Порядок посещений туристами дворца Потала в Лхасе, Тибет
Дворец Потала – центр тибетской истории, культуры, религии и искусства. Этот древний объект причислен к памятникам мирового наследия по спискам ЮНЕСКО. Оставаясь местом паломничества буддистов, в настоящее время он является крупным музеем культуры и краеведения Тибета, активно посещаемый туристами. Путешественникам стоит обязательно посетить дворец Потала, приехав в Китай.
Внутренний дизайн
Поскольку до сегодняшнего дня – это культовое сооружение в Тибете, установлен ряд правил и ограничений при визите во дворец Потала. Билеты в кассе перед воротами Белого дворца продаются только на следующий день после заявки на посещение. При этом необходимо предоставить полученный в момент заказа бесплатный сертификат с подтверждением личности посетителя. Стоимость билетов колеблется в зависимости от сезона. Детям и лицам старше 70 лет – вход бесплатный.
Маршрут для туристов строго установлен. Ограничено и время посещений: дворец Потала осматривать можно не более одного часа. В процессе посещения следует соблюдать ряд правил:
- посетителям разрешено входить только с главного Восточного входа;
- нельзя курить, наступать на пороги, ходить по залу в шляпе, или солнцезащитных очках;
- фотографировать разрешено только за пределами дворца.
https://youtube.com/watch?v=zxYHdaff0UY
Хорошие статьи в продолжение:
Краткая история дворца Потала
История дворца Потала восходит к VII веку нашей эры, когда царь Сонгцэн Гампо объединил под своей властью Центральный Тибет и сделал Лхасу столицей своего могучего государства. Женившись на Вэньчэн — дочери китайского императора Тай-цзуна, царь расширил дворец до 999 комнат. В VIII веке здание частично сгорело от удара молнии, а его окончательное разрушение довершили междоусобные войны. Свой современный облик дворец приобрёл в 1645-1694-х годах. С 1648 года Белый дворец начал использоваться в качестве зимней резиденции духовных лидеров Тибета, а Красный дворец был достроен к 1694 году. Со времён Сонгцэн Гампо сохранилась лишь пещера, где царь читал священные тексты.
Вид на дворец с юга
Дворец Потала в Тибете – резиденция Далай-Ламы
Название Потала дворец приобрел в 11 столетии по названию священной горы в Индии, обители бодхисатвы Сострадания – Авалокитешвара, земным воплощением которого является Далай-Лама. Многочисленные залы и сооружения были предназначены для самых разнообразных мероприятий и церемоний. Но прежде всего дворец Потала в Лхасе служил резиденцией для Далай-Ламы и его обширного штата.
Дворец Потала в ночное время суток
До 1959 года это было основное место жительство буддистского первосвященника, пока в Тибет не вторглась армия Китая. Тогда Далай-Лама вынужден был покинуть страну, получив политическое убежище в Индии. Большинство монахов было изгнано, за исключением нескольких, которым разрешено находиться в Потале под строгим надзором. Здание дворца и его ценности не пострадали и сегодня открыты для посещений и осмотра.
Столбы Лхаса Жол
Лхаса Жол Столп в 1993 году
В деревне Лхаса Жол есть два каменных столба или кольца рдо , внутренний каменный столб или доринг нангма , который стоит внутри крепостных стен деревни, и внешний каменный столб или доринг чима , который первоначально стоял за южным входом в деревню. Сегодня столб стоит в заброшенном состоянии к востоку от Площади Освобождения, на южной стороне Пекинского проспекта.
В Деринге Чима дата как еще около 764 « или только чуть позже», и вписана с тем, что может быть самым старым известным примером тибетской письменности.
Колонна содержит посвящения знаменитому тибетскому генералу и дает отчет о его услугах королю, включая кампании против Китая, которые завершились кратким захватом китайской столицы Чанъань (современный Сиань ) в 763 году, во время которого тибетцы временно стали императором. родственник принцессы Цзиньчэн Гунчжу (Kim-sheng Kong co), китайской жены отца Трисонг Децен , Ме Агтсом .
Особенности дворца Потала в Лхасе
Дворец был построен из земли, камня и дерева при помощи самых элементарных средств. Все строительные материалы люди доставляли на себе или на ослах. Нетрудно догадаться, что работа была крайне тяжелой.
Чтобы попасть внутрь дворца, по форме напоминающего усеченную пирамиду или трапецию, нужно пройти по широкой площади, расположенной со всех сторон здания. Только пройдя через них можно подойти к склону, по всей поверхности которого разбросано множество зигзагообразных лестниц, соединяющих все части дворца.
Дворец Потала делится на две части — Почжангабо и Почжанмабо (Красный и Белый дворец). Почжангабо — место, где размещаются личные покои далай-ламы и проводятся торжественные ритуальные церемонии. Почжанмабо — обитель монахов и слуг. Здесь расположены буддийские залы и погребальные пагоды-ступы.
В главной части здания были построены правительственные помещения, комнаты обслуживающего персонала, состоявшего исключительно из монахов, и монашеской школы. Раньше были здесь также комнаты для медитации, библиотеки, оружейные палаты, зернохранилища, кладовые, камеры пыток и карцер.
Внутри здания более 1 000 разных помещений, где укрыты 10 000 святынь и не меньше 20 000 статуй. Многочисленные часовни и святилища заполнены статуями, вышитыми по шелку картинами, сосудами для фимиама и прочими ритуальными предметами. Покрытые золотом крыши дворца, гранитные стены, изящные карнизы с позолоченными украшениями придают архитектурному ансамблю великолепие и величие.
Одной из главных достопримечательностей дворца является множество фресок, изображающие различные бытовые и ритуальные сюжеты. Некоторые из фресок долгое время не были доступны для широкого просмотра. Только в конце 90-ых они были вывешены в залах, и теперь их могут увидеть все паломники и туристы, пришедшие в Поталу.
Многие из фресок изображают двенадцатирукого бога Авалокитершвары и его супруги богини Тары. Дело в том, что именно эти божества считаются главными покровителями Тибета. Для изготовления этих фресок тибетские мастера использовали агат, янтарь, золотой и серебряный порошок
На крыше Красного Дворца расположены главные святыни дворца — усыпальницы, которые богато оформлены с помощью золота и драгоценных камней. Самая высокая усыпальница принадлежит Далай-ламе XVIII, скончавшемуся в 1933 году. Она достигает высоты 10 метров, богато украшена барельефами с изображениями деятелей ламаизма. Саркофаг Далай-Ламы выполнен из серебра.
Самой древней частью дворца является нижняя комната, сложенная из грубого и неотесанного камня. В центре комнате сооружен холм с поставленным на него священным ларцом («чортэном»). Именно к этой комнате стремятся тысячи паломников, пришедших во дворец Поталы.
Священное здание Поталы каждый год посещает великое множество паломников и туристов. Помещения дворца открыты для всех желающих. Правда успеть осмотреть весь дворец не получится — Потала открыт только 2 дня в неделю и только 2 часа в день.
История
Бывшие покои Далай-ламы. Фигура на троне представляет Тензина Гьяцо , действующего Далай-ламу.
Место, на котором возвышается дворец Потала, построено над дворцом, возведенным Сонгценом Гампо на Красном холме. В северо-западном углу Поталы есть две часовни, в которых сохранились части первоначального здания. Один из них — Пхакпа Лхакханг, другой — Чогьел Друпук, углубленная пещера, идентифицированная как пещера для медитации Сонгцен Гампо. Лозанг Гьяцо , Великий Пятый Далай-лама, начал строительство современного дворца Потала в 1645 году после того, как один из его духовных наставников, Кончог Чопхел (умер в 1646 году), указал, что это место идеально подходит для резиденции правительства, так как оно расположено. между монастырями Дрепунг и Сера и старым городом Лхаса. Внешнее строение было построено за 3 года, а внутреннее убранство — 45 лет. Далай-лама и его правительство переехали в Потранг Карпо («Белый дворец») в 1649 году. Строительство продолжалось до 1694 года, примерно через двенадцать лет после его смерти. С того времени Далай-лама использовал Поталу как зимний дворец. Потранг Марпо («Красный дворец») был пристроен между 1690 и 1694 годами.
Новый дворец получил свое название от холма на мысе Коморин на южной оконечности Индии — скалистой точки, священной для бодхисаттвы сострадания, известного как Авалокитешвара , или Ченрези. Сами тибетцы редко говорят о священном месте как «Потала», а скорее как «Пик Потала» ( Це Потала ) или чаще всего как «Пик».
Дворец был умеренно поврежден во время восстания тибетцев против китайцев в 1959 году , когда китайские снаряды были запущены в окна дворца. Перед тем как Чамдо Джампа Калден был застрелен и взят в плен солдатами Народно-освободительной армии , он стал свидетелем того, как «китайские пушечные снаряды начали падать на Норбулинку после полуночи 19 марта 1959 года … Небо загорелось, когда китайские снаряды попали в медицинский колледж Чакпори и Потала «. Он также избежал повреждений во время Культурной революции 1966 года благодаря личному вмешательству Чжоу Эньлая , который в то время был премьер-министром Китайской Народной Республики . Тибетский активист Церинг Везер утверждает, что дворец, в котором хранилось «более 100 000 томов священных писаний и исторических документов» и «множество складских помещений для хранения ценных предметов, изделий ручной работы, картин, настенных ковров, статуй и древних доспехов», «был почти разграблен. «. С другой стороны, тибетолог Эми Хеллер пишет, что «бесценная библиотека и художественные сокровища, накопленные веками в Потале, были сохранены».
Дворец Потала был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1994 году. В 2000 и 2001 годах храм Джокханг и Норбулинка были добавлены в список в качестве пристройки к объектам. Однако быстрая модернизация была проблемой для ЮНЕСКО, которая выразила озабоченность по поводу строительства современных структур непосредственно вокруг дворца, которые угрожают уникальной атмосфере дворца. Китайское правительство отреагировало на это введением правила, запрещающего строительство любых построек высотой более 21 метра в этом районе. ЮНЕСКО также была обеспокоена материалами, использованными во время реставрации дворца, которая началась в 2002 году и обошлась в 180 миллионов юаней (22,5 миллиона долларов США), хотя директор дворца Цянба Гесан пояснил, что использовались только традиционные материалы и мастерство. В период с 1989 по 1994 год во дворце также проводились реставрационные работы на сумму 55 миллионов юаней (6,875 миллиона долларов США).
Число посетителей дворца было ограничено 1600 в день, а часы работы были сокращены до шести часов в день, чтобы избежать переполнения с 1 мая 2003 года. Дворец принимал в среднем 1500 посетителей в день до введения квоты. иногда достигает более 5000 за один день. Посещение крыши сооружения было запрещено после завершения реставрационных работ в 2006 году, чтобы избежать дальнейшего повреждения конструкции. Квота посетителей была увеличена до 2300 в день, чтобы удовлетворить 30% -ное увеличение посещаемости с момента открытия железной дороги Цинцзан в Лхасу 1 июля 2006 года, но квота часто достигается к середине утра. Часы работы были продлены в пиковый период с июля по сентябрь, когда на сайт приходило более 6000 посетителей.
Место расположения дворца Потала в Лхасе
Тибет, пожалуй, самая загадочная страна на нашей планете. Политика самоизоляции раньше была характерна для многих стран Азии, однако только Тибет воплощает ее и по сегодняшний день. Этому, конечно, способствует и уникальное географическое положение. Крупные тибетские города расположены на высоте более 3 000 метров над уровнем моря, а некоторые и более чем на 4 000. Крутые перевалы и разряженный воздух делают путешествие в Тибет очень сложным.
Город Лхаса возведен в разреженном воздушном пространстве Гималаев, на высоте более 3 650 метров. Вплоть до китайской оккупации в 1951 году монахи составляли здесь большую часть населения.
Главное здание Тибета — Дворец Потала. Это огромное сооружение хорошо видно издалека из разных точек города и особенно хорошо — с вершины холма Чагпо Ри. Находясь в Лхасе, ловишь себя на мысли, что невозможно оторвать взгляд от этой постройки. Потала расположен на 3 700 метрах над уровнем моря, его высота составляет 115 метров, общая площадь более 130 000 квадратных метров. Нет точных данных о том, сколько же в Потале комнат и залов. Их число составляет «где-то более тысячи», как говорят экскурсоводы. До сих пор ни одному человеку не доводилось обойти все помещения в этом дворце.