Памятник битве народов

Музей Грасси

Куда пойти в Лейпциге всегда найдется, потому что достопримечательностями этот город, действительно, богат. Одним из популярнейших туристических мест является Музей Грасси. Он объединяет под своей крышей целых три музея: музей музыкальных инструментов, музей декоративно-прикладного искусства и этнографический музей. Помимо фантастического разнообразие экспонатов и старинных артефактов, большой интерес гостей вызывает необычная архитектура самого здания. Комплекс был возведен в начале 20 века по проекту Карла Цвека и является ярким образцом немецкого ар-деко. Грасси спроектирован в сложной замкнутой форме с четырьмя внутренними дворами и украшен оригинальными элементами декора из натурального туфа.

Адрес: Johannispl. 5-11. Стоимость билета в один музей 8 евро. Экспозиции открыты ежедневно до 18.00, кроме понедельника;

Церковь Святого Фомы

Еще одна красивая архитектурная достопримечательность, которую будет интересно посмотреть в Лейпциге туристу. Церковь Святого Фомы была основана в XIII веке, а приобрела широкую известность благодаря Иоганну Себастьяну Баху. В течение 27 лет великий музыкант руководил здесь церковным хором и инструментальным ансамблем. В память об этом у стен храма установлен бюст композитора, здесь же находится и его могила. А всего в нескольких шагах от церкви расположен музей Баха. В истории церкви Святого Фомы оставили след и другие великие люди: Мартин Лютер, Феликс Мендельсон и кайзер Вильгельм I, изображения которых украшают настенные витражи храма. Интересно также познакомиться с коллекцией церковных музыкальных инструментов XVIII столетия, среди которых – контрабас, альт, виолончель и литавры.

Южное кладбище

Южное кладбище находится в непосредственной близости от памятника, посвященного Битве народов. Поэтому после осмотра монумента здесь можно продолжить прогулку и почтить память советских узников концлагерей. Южное кладбище – это не мрачное место с унылыми могильными плитами, а своего рода ландшафтный парк с ухоженными аллеями, обилием экзотических растений, завораживающими скульптурами и великолепной часовней в неоромантическом стиле. Эта лейпцигская достопримечательность принадлежит к числу самых больших и красивых парковых кладбищ Германии. Чтобы познакомиться поближе с историей его создания и узнать об известных людях, похороненных здесь, можно, при желании, воспользоваться услугами экскурсовода.

Дизайн памятника

Памятник ночью 2015

Стиль

Шмитц построил памятник на искусственном холме и выбрал пирамидальную форму для четкого обзора окрестностей. База составляет 124 квадратных метра (407 футов). Главное сооружение высотой 91 метр (299 футов) по состоянию на 2013 год по-прежнему является самым высоким памятником в Европе. Позер помещает памятник в традицию аналогичных национальных памятников 19 века. Дизайн сознательно отклоняется от стиля периода Вильгельмина того времени, поскольку архитекторы пытались разработать отчетливо немецкий стиль в архитектуре и скульптуре. «Множество символов и метафор», как пишет Позер, «затрудняет четкую характеристику памятника даже сегодня». Многие скульптуры отражают масонские идеи членов Патриотического союза , направленные на знакомство с ними широкой публики через памятник. В отличие от многих памятников и построек той эпохи, в памятнике отсутствуют элементы классицизма , вместо этого они заимствованы из архитектуры древней Месопотамии и Египта . Тиме, который часто вносил коррективы в дизайн Шмитца, чаще всего из соображений экономии, работал вместе со скульпторами в стиле модерн Кристианом Беренсом и его учеником Францем Мецнером . После смерти Беренса в 1905 году Мецнер завершил работу, в основном над скульптурами внутри и наверху памятника.

Внешний вид конструкции

На лицевой стороне памятника на рельефе высотой 19 м (21 ярд) и шириной 60 м (66 ярдов) изображена сцена битвы. Центральным элементом рельефа является скульптура архангела Святого Михаила , символизирующая олицетворение Божьей поддержки немецких солдат. Над Майклом выгравирована надпись « Gott mit uns » . По обе стороны от архангела фурии несут знамя войны, а два орла символизируют «недавно завоеванную свободу». По обе стороны от рельефа боковые лестницы со 136 ступенями ведут на второй этаж и вход в склеп. Лестницы украшены большими головами императора Фридриха I , более известного как Барбаросса , напоминающие миф о спящем императоре и «как выражение надежд народа на лучшие времена». На вершине памятника, на внешней стороне крыши купола, стоят двенадцать статуй воинов, каждая из которых состоит из 47 гранитных блоков и высотой 13 м (14 ярдов), призванных напоминать о желании немцев защищаться. В инаугурационном тексте о памятнике эти статуи описываются как «хранители свободы и столпы справедливости».

На внутренней

В склепе в форме круга на первом этаже находятся шестнадцать статуй воинов ( Totenwächter ), символически стоящих на страже, по две каждая перед восемью посмертными масками высотой 6 м (6,6 ярда). Склеп был задуман как символическая могила для павших воинов. В Рухмешалле (Зале славы) на втором этаже четыре большие скульптуры расположены лицом друг к другу, каждая из которых символизирует предполагаемую добродетель немецкого народа (храбрость, силу веры, народную силу и самопожертвование). Каждая из этих скульптур имеет высоту 9,5 м (10,4 ярда). Над склепом возвышается купол высотой 68 м (74 ярда). Ведущие к нему окна с колоннами украшены 96 скульптурами меньшего размера, изображающими страдания на войне. Сам купол заполнен «324 почти в натуральную величину конными статуями, символизирующими возвращение победителей на родину». Купол диаметром 29 м (32 ярда) создает необычную акустику, которая позволяет проводить концерты во внутреннем зале. Из склепа 364 ступеньки ведут посетителей на смотровую площадку на вершине памятника.

Окрестности

Вид на памятник и прилегающий к нему светоотражающий бассейн.

Шмитц также планировал создать сопутствующий комплекс для церемоний, который будет включать в себя двор, стадион и плац. Однако в конечном итоге были достроены только отражающий бассейн и два проспекта для процессий. Памятник окружают дубы, которые древних германцев считались символом мужской силы и выносливости. Дубы дополняются вечнозелеными растениями, символизирующими женскую плодовитость, и находятся в подчиненном положении по отношению к дубам.

Технические характеристики

На фото памятника «Битва народов» можно увидеть весь его масштаб и монументальность. Стоит отметить, что и в настоящее время он является самым большим в Европе. Как говорилось ранее, его общая высота составляет 91 м, а главный зал вместе с куполом возвышается на 68 м.

Для того чтобы построить столь масштабный памятник, потребовалось установить 65 фундаментальных свай, на которых была сооружена плита длиной 80 м, шириной 70 м и высотой 2 м. Для строительства этого гигантского монумента было использовано 120 тыс. кубометров бетона и 26,5 тыс. каменных блоков. Общая масса сооружения составляет 300 000 тонн, а на его возведение было потрачено 6 млн. золотых немецких марок.

Крупнейшая битва в истории

В 1813 году Пруссия, получив поддержку от России, восстала против наполеоновского гнета и освободила немецкие земли вплоть до Эльбы. Однако Наполеон и не думал сдаваться. Более того, он не оставлял мысли о полном покорении Европы. В мае 1813-го он разбил русско-прусские части в сражениях при Люцерне и Бауцене и двинулся на восток.

К союзникам (России, Пруссии, Португалии, Великобритании, Испании и нескольким немецким княжествам) присоединились Австрия и Швеция — и Шестая антинаполеоновская коалиция начала готовиться к решающему поединку. Ждал его и Бонапарто; в середине октября его 200-тысячная армия остановилась возле саксонского Лейпцига. Вскоре туда же вышли и войска союзников.

И хотя численность противостоящих армий была примерно одинаковой, в количестве артиллерийских стволов французы явно уступали (700 против 1460). Однако французская разведка доносила, что русско-прусская Силезская и австрийская Богемская армии вряд ли примут участие в предстоящем сражении. Не зная, что эти сведения ошибочны, 16 октября Наполеон дал сигнал к наступлению. Началось сражение, которое до Первой мировой войны считалось самым крупным в истории человечества.

Длилось оно несколько дней, и в конце концов чаша весов склонилась на сторону союзников. 19 октября битва завершилась, армия Бонапарта оставила Саксонию и покатилась до самой Франции. В 1814-м союзники вошли в Париж, а Наполеон был вынужден отказаться от престола.

Дань памяти

Но все это будет только через год… А пока что поле, где отгремела Лейпцигская битва, было усеяно телами 100 тысяч погибших! Среди союзников по антинаполеоновскои коалиции наибольшие потери понесла русская армия — 22600 человек. Кроме них, под Лейпцигом остались 15000 австрийцев, 16000 пруссаков и 180 шведов. Тяжелые потери понесла и наполеоновская армия — 40000 убитых и раненых, а также 15 тысяч взятых в плен.

Идея запечатлеть подвиг народов Европы в монументе появилась почти сразу после Лейпцигского сражения. Инициатором проекта, созданного по эскизам берлинского зодчего Бруно Шмица, был председатель Германского союза патриотов Клеменс Тиме. Памятник должен был стать неким «немецким национальным храмом», ибо лейпцигская Битва народов рассматривалась в Германии как отправной пункт зарождения германского национального самосознания.

18 октября 1813 года во время Лейпцигского сражения саксонские и вюр-тембергские войска перешли на сторону союзников и вместе с ними начали громить Наполеона. Именно поэтому в 1863 году, в день 50-летия Битвы народов, на поле бывшего сражения собралось множество людей, приехавших из разных немецких государств, лозунгом которых было объединение Германии. Еще через 50 лет состоялось торжественное открытие мемориала в присутствии кайзера Вильгельма И, короля Саксонии, представителей России, Австрии и Швеции.

В том же году в Лейпциге был открыт Храм-памятник Русской славы в честь Святителя Алексия, посвященный погибшим в Битве народов русским воинам. Перед иконами этого храма в память павших россиян в те дни зажгли лампаду. В победном 45-м церковь посетил советский маршал Георгий Жуков, возложивший здесь памятный венок.

Русский акцент союзной армии

Император Александр I после Отечественной войны 1812 года числил Наполеона в своих личных врагах, и разгром наполеоновской империи стал для русского царя практически личным делом. Потому неудивительно, что основная часть армии Шестой коалиции (по крайней мере сорок с лишним процентов!) приходилась на русские войска, численность которых по разным данным составляла от 127 до 160 тысяч человек. Эта колоссальная сила была распределена по трем армиям коалиции: Северной, Силезской и Богемской, но ни одну из них не возглавляли русские военачальники – такова была воля русского императора.

Российский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III принимают доклад о победе в Битве народов. Картина художника Иоганна Петера Крафта, 1839 год

Торговый Пассаж Медлера

Торговый Пассаж Медлера.

Если бы Гете был жив сегодня, он, вероятно, просто не узнал бы «Погреб Ауэрбаха» – тот самый винный бар, который он когда-то прославил в своем «Фаусте». Винный бар в подвале был построен в далеком 1529 году, и в течение веков это место застраивалось и перестраивалось новыми зданиями, в результате чего сегодня здесь появился огромный торговый пассаж под названием «Madler Passage».

Помимо прочего, в изящно остекленном комплексе также работают рестораны и офисы, однако людей привлекает атмосфера, декоративные здания, скульптуры и возможность погрузиться в атмосферу ушедших лет. Ладно-ладно. Премиальные бутики, с уникальными товарами, вероятно, тоже имеют отношение к популярности этого места.

Адрес: Madler Passage, Grimmaische Str. 2-4, 04109 Leipzig, Германия.

Церковь Святого Николая

Церковь Святого Николая – одна из главных исторических достопримечательностей Лейпцига. Это самый старый храм города – его история началась в далеком XII столетии. С тех пор церковь многократно перестраивалась, но и по сей день в ее архитектуре можно разглядеть элементы древнего романского стиля. Стены старинной церкви буквально пропитаны духом истории: реформатор Мартин Лютер читал здесь свои проповеди, композитор Иоганн Себастьян Бах проводил концерты органной музыки, а в конце 80-х годов XX века здесь состоялась мирная демонстрация сторонников объединения Германии, которая вскоре привела к падению Берлинской стены. Внутри храма большой интерес представляют искусные настенные росписи и великолепный орган XIX века. Эта достопримечательность обязательно к посещению в Лейпциге!

Победа ценой предательства

«Страшная пустота зазияла в центре французской армии, точно вырвали из неё сердце», – так образно описал русский писатель Дмитрий Мережковский в своем историческом романе «Наполеон» момент, когда Саксонская дивизия, сражавшаяся в боевых порядках наполеоновских войск, внезапно перешла на сторону противника. Это было настолько неожиданно, что когда саксонцы, ускоряя шаг, двинулись в сторону врага, французы приветствовали их «атаку», и лишь после того, как перед «наступающими» расступились колонны противника, поняли свою ошибку. Вскоре примеру саксонцев последовали войска Вюртемберга и Бадена, и только брошенная в образовавшуюся брешь Старая гвардия Наполеона сумела не допустить катастрофы, однако не смогла переломить ситуацию в пользу французской армии.

Генерал-лейтенант Генрих Вильгельм фон Цешау, командующий Саксонской дивизией во время Битвы народов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Культура мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: