История Ангкор-Тхома
Культура кхмеров зародилась на северо-западе нынешней Камбоджи. Первая Кхмерская династия была основана в IX веке. Несколько столетий спустя король Джаяварман VII основал Ангкор-Тхом. Прежде на этом месте был расположен другой город, который также являлся столицей Империи, — Яшодхарапуры. Он был разрушен во время войны с Тямпой (государством, существовавшим на территории современного центрального и южного Вьетнама).
Прежняя столица была уничтожена не полностью. Из религиозных объектов сохранились два храма от предшествующих правителей — Пхменеакас и Бапуон. Джаяварман VII лично контролировал новую застройку. Король пользовался большим почетом у своих подданных. В исторических документах сохранилось много подтверждений его великодушию и огромной влиятельности. Именно он установил в государстве религию махаяна-буддизма, центральной фигурой для которой является Будда. Поэтому многие постройки в Ангкор-Тхоме носят буддийский характер.
Кхмеры не проводили четкого различия между двумя городами. В XIV веке в записях часто использовалось прежнее название. Что касается нового названия, то оно закрепилось только к XV веку.
В 1431 году Ангкор-Тхомом завладели тайцы. Правившему в то время королю Понхея Яту удалось изгнать врагов с территории Ангкора. Однако в 1434 году было решено перенести столицу Империи в Пномпень. А Ангкор-Тхом еще какое-то время продолжал служить крепостью государства на западе и оставался религиозным центром.
В последующие века кхмерская культура полностью утратила свое значение. Причиной тому стали бесконечные войны и колониальные захваты. Люди постепенно покидали территорию Ангкор-Тхома.
Развалины храма Бапуон, Юра и Юля Грушины
История Города-храма
В 1431 году войско соседнего государства Сиама, напав на Ангкор, полностью разрушило город, заставив жителей покинуть его – и история существования одного из самых больших поселений древнего мира подошла к концу, а джунгли надёжно укрыли своей растительностью, оставив местным жителям лишь легенды и различные сказания (правда, покинут он всё же оказался не до конца – довольно скоро в нём поселились буддистские монахи).
Европейские путешественники иногда случайно во время странствий обнаруживали его, но не сумев привернуть к находке общественного интереса, отступали – и про город снова на долгое время забывали.
Так продолжалось до тех пор, пока в 1861 году к Ангкор Ват не смог добраться француз Анри Муо, который, мгновенно оценив находку, смог популяризовать её на Западе – и нова веха в истории Ангкора началась: после того, как его освободили от джунглей, он не переставал привлекать внимания не только ученых, археологов и исследователей, но и огромное количество туристов.
В 70-х годах прошлого века в Королевстве Камбоджа началась война – и археологи вынуждены были покинуть страну, а храмовый комплекс оказался в руках «красных кхмеров», коммунистов, отличающихся особой жестокостью: придя к власти, они пытаясь построить в стране социализм, казнили несколько миллионов людей. Не забыли они добраться и до Ангкор Ват – считая, что страну надо освободить от влияния религии, они обезглавили и изуродовали практически все скульптуры, где были изображены боги.
К счастью, уникальному комплексу уцелеть удалось – и в начале 90-хх годов реставрационные работы были возобновлены, а сам город и храмовый комплекс, ЮНЕСКО в 1992 году внесло в список мирового наследия.
История основания
Большая часть города была построена в конце XII столетия королем кхмеров Джаяварманом VII неподалеку от старой столицы Яшодхарапуры, уничтоженной народом чама (нынешние вьетнамцы) в 1177 году. Поэтому часть сооружений Ангкор Тхома осталась с прежних времен. Так, храмы Пимеанакас и Бапуон появились за 100-150 лет до эпохи правления Джаявармана VII.
Джаяварман VII унаследовал страну в плачевном состоянии. Столица была сожжена, система водоснабжения разрушена. Придя к власти, новый король сразу принял меры по восстановлению Ангкора. Первым делом он выстроил вокруг центра города каменную стену, заменив старый деревянный частокол. Затем был восстановлен и укреплен ров вокруг Ангкора. Еще одна стена была возведена вокруг Ангкор Тхома – нового королевского города в пределах древней столицы.
Рекомендации
Если вы отправляетесь с туристическим визитом в Камбоджу впервые, лучше воспользоваться услугами гида. Даже сегодня территория страны усеяна минами и другими опасными для жизни и здоровья напоминаниями о нашествии «красных кхмеров». Поэтому добраться безопасно до храма и получить те впечатления, за которыми вы сюда приехали, проще всего в составе туристической группы под предводительством опытного гида.
Но если вы уже бывали здесь ранее, от услуг гида можно отказаться. Это даст вам существенное преимущество перед другими туристами, которые рассеяно блуждают глазами по стенам строений, следуя по пятам за гидом, что идет по привычному центральному маршруту. Оценить все величие архитектуры и заглянуть в дальние уголки Ангок-Ват в таком случае не удастся.
А ведь самое интересное начинается только тогда, когда вы сворачиваете с центрального маршрута и прокладываете свой собственный посреди башен и храмов, статуй Будды и скульптур других богов. Подобная прогулка принесет немало удивительных открытий и памятных фотоснимков. Для получения истинного наслаждения не забудьте заранее продумать форму одежды и особенно тщательно выберите обувь для пешей прогулки.
Наиболее красив храмовый комплекс на рассвете и закате. Ранний утренний визит избавит вас от толп туристических групп, которых тут огромное количество. Храм любит тишину. И именно в эти утренние часы готов открыть свои тайны истинным ценителям и знатокам восточной религии. Желаем удачного путешествия к истокам индуизма и буддизма и ярких впечатлений!
Маршруты по Ангкору. Ближние храмы. Большой и малые круги Ангкора
По билету который мы купили в кассе, независимо от его типа (на 1 день, 3 дня или неделю) мы сможем осмотреть только ближние храмы. Это те храмы, которые расположены на территории храмового комплекса Ангкор. Я считаю, что они же самые интересные для обычного туриста, который не является фанатом развалин и древностей.
Для удобства туристов придумано два основных маршрута — Большой и Малый круги Ангкора. На каждый из этих маршрутов нужен минимум целый день, а каждый храм на маршруте по-своему уникален и не повторяется даже в общих чертах. Естественно в храмовом комплексе есть указатели, кроме этого можно взять карту-схему расположения храмов если решили не пользоваться услугами гида.
Есть еще два храма, которые находятся на небольшом удалении от этих маршрутов – Бантей Срей (Bantaey Srei) и Бантей Самре (Banteay Samre). Именно их я попросил показать нашего гида, иначе мы бы их не увидели.
Оба маршрута начинаются от главного храма – Ангкор Ват, Малый круг как бы вложен в Большой, часть маршрута повторяется.
Храмы малого круга Ангкора
- Ангкор Ват (Angkor Wat)
- Пном Бакенг (Phnom Bakheng)
- Баксей Чамкронг (Baksei Chamkrong)
- Ангкор Том
Ангкор Том – второй по значимости и известности храмовый комплекс после Ангкор Ват и условный центр всего храмового комплекса. Посвящен он буддизму и с кхмерского переводится как «большой город». В Ангкор Том входит более десятка крупных храмов и несколько мелких. «Звездой» этот комплекс стал благодаря храму Байон – его легко узнать по суровым высеченным в камне лицам, которые смотрят на тебя немигающим и жутковатым взглядом. Основные храмы этого комплекса:
Байон (Bayon)
Бапуон (Baphuon)
Пимеанакас (Phimeanakas)
Королевский дворец (Royal Palace)
Терраса Слонов (Terrace of the Elephants)
Терраса Прокаженного Короля (Terrace of Leper King)
Теп Пранам (Tep Pranam)
Преа Палилай (Preah Palilay)
Преа Питу (Preah Pithu)
Прасаты Суор Прат (Prasats Suor Prat)
Северный и Южный Клеанги (North Kleang и South Kleang)
Храм Байон, Ангкор, Камбоджа
- Чау Сэй Тевода (Chau Say Tevoda)
- Тхомманон (Thommanon)
- Та Кео (Ta Keo) Храм Та Кео — сейчас в нем идет масштабная реставрация, подъемные краны и рабочие немного портят всю атмосферу;
- Та Пром (Ta Prohm) – храм поросший джунглями, здесь снималось несколько голливудских фильмов
- Бантей Кдей (Banteay Kdei)
- Прасат Краван (Prasat Kravan)
Малый круг, хоть и называется малым, но по времени прогулок гораздо продолжительнее Большого круга. Из плюсов – самые крутые храмы находятся именно на Малом круге Ангкора. На этом маршруте мы больше ходили пешком, чем ездили. В Большом Круге все наоборот.
Длина Малого круга – примерно 17 км.
Храмы большого круга Ангкора
Как я уже говорил, Большой круг Ангкора начинается также у Ангкор Ват, совпадает с Малым кругом до храма Байон. Дальше путь продолжается к северным воротам храмового комплекса Ангкор Том и к следующим храмам:
- Преa Кан (Preah Khan)
- Неак Пеан (Neak Pean)
- Та Сом (Ta Som)
- Восточный Мебон (East Mebon)
- Пре Руп (Pre Rup)
После этих храмов, Большой круг Ангкора снова сливается с Малым кругом. Финишируем также у главного храма — Ангкор Ват.
Большой круг — это больше переездов и меньше храмов, к тому же они не такие большие и популярные. Из плюсов – можно отдохнуть по дороге.
Длина Большого круга – примерно 26 км.
Прасаты Суор Прат
Рядом с королевской площадью напротив террас Слонов и Прокаженного короля находится двенадцать трёхъярусных башен из латерита и песчаника. Башни разделены на две равные группы дорогой, ведущей к Воротам Победы. Десять из них расположены на равном расстоянии друг от друга на одной прямой, а еще две немного смещены ближе к дороге.
Назначение башен не выяснено. Предположительно, они выполняли функции суда или места содержания обвиняемых либо служили местом, где решались каких-то спорные вопросы. Близость к Королевской площади наводит на мысль, что башни могли быть смотровыми площадками для местной знати во время парадов и праздников.
Когда ехать в Ангкор Ват (Камбоджа)
Как можно скорее, количество туристов, желающих увидеть Ангкор Ват в Камбодже, растет с каждым годом. Храмы конечно никуда не денутся, но атмосфера может потеряться. Кроме того, некоторые постройки древнего города периодически закрываются на реставрацию.
Если говорить о погоде в Камбодже, то межсезонье в этой части Камбоджи – с июня по октябрь, толпы людей поменьше, цены пониже. Осенью в конце периода дождей все зеленое и наименее жарко по отзывам. Лучшее время – ноябрь-декабрь, на это же время приходится пик туризма. Самый жаркий месяц – апрель. С мая по октябрь – период дождей. Популярное время посещения храмов Ангкора у наших туристов – зима. Мы были в феврале, в это время высокая влажность и небольшая облачность. Не самое лучшее время для фотографии, но зато нет сжигающего солнца.
Лучшее время для посещения Ангкор Ват в любое время года – раннее утро, когда храм открывается для посетителей и до обеда, во время завтра – около 9 часов утра и во время обеда – около полудня посетителей меньше, особенно организованных туристических групп.