Малый круг ангкора в камбодже

Малые храмы Большого и Малого кругов Ангкора

Малый и Большой круги Ангкора – это маршруты исследования храмового комплекса Ангкор, рассчитанные на один и два дня посещений, включающие в себя самые зрелищные достопримечательности. Условно все ангкорские храмы можно разделить на следующие:

  • ближние крупные,
  • ближние малые,
  • дальние храмы.

Первые две группы как раз и составляют эти круги-маршруты.

Схема Малого (красная линия) и Большого (зеленая линия) кругов Ангкора:

Малый круг: сюда относятся храмы, обязательные для посещения всеми туристами, прибывшими в Ангкор, а именно, Ангокр Ват, Ангкор Том и Та Пром (это ближние крупные храмы), если успеете – ближние малые храмы Пре Кан и Та Кео, а на закате – Пном Бакенг.

Большой круг: сюда относятся все ближние малые храмы, которые будут описаны в этой статье (Бантей Кдей, Пре Руп, Бантей Самре, Та Сом, Ник Пин и другие, расположившиеся вокруг Восточного Барая). Обычно их осмотр совмещают с посещением дальнего храма Бантей Срей (37 км от Сием-Реапа), визит в который чаще всего планируют на утро. Про дальние храмы Ангкора читайте здесь.

Кроме этих, есть ряд ближних малых храмов, выходящих за рамки двухдневного маршрута, до них обычно доходят руки, а точнее, ноги, у тех, кто заложил на посещение Ангкора от трех дней и больше (это Западный Барай и храмы вокруг него).

* Про возможные варианты маршрутов по Ангкору есть отдельная статья (от 1 до 7 дней).

Схема расположения малых храмов Ангкора:

Итак, ниже вы найдете описание малых ближних храмов Ангкора, расположившихся вокруг Восточного Барая (описывать их я буду против часовой стрелки, по ходу движения со стороны Сием-Реапа).

История города Ангкора

Комплекс Ангкор расположен на 5,5 км севернее современного города Сием-Реап и немного южнее и восточнее прежней столицы, центром которой был храм Бапхуон.

Ангкор Ват расположен на южной границе древнего Ангкора. 

Строительство  

Проектирование и строительство храма было начато в первой половине 12-го века во времена правления Сурьявармана II (правил с 1113 по 1150 гг.). Посвященный индуистскому богу Вишну, Ангкор Ват являлся столицей и использовался в качестве королевского земского храма.

Ввиду того, что не было найдено ни стелы с надписями, ни каких-либо других надписей того времени касательно Ангкор Вата, первоначальное название храма неизвестно, считается, что он вполне мог носить имя Врах Вишнулок в честь верховного божества. Закончено строительство Ангкор Вата было как раз ко времени смерти царя, но некоторые барельефы так и остались незавершенными.

Захват храма чамами

В 1177 году Ангкор был захвачен чамами, исконными врагами кхмеров. Впоследствии империя была восстановлена новым королем Джаяварманом VII, который выбрал новую столицу и земский храм (Ангкор-Тхом и Байон соответственно), расположенные несколькими километрами севернее. 

Храм в 14-15 веках

В 14 и 15 веках храм стал использоваться буддистскими монахами школы Тхеравада, которые остаются его хранителями и по сей день. По сравнению с другими храмами Ангкора, храм необычен еще и тем, что, несмотря на частичное запустение, с 16 века он ни разу не был полностью заброшен; сохранение храма входило в обязанности монахов еще и потому, что вырытый по периметру ров создавал определенную защиту от наступающих джунглей. 

Открытие города западными исследователями

Одним из первых западных гостей Ангкора был португальский монах Антонио да Магдалена, который побывал в храме в 1586 году и отозвался о нем как о

Несмотря на это, на Западе храм стал известным только в середине 19 века благодаря публикации дневника с дорожными заметками натуралиста Анри Муо.

Французский исследователь писал об Ангкор Вате так: 

Он не мог поверить, что кхмеры смогли сумели воздвигнуть храм, и ошибочно относил его приблизительно к периоду существования римской империи. А подлинная история Ангкора была восстановлена только с помощью стилистических и эпиграфических свидетельств, собранных во время более поздних работ по восстановлению и очистке всей территории Ангкора. 

Восстановление города Ангкора в 20-м веке  

В 20 веке потребовалось провести масштабные восстановительные работы Ангкор, заключавшиеся главным образом в уборке лишней земли и растительности. Потом работы были прерваны гражданской войной, а в 1970-80-х «Красные кхмеры» захватили власть в стране, однако в этот период истории Камбоджи храму и городу был нанесен относительно небольшой ущерб: пострадали пост-ангкорские статуи, которые были украдены или разрушены.   Ангкор и Ангкор Ват стал национальным символом Камбоджи. Изображение Ангкор Вата помещается на все национальные флаги Камбоджи с 1863 года, то есть с того момента, когда была создана первая версия флага.

Интересный факт: в январе 2003 года в Пномпене прошли массовые акции протеста. Они были вызваны ложными слухами о том, что какая-то тайская актриса заявила, что Ангкор Ват принадлежит Таиланду.

Ориентация в храме, советы для осмотра

Храм находится в 200 м к северо-западу от Байона, на юге от Королевского дворца и примерно в 10 километрах от центра Сиемреапа (см. Бапуон на карте Ангкора). Обычно он становится следующим объектом для осмотра после Байона. Добираться до него следует на велосипеде или мотобайке, пешком – только от близлежащих объектов, в том числе и от Байона.

Время на осмотр стоит выделить не более получаса. Если у вас мало времени на осмотр всех достопримечательностей Ангкор Тома, то, возможно, Бапуон стоит пропустить. Народу здесь немного, так как в течение последних нескольких лет в храме проводятся восстановительные работы, оттого часть галерей и основной купол разобраны. Вход в храм осуществляется с восточной стороны, а выход – с западной. К сожалению, в связи с просчетами строителей того периода, храм продолжает разрушаться, несмотря на попытки ученых его сохранить.

Несмотря на вышесказанное, с площадки центральной башни (третий ярус) открывается панорамный вид на прилегающую территорию, в частности с южной стороны видны башни Пном Бакенга, с северной – Пимеанакас. Для хороших фотографий лучше выбрать первую половину дня или закат.

ПОПУЛЯРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 

Мск-Пномпень ⇄ от 47 126₽ Мск-Сиемреап ⇄ от 47 126₽ Мск-Сиануквиль ⇄ от 47 126₽ Спб-Пномпень ⇄ от 53 245₽ Казань-Пномпень ⇄ от 72 755₽

Рассветы и закаты в Ангкоре – где встречать?

Без лишних слов просто перечислю те места, которые наиболее популярны и наилучшим образом подходят для таких чудесных моментов.

Рассветы в Ангкоре встречаем здесь:

Водохранилище Сра Сранг – вода с отражениями и тенями на рассвете – это всегда прекрасно.

Ангкор Ват – здесь на рассвете полнейший ажиотаж, но это того стоит. Рассвет встречают на берегу прудика, в котором ловят отражение главного пятиглавого храма.

Бантей Срей – этот храм из розового песчаника на рассвете расцветает всеми красками, а игра света и тени добавляет ему еще большее очарование.

Та Пром – кажется, только на рассвете этот загадочный храм можно застать в абсолютном покое и тишине, когда слышно лишь щебет птиц, а не крики вездесущих китайцев.

Байон – вместе с солнцем по утрам просыпаются и многочисленные лики Байона, которые начинают улыбаться в лучах восходящего солнца.

Кох Кер – кто встречал там рассвет на вершине сорокаметровой пирамиды, утверждают, что впечатления нереальные, главное как-то умудриться успеть добраться туда до восхода солнца, путь-то не близкий. Слышала, что неподалеку есть некий хостел, в котором можно заночевать, но никаких контактов найти не удалось.

Чтобы не прошляпить рассвет, в выбранном месте нужно быть не позднее 6:00-6:30 утра (сухой сезон), а лучше еще чуточку пораньше, чтобы успеть занять хорошее место (особенно это касается Ангкор Вата, где желающих несметное количество).

Закатами в Ангкоре любуемся здесь:

Ангокр Ват – центральный храм Ангкора прекрасен не только на рассвете, но и на закате, так что не прогадаете в любом случае.

Пном Бакенг – храм, расположившийся высоко на горе – излюбленное среди туристов место для встречи закатов, кроме всего прочего отсюда виден Ангкор Ват во всем своем величии. Надо успеть попасть в храм до 17:30, позже не пускают.

Пре Руп – еще один храм-гора, возвышающийся над джунглями, которые не помещают увидеть заходящее солнце.

Та Кео – не сильно популярен среди посетителей Ангкора, так что сможете насладиться уединением, пока все толпятся на Пном Бакенге и в Ангкор Вате.

Таковы списки «классических» мест для любования ангкорскими рассветами и закатами. Готовьтесь к тому, что гулять придется дни напролет, если хотите увидеть и то, и другое, так что вариант с обеденным отдыхом в отеле не так уж и плох, если не лень возвращаться в город.

История храма Ангкор–Ват

Ангкор Ват мог до нас и не дойти. Слишком много желающих было уничтожить его, даже после того, как Ангкор Ват был открыт. Сегодня на стенах храма видны следы стрельбы. Согласно политическим убеждениям красных кхмеров, страну нужно было освободить от религиозной зависимости, поэтому многочисленные фигуры богов были обезглавлены. Теперь, по прошествии двух десятилетий, начинаются реставрационные работы.

Как ни странно, но об этом мощном комплексе узнали сравнительно недавно — примерно 100 лет назад. Заблудившись в камбоджийских джунглях близ озера Тонлесап, французский путешественник Шарль Эмиль Буйво долго плутал среди густых зарослей, гигантских деревьев, напуганный хищниками и замученный тучами москитов, но вдруг наткнулся на древний город. До этого о существовании этого комплекса даже не догадывались. Так был «извлечен из небытия» Ангкор Ват («Пагода столицы») — жемчужина мастерства древних кхмеров, крупнейшее в мире культовое сооружение, воздвигнутое в середине XII века, в правление короля Сурьявармана II.

Известно, что уже к 1000 году, в период наивысшего расцвета, город занимал территорию в 190 кв. км, а это означало, что он был крупнейшим городом средневекового мира. Город Ангкор был размером с современный Манхэттен. На обширном пространстве его улиц, площадей, террас и храмов жило 600 000 человек, а в окрестностях города — еще не менее миллиона. Жителями Ангкора были кхмеры, исповедовавшие индуизм, принесенный в Юго-Восточную Азию в I веке н. э.

Самые ранние упоминания об Ангкоре в камбоджийских летописях относятся лишь к XV веку. К сожалению, документов от самого древнего народа не осталось. Они использовали в качестве материала для записей очень непрочный материал, который не выдержал времени. Но большое историческое значение имеют высеченные в камне надписи, их насчитывается более тысячи, большинство из них сделаны на кхмерском языке и на санскрите.

Как возводился комплекс не известно — не сохранилось ни одного источника, кроме легенды, в которой говорится о божественном происхождении города. По этой легенде, принц Преа Кет Меалеа гостил на небесах у бога Индры. Жил там он в прекрасном дворце. Однако принц не понравился небесным танцовщицам, и те упросили бога вернуть его на землю. Чтобы не обидеть Преа Кет Меалеа, Индра велел небесному зодчему Преа Пушнуку построить на земле дворец-храм в точности повторяющий тот, в котором гостил принц. Так по легенде возник Ангкор Ват.

История небесного дворца

В IX-XIII веках здесь процветала могущественная цивилизация – империя кхмеров, в состав которой входили Камбоджа, Вьетнам, Таиланд, Лаос. Утверждая свое могущество, кхмеры возводили грандиозные строения, среди которых Ангкор Ват – храм религиозного комплекса, который сохранился до наших дней. Храм – место паломничества туристов.

Кто создал Рай на Земле

Древняя столица Кхмерской империи – Ангкор площадью 200 га с населением 1000 000 человек стала местом возведения невиданного до того времени храма. Город-храм (так переводится Ангкор Ват) построен в 1150 году н.э. при царе Сурьявармане II. Царь занял трон в 14-летнем возрасте, лично убив своего дядю, действующего кхмерского правителя. Самозванец, не смущаясь, поведал подданным о своем божественном происхождении.

Чтобы уверить в этом народ, Сурьяварман приказал построить Рай на Земле – величественный храм Ангкор Ват. Храм выстроили в небывало короткий срок – 35 лет, но повелитель почил раньше окончания строительства.

Прах божественного посланца кремировали и поместили в каменный саркофаг посреди храма, ставшего царской усыпальницей. Кхмерские храмы не строились для собрания верующих, они возводились как место обитания богов, доступ в которые был открыт только для жрецов и монархов.

Обнаружение древнего сооружения

Известностью в мире храм Ангкор Ват обязан французскому путешественнику и натуралисту Анри Муо, который случайно обнаружил сооружение, путешествуя по Индокитаю.

Величие увиденного сооружения потрясло ученого, который записал: «Храм непостижим для ума. Глядишь в смущении и замешательстве, восхищаешься и, охваченный почтением, застываешь в благоговейном молчании.

Гений создателя этого творения связал в единое целое различные части с таким искусством, что остается только удивляться. Исполнение этих грез под силу лишь одареннейшим».

Особенности строительства

Храм Ангкор Ват – образец индуистской архитектуры, посвящен богу Вишну. Ангкор Ват в Камбодже построен из 5 миллионов тонн песчаника. Каменные блоки нарезаны ровно и плотно прилегают друг к другу, так что между ними не входит лезвие ножа.

Камни, подогнанные друг к другу, ничем не скреплены и держатся только на собственном весе. Камни неправильной формы и вогнутости соединены между собой, словно пазлы. Современные технологии не способны повторить кладку.

Каменные блоки древние строители транспортировали по водным каналам из каменоломен, находящихся на плато Кулен в 40 км от места строительства. Внешние стены храма выполнены из литерита – камня, который легко обрабатывается, но затвердевает на воздухе, как гранит.

Почему город покинули люди

500 лет тому назад город-храм покинули люди, оставив на милость джунглей, и ушли осваивать новую столицу королевства Пномпень. То, что случилось, кажется странным. Ведь Ангкор Ват был процветающим городом. Плодородная земля давала 3 урожая риса в год, озеро изобиловало рыбой, а густые леса – дичью.

Каждый новый правитель устраивал город так, что центр старого города оказывался на окраине нового. Город-гигант рос, постепенно превращаясь в город храмов, пока в 1431 году его не захватили тайские войска. Город обезлюдел, влажный климат с буйной растительностью превратил столицу в руины, и джунгли постепенно поглотили ее.

Значимые места храмового комплекса

Объехать все храмы и постройки комплекса Ангкор, даже в рамках 5-6 дневного тура практически нереально. Существует два вида тура, это Малый круг, который занимает от силы 5-6 часов, то есть один день, и Большой круг, который занимает 2-3 дня. Сам храм окружён 200-метровым рвом в ширину, который вымощен блоками песчаника. Ров имеет протяжённость с севера на юг в длину 1,5 километра, и ровно столько же с запада на восток. Можно сказать, что храм расположен на своеобразном острове, который окружён водой. Общая площадь храма составляет 21 гектар, хотя историки сумели доказать, что его площадь в прошлые века была до 30 гектаров. Сегодня храмовый комплекс окружён стеной, в качестве материала которого служит латерит.

Непосредственно архитектура храма содержит концентрические и прямоугольные постройки, огороженные пространством, которые в свою очередь включают 3 прямоугольные галереи. Далее, эти прямоугольные галереи возвышаются друг над другом, где имеются открытые дворы, соединяющиеся крестообразными галереями. Если подняться по лестнице, то вы сумеете пройти через три постепенно поднимающиеся галереи которые выведут к последней, более известной своими барельефами.

Большая часть барельефов выглядит великолепно, за исключением одного, расположенного в северо-восточном углу, изготовленный лишь в 16 веке. Общая протяжённость барельефов, за исключением угловых павильонов, достигает в длину 700 метров и до 2 метров в высоту. Считается что это самый длинный барельеф в мире на сегодняшний день. Сотни, если не тысячи персонажей, размещено по всей картине барельефа, которые рассказывают о сценах, происходящие в эпосах индуистской эпохи Бхагавад Пурана, а также о дворцовой и военной жизни основателя храма, короля Сурьявармана II.

Расположение религиозного центра

Уникальное в своем роде строение, которое поражает гениальной архитектурой, размерами и богатым убранством, расположено всего в 5 км на севере от города Сием-Рип. Интересно то, что о таком строении несколько столетий подряд, начиная с 15 века, почти никто не вспоминал. Это и привело к тому, что храм пришел в некий упадок. Джунгли надежно скрыли грандиозное строение от посторонних глаз, а огромные корни тропических деревьев нанесли непоправимый вред религиозному комплексу, которые на протяжении многих лет успешно сочетал в себе центр двух религий – индуизма и буддизма.

Стоит отдать должное местным активистам и властям, которые вовремя спохватились и занялись облагораживанием территории величественного храма. И сегодня у всех нас есть уникальная возможность насладиться монументальным строением в полной мере, сделать редкие снимки и отметить красным карандашом еще одно место на карте, в котором стоит побывать еще не один раз.

Запущена программа масштабной реставрации громадного комплекса, поиском средств на которую занимается всемирная организация ЮНЕСКО. Масштабность храма и объем необходимых работ требуют серьезных инвестиций в восстановление храма. С 1992 года храмовый комплекс зачислен в список памятников культурного достояния и находится под защитой. Несмотря на это, годы наносят непоправимый ущерб строению, основой для которого выступал хрупкий песчаник. Поэтому, если хотите увидеть грандиозное строение 12 века своими глазами, не стоит откладывать вопрос с заказом путевки в долгий ящик. Поспешите собственными глазами увидеть храм и прикоснуться руками к древней истории!

Есть версия, что известного писателя Редьярда Киплинга посетила идея написания произведения «Книга джунглей» именно после посещения этого грандиозного комплекса сооружений. Кто знает, может и у вас посетит муза или озарение на создание какого-нибудь шедевра…

6-7 дней – наш вариант маршрута по Ангкору

Если вам повезло также, как некогда нам, и на руках оказался семидневный абонемент на посещение Ангкора, можно планировать экскурсии по нему как угодно, все равно все успеете. Мы совершенно никуда не спешили, заезжали в одни и те же места по нескольку раз, заглядывали во всякие окрестные деревушки и даже успели немного устать от ангкорских «камней».

Наш маршрут на 7 дней (между храмами перемещались на велосипедах):

1-й день – Сра Сранг → Пре Руп → Бантей Самре → Восточный Мебон → Та Сом→ обед → Крол Ко → Ник Пин → Пре Кан.

2-й день – Прасат Краван → Прасат Батчум → Бантей Кдей → Та Пром → Та Кео → мост Спин Тма → Чау Сэй Тевода → Тхомманон → Пном Бакенг (не попали на вершину храма).

3-й день – Ангкор Том: Байон (рассвет) → Бапуон → Пимеанакас → Пре Палилай → Теп Пранам → Терраса Прокаженного Короля → Терраса Слонов → Южный Клеанг → Пре Питу → Ворота Победы → Южные Ворота → Пном Бакенг (закат).

4-й день – Ангкор Ват (рассвет + осмотр всех достопримечательностей) → неудачная попытка проехать в Западному Бараю (заехали в какой-то лес, плюс спустило колесо у велика) → Бантей Кдей → Ангкор ват (закат).

5-й день – дальние храмы: Ролуос → Бенг Мелиа → Бантей Срей → Бйон (закат).

6-й день – Та Пром (рассвет) → Пре Кан → Западный Барай (туда и обратно ехали через местные деревушки).

7-й день – заехали в Ангкор Ват попрощаться и все.

Как видите, из дальних храмов мы увидели меньше половины, вы же можете успеть при желании посетить их все. Для нас на момент посещения Ангкора это было дороговато, да и не слишком интересно – с лихвой насмотрелись на все остальные руины.

Королевский дворец и террасы

Джаяварман VII восстановил в Ангкор Тхоме дворец, построенный еще в IX веке и уничтоженный пожаром во время войны. Дворец не сохранился, и о его внешнем виде можно только гадать. Известно, что дворец был возведен на деревянном фундаменте. Он состоял из множества помещений, своды которых поддерживались массивными деревянными колоннами, вырубленными из местных деревьев с очень плотной древесиной. К дворцу прилегала королевская купальня размером 45 на 90 метров. Купальня соединялась с другими помещениями деревянными галереями, окружавшими ее со всех сторон.

Входом во дворец служит Слоновья терраса. Ее размеры поражают – 300 метров в длину и 14 в ширину. Сейчас от нее осталось одно каменное основание, но некогда на ней располагались деревянные постройки, и она была окружена крытыми галереями. Терраса служила королю трибуной во время публичных церемоний, откуда он лицезрел празднества и парады, проходящие на  дворцовой площади, здесь он разрешал споры между подданными и принимал иностранных послов, восседая на возвышении посередине. По обеим сторонам площадки сохранились статуи нага, сказочного змея и льва. Снизу террасу поддерживают мифические птицы Гаруды. Обе стороны портика украшены статуями и барельефами с изображениями слонов в натуральную величину.

Рядом расположена Терраса Прокаженного короля. Это небольшая площадка с двумя галереями, интересными своими барельефами, изображающими апсар, воинов, демонов, гаруд и других мифических животных. Предположительно, она была построена после смерти Джаявармана VII и использовалась для кремации королей. На верхнем ярусе расположена копия статуи Будды, найденной при раскопках. Оригинал можно увидеть в Национальном музее в Пномпене.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Культура мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: