Дорога к величественной крепости и великому Казбеку
Это путешествие для влюбленных в горные ландшафты: вы увидите роскошные панорамы Военно-Грузинской дороги, бирюзовые воды Жинвальского водохранилища, Дарьяльское ущелье, долину Степанцминды и заснеженные вершины горы Казбек. Разбавить впечатления и поддержать силы поможет вкуснейший обед: поверьте, о хинкалях Казбеги ходят легенды!
Kote
гид в Тбилиси
Проводит 4 экскурсии
Обычно отвечает в течение 4 часов.
Мы команда друзей, Котэ и Гия, занимающихся организацией туров по Грузии. Опыт работы 4 года. За все это время были и подъемы, и падения, но всегда наши туристы были довольны и приятно удивлены красотой нашей страны. Поверьте, что бы влюбиться в страну, вам должен попасться гидом человек, который искренне любит свою страну. От этого зависит главное – итог тура.
Проводит 4 экскурсии
Млетский спуск
По зигзагообразному серпантину, вырубленному ярусами в лавовых породах, дорога спускается на целый километр вниз. Это знаменитый Млетский спуск, один из самых красивых и захватывающих дух участков дороги. (Иногда спуск называют Земомлетским, иногда Гудаурским). Дорога образует петли с крутыми разворотами, где открываются красивые виды на склоны ущелья и долину Арагви.
Млетский спуск и ущелье Белой Арагви
Скалы вдоль дороги и горы на другом берегу — это наплывы лав с ближайших вулканов. За 10-15 миллионов лет Арагви промыла каньон в вулканической породе.
Из зоны довольно сурового горного климата и альпийских лугов по серпантину за несколько минут можно попасть в красивую долину с мягким и теплым климатом.
Млетский спуск стали строить после неудачной попытки построить перевальный участок дороги в обход Крестового перевала по Гудамакарскому и Гудушаурскому ущельям.
Проектированием этого нового участка Военно-Грузинской дороги занимался известный и талантливый инженер Б. И. Статковский. Для того, чтобы дорога была построена по всем правилам, он был командирован в Западную Европу, где в течение полутора лет изучал новейшие методы строительства горных дорог и троп. По возвращении из командировки инженер представил полностью разработанный план участка дороги, который после тщательного рассмотрения был утвержден.
Строительство началось в 1857 году. Работы сопровождались большими трудностями. В скальных стенах, образованных лавами вулкана Садзели, были вырублены ярусы-площадки, и затем укреплены подпорными стенками из извести. Обрывистые места ограждали каменными парапетами. Грузинский писатель Илья Арджеванидзе пишет: «Много людского труда, жизней и средств было затрачено на проведение Военно-Грузинской дороги. Рабочих приходилось привязывать к канатам и спускать над бездной в обрыв, чтобы они могли вырубать в скалах ступени, на которых можно было бы стоять и работать». Движение по новому участку дороги торжественно открылось в 1862 году.
Млетский спуск поражает легкостью и плавностью линий трассы. В 19 веке он являлся одним из выдающихся образцов инженерного искусства и мог служить образцом даже для европейских шоссейных дорог того времени.
Весь перевальный участок дороги между селениями Коби и Квешети представлял собой смелое и совершенное решение по проведению дорожной трассы по сравнению с существующими в то время благоустроенными перевальными путями в Швейцарских Альпах. Больше не надо было перегружать багаж путешественников и товары на волов, чтобы преодолеть перевал. Помимо дорожного полотна на перевальном участке было возведено множество других инженерных и гражданских сооружений: каменные арочные мосты, в том числе красивый мост через Арагви в Млети, казармы и бани для рабочих, дорожные караульные будки.
После Великой Отечественной войны, в 1957-1962 годах, на Млетском спуске расширялось полотно дороги, спрямлялись повороты и велись другие работы, обеспечивающие безопасность движения.
Фото: самые красивые уголки крепости
Мы собрали небольшую коллекцию фотографий во время прогулки по территории крепости. С удовольствием делимся этой подборкой с Вами:
В древние времена на территорию крепости можно было попасть из 4 разных ворот. К нашему времени, к сожалению, сохранились лишь одни.
Каждый турист в начале своего пути по крепости Гонио обязан купить входной билет. Стоимость его не слишком большая — всего 5 лари со взрослого человека.
Основная часть построек не уцелела до нашего времени. Сейчас археологи активно работают на территории цитадели, чтобы представить туристам хотя бы малую часть римского наследия в виде фундаментов древнего театра и ипподрома.
На свой страх и риск можно полазить по стенам древней крепости. Несмотря на то, что цитадель довольно старая, кладка местами в ней очень добротная и прочная.
Великолепные аджарские горы хорошо видны со стен цитадели Гонио. Полезная информация для тех, кто боится высоты: наверху совершенно не страшно.
Не все части стен сохранились к нашему времени в безупречном виде. Часто гуляя по крепости, можно наткнуться на непонятные туристам углубления и ниши.
Практически по всему периметру стен крепости можно не только прогуляться в свое удовольствие, но и сделать красивые снимки.
Эти киви растут прямо на территории крепости Гонио, в главной аллее. Под ними расположена лавочка, а значит можно посидеть и отдохнуть.
Раскопки ведутся одновременно в нескольких местах. Как знать, возможно в скором времени археологи покажут нам новые древние сокровища?
Пока что место раскопок больше напоминает неглубокий котлован с рядом камней.
На фото Вы видите музей, в котором хранятся все найденные на территории предметы; предположительное захоронение одного из апостолов Христа — Матфея и фундаменты древнего здания.
Возле могилы апостола Матфея официально запрещено проводить раскопки. Данное место не так давно облагородили — поставили небольшую каплицу.
А вот древние бани, на удивление, довольно неплохо сохранились к нашему времени. Их можно увидеть буквально рядом с музеем.
Даже в древние времена на территории крепости Гонио уже была своя система канализации и водопровода посредством керамических труб.
Музей, в котором хранятся практически все находки древности с территории крепости. В основном, это, конечно же, посуда.
Карта с подробным маршрутом из Батуми
Для самостоятельных туристов прикладываем ниже карту с подробным маршрутом. На ней мы указали путь, по которому ездит общественный транспорт. Все возможные варианты добраться к крепости указаны в статье .
Из Батуми до крепости Гонио примерно 15 км. На карте Вы найдете помимо отмеченной цитадели ближайшие к ней достопримечательности и Тбилисскую площадь, откуда обычно едет автобус.
Чтобы воспользоваться картой в удобном размере (увеличить значки и надписи) — достаточно нажать на нее в правом верхнем углу, в районе прямоугольника. Далее управляйте колесиком мышки, приближая или отдаляя нужные обозначения.
Как добраться
Крепость Ананури можно посетить в составе экскурсионной группы или самостоятельно. Из Тбилиси до нее можно добраться на машине или на автобусе.
Если ехать из столицы Грузии на автомобиле, то нужно ехать сперва в сторону Мцхеты по трассе Е60, затем свернуть на дорогу S3 и двигаться по ней в направлении Жинвали. Поездка займет около 1,5 часов.
Маршрут из Тбилиси до крепости Ананури на карте — Google Maps
Также можно доехать до Ананури на маршрутках, следующих в Пасанаури, Гудаури или Степанцминду.
Маршрутные такси отправляются от автовокзала «Дидубе», который находится на рынке возле одноименной станции столичного метро. Купить билеты можно в кассах автовокзала, либо напрямую расплатиться с водителем.
Интерактивная карта общественного транспорта Тбилиси
Для проезда в тбилисском метрополитене необходимо приобрести транспортную карту MetroMoney. В наземном общественном транспорте оплачивать проезд можно картой и наличными (монетами 10, 20 и 50 тетри).
Подробнее о правилах проезда в Тбилиси читайте в нашей статье «Транспорт в Тбилиси: метро, автобусы, маршрутки»
Julia Alisova
Для комфортной поездки можно заказать такси через сервис Яндекс.Такси. Поездка из Тбилиси до крепости Ананури обойдется примерно в 60 лари. Также можно договориться с таксистами, которые дежурят в центре города, возле автостанций и железнодорожного вокзала.
Кроме того, можно воспользоваться услугой трансфера от KiwiTaxi, либо поискать попутчиков на сервисе BlaBlaCar.ru
Крепость Ананури: видео
Видео с территории крепости или коротко о главном
Самую главную информацию о крепости Гонио-Апсарос мы собрали в нашем небольшом, но емком видео. Рассказ именно о крепости начинается с 1 минуты и 15 секунды. Если Вы все еще терзаетесь сомнениями ехать или не ехать на экскурсию, то просмотрите эти кадры.
Внимание! Видео снималось во время первой поездки в Грузию, в 2016 году. На данный момент, таких цен в Грузии уже нет и водитель, который нас возил больше не занимается этим
Практически такая же экскурсия, но более продолжительная и насыщенная теперь проходит на комфортабельном авто с классным всесторонне развитым гидом Ладо: Большой трип по любимой Аджарии.
Архитектура крепости
Из сооружений, построенных внутри крепостных стен, наиболее примечательны три храма, а также несколько башен. Одна из крупных башен считается самой ранней постройкой в крепости. В квадратной башне можно подняться наверх — для этого предусмотрены лестницы между этажами.
Особого внимания заслуживает Успенский храм, построенный в 1689 году. Хотя его архитектура считается классической для грузинского храмового зодчества, Успенский храм уникален тем, что является одним из первых религиозных сооружений на территории страны. Стены церкви украшены крестами и виноградными лозами, что не характерно для построенных в последующие века сооружений. Внутреннее убранство Успенского храма сохранилось частично. Историки пришли к выводу, что алтарные росписи принадлежат кисти местного художника.
Интерьер Успенского храма:
С западной стороны от Успенского храма располагается храм Девы Марии или Спасский храм. Годы его создания неизвестны, считается, что он древнее Успенского храма. Внутри можно увидеть надгробие одного из арагвских эриставов — Гвтаеба.
Третья церковь — Мкурнали, находится на территории нижнего укрепления. Ее строительство относят к XVI–XVII векам. Храм имеет один неф и колокольню.
Julia Alisova
Как добраться? Все возможные варианты попасть в крепость
Многие приезжают ненадолго в цитадель, чтобы совместить приятное с полезным. Ведь, как известно, рядом располагаются чистейшие пляжи поселка Гонио, которые считаются получше батумских.
Мы бы советовали выделить целый день и посмотреть помимо крепости на другие достопримечательности Аджарии самым удобным образом — экскурсионным. Стоимость 8 часовой поездки обойдется Вам в 130 евро. Программа очень насыщена и разнообразна: мосты, водопады, крепости. Завершает ее застолье в типичной аджарской семье.
Как добраться к крепости Гонио общественным транспортом:
- Самый дешевый вариант — на автобусе №16 или на маршрутке (если на лобовом стекле видите надпись Gonio, Kvariati или Sarpi) за 80 тетриКУРС ГРУЗИНСКОГО ЛАРИ: 0.8 лари = 0.26 евро; 0.8 лари = 0.3 долларов; 0.8 лари = 20.18 рублей; 0.8 лари = 8.51 гривен; 0.8 лари = 0.68 белорусских рублей.Курс и цены могут быть неточными.. Ездят они от Тбилисской площади, по пути проезжая по улицам Чавчавадзе и Тбел-Абусеридзе. На карте отмечен именно этот маршрут. Поездка занимает примерно 20 минут.
- Добраться к крепости Гонио можно и на авто с водителем. Если при этом включить в маршрут другие интересные достопримечательности Аджарии, получится достаточно выгодно и недорого, от 62 лариКУРС ГРУЗИНСКОГО ЛАРИ: 62 лари = 20.52 евро; 62 лари = 23.56 долларов; 62 лари = 1563.64 рублей; 62 лари = 659.68 гривен; 62 лари = 52.7 белорусских рублей.Курс и цены могут быть неточными.. Стоит учесть, что это не экскурсия. Увидите гораздо меньше, чем на экскурсии, но больше, чем общественным транспортом. Вот пример уже сгенерированой поездки по красивым местам Аджарии.
К удобным способам отнесем и поездки на своем или арендованном авто. Перед крепостью расположена стоянка, где можно спокойно оставлять машину.
Ну и последний, немного экстравагантный вариант — прокатиться на арендованном велосипеде. Внутрь, правда, с ним Вас вряд ли пустят.
Пасанаури, место слияния Черной и Белой Арагви
Достопримечательностью Пасанаури является место слияния двух рек, Белой и Черной Арагви.
Истоки Белой Арагви находятся на южных склонах Главного Кавказского хребта западнее Крестового перевала. Река в верхнем течении размывает известняки и глинистые сланцы юрского и мелового периодов, которые придают воде беловатый оттенок, благодаря чему река и получила свое название. Черная Арагви начинается на южном склоне Водораздельного хребта, и течет по черным сланцам, поэтому из-за частичек темных пород в воде река имеет темный оттенок.
У южного въезда в Пасанаури две реки очень красиво сливаются. Ниже по течению от места слияния Черной и Белой Арагви на некотором расстоянии воды этих рек текут, не смешиваясь. В период дождей цвета и контраст ярче. Зимой и в сухое лето сильного контраста нет.
Такое место не может обойтись без соответствующей легенды. Легенда, правда, грустная очень. Жили в горах две сестры, одна со светлыми, другая с черными волосами. Они были очень дружны и очень любили друг друга. Но так случилось, что обе полюбили одного молодого человека, красивого и храброго воина. Он выбрал девушку со светлыми волосами. Тогда другая, чтобы не мешать счастью влюбленных, бросилась в глубокую пропасть. Из ее слез образовалась Черная Арагви. Не в силах пережить гибель любимой сестры, блондинка тоже бросилась в пропасть, и слезы ее дали начало Белой Арагви. Обе реки — Белая и Черная Арагви, как символ безграничной любви, соединились у селения Пасанаури и потекли вместе. Молодой воин, узнав о гибели любимой, тоже бросился в пропасть и превратился в реку. В общем, все умерли((. Молодой человек — это Пшавская Арагви, впадающая в Арагви у Жинвали.
Место слияния двух рек находится на южной окраине поселения. Если ехать в сторону Тбилиси, в Пасанаури дорога раздваивается, и там, где две части дороги вновь сходятся в одну в конце поселка, слева есть небольшая стоянка для машин (42.343930, 44.695162), здесь останавливаются микроавтобусы с экскурсантами. Если ехать из Тбилиси, то место будет перед самым въездом в Пасанаури.
Рядом еще есть симпатичные олени на постаменте.
Река после Пасанаури называется собственно Арагви. У Жинвали в нее впадает Пшавская Арагви, и далее большая и полноводная Арагви, принявшая в себя воды трех крупных рек и многочисленных мелких речек и ручьев, несет свои воды в реку Куру.
Пасанаури считается родиной хинкали. Точнее, Мтиулетия известна как родина хинкали, а Пасанаури считается местом, где делают самые лучшие в мире хинкали, — эталон, так сказать. Что притягивает сюда, в Пасанаури, любителей гастрономических путешествий. Пасанаурские хинкали отличаются тем, что внутри у них не фарш, а рубленое мясо. И такие хинкали обычно вкуснее обыкновенных.
История
Считается, что крепость Ананури основана в XVI веке. В течение двух следующих веков она была важным защитным сооружением для населения Закавказья. В то время правителями этих земель были арагвские эриставы, резиденцией которых был Душети — небольшой город в ущелье реки Ведзатхеви. Для защиты Душети была построена башня, а немного позже — крепость Ананури. О жителях, населявших крепость и город в те времена, мало что известно, в исторических источниках есть упоминания только с 1720 года. Согласно им, эриставы часто враждовали друг с другом и крепость защищала мирных жителей при набегах.
Julia Alisova
Известно, что крепость Ананури выполняла свою защитную функцию и в начале XIX века, когда Грузия присоединилась к России. Здесь располагался русский гарнизон, который охранял Военно-Грузинскую дорогу, соединяющую два государства. После того как русские войска покинули крепость, сооружение пришло в упадок.
Пожалуй, самым известным посетителем Ананури стал знаменитый поэт А. С. Пушкин. Согласно архивным данным, он посетил крепость в 1829 году. Особо примечательно то, что поэт пришел к форпосту пешком из соседнего поселка Пасанаури, который располагается в 45 километрах от Душети.
Сегодня крепость Ананури открыта для всех желающих. Вход на территорию бесплатный. Недалеко от форпоста находится Жинвальское водохранилище, на которое открывается потрясающий вид с крепостных стен Ананури.
Julia Alisova