Храм Такео
Такео – одна из самых больших и высоких построек в стиле храм-гора, его строительство шло параллельно со строительством основных храмов (Байон и Ангкор Ват), однако так и не было закончено. Видимо, все силы были брошены на другие проекты, но если бы храм Такео был бы построен до конца, то это был бы один из самых высоких и красивых храмов в Ангкоре. Максимальная высота храма Такео — 32 м. Храм производит впечатление чистоты и свежести из-за отсуствия художественного оформления. Большая часть верхей платформы занята башнями, к которым ведут о-о-о-чень крутые ступени.
Эта юная леди согласилась немного попозировать. Для этого пришлось купить у нее альбом с открытками
У меня и сейчас голова кружится, когда смотрю на это фото. Нас снимает бесстрашный Максим
Непроходимые джунгли
Отзыв: Экскурсия в храм Байон (Камбоджа, Сием Рип) – “храм 1000 лиц”, внушающие радость или страх. )))
Храм Байон – один из основных Храмов, которые осматривают посещая храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже. Еще одно название этого Храма – “Храм тысячи лиц”. “Тысяча лиц” как нельзя кстати подходит этому Храму, поскольку на каждой башне лица “смотрят” на все четыре стороны.
“Храм тысячи лиц” – необычный Храм, поскольку в разное время суток, по задумке архитекторов-кхмеров в 12 веке, Лики по-разному выглядят: некоторые должны были внушать страх, а другие – спокойствие. Выражения меняются в зависимости от освещения, но к сожалению, вечером мы их не видели. Нередко улыбки этих Ликов называют “улыбками Байона”.
Храм Байон мне запомнился именно этими ликами, а также возможностью сделать довольно оригинальное фото: в определенном месте (нам показал гид) можно встать так, что делая фото на снимке получается “поцелуй” со статуей. )
Необычность Храма состоит в том, что у него нет оборонительной стены, а также этот Храм состоит из 3-х уровней. Каждый из уровней рассказывает о жизни кхмеров, о быте, одежде и жизненных моментах.
Первый уровень Храма имеет росписи о жизни кхмеров, их быте, одежде, охоте, рыбной ловле и других увлечениях. Второй уровень имеют росписи религиозного характера. Более 50-ти статуй с лицами “на 4 стороны” находилось в этом Храме. Предполагаю, что до нас сохранились не все.
Надо сказать, что кхмеры были довольно-таки хорошими воинами, а на стенах можно увидеть даже воинственные сюжеты.
Не так давно я писала о танце Апсара. Так вот, в этом Храме можно также увидеть танцовщиц Апсара какими они были в те времена.
Кстати о временах: Храм Байон был построен в 12 веке при короле Джаявармана. Один из ликов центральной башни было (как считается археологами и учеными) похож на внешность короля.
Одна из центральных башен когда-то была покрыта золотом. К сожалению, до нас дошло не очень много, но и то что мы можем видеть сейчас впечатляет очень сильно.
Храм Байон до сих пор исследуется учеными, поскольку был найден он “относительно” недавно – в 1925 году. Поэтому еще неизвестно сколько тайн и загадок нам предстоит узнать, а сколько навсегда останется тайной.
Каждый Храм Ангкор Вата – особенный и не похож ни на один другой. Не удивительно, что Храмовый комплекс Ангкор Ват находится под защитой Юнеско. Это действительно, одно из Чудес Света, сотворенное руками человека!
Кстати о временах: Храм Байон был построен в 12 веке при короле Джаявармана. Один из ликов центральной башни было (как считается археологами и учеными) похож на внешность короля.
Уникальные лики
Башни храма Байон являются единственными в своем роде, нигде больше нет такого рукотворного шедевра. Раньше было 54 башни, олицетворявшие провинции кхмеров. До наших дней сохранилось только 37. Центральная башня обозначает короля и его безграничную власть.
На каждой из них высечено по 4 человеческих лика, взирающих на разные стороны света. Божественные лики огромны и когда-то были покрыты золотом, как вся башня. Сейчас сохранилось более двухсот ликов высотой под два метра. Все лица уникальны, но очень похожи друг на друга.
Есть гипотезы, объясняющие происхождение и предназначение лиц. Согласно первой лики символизируют буддийское божество бесконечного сострадания Авалокитешвара. Другие считают, что они олицетворяют королевскую власть Джаявармана VII, распространяющуюся над 54 подвластных ему провинциями.
Интересен тот факт, что в любой точке храма видно минимум пять каменных ликов. Выражения всех этих лиц меняются в зависимости от освещения и времени суток: они могут выглядеть добрыми или злыми, грустить или улыбаться.
Характерными особенностями лиц являются широкий лоб, опущенные глаза, толстые губы со слегка поднятыми уголками — знаменитая «улыбка Ангкора».
Общая информация, история
Байон (Bayon) — один из удивительнейших храмов, находящихся на территории Ангкор Тома и являвшийся его религиозным центром. «Изюминкой» Байона являются башни со множеством ликов, высеченных из камня, безмолвно взирающих с высоты на огромную территорию Ангкор Тома, а в период расцвета государства – и на всю Кхмерскую империю. Изначально насчитывалось 54 башни, которые символизировали 54 провинции, находящиеся под властью короля. К сожалению, на сегодня сохранилось порядка 37 башен. Каждая башня имеет по четыре лика, взирающих во все стороны света, причем выражения лиц с каждой стороны разные. Все башни были покрыты золотом. Помимо самих ликов, особый интерес представляют также барельефы, расположенные в галереях первого и второго ярусов, резнина и более 1000 изображений апсар (небесных танцовщиц).
Храм был построен в духе буддизма, однако, присутствуют черты индуизма.
Байон был и остается центральным храмом Ангкор Тома. С ним непосредственно связана легенда о Пахтании океана молока, в соответствии с которой Байон выступает в качестве основы, служащей средством для взбивания Океана молока, для получения эликсира бессмертия.
Построен храм в период правления Джаявармана VII (Jayavarman VII, правил 1181-1220 гг.) и не раз достраивался и перестаивался при последующих правителях. Восстановительные работы в Байоне начались в 20-х годах XX в.
Множество высеченных лиц – это лицо бодхисатвы Авалокитешвары – божества сострадания, прообразом внешности которого стал сам Джаяварман VII.
Как добраться?
Храм находится в нескольких километрах от Сиемреапа — крупного и известного города Камбоджи, имеющего международный аэропорт, что удобно для туристов.
Добраться до Байона можно с экскурсией, на такси или тук-туке.
В центр можно добраться по 4 дорогам. От ворот древнего города до храма — около 1,5 километра, поэтому едут на мотобайках или на велосипедах. Также есть «слоновья тропа», по которой туристы могут добраться на слонах до храма через Восточные ворота.
Таким образом, храм Байон является грандиозным и неповторимым шедевром, имеющим мировое значение. Искусство эпохи короля Джаявармана VII достигло небывалого рассвета и именуется в истории как эпоха Байона. После этого периода в Камбодже не было построено ни одного храма, хотя бы отдаленно напоминающего Байон. Ежегодно в Камбоджу приезжают тысячи туристов, чтобы соприкоснуться с тайнами самой загадочной в мире страны, в числе которых находится и храм Байон.
Глоссарий
- Аватара — нисхождение — термин в индуизме, обычно используемый для обозначения нисхождения бога Вишну из духовного мира на землю, перевоплощение бога в смертное существо
- Ангкор — город, огороженное место
- Апсара — небесная танцовщица при дворе бога Индры
- Бодхисаттва — тот, кто стремится к просветлению, в буддизме человек, который может стать буддой
- Будда — просветленный, пробудившийся, человек, достигший наивысшего предела духовного развития. С точки зрения классической буддийской доктрины, буддой является любой, открывший истину и достигший просветления посредством накопления достаточного количества положительной кармы
- Ват — буддийский храмовый комплекс, или буддийский монастырь
- Вишну — верховный бог в индуизме. В различных направлениях индуизма, Вишну поклоняются либо непосредственно, либо через посредство его аватар, таких как Рама и Кришна
- Гаруда — в индуизме ездовая птица бога Вишну, борец с нагами. Голова, грудь, торс, ноги до колен у Гаруды человеческие; клюв, крылья, хвост, задние лапы — орлиные
- Дэва — доброе божество, близкое к человеку
- Локешвара — “господин мира”, бодхисаттва, воплощение бесконечного сострадания всех Будд. То же, что и Авалокитешвара
- Нага — змееподобные мифические существа. Изображаются в виде змеи с человеческим торсом и человеческой головой, укрытой сверху веером змеиных голов
- Пном — гора
- Прадакшин — обход какой-либо святыни по часовой стрелке. Солнце в нашем полушарии тоже движется по часовой стрелке, стало быть вслед за Солнцем
- Тхом — большой; основатель рода, прародитель
- Шива — благой, милостивый. Один из трех главных богов в индуизме. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала
Интересные факты
- При беглом взгляде храм кажется простым, но при знакомстве с внутренними запутанными двориками и лабиринтами становится понятно, что это не так.
- Эпоха правления короля Джаявармана VII названа историками «эпоха Байона».
- Храм не огражден защитной стеной, в отличие от подобных святилищ.
- Черты лица статуи Будды, украшавшей центральную башню, похожи на короля Джаявармана VII.
- Раньше в Байоне было много кладоискателей. Есть сказание, что под храмом есть идущая к центру Земли шахта, в которой заключены несметные богатства.
- Чтобы сделать красивое фото храма Байон в Камбодже, путешественники советуют приехать рано утром или на закате. В это время лики на башнях, постепенно освещаемые лучами солнца, словно оживают. Кроме того, днем там много туристов и выбрать удачное место гораздо сложнее.
Что представляет собой храм
Изучая общую информацию о храме Байоне, можно отметить, что он является вторым по популярности среди туристов в Камбодже. Визитная карточка Байона — каменные башни с высеченными ликами, а также уникальные барельефы.
Издалека сооружение напоминает замысловатое природное нагромождение причудливых каменных глыб. Но вблизи ясно видно его рукотворное происхождение. Площадь Байона впечатляет: 9 квадратных километров.
Храмовый комплекс восхищает своим великолепием и необычностью, призван прославлять Будду и его деяния. Однако построенный в духе буддизма храм Байон имеет и некоторые черты индуизма.
Храмовый комплекс напоминает пирамиду или «храмовую гору», состоящую из трех уменьшающихся ярусов. Самый большой, нижний ярус окружен каменной галереей, которая раньше была крытая. Однако своды обрушились, но сохранились столбы и прекрасные рельефы, украшающие стены галереи и изображающие сцены из жизни и быта древних кхмеров.
Внутри храмового комплекса находится запутанная сеть из галерей и внутренних двориков, которая стала такой из-за довольно частых перестроек храма.
Вход стерегут могучие львы из камня с разинутыми пастями.
Перед храмом стоит стена высотой более четырех метров с изображением сцен великой победы Джаявармана VII над чамами в битве на озере Тонлесап.
В Байоне кажется, что кто-то все время наблюдает за пришедшими сюда. Это ощущение возникает благодаря множеству ликов буддийского божества Авалокитешвара. Его ликов здесь двести, по четыре на каждой башне, смотрящие во все 4 стороны света. Моделью для скульпторов служил сам Джаяварман VII.
Общие сведения
Байон — это древний храмовый комплекс в центре руин исторического города Ангкор-Тхом, древней столицы кхмеров — коренных жителей. Храм Байон в Ангкоре является одной из главных достопримечательностей Камбоджи, потрясающих воображение не только местных жителей, но и туристов со всего мира. Он, как и индуистский храмовый комплекс Ангкор-Ват, входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ангкор — это область королевства Камбоджа, которая являлась центром Кхмерской империи с 9-го по 15-й века нашей эры. В наши дни сохранились руины многочисленных храмов и сооружений, в том числе и уникальные памятники искусства кхмеров — Ангкор-Ват и Ангхор-Тхом.
Исторический комплекс Ангкор-Тхом разделен осями на четыре части, что символизирует уменьшенную копию Вселенной. Байон находится прямо в центре, на пересечении осей, олицетворяя собой связующее звено между небом и землей.
Считается, что храм Байон был построен в конце XII — начале XIII века в честь владыки Кхмерской империи Джаявармана VII (1125-1218 гг. н.э.). Именно в годы его правления Кхмерская империя достигла пика своего могущества, было построено много великолепных храмов и общественных зданий. Кроме того, король изгнал интервентов-чамов, разоряющих Камбоджу, и объединил страну. Джаяварман VII стал первым королем-буддистом, что отразилось и на строительстве храмов.
Во времена расцвета Кхмерской империи Байон являлся ее религиозным центром, а все последующие правители перестраивали этот храмовый комплекс по своему усмотрению. Современная же реставрация неразрушенных столетиями сооружений началась в 20-е годы XX века.
Храмы Камбоджи – Ангкор-Тхом
Ангкор-Тхом, пожалуй, самый насыщенный интересными храмами и руинами участок Ангкора. Обычно храмы Ангкор Тхома посещают в рамках малого круга Ангкора. Но здесь столько всего «вкусного», что мы решили рассказать об Ангкор Тхоме отдельно.
Ангкор-Тхом (также встречаются варианты Ангкортхом или Ангкор Том) в переводе с кхмерского означает «великая столица». Ангкор Тхом действительно был столицей Кхмерской Империи в XIII-XV века, до того как столица, после нападения тайцев, была перенесена в Пномпень.
Ангкор-Тхом был построен в период правления короля Джаявармана VII. Джаяварман VII считается первым буддистом на троне Кхмерской Империи, именно при нем Камбоджа в первый раз сменила культ Шиваизма на Буддизм.
За время своего правления Джаяварман VII построил не только свою новую столицу Ангкор-Тхом, но и другие храмы, посвященные своим родителям:
- Преах Кхан – в честь отца – короля Джарандравармана II;
- Та Пром – в честь матери – королевы Джаяраджакудамани. Кстати, именно этот храм можно увидеть в первом фильме про Лару Крофт.
Как обычно, расскажу пару фактов о занимательной математике или даже нумерологии Ангкор Тхома, а потом уже перейдем к наиболее интересным и значимым его храмам и объектам.
За время своего правления Джаяварман VII построил не только свою новую столицу Ангкор-Тхом, но и другие храмы, посвященные своим родителям:
Менее знаменитые храмы Камбоджи
В Камбодже существует несколько сотен древних культовых сооружений, которые завораживают своей красотой и оригинальной архитектурой. Весьма интересным считается храмовый комплекс Кох Кер, расположившийся в 90 км от Ангкора. Туристы посещают это место редко, поскольку добраться туда непросто
Больше всего привлекает внимание в этом комплексе храм-гора Прасат Пранг высотой 32 метра
Этот храм в Камбодже еще именуют «пирамидой смерти» из-за того, что на его вершине имеется глубокий колодец. Согласно легенде, после жертвоприношений демонам в него сбрасывали бездыханные тела. Считалось, что этот колодец ведет в преисподнюю.
Еще один изумительный по красоте храм – Преа Вихеа, или, как его еще называют, «Храм на небесах». Возведен он на горе, на высоте 600 метров над уровнем моря. Считается очень значимой постройкой для древних кхмеров, поскольку возводился он очень долго – строительство растянулось на время правления семи королей.
Оригинальностью отличается буддийский храм Неакпеан, созданный в XII веке. Находится он в Ангкоре, недалеко от города Дананг, на маленьком искусственно созданном острове посреди водоема. Если верить древней легенде, вода в этих местах наделена целебными свойствами. Собственно, это и подвигло короля Джаваярман VII построить здесь храм.
Еще одно чудо кхмерской архитектуры – храм Бантеайсрей, расположенный на территории провинции Сиемреал. Был построен в честь бога Шивы в X веке. Храм прославился своим украшением – все его стены покрывает ювелирная резьба, которую практически не тронуло время. Еще одна особенность этого сооружения – в нем находятся древние розовые статуи обезьян-хранителей.
Интересные факты
- Английские исследователи Г. Хэнкок и Д. Грисби провели масштабные компьютерные исследования, и пришли к весьма любопытному выводу: главные религиозные сооружения Камбоджи связаны с картой звездного неба 10500 года до н. э. По их мнению, ангкорские храмы Камбоджи на карте, если их соединить одной линией, воссоздают очертания созвездия Дракона.
- Храмы Камбоджи не предназначались для посещения их верующими людьми. Эти культовые сооружения считались обителью богов, входить в них могли только жрецы и монахи. В некоторых храмах возводили усыпальницы для правителей, которых они считали воплощением бога на земле.
- Каждый кхмерский король следовал традиции – вступив на престол, он начинал строительство двух храмов – для себя и своих предков. Если он умирал, а сооружения еще не были достроены, их оставляли в незаконченном виде, и сразу же приступали к новой стройке.
- На стене храма Та Пром вырезано изображение, которое по сей день не дает покоя ученым всего мира. А запечатлен там травоядный динозавр, а если точнее – стегозавр, живший на планете более 150 млн. лет назад. Откуда древние кхмеры узнали об этом животном, до сих пор остается загадкой.
- На территории Камбоджи есть несколько храмов в форме пирамиды. Как известно, такие грандиозные сооружения найдены только в Перу, Египте и Камбодже. Старинная легенда объясняет этот факт – все они были возведены одними людьми, которые кочевали по этим странам.
- Многие камбоджийские храмы включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Особенности архитектурной постройки
Храму удалось весьма неплохо уберечься от разрушений. Его строили преимущественно из каменных глыб сотни и тысячи людей. Все элементы храма находятся друг с другом в гармонии. Специфика Байона также заключена в том, что вокруг него не было построено защитной стены — таковой являлась огораживающая сам город Ангкор-Тхом стена.
Далеко не все тайны храма Байона в Камбодже разгаданы. Одной из таких загадок является то, что строения храмового комплекса возведены по неизвестной технологии без применения связующих материалов (типа цемента) — обычной укладкой камень на камень. Поэтому издалека все это кажется грудой камней, а вблизи можно рассмотреть удивительную структуру. Пазы очень точно и крепко соединены – так, что нельзя просунуть острие ножа. При этом строения не разваливались веками. Ученые умы нашего времени не могут понять, как древним кхмерам удавалось делать эти пазы, рассчитывать с потрясающей точностью детали к таким колоссальным сооружениям.
Барельефы на стенах Байона довольно достоверно запечатлели жизнь средневековой Камбоджи. Их считают подлинными историческими свидетельствами, дающими представление о средневековых кхмерах, их военной и мирной жизни, быте, богах. Есть много сцен битв с чамами, отдельно представлено поклонение богам.
Особенности архитектуры
Король Джаваярма VII решил построить Байон на месте небольшого храма. По задумке архитекторов того времени, он должен был стать своеобразным и красивым местом кхмерской империи, что с бо́льшим успехом и получилось у создателей средневекового проекта. Известный писатель Сомерсет Моэм говорил про храм: «Байон — это самое фантастическое здание в мире».
К счастью для туристов, до наших дней храм сохранился очень хорошо. В этом есть и заслуга рабочих, строивших его, как говорят, на совесть. В основном для его строительства использовали каменные блоки и лишь некоторые части здания выполнены из дерева. По своей форме храм напоминает пирамиду, состоящую из трех ярусов. При этом два нижние яруса имеют форму квадрата, а верхний по задумке выполнен в форме круга. В нем расположено центральное святилище.
Константин Павлов
Байон отличается сложным устройством. Внутри него находится большое количество коридоров и галерей. Сделаны они так, что разные уровни почти невозможно разделить один от другого. В помещениях храма довольно темно
Также туристам следует обратить внимание на узкие проходы и относительно низкие потолки
Храм Байон, Ангкор, провинция Сиемреап, Камбоджа
По своим ощущениям я не могу сказать однозначно, какой из всех посещенных храмов Ангкора оставил самое сильное впечатление.
Застывшие в камне улыбки Байона,
построенный из песчаника Баконг,
пронизанные деревьями башни Та Прома или величие Ангкора. Определить для себя особенности и загадочные элементы в любом храме может каждый самостоятельно. Рассмотрим поближе «улыбчивый» Байон.
Храм Байон находится практически в самом центре Ангкора и считается самым неразгаданным в кхмерском королевстве, и претендует на звание самого посещаемого туристами храма в комплексе.
Окутанный густыми джунглями Байон, несколько столетий был скрыт от глаз посетителей, и обнаружили его совсем недавно. Благодаря скрытости именно в этом храме сохранилась не испорченная человеком историческая и архитектурная ценность.
Байон построили позже Ангкора примерно на 100 лет, в начале 13 века. 54 башни с вырезанными на них изображениями улыбающихся лиц, которых больше двух тысяч, производят магическое впечатление. Куда не повернись, со всех сторон на тебя смотрят каменные прищуренные глаза.
Создается ощущение, что находишься под постоянным контролем безмолвных и всезнающих наблюдателей, а улыбка словно говорит о всепрощении и вечном молчании.
Не огороженный стеной Байон, хранит свои барельефы. На изображениях, находящихся с внешней стороны храма, воссозданы сюжеты из бытовой жизни кхмеров, а на расположенных внутри – сцены из мифологии.
Храм Байон представляет собой трехуровневое строение. На первых двух уровнях расположены галереи с барельефами, а центр третьего уровня – круглый алтарь. Внутри строения много ступеней, лабиринтов, маленьких комнат, расположенных отдельно друг от друга в своих башенках.
Переходы с одного уровня на другой практически не заметны, поэтому назвать их этажами невозможно.
С высоты третьего уровня открывается потрясающий вид на роскошную природу и каменные лица, благосклонные взгляды которых будут пересекаться между собой и вами, это незабываемое ощущение.
Когда находишься рядом с центром храма, его алтарем, и смотришь на запечатленные в камне изображения лица взирающего Владыки, в голове проносятся все значимые и не очень приятные моменты жизни. Как будто здесь и сейчас, на этом месте, под всевидящими взглядами каменных изображений пронеслась вся Ваша жизнь как на суде. И в миг от этих улыбок становится жутко. Храм Байон находится под охраной Юнеско и заботливо реставрируется, не нарушая рукотворной красоты и исторической ценности строения. За время своего существования он пострадал меньше остальных храмов Ангкора, как от рук грабителей и вандалов, так и от природных потрясений.
Создается ощущение, что находишься под постоянным контролем безмолвных и всезнающих наблюдателей, а улыбка словно говорит о всепрощении и вечном молчании.