Фрауэнкирхе

Содействие реконструкции и финансированию

Сохранение и каталогизация охраняемых структурных фрагментов, сентябрь 1999 г.

В последние месяцы Второй мировой войны жители выразили желание восстановить церковь. Однако из-за политических обстоятельств в Восточной Германии реконструкция была остановлена. Куча руин была сохранена как военный мемориал в центре Дрездена, как прямая копия руин собора Ковентри , который был разрушен немецкой бомбардировкой в ​​1940 году, а также служит военным мемориалом в Соединенном Королевстве . Из-за продолжающегося разрушения руин руководство Дрездена в 1985 году (после того, как здание Земпера было окончательно завершено) решило восстановить церковь Богоматери после завершения реконструкции Дрезденского замка .

Воссоединение Германии , принес новую жизнь в планы реконструкции. В 1989 году группа энтузиастов из 14 человек во главе с известным дрезденским музыкантом Людвигом Гюттлером сформировала Гражданскую инициативу. Год спустя из этой группы вышло Общество содействия восстановлению церкви Богоматери, которое начало агрессивную частную кампанию по сбору средств. Организация выросла до более чем 5000 членов в Германии и 20 других странах. Был сформирован ряд немецких вспомогательных групп, а также три рекламные организации за рубежом.

Проект набирал обороты. Пока сотни архитекторов, искусствоведов и инженеров сортировали тысячи камней, определяя и маркируя каждый для повторного использования в новой структуре, другие работали над сбором денег. IBM предоставила ключевой элемент, заключив контракт с RTI International, некоммерческим исследовательским институтом в Research Triangle Park NC, на создание интерактивного представления Церкви в виртуальной реальности. VR собирала большие и маленькие пожертвования, помогая сделать проект возможным.

Гюнтер Блобель , американец немецкого происхождения, еще мальчиком видел оригинальную церковь Богоматери, когда его семья беженцев укрылась в городе недалеко от Дрездена за несколько дней до того, как город подвергся бомбардировке. В 1994 году он стал основателем и президентом некоммерческой организации « Друзья Дрездена, Inc. », американской организации, занимающейся поддержкой реконструкции, реставрации и сохранения художественного и архитектурного наследия Дрездена. В 1999 году Блобель получил Нобелевскую премию по медицине и пожертвовал всю сумму своих премиальных денег (почти 1 миллион долларов США) организации по восстановлению Дрездена, восстановлению Фрауэнкирхе и строительству новой синагоги . Это было самое крупное индивидуальное пожертвование проекту.

Восстановленный интерьер

В Великобритании Дрезденский трест имеет принца Эдуарда, герцога Кентского в качестве королевского покровителя и епископа Ковентри среди своих кураторов. Доктор Пол Острейхер , почетный каноник собора Ковентри и основатель Dresden Trust, писал: «Церковь для Дрездена — это то же самое, что собор Святого Павла для Лондона». (Имеется в виду собор Святого Павла .) Дополнительные организации включают французскую ассоциацию Frauenkirche Paris и швейцарскую Verein Schweizer Freunde der Frauenkirch.

Восстановление церкви обошлось в 180 миллионов евро. Dresdner Bank профинансировал более половины затрат на реконструкцию посредством «кампании донорских сертификатов», собрав почти 70 миллионов евро после 1995 года. Сам банк внес более семи миллионов евро, в том числе более одного миллиона пожертвований его сотрудников. За прошедшие годы были проданы тысячи часов с крошечными фрагментами камня церкви Богородицы и специально напечатанные медали. Один спонсор собрал почти 2,3 миллиона евро за счет символической продажи отдельных церковных камней.

Собранные средства были переданы «Фонду Фрауэнкирхе Дрездена», реконструкция которого была поддержана государством Саксония , городом Дрезденом и евангелическо-лютеранской церковью Саксонии .

Новый крест с золотой башней был официально профинансирован «британцами и Домом Виндзоров». Он был изготовлен британской компанией по изготовлению серебряных изделий Grant Macdonald, главным мастером проекта которой был Алан Смит, отец которого был одним из пилотов бомбардировщиков, ответственных за разрушение церкви.

Церковь Елизаветы в Марбурге

Возведение церкви над могилой Святой Елизаветы закончилось в начале XIII столетия, и она стала первым сооружением Германии, выстроенном в чисто готическом стиле.

Заложили храм на берегу реки Ланн, а сегодня это одна из главных достопримечательностей города Марбурга, к которой ежегодно приезжают сотни тысяч туристов. Внутри сохранились уникальные готические фрески.

Красивые готические башни вот уже более 800 лет возвышаются над городом и поражают своим великолепием. Строили церковь на средства Тевтонского ордена, и освятили в честь Святой Марии, но в историю храм вошёл под другим наименованием.

6

Обзорная площадка

Под самым куполом собора на высоте 67 метров расположена смотровая площадка. С нее отлично просматриваются все примечательные постройки исторической части Дрездена: терраса Брюля, легендарный Цвингер, Академия изобразительных искусств, Дворец культуры и излучина Эльбы. Площадка открыта только в летние месяцы. На 24 метра можно подняться на лифте, остальные 43 метра придется преодолеть пешком.

Если в храм вход свободный, то за посещение площадки необходимо заплатить. Для взрослых билет стоит 8 евро, льготники (дети, пенсионеры, инвалиды) должны заплатить 5 евро. Выгодный семейный билет обойдется всего в 20 евро, а владельцы карт Dresden Welcome Card, Dresden City Card и других могут отнять от общей стоимости билета 2 евро – свою персональную скидку.

Двери церкви открыты с понедельника по пятницу с 10:00 до 12:00, в полдень в соборе начинается перерыв, который длится до 13:00. После обеда храм принимает посетителей до 18:00. По пятницам каждый желающий может насладиться завораживающей органной музыкой, концерт начинается в восемь часов вечера. Венчание и крестины можно заказать на выходные дни. По этой причине посещать церковь с экскурсией лучше в будние дни.

В настоящее время мусульмане признаны влиятельной религиозной группой в Германии

В результате волны трудовой миграции в Германию 1960-х – 1970-х годов, мусульмане стали заметной религиозной группой в Германии. Согласно официальной переписи населения, проведенной в 2011 году — 1,9 % населения Германии (около 1,5 млн человек) объявили себя мусульманами.

1,9%
или около 15 млн. граждан германии — мусульмане

Так как согласно законодательству ФРГ человек не обязан объявлять свою религиозную принадлежность, эта цифра может быть сильно занижена. Независимые оценки говорят о 4,3 миллиона германских мусульман (5.4 % населения). Большинство из них — граждане Германии.

Мечеть Вюнсдорф, в лагере для военнопленных Халбмондлагер — первая мечеть в Германии, построенная в 1915 году и снесённая в 1925-26 годах. Ислам в Германии появился из Османской империи. Фото: upload.wikimedia.org

Большинство германских мусульман имеют турецкое происхождение. Имеются также небольшие группы из Пакистана, стран бывшей Югославии, арабских стран, Ирана и Афганистана. Б

ольшинство мусульман живут в Берлине и крупных городах бывшей Западной Германии. В бывшей Восточной Германии мало мусульман из-за того, что до 1989 года в этом регионе отсутствовала трудовая миграция.

Большинство мусульман в Германии — сунниты (75 %), имеются так же шиитские (7 %) и ахмадийские (1 %) общины.

Ислам появился в германии вместе с османскими дипломатами и торговцами.

Первые мусульмане приехали в Германию в качестве дипломатов и торговцев в XVIII веке, когда между Османской империей и Германией были установлены дипломатические отношения.

В 1745 году король Фридрих II создал в прусской армии мусульманское подразделение, состоящее преимущественно из боснийцев, албанцев и татар. В 1798 году в Берлине было создано мусульманское кладбище. В настоящее время функционирует мусульманское кладбище, созданное в 1866 году.

Центральная мечеть Кёльна. Немцы протестуют протеев строительства в стране новых мечетей. Так протесты против строительства в 2007 году мечети в Кёльне вылились в массовые беспорядки. Фото: upload.wikimedia.org

В 1942 году, во время Второй Мировой Войны, был основан Исламский институт (Маахад аль-Ислям) известный в настоящее время как сейчас известно под названием Центральный Исламский Архивный Институт Германии(Zentralinstitut Islam-Archiv-Deutschland).

При этом после войны в ГДР, ислам, как и другие религии, подвергался преследованиям. В 1961 году власти Западной Германии пригласили иностранных рабочих (гастарбайтер), большинство из которых прибыло в Германию из сельского района в Юго-Восточной Анатолии (Турция).

После этого мусульманское население страны стало стремительно расти. Местное население выступает против строительства в Германии мечетей. Так, например, серьезный конфликт возник вокруг планов мусульман возвести большую мечеть в Кёльне в 2007 году.

Зачем нужна религия

Церковь Святой Марии

Собор расположен в Любеке. Это третья по величине церковь в Германии.

Строительство церкви было начато в середине 13 века (в 1250 году). В то время пожары были частым явлением. В ходе одного из них сгорела городская церковь и возникла необходимость в возведении нового храма.

Информация о церкви:

  • высота сводов – 38,5 м;
  • высота башен – 125 м.

Интересные факты о церкви:

  • Готическая церковь в Любеке является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
  • Собор стал образцом для 70 храмов в готическом стиле, которые были построены в балтийском регионе.
  • Возле центрального входа в церковь находится фигурка чертика. Какое отношение он может иметь к святому месту? Существует легенда, согласно которой в 13 веке, после того как сгорела предыдущая церковь, началась стройка новой. На это место пришел черт, который поинтересовался, что будет здесь возведено. Чтобы сохранить здание, ему соврали и ответили, что это будет винный ресторан. Черт обрадовался и сказал, что поможет строительству. И действительно, церковь была построена быстрыми темпами. Рядом с ней в угоду черту построили винный ресторан.

Архитектура церкви Хофкирхе

Архитектурный стиль Кафедрального собора Дрездена часто называют дрезденским барокко, настолько он своеобразен. Овальная форма здания церкви напоминает корабль, а колокольня — мачту.

Внешне выделяются два уровня здания — центральный неф церкви приподнят, составляет как бы второй этаж. Более низкий уровень, боковой неф полностью окружает центральный. Считается, что такой длинный круговой коридор был спроектирован специально для крестного хода внутри собора, так как в протестантской Саксонии были запрещены католические шествия по улицам.

Колокольня храма, высотой в 85 метров, в противовес традиции, возвышается не на центральном, а на боковом нефе. На башне церкви золотыми буквами начертано: D.O.M. сокращенно от «Deo optimo maximo», — фраза на латыни, означающая «За величайшего и лучшего бога». В Римской империи она посвящалась богу Юпитеру. После принятия христианства эту фразу стали применять по отношению к Единому Богу.

Фасад здания и балюстраду нижнего уровня базилики, в соответствии с традициями барокко, украшают скульптуры. 78 трехметровых скульптур святых и апостолов, а также аллегорические фигуры Веры, Надежды, Любви и Справедливости высотой 3,5 метра итальянского скульптора Лоренцо Маттиелли и дрезденских скульпторов Поля и Якоба Мейеров.

Внутренние помещения храма на Google-панораме:

Церковь Фирценхайлиген

Знаменитая паломническая церковь Фирценхайлиген, или базилика Четырнадцати святых помощников,
стоит в лесистой местности на высоком холме. Это удивительное здание,
в котором сплелись стили барокко
и рококо.
Великолепное сооружение появилось
в середине XVIII в. на месте ветхой
паломнической часовни в Фирценхайлигене по инициативе настоятеля
Стефана Мёсингера, который отверг
не один проект, пока не остановился
на плане Бальтазара Неймана. Однако из-за значительных отступлений
Хенриха Кроне от чертежей архитектору пришлось изменить церковь
изнутри, не снося построенных стен.
В итоге базилика получилась в форме
латинского креста, а алтарь оказался в центре здания. Придворный
живописец Джузеппе Аппиани стал
автором фресок церкви и алтарных
образов. Работа по штукатурке была
выполнена под руководством Иоганна Михаэля Фейхтмайера младшего
и Иоганна Георга Убелхера из Вессобрунна в новом стиле рококо.

Евангелические епископальные церкви

Список евангелических епископальных церквей включает епископальные церкви или главные церкви или проповеднические церкви ведущего духовенства региональных церквей или церкви-члены евангелических церквей в Германии (EKD).

Фамилия место нахождения Региональная церковь обряд изображение
Мариенкирхе Дессау Евангелическая церковь Анхальта Униатская церковь
Городская Церковь Карлсруэ Евангелическая церковь в Бадене Униатская церковь
Санкт-Лоренц Нюрнберг Евангелическо-лютеранская церковь в Баварии Лютеранская церковь
Святой Матфей Мюнхен Евангелическо-лютеранская церковь в Баварии Лютеранская церковь
Мариенкирхе Берлин Евангелическая церковь Берлин-Бранденбург-Силезия Верхняя Лужица Униатская церковь
Собор Святого Власия Брауншвейг Евангелическо-лютеранская региональная церковь в Брауншвейге Лютеранская церковь
Бремен Bremen Евангелическая церковь представляет собой единую церковь. До этого она была реформатской церковью . У него нет духовного лидера. Согласно конституции, президент — богословский мирянин.
Большая церковь Пустой Евангелическая реформатская региональная церковь реформированная церковь
Рыночная церковь Ганновер Евангелическо-лютеранская региональная церковь Ганновера Лютеранская церковь
Katharinenkirche Франкфурт-на-Майне Евангелическая церковь в Гессене и Нассау Униатская церковь
Martinskirche Кассель Евангелическая церковь Курхессен-Вальдек Униатская церковь
Церковь Искупителя Детмольд Региональная церковь Липпе реформированная церковь
Дом Магдебург Евангелическая церковь в Центральной Германии Униатская церковь
Дом Шверин Евангелическо-лютеранская церковь в Северной Германии Лютеранская церковь
Дом Шлезвиг Евангелическо-лютеранская церковь в Северной Германии Лютеранская церковь
Святой Михаэлис Гамбург Евангелическо-лютеранская церковь в Северной Германии Лютеранская церковь
Дом Грайфсвальд Евангелическо-лютеранская церковь в Северной Германии Лютеранская церковь
Церковь Ламберти Ольденбург Евангелическо-лютеранская церковь в Ольденбурге Лютеранская церковь
Мемориальная церковь Шпейер Евангелическая церковь Пфальца Униатская церковь
Johanneskirche Дюссельдорф Евангелическая церковь в Рейнской области Униатская церковь
Дом Мейсен Евангелическо-лютеранская региональная церковь Саксонии Лютеранская церковь
Кройцкирхе Дрезден Евангелическо-лютеранская региональная церковь Саксонии Лютеранская церковь
Городская Церковь Buckeburg Евангелическо-лютеранская региональная церковь Шаумбург-Липпе Лютеранская церковь
Neustädter Marienkirche Билефельд Евангелическая церковь Вестфалии Униатская церковь
Соборная церковь Штутгарт Евангелическая церковь в Вюртемберге Лютеранская церковь

Что скрывают стены храма: святыни и реликвии

Фрауэнкирхе насчитывает пять столетий, но его возведение до сих пор окутано тайнами и легендами. На момент строительства аналогичных сооружений в Баварии не существовало. Особенно вопросы вызывало быстрое возведение церкви за 20 лет, что было невероятно коротким сроком для подобной конструкции.

Собор Пресвятой Девы Марии – не только изумительный пример поздней готики, но и ценное культурное наследие Германии, стены которого хранят не одну тайну.

Памятник Виттельсбахов – кенотаф Людвига IV

Важная часть Frauenkirche — скульптуры. В южном крыле находится кенотаф, установленный в 1622 году по инициативе курфюрста Максимилиана I в честь усопшего императора Людвига Баварского. Кенотаф призван подчеркнуть значимость Людвига IV для католической веры, ведь в истории правлении династии Виттельсбахов, он занимает центральное место.

Внутри мраморного склепа расположена готическая мемориальная доска. Однако авторство плиты не установлено до сих пор. Останков самого правителя здесь нет, так как он похоронен в крипте вместе с остальными представителями монархии.

Рядом с памятником находятся две бронзовые статуи герцога Вильгельма IV (1508-1550) и Альбрехта V (1550-1579), а также четыре коленопреклоненных знаменосца, создающие единую скульптурную композицию.

Тойфельстритт – след дьявола

Собор Пресвятой Девы Марии – нетипичное религиозное сооружение для Баварии XV века. Его архитектура побудила множество мифов, которые передаются местными жителями из поколения в поколение. Самый известный из них – der Teufelstritt или след дьявола.

У входа в собор на полу есть отпечаток ноги, по легенде, оставленный самим Люцифером. При возведении Фрауэнкирхе между архитектором и дьяволом якобы была заключена сделка: сатана обещал помочь в сооружении церкви в обмен на душу архитектора.

На тот момент в Мюнхене религиозных зданий было в избытке. Сатана боялся, что покровительство Пресвятой Девы Марии ослабит его позиции, поэтому решил сделать храм, который бы не привлекал прихожан.

Когда строительство завершилось, дьявол пришел за долгом. Войдя через главные ворота, он рассмеялся, ведь внутри не было ни единого окна, а значит, такой храм не мог принести пользы. От радости демон ударил ногой об пол, оставив на нем свой отпечаток. Но когда сделал еще один шаг, то увидел свет, падающий сквозь стекло. Разгневавшись, он превратился в ветер и пытался разбить окна, что не удалось, поскольку люди толпой вошли в церковь.

Действительно, при входе в церковь боковые окна не видны. С 1622 до 1860 год их заслонял огромным алтарь эпохи Возрождения с изображением Успения Пресвятой Девы Марии, выполненный П. Кандидом.

Есть еще одна легенда собора Фрауэнкирхе, согласно которой дьявол в обличии шторма до сих пор пытается проникнуть внутрь и разбить окна, поэтому вокруг храма всегда ветрено.

Отголосок истоков католицизма – механические часы

Точный хронометраж стал необходимой частью западной религии, начиная со Средневековья. Богослужения начинали в одно время, для чего в храмах ставили часы. Они не только определяли, когда начинать молитву, но и символизировали похвалу Богу и скоротечность жизни.

Также циферблат демонстрируют Солнечную систему, лунные фазы, знаки Зодиака.

В 1749 году во время реставрации в часовой механизм вмонтировали кукарекающего петуха. Но под влиянием разных эпох корпус часов неоднократно менялся, поэтому в первоначальном виде они не сохранились. На сегодня осталось встроенное музыкальное сопровождение, что придает всей конструкции уникальности.

Крипта Фрауэнкирхе – склеп династии Виттельсбахов

За стенами центрального алтаря находится крипта – место захоронения монархов, архиепископов и кардиналов. Крипта Фрауэнкирхе представляет собой семейный склеп, где похоронены останки правителей династии Виттельсбахов.

Каждая могила оформлена в гробницу с мемориальной плитой. Помещение выполнено из кирпича и пышным художественным оформлением не отличается, хотя еще в XIX веке крипту украшали барельефы, роспись, лепнина, которые убрали после реконструкции. Вход туристам в эту часть храма запрещен.

Фрауэнкирхе — символ Виттельсбахов

Собор никогда не был народной церковью, так как являлся символом политической власти и духовным оплотом правящей династии Виттельсбахов. Эта роль перешла по наследству от романской церкви Мариенкирхе, которая в течении двух веков являлась семейным храмом герцогов Баварии. Фрауэнкирхе построили вокруг Мариенкирхе, и только затем разобрали последнюю. Исключительное положение обоих сооружений во многом определялось тем, что их настоятелей назначал сам герцог, выбирая его только из дворянских семей.

Для жителей Мюнхена собор всегда олицетворял союз трона и алтаря. Вот почему горожане и простые баварцы никогда не считали Фрауенкирхе близким им по духу. Они предпочитали молиться в Церкви св. Петра (самый старый храм города) и до сих пор не могут смириться с тем, что их «Старина Пётр» остаётся в тени привилегированного собора Фрауенкирхе.

Окончательно «придворным» собор стал при суровых и набожных баварских курфюрстах эпохи Контрреформации. Максимилиан I, ярый католик и лютый враг протестантов, умел ловко объединять религию с политикой. Он даже повелел перенести статую Богоматери с алтаря на центральную площадь Мариенплац. Величественную фигуру Девы Марии Максимилиан I объявил святой заступницей Баварии и превратил в политическое оружие дома Виттельсбахов.

Кенотаф Людвига IV

Особенно прекрасным художественным и скульптурным творением является чёрный мраморный кенотаф Людвига IV — самого знаменитого представителя Виттельсбахов за 738-летнюю историю династии. Кенотаф представляет собой роскошный надгробный памятник без останков усопшего монарха (находятся в крипте собора). Уникальную достопримечательность воздвигли в 1622 по заказу курфюрста Максимилиана I. Центральное место в составе скульптурной композиции занимает бронзовая статуя Альбрехта V (дед Максимилиана I), который вошёл в историю как один из руководителей Контрреформации в Германии. Именно он в 1559 для поддержки католичества пригласил в Мюнхен иезуитов. В последствии, большинство германских правителей поддержат идеи Реформации, однако представители баварской династии Виттельсбахов всегда будут оставаться яростными защитниками «истинной веры».

След дьявола

Согласно старой легенде, сам дьявол оставил отпечаток своей ноги у входа в Собор Пресвятой Девы Марии. Поговаривают, главный архитектор заключил с ним сделку: Люцифер обещал помочь в сложном строительстве взамен на душу первого человека, который войдёт в собор. Однако когда дьявол явился за обещанной платой, архитектор пожаловался, что сооружение выстроено с недочётами и прогнал его. Сатана в бешенстве топнул ногой у дверей храма, отпечатав свой след, и убрался восвояси, но «должника» не простил. Последний умер в течение года и был похоронен под северной башней.

Механические часы

Появились в конце XVI века, так как настоятели Фрауэнкирхе особо ревностно относились к богослужениям и утверждали, что последние всегда должны начинаться строго в положенное время. Кроме точного времени часы показывают планеты Солнечной системы, знаки Зодиака, лунные фазы и движение Солнца. В 1749 в рамках реставрационных работ в часовой механизм был добавлен кукарекающий петух. Несколько раз корпус часового механизма видоизменяли в зависимости от новых художественных веяний своего времени, поэтому первоначальный облик уникальной достопримечательности не сохранился. Мелодия часов воплощает заступничество Христа и Марии перед Богом Отцом.

Крипта

Лестница за алтарём ведёт в Крипту, где находятся захоронения представителей династии Виттельсбахов, архиепископов и кардиналов. В наше время Крипта представляет собой простое помещение с кирпичными стенами и бетонным балочным перекрытием, хотя до середины XX века отличалась более изысканным художественным оформлением. Все могилы и захоронения вмурованными в стены Гробницы (отдельное помещение в Крипте). Вход в Гробницу, как правило, закрыт для туристов.

Напомним, кроме Фрауэнкирхе, Виттельсбахов хоронили ещё в Театинеркирхе и Церкви св. Михаила, а в некоторых случаях существовала традиция погребения сердца умершего (отдельно от тела) в поминальной капелле Альтёттинга.

Не удивляйтесь, если на стенах собора увидите надгробные плиты с эпитафиями. Они напоминают о кладбище, которое окружало Фрауэнкирхе вплоть до конца XVIII века. Когда его закрыли, плиты вынули из земли и повесили на стены.

Берлинский Кафедральный собор

Здание самой большой протестантской церкви Берлина, расположенной на Музейном острове, можно
назвать собором лишь с архитектурной точки зрения, так как в буквальном смысле это сооружение никогда
не было местом пребывания
епископа. Каменная громада
выросла над жилыми домами
не так давно — на рубеже
XIX–XX вв. — и была детищем архитектора Юлиуса
Рашдорфа. В Средние
века в небольшом
городке появилась
часовня приходского священника,
построенная курфюрстом Фридрихом
II, которая постепенно превратилась
в городской костел. В 1894 г. начала
строиться современная протестантская церковь в стиле барокко.
Величественное сооружение из силезского гранита было богато
украшено скульптурами и барельефами и достигало 114 м.
Вторая мировая война нанесла значительный урон
зданию, и его высота
после реставрации
купола составляет
лишь 98 м.

Пышное внутреннее
убранство
и изысканные детали интерьера
впечатляют, однако они напоминают
скорее архитектуру католической
святыни. В соборе расположен склеп
с 89 могилами представителей династии Гогенцоллернов, самой роскошной из которых является саркофаг
Великого курфюрста и его жены.
Внутри каменных стен раздаются торжественные звуки органа, созданного
немецким мастером Вильгельмом Зауэром. У самой большой протестантской церкви Германии
стоит прекрасный
фонтан и разбит
живописный парк
Люстгартен.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Культура мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector