградников и достроен
дворец, наступило время обустройства окрестностей, где был создан
барочный декоративный сад с газонами, цветочными клумбами и
древесными насаждениями. Квадратами были высажены 3000 фруктовых
деревьев. Апельсины, дыни, персики и бананы росли в многочисленных
садовых парниках. О единении декоративных и утилитарных садов
говорят богини Флора и Помона, украшающие портал с обелиском у
восточного входа в парк.
После возведения в парке других зданий в нём появилась прямая
как стрела главная аллея длиной в 2,5 км. Своё начало она
берёт на востоке от возведённого в 1748 году обелиска и
заканчивается у Нового дворца на западе. На уровне построенной в
1764 году картинной галереи и Новых палат, построенных по бокам от
дворца в 1774 году, аллея раскрывается к ротондам с фонтанами,
окружёнными мраморными скульптурами. От этого места среди высокого
кустарника лучами расходятся дорожки, ведущие в разные стороны
парка.
Vkontakte User @ Vkontakte
В оформлении парка Сан-Суси Фридрих Великий следовал идее, уже
воплощённой в Нейруппине и Райнсберге. Ещё во время своего
пребывания в Нейруппине, где будучи кронпринцем в 1732—1735 годах
он руководил полком, Фридрих повелел разбить в своей резиденции
декоративно-утилитарный сад. Уже здесь он отказался от
классического барочного оформления сада в исключительно
репрезентативных целях по образцу Версаля и объединил прекрасное с
полезным. Этому принципу он остался верен и в Райнсберге.
Переоборудовав дворец, подаренный ему отцом Фридрихом Вильгельмом
I, в квадратах, обрамлённых кустарником, он повелел посадить фрукты
и овощи. на берегу Хафеля в Потсдаме]] Фридрих Великий вкладывал
большие деньги в систему фонтанов парка Сан-Суси, поскольку фонтаны
были неотъемлемой частью барочного сада. Однако фонтаны, как и
построенный в 1757 году грот Нептуна в восточной части парка, не
использовались по своему назначению. У «фонтаньеров»,
нанятых Фридрихом, не хватало профессиональных знаний, чтобы
добиться нужного для парковых фонтанов напора воды.
Лишь спустя сто лет эта проблема была решена с помощью силы
пара. В октябре 1842 года начала работать построенная Августом
Борзигом паровая установка в 81,4 лошадиных силы, заставившая бить
«Большой фонтан» у подножия виноградникового холма на высоту
38 м. Специально для этой паровой машины в бухте Хафеля по
заказу Фридриха Вильгельма IV Людвигом Персиусом была построена
насосная станция в форме турецкой мечети с трубой в форме
минарета.
Steffenheilfort @ WikiCommons
За несколько лет до этого Фридрих Вильгельм III приобрёл
земельный участок к югу от парка Сан-Суси и подарил его на
рождество 1825 года своему сыну, кронпринцу Фридриху Вильгельму,
будущему Фридриху Вильгельму IV. На месте бывшей помещичьей усадьбы
архитекторы Карл Фридрих Шинкель и Людвиг Персиус возвели дворец
Шарлоттенхоф. Петеру Йозефу Ленне было поручено оформление сада. По
примеру декоративно-утилитарного сада времён Фридриха Великого
садовый архитектор превратил ровную, местами болотистую местность в
открытый ландшафтный парк. Благодаря обширным лугам из
Шарлоттенхофа открылись великолепные виды на Римские купальни и
Новый дворец с
Храмом дружбы времён Фридриха Великого. Свободно размещённые
группы древесных насаждений оживляют просторы парка, на
юго-восточном крае которого был создан искусственный пруд. Грунт из
него использовался для создания на окружающей территории плавных
холмов, на вершинах которых пересекаются парковые дорожки.
Panoramio upload bot @ WikiCommons
Steffenheilfort @ WikiCommons
Строительство дворца
Дворец и парк Sanssouci расположены на южном склоне холмистой излучины реки Хафель. При строительстве города Потсдама во время правления Фридриха Вильгельма Ⅰ, отца Фридриха Великого, для укрепления болотистых почв на этих склонах были вырублены все дубовые рощи. Фридрих Ⅱ принял решение разбить на этом месте виноградники. Выращиванием виноградной лозы и виноделием в Бранденбургских землях занимались уже не первое столетие, но идея декоративного оформления виноградниками королевской резиденции была использована только в Сан Суси.
В августе 1744 г. на голых холмах начинается строительство шести террас, спланированных таким образом, чтобы по максимуму использовать солнечный свет. На террасах между саженцами виноградной лозы местных сортов и привезенными из Франции, Италии и Португалии, были устроены застекленные ниши, в которых высадили инжир, а в больших горшках росли апельсиновые деревья. По центру холма была построена широкая лестница, а передние части террас декорированы изгородями из стриженого тиса, фруктовыми деревьями на шпалерах и газонами.
Схема парка Сан Суси, albygan
В 1745 г. на самой высокой точке виноградника началось строительство дворца. Проектированием и воплощением замыслов прусского короля занялся архитектор Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф, которого впоследствии назовут основателем стиля фридерицианского (или потсдамского) рококо, воплощенного в архитектуре дворца Сан Суси. Особенно сильно этот стиль появляется во внутренней отделке помещений: стены и потолки богато украшены стилизованными растительными орнаментами, которые не выглядят тяжеловесно. Легкость декора достигается сочетанием изящной позолоты тонких орнаментов со светлыми оттенками стен, множеством зеркал и живописных полотен.
Внешне дворец Сан Суси больше всего соответствует канонам южно-германского и австрийского барокко. Здание состоит из центрального зала-ротонды с куполом и двух длинных одноэтажных пристроев по обеим сторонам с анфиладами комнат. Фасады богато орнаментированы и украшены скульптурами, вазами и пилястрами. Гермы, изображающие вакхов и вакханок символизируют тему виноделия.
Фридрих хотел иметь резиденцию, отвечающую его убеждениям и взглядам: чтобы дом был наполнен любимыми произведениями искусства, но имел тесный контакт с природой. Он не позволил строить длинные парадные лестницы, чтобы из дома можно было выходить прямо в сад. У подножия виноградного холма построен большой фонтан. Его окружают полукруглые скамьи и скульптуры античных богов и символы стихий — Вода, Земля, Воздух и Огонь. Наибольшую художественную ценность среди них представляют статуи Меркурия и Венеры выдающегося французского скульптора Жана Батиста Пигаля.
Новый дворец, Елена Никитина
Kaiserbahnhof
Зал «Кайзербанхоф», 2005 г.
Подъезд к «Кайзербанхоф», 2005 г.
В Kaiserbahnhof Potsdam (первоначально станция во внутреннем дворе парка дикой природы ) теперь находится академия Deutsche Bahn, которая служит для представительских целей. Он состоит из здания приемной и вокзала, а также подвала.
вложение
Здание было построено по плану и под руководством придворного архитектора Эрнста фон Ихне . Станция была построена в 1909 году в английском коттеджном стиле из песчаника . Основная часть — одноэтажное здание приемной в виде английской загородной виллы. За вестибюлем проезжей части находился императорский зал с панелями , деревянным полом и камином, напоминавший седан . Дверь с гобеленом вела в комнату антуража, в которую иначе можно было попасть из башни. Три лестничных пролета вели в перрон на несколько метров выше. Одна из них была императорской лестницей с двойной дверью, другая — для придворных, а последняя — для слуг .
Зал перекрыт мансардной крышей с слуховыми окнами в цилиндрических сводах. На фасадах установлены окна английского загородного дома, аналогичные окнам дворца Цецилиенхоф . Фронтальные стены сверху застеклены от сквозняков . Станция стоила 200 тысяч марок, финансирование поступило из бюджета администрации железной дороги.
использовать
Первым государственным гостем был Теодор Рузвельт . Царь Николай II , принесший в подарок дымоход императорского зала, был принят на вокзале в придворном поезде в 1910 году . Отсюда императрица Огюст Виктория последовала за своим мужем в ссылку в Нидерланды 27 ноября 1918 года . Ее гроб вернулся сюда через три года. С 1939 года в Потсдамском парке дикой природы размещалось «Секретное верховное командование ВВС» . Сюда же во время Второй мировой войны ходил специальный поезд Германа Геринга . После 1945 года станция была конечной станцией «Голубого экспресса» советского военного командования на трассе Москва — Берлин.
С 1952 года , находившееся во владении Deutsche Reichsbahn , здание использовалось одно за другим как казначейство компании, профессионально-техническая школа компании , культурная зона и транспортная полиция, но затем обветшало как складское помещение и было закрыто в 1977 году из-за к риску обрушения.
Прием в Кайзербанхофсхалле, 2011 г.
16 июня 2005 г. станция была вновь открыта после реставрации . Здание (подвал, прилегающее здание) используется как академия для менеджеров Deutsche Bahn (DB Akademie GmbH), приемы проходят в отреставрированном зале, он закрыт для публики.
В октябре 2015 года в помещении Kaiserbahnhof состоялся Петербургский диалог о германо-российском взаимопонимании и сотрудничестве.
«Королевский путь»
Другой конечной остановкой Кенигсвега поездом из Берлина в Потсдам был Потсдамский вокзал в Берлине. У маршрута была еще одна остановка в Шенеберге с выходом к кладбищам Альтер Санкт-Маттеус-Кирххоф в Берлине на Гросгёршенштрассе. Он был назван Hofstation и имел свою собственную платформу между Großgörschenstrasse пешеходного путепроводом и Yorckstrasse , а также между этими двумя платформами сегодняшней станции Yorckstrasse .
Фридрих II Великий
Гогенцоллерны – одна из самых значимых правящих династий Европы. Берет свое начало в XII веке, и существует до сих пор. Однако ж, никакой властью в данный момент не обладает. Тем не менее, цветет и пахнет. Как сказали бы у нас — на бюджетные деньги жируют . Долго и утомительно изучать всю династию, поэтому остановимся на самом ярком ее представителе – Фридрихе II. По среднестатистическому мнению самих немцев, Фридрих входит в тройку самых важных для германской государственности правителей.
Родился Фридрих II в 1712 году, и жил в качестве второго ребенка короля Пруссии Фридриха Вильгельма I, известного по прозвищу «король-солдат», которое было получено им не случайно. Нетрудно догадаться, что Фридрих Вильгельм I шибко обожал все, что имело связь с армией и солдатами, параллельным курсом шибко не любил всевозможные «щенячьи нежности», такие как искусство, музыку, иностранные языки, и прочие «высокие материи». Был упрям и напорист. На посту мужа и отца проявил завидное трудолюбие, родив 14 детей. Впрочем, в королевских семьях так было принято. Среди этих 14 потомков и был Фридрих II.
Фридрих Великий
Логично предположить, что в рожденном сыне Фридрихе II «король-солдат» хотел увидеть продолжателя славных традиций, но судьбой было предначертано увидеть совершенно противоположное. С детства Фридрих II полюбил все то, что ненавидел его отец – музыку и танцы, живопись и литературу. Чем и выводил из себя агрессивного и деспотичного отца. Особенную тягу Фридрих испытывал к философии и живописи, и был очень любознательным.
Удивительно, но подобные интересы и пристрастия не помешали ему в будничном для короля военном деле. Вступив на престол в 1740 году, он развернул кипучую деятельность, направленную на силовое присоединение к Пруссии новых территорий, объединение разрозненных германских герцогств и усиление позиций Прусского королевства на европейской арене. И это ему вполне удалось. Недаром его именуют не иначе, как Фридрих Великий. Было много Фридрихов, но Великий лишь один. Дожил он до 1786 года, и за свои 74 года жизни сделал из Пруссии одну из главных держав Европы.
На данном этапе повествования мы немного осознали всю историческую значимость «старого Фрица» — так его прозвали в народе. Заметочка для всех любознательных товарищей: Фриц – одно из производных от имени Фридрих. Часто немцев называют именно так. Дальше черпать знания из колодца истории смысла особого нет, поэтому перейдем к теме нашей сегодняшней лекции.
Парк Сан-Суси
Особого внимания заслуживает непревзойденной красоты парк — прекрасное дополнение царского дворца. Обустройство его окрестностей началось после того, как были разбиты виноградные террасы и построен дворец. В декоративном саду были разбиты зеленые газоны, древесные насаждения и цветочные клумбы.
Фридрих был поклонником простоты и универсальности, поэтому на ряду с декоративными растениями в саду высадили 3000 фруктовых деревьев. Кроме этого, в теплицах выращивались апельсины, бананы, персики, дыни и другие экзотические фрукты. Помимо растений, парк украшали статуи богинь Флоры и Помоны.
Через всю территорию парка, от обелиска на востоке к Новому дворцу на западе, проходит главная аллея длиной 2,5 километра, вдоль которой можно увидеть ротонды и фонтаны, окруженные мраморными скульптурами.
От главной аллеи отходит тысяча маленьких дорожек, ведущих в разные части парка.
Король вкладывал большие деньги в создание и обслуживание парка. Для поддержания в хорошем состоянии он нуждался в регулярном поливе. Система фонтанов также требовала применения новых технологий, но то время не хватало профессиональных знаний в данной области. Однако спустя несколько лет идеи короля воплотили в жизнь, и парк засиял величием и могуществом.
Сегодня все растения в парке рационально распределены. Кроме виноградников, посажен вишневый сад и сад экзотических фруктов. Растения чередуются со статуями и гипсовыми фигурами, что добавляет в экстерьер необычного колорита.
Описание дворца
Фридрих Великий, при строительстве дворца Сан-Суси, выдержал его в стилях рококо и барокко. Примечательно, что в дворцово-парковом комплексе замок играет не главную роль, а лишь дополняет виноградные террасы. Одноэтажное здание после пристройки флигеля приобрело размеры главной террасы. По бокам от дворца расположились сетчатые павильоны с искусной золотой отделкой. В них можно было уединиться после прогулки по длинным аллеям.
На фасаде, который устремлен к виноградникам, выделяется пышное убранство. Между окнами располагаются пары скульптур, которые напоминают атлантов. В центре выделяется небольшой купол, на своде которого выведено название дворца. Большинство изваяний выполнено из теплого песчаника и мрамора.
Очень интересна внутренняя отделка дворца. Главным помещением является мраморный зал с монолитными коринфскими колоннами. В нем расположены символические изваяния музыки, живописи, архитектуры, астрономии и других сфер искусства.
Очень красиво и даже роскошно оформлена библиотека. В ней преобладают кедровые резные панели с отделкой из бронзы и позолоты. Не меньшим изяществом выделяется концертный кабинет. Он обильно украшен картинами и скульптурами, которые гармонично сливаются в единую композицию. Сегодня в стенах дворца продолжают проводить концерты и художественные выставки.
Во дворце много красивых помещений, по которым можно бродить весь день. Осматривая великолепное убранство, посетители отмечают хороший вкус и изысканную манеру хозяев и архитекторов. Такое место можно было создать только с большой любовью.
Внешний и внутренний облик Дворца Сан-Суси
Замок – основное сооружение парковой территории. Он выглядит элегантно и современно несмотря на то, что построен в XVIII веке. Дворец имеет дорогое оформление, гармоничные формы и продуман до деталей. Отделка выполнялась лучшими материалами – мрамором, позолотой, тканями, произведениями выдающихся скульпторов и художников.
Перестройки не испортили дворец — наоборот многие моменты были усовершенствованы по современным параметрам. Он соединяет в себе комплекс художественных направлений городской и придворной европейской архитектуры.
Поскольку дворец был не основным и выполнял функции частной резиденции, его размеры небольшие. Главное здание имеет один этаж с просторной террасой. Большинство дверей замка стеклянные, что обеспечивает внутри хорошее освещение.
Фасад, который выходит к винограднику, украшают скульптурные изображения с пышными формами. На крыше расположены вазы. Южная сторона дворца оформлена более красочно в отличие от северной.
Важное место во дворце отведено вестибюлю (северная сторона) и мраморному залу (южная сторона). В западной части расположено пять комнат для гостей
На восточной стороне – королевские апартаменты, включающие зал аудиенций, концертный зал, спальню, кабинет, библиотеку и длинную галерею.
Украшение вестибюля — коринфские колонны. На потолке размещены живописные изображения богини Флоры. Пол выполнен из высококачественного мрамора. По всему замку отчетливо прослеживается стиль рококо, роскошь которого видна даже в мелочах.
История строительства
В 1763 году по окончании семилетней войны началось строительство Нового дворца вместе с примыкающей к нему колоннадой. Проект его был создан еще в 1755 году Иоганом Бюрингом. За основу были взяты находящийся в Англии замок Говард и Кловенирсбюргваль – голландский дом, который когда-то впечатлил Фридриха Великого.
Гравюра с изображением Нового дворца в Потсдаме, Германия
Возведение этого архитектурного шедевра было задумано для того, чтобы показать миру, что Пруссия еще имеет достаточно сил и величия даже после проведения трех военных сражений. Несмотря на то что в то время в моду вошел классицизм, Фридрих пожелал оформить покои в стиле рококо, который господствовал в 17 веке.
Руководство строительством до 1764 года осуществлял Иоганн Готфрид Бюринг, а после его ухода в 1765 году на его место заступает Карл фон Гонтанд. К тому времени строительство дворца уже продвинулось настолько, что Гонтанд в основном занимался планировкой его внутреннего оснащения.
Структура
Kaiserbahnof здание
Bürgerbahnhof здание
Posttor ворота, в передней части станции
Внутренний вид Кайзербанхоф в 1990 году
Станция находится на электрифицированной линии с двумя платформами, обслуживающими три пути.
Kaiserbahnhof
Kaiserbahnhof Потсдам находится железнодорожная станция вблизи Новый дворец ( Neues Palais ). Его строительство было начато в 1905 году немецким императором ( кайзером ) Вильгельмом II , и оно использовалось в качестве его частной станции . Первыми официальными гостями были Теодор Рузвельт в 1910 году и царь Николай II в России .
С 1939 года он использовался высшим командованием Люфтваффе, а во время Второй мировой войны — специальным поездом Германа Геринга , который был главой Люфтваффе. После 1945 года это была конечная станция « Голубого экспресса» , поезда, которым советское военное командование следовало по маршруту Москва — Берлин .
С 1952 года он принадлежал государственной железнодорожной компании Восточной Германии ( Deutsche Reichsbahn ) и впоследствии использовался в качестве политической школы и культурного центра, а также для транспортной полиции ( Transportpolizei ) до закрытия в 1977 году из-за ухудшения состояния.
В 1999 году здание было добавлено в список ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия .
16 июня 2005 г. станция была вновь открыта после реставрации. Здание используется в качестве академии для руководителей немецкой национальной железной дороги Deutsche Bahn и обычно не является общедоступным.
Bürgerbahnhof
Помимо Kaiserbahnhof, на станции Park Sanssouci есть второе небольшое здание Bürgerbahnhof, используемое в качестве зала приема пассажиров. Это деревянное сооружение — редкий представитель станционной архитектуры 1860-х годов. Перед ним — входные ворота в парк Посттор .