История Кельнского собора
В XIII столетии перед горожанами Кёльна, одного из самых богатых и могущественных городов Священной Римской империи, встала задача сооружения нового городского кафедрального собора. Кёльн переживал в ту пору расцвет, и, по замыслу отцов города, масштабы нового собора должны были затмить все остальные храмы.
Были и другие обстоятельства, вызвавшие к жизни этот замысел. Кёльнский архиепископ Рейнальд фон Дассель получил в дар от императора Фридриха Барбароссы останки Трех волхвов, или Трех королей – Каспара, Мельхиора и Бальтазара, пришедших к младенцу Христу на свет Вифлеемской звезды. Таким образом император отблагодарил владыку за военную помощь при покорении Милана во время второго итальянского похода.
Останки Трех волхвов ранее хранились в одном из миланских монастырей, привезенные туда крестоносцами. В 1164 году Рейнальд фон Дассель торжественно доставил эти реликвии в Кёльн. Для их хранения кёльнские мастера в течение десяти лет изготавливали саркофаг из серебра, золота и драгоценных камней – знаменитую Раку Трех Королей. Благодаря обретению этих реликвий Кёльн становился важным религиозным центром христианства и его новообретенный высокий ранг требовал воплощения в здании нового монументального собора.
15 августа 1248 года архиепископ Кёльна Конрад фон Хохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, положив тем самым начало самому затянувшемуся европейскому «долгострою» – окончательно собор был завершен только в 1880 году. Впрочем, работы в нем не прекращались никогда и продолжаются до сих пор.
План Кёльнского собора заимствован у собора в Амьене. Кроме того, строители храма были хорошо знакомы с французскими готическими постройками в Париже, Сен-Дени и Бове. Однако Кёльнский собор – прежде всего произведение немецкой архитектуры.
27 сентября 1322 года был освящен хор собора. Его длина составила 41 м, ширина – 45 м, высота центрального нефа – 43 м. Высокие стрельчатые окна, в которые были вставлены цветные витражи, достигали в высоту более 17 м.
Кельнский собор внутри.
Посетителей завораживает внутреннее убранство Кельнского собора в Германии, главный зал которого окружен галереями, маленькими часовнями, разнообразными фигурами святых и резными колоннами, а стены и пол украшены затейливой мозаикой с позолотой. Главный алтарь Кельнского собора мастера средневековья изготовили из мраморного монолита, а его боковые стены оформили в виде аркады, в нишах которой таятся статуи двенадцати апостолов.
Рядом с алтарем находится главная реликвия Кельнского собора в Германии – гробница с мощами волхвов, первыми принесших миру весть о рождении Спасителя. «Ларец трех волхвов» представляет собой три саркофага, изготовленных из дерева, обшитых пластинами листового золота и декорированных изящной резьбой и чеканкой. На украшение реликвии пошло более 1000 драгоценных камней и старинных гемм. Чтобы посмотреть на эту реликвию, в город Кельн ежегодно приезжают десятки тысяч паломников и туристов.
Но не только Ларец привлекает в Кельнский собор в Германии верующих и туристов. Здесь хранится еще одна бесценная реликвия – «Миланская Мадонна». Эту статую вырезали в 1290 году взамен сгоревшего во время пожара чудотворного образа. Ее создали те же мастера, которые ваяли скульптуры апостолов, украшающие внутренние пилястры Кельнского собора.
Особый трепет у прихожан и туристов вызывает дубовый крест, который подарил еще старому собору архиепископ Геро. Это двухметровое творение с достоверной точностью изображает распятого Христа в момент смерти. Уникальность этой реликвии состоит в том, что она дошла до нас в первозданном виде.
Многие ценности хранятся в подвальном помещении в витринах, которые оснащены особой подсветкой. Здесь можно увидеть символы, являющиеся неотъемлемым атрибутом власти архиепископов Кельна – меч и жезл, дароносицы и церемониальные кресты.
Желающие могут ознакомиться с многочисленными образцами выбитой на каменных плитах старинной письменности, коллекцией церковной одежды, пошитой из драгоценной парчи, а также различными кубками из серебра. Здесь же находятся несколько оригинальных скульптур Кельнского собора в Германии, украшавших ранее один из порталов, и вещи из захоронения времен династии Меровингов, датируемые 540 годом н.э.
Тут каждый уголок дышит историей. Поэтому, находясь возле стен Кельнского собора снаружи, а тем более попав внутрь собора, туристы ощущают атмосферу средневековья, усиливающуюся во время часто проходящих здесь концертов органной музыки.
Всю грандиозность сооружения можно осознать, поднявшись на смотровую площадку Кельнского собора в Германии, которая находится на высоте почти сто метров от поверхности земли. Посетителям со слабой физической подготовкой совершить такой поход довольно сложно, ведь к вершине ведут более 500 широких ступенек.
После посещения Кельнского Кафедрального собора многие туристы совершают прогулки по площади, которая находится возле храма. Это очень оживленное место. Здесь есть возможность послушать игру уличных музыкантов, посмотреть на выступление мимов и отведать ароматный шоколадный кофе в одном из многочисленных кафетериев.
Цифры и факты
| border=»2″ cellspacing=»0″ cellpadding=»4″ rules=»all»
style=»margin:1em 1em 1em 0; border:solid 1px #AAAAAA;
border-collapse:collapse; background-color:#F9F9F9; font-size:95%;
empty-cells:show;» |—— | Общая длина (снаружи) || 144,58 м
|—— | Общая ширина (снаружи) || 86,25 м |—— | Ширина
фасада поперечного нефа || 39,95 м |—— | Внутренняя ширина
продольного нефа || 45,19 м |—— | Ширина западного фасада
|| 61,54 м |—— | Высота северной башни || 157,38 м
|—— | Высота южной башни || 157,31 м |—— | Ступеней
вплоть шпиля || 509 (97,25 м = 152,5 м над уровнем моря)
|—— | Колоколов || 11 (8 колоколов в южной башне, 3 — в
центральной башне (на коньке крыши)), самый большой колокол —
«Decke Pitter» |—— | Высота фасада поперечного нефа ||
69,95 м |—— | Высота центральной башни (на коньке крыши) ||
109,00 м |—— | Высота конька крыши || 61,10 м |—— |
Внутренняя высота среднего нефа || 43,35 м |—— | Внутренняя
высота боковых нефов || 19,80 м |—— | Площадь собора,
приблизительно || 7 914 м² |—— | Площадь окон,
приблизительно || 10 000 м² |—— | Площадь крыши,
приблизительно || 12 000 м² |—— | Территория вокруг
собора, без лесов || 407 м² |—— | Наибольшая площадь
западного фасада || 7 000 м² |—— | Масса
использованного камня, приблизительно || 300.000 т |—— |
Ежегодно тратится на содержание || 10 млн. € |—— |
Адрес ||Domkloster 4, 50667 Köln |}
Vkontakte User @ Vkontakte
Сокровища
Одним из сокровищ собора является Высокий алтарь, который был установлен в 1322 году. Он построен из черного мрамора, с твердой плитой длиной 15 футов (4,6 м), образующей вершину. Передняя и боковые стороны перекрыты нишами из белого мрамора, в которые вставлены фигуры, в центре — Коронация Богородицы .
Самым знаменитым произведением искусства в соборе является Храм Трех Королей , построенный по заказу Филиппа фон Хайнсберга, архиепископа Кельна с 1167 по 1191 год, и созданный Николаем Верденским в 1190 году. Традиционно считается, что в нем хранятся останки Три волхв , чья мощь были приобретено Фридрихом Барбароссы в завоевании Милана в 1164 Святыне принимает вид большой реликварий в форме basilican церкви, сделанный из бронзы и серебра, позолоченные и украшенный с архитектоническими деталями, образной скульптура, эмали и драгоценные камни. Святилище было открыто в 1864 году, и в нем были обнаружены кости и одежда.
Рядом с ризницей находится Распятие Геро , большое распятие, вырезанное из дуба со следами краски и позолоты. Считается, что оно было построено около 960 года для архиепископа Геро, это самое старое большое распятие к северу от Альп и самая ранняя известная большая отдельно стоящая северная скульптура средневекового периода.
В часовне причастия находится Мадонна Майлендер («Миланская Мадонна»), датируемая примерно 1290 годом, деревянная скульптура, изображающая Пресвятую Деву Марию и младенца Иисуса . Алтарь святых покровителей Кельна с запрестольным изображением международного готического художника Стефана Лохнера находится в Мариенкапелле («Часовня Святой Марии»). После завершения строительства в 1265 году расходящиеся часовни сразу же были приняты в качестве захоронений. Мощи святой Ирмгардис нашли место последнего упокоения в часовне святой Агнесы. Считается, что ее трахитовый саркофаг был создан гильдией каменщиков собора около 1280 года. Другие произведения искусства находятся в Сокровищнице собора.
Во внутреннюю стену встроены пара каменных табличек, на которых высечены положения, сформулированные архиепископом Энглебертом II (1262–1267 гг.), Согласно которым евреям было разрешено проживать в Кельне.
Режим работы собора в Кёльне
Храм открыт ежедневно с 06:00 до 20:00 (с ноября по апрель) и до 20:00 (с мая по октябрь). Для туристов полноценный осмотр достопримечательностей возможен с 10:00 до 20:00 и по воскресеньям с 08:00. Во время полуденной мессы, начинающейся в 12:00, посещение собора возможно только верующим, пришедшим на молитву. В остальное время увидеть интерьеры, часовни и святыни можно лишь частично. Вход в собор только по предварительной записи у входа в собор.
В выходные и праздничные дни время доступа туристов к достопримечательностям сокращается. Во время важных мероприятий предусматриваются дополнительные ограничения, в том числе в последнюю неделю ежегодно проводимого Кёльнского карнавала.
Расписание планируемых событий и время доступа туристов по дням — на официальном сайте Кёльнского собора.
Один из соборных органов, Ambross07
Подняться на соборную башню можно круглый год. Время работы зависит от сезона:
- с ноября до конца февраля — с 09:00 до 16:00;
- в марте, апреле и октябре — с 09:00 до 17:00;
- с мая до конца сентября — с 09:00 до 18:00.
В воскресные и праздничные дни колокольня открывается в 12:30. Допуск прекращается за 30 мин. до закрытия башни. Вход расположен справа от центрального портала.
Соборная сокровищница работает ежедневно с 10:00 до 18:00, кроме Рождества и Нового года, а также первого дня Кёльнского карнавала — 11 ноября и нескольких особых дней его последней недели. Вход в сокровищницу расположен у «золотой» стелы, со стороны Вокзальной площади, и в северном трансепте.
Богослужения
Службы в епископской церкви Кёльна проводятся ежедневно. С понедельника по субботу включительно — в 06:30, 07:15, 08:00, 09:00, 18:30 часов. В воскресенье — 07:00, 08:30, 10:00; 12:00; 17:00; 18:00; 19:00.
В графике возможны несущественные изменения.
Фрагмент одного из витражей, WDWensky
История храма вкратце
Самый грандиозный в Кёльне собор расположен на месте, которое ещё во времена римского правления являлось религиозным центром живших здесь христиан. На протяжении веков там было построено несколько поколений храмов, причём каждый последующий превосходил по своим масштабам предыдущие. В нижнем ярусе современного собора, где сейчас проводятся раскопки, можно увидеть то, что сохранилось от этих древних святынь.
Зачем понадобился новый храм
Можно утверждать, что история Кёльнского собора в Германии началась в 1164-м году. Как раз в это время архиепископ Райнальд фон Дассель привёз в Кёльн мощи трёх Святых Волхвов, которые пришли поклониться новорожденному Иисусу.
В христианстве эти мощи считались драгоценной святыней, к которой шли паломники со всей Земли. Для такой значимой религиозной реликвии требовался достойный Дом. Идея создания в Германии величественного собора, превосходящего всемирно прославленные соборы Франции, принадлежит архиепископу Конраду фон Гохштадену.
Новый храм в Кёльне строился в два очень долгих этапа.
Как всё начиналось
Герхард фон Риле – именно этот человек составил чертежи, по которым велись работы по возведению грандиозного сооружения. Символичный камень в фундамент Кёльнского собора заложил Конрад фон Гохштаден в 1248 году. Сначала была сооружена восточная сторона храма: алтарь, окружённые галереей хоры (их освятили в 1322 году).
В XIV и XV веках работы шли медленными темпами: завершили лишь нефы в южной части здания и возвели три уровня южной башни. В 1448 году на башенной колокольне установили два колокола, вес каждого из них составлял 10,5 т.
Год, когда строительство приостановили, в разных источниках указан разный: 1473, 1520 и 1560. Несколько столетий собор в Кёльне оставался недостроенным, а на южной башне всё время так и стоял высокий подъёмный кран (56 м).
Второй этап строительных работ
В ХIХ веке король Пруссии Фридрих Вильгельм IV приказал достроить собор, к тому же возведённые хоры уже требовали обновления. В те годы готическая архитектура находилась на очередном пике популярности, поэтому святыню решено было закончить, придерживаясь выбранного ранее готического стиля. Этому поспособствовало и то, что в 1814 году чудом были обнаружены давно утерянные чертежи проекта, составленные Герхардом фон Риле.
Карл Фридрих Шинкель и Эрнст Фридрих Цвирнер пересмотрели старый проект, и в 1842 году начался второй этап строительных работ. Начал его сам Фридрих Вильгельм IV, заложив в фундамент очередной «первый камень».
В 1880 году одно из длиннейших в истории Европы строительств завершилось и даже отмечалось в Германии как национальное событие. Если считать, сколько же строился Кёльнский собор, то получается, что 632 года. Но даже после официального торжества религиозную святыню не прекращали ремонтировать и доделывать: меняли стёкла, приступили к внутренней отделке, настилали полы. А в 1906 году обвалилась одна из башен над центральным фасадом, и пришлось ремонтировать повреждённую стену.
Годы Второй мировой войны и послевоенный период
Во Второй мировой Кёльн, как и многие другие города Германии, был очень сильно разрушен бомбёжками. Интересным является тот факт, что Кёльнский собор чудом сохранился и возвышался среди сплошных развалин, будто возникнув из иного мира.
Как говорят военные стратеги, высокие башни здания служили пилотам ориентирами, поэтому они не бомбили его. Но всё же 14 раз в собор попадали авиабомбы, хотя он и не получил серьёзных повреждений. Тем не менее, новые реставрационные работы были необходимы.
До 1948 года хоры в соборе Кёльна восстановили, после чего там постоянно стали проходить службы. Восстановление прочего интерьера продолжалось вплоть до 1956 года. Тогда же построили винтовую лестницу, ведущую к площадке на одной из башен, на высоту 98 м.
Время до сегодняшних дней
Из-за сильного загрязнения окружающей среды и непогоды всё время происходят многочисленные повреждения грандиозного собора в Кёльне, которые могут привести к его разрушению. Временная реставрационная контора по-прежнему находится у здания, постоянно занимаясь ремонтными работами. В общем, строительство собора в Кёльне (Германия) вряд ли будет закончено когда-либо вообще.
С 1996 года Кёльнский собор пребывает в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сейчас этот храм является одной из самых значимых архитектурных достопримечательностей Германии. К тому же, как и планировала Церковь много веков назад, в нём хранятся важнейшие для христиан реликвии.
Внутреннее убранство
Интерьер собора декорирован мрамором, позолоченными элементами и каменным ажуром, обрамляющим большие окна и хоры. Его украшением являются оригинальные потолочные своды, огромные разноцветные витражи, фрески на стенах хоров и резные деревянные антресоли.
Верхний алтарь выполнен из монолитной глыбы черного мрамора. Он был создан в первой половине XIV в. и до сих пор считается самым большим в мире среди подобных композиций. В соборе присутствуют другие алтари, а также скульптуры и лепнина. Примечателен Триптих Лохтера, изготовленный в начале XV в. На нем появляются разные сцены из Евангелия, в зависимости от того, закрыт Триптих или открыт.
В часовнях находятся захоронения кёльнских архиепископов — с саркофагами, надгробными плитами, изваяниями из мрамора, известняка и бронзы.
Реликвии и святыни
В Кёльнском соборе находятся многие христианские реликвии и святыни. Среди них есть особо почитаемые.
Мощи трех волхвов — привезены из Милана в 1164 г. и подарены архиепископу Кёльна императором Фридрихом I Барбароссой. Святыни хранятся в изготовленном в начале XIII в. уникальном ларе, оббитом золотыми и позолоченными пластинами, украшенном 1000 драгоценными камнями и тремя сотнями камей и гемм.
Миланская Мадонна — является копией чудодейственной резной статуи Мадонны, также привезенной из Милана. Оригинал сгорел при пожаре в 1248 г. Расположенный в соборе образ Богоматери датируется 1290 г. В XIX столетии скульптуру переместили на новое место, дополнив ее скипетром и короной.
Распятие Геро — представляет собой 2-метровый крест с реалистичной фигурой распятого Христа. Был выполнен по заказу архиепископа Геро (900–976 гг.) и передан в дар Старому храму. В то время в Европе о подобных распятиях еще не знали.
Сокровищница — хранит большую коллекцию самых ценных реликвий. Здесь находится посох и дароносица св. Петра, жезл и меч кёльнских архиепископов, церемониальный крест, собрание рукописей и многое другое.
Рака Трех волхвов, Arminia