Современная архитектура Китая
Сегодня, архитектура Китая – это огромные небоскребы и отделанные современными материалами здания, совершенно не похожие на те, что активно строились вплоть до XX века, ставшего в итоге переломным. И современная китайская архитектура на фото показывает, как «модные» конструкции умудряются гармонично сочетаться с сохранившимися старыми строениями.
Классическая архитектура Китая
Нельзя пропустить и то, что китайцы любят не только свою, колоритную архитектуру, а и сооружения, которые активно заимствуют у других. Например, «римский Колизей», который расположился в городке Тяньцзинь, или недалеко от Шанхая — городок Темза, копия английского.
Гонконг – вообще поражает воображение контрастом своих архитектурных строений. На весь мир известны его «китайские муравейники»: по несколько небоскребов здесь возводятся вплотную друг к другу, образовывая «дом» в несколько тысяч квартир для обычных жителей. Но, в дорогом районе города есть удивительной конструкции двенадцатиэтажный дом, в котором всего двенадцать квартир, площадь каждой – шесть тысяч квадратных метров.
Шанхай удивляет туристов своим знаменитым финансовым центром, который возвышается над городом в сто этажей! Таким образом, можно сделать вывод: современная архитектура Поднебесной – это здания-небоскребы.
https://youtube.com/watch?v=5xVSq_TWDLQ
Хорошие статьи в продолжение:
Из чего состоит китайская пагода?
Строят эти сооружения из металла, кирпича, дерева и
камня. Кирпич, буддисты стали добавлять в состав постройки, чтобы обезопасить
постройку от пожара. Края крыши на каждом ярусе завернуты кверху. Буддисты
считали, что такие края крыш не подпускают злых духов. Первые святые места в
начале I
столетия строились из камня, глины и дерева и состояли всего из одного яруса.
Если зайти внутрь, то можно увидеть там скамейки, которые стоят по кругу, а в
других можно увидеть картинную галерею. На
каждом этаже обычно есть скульптура Будды.
Все сооружения состоят из трех частей:
- Цоколь;
- Основная часть;
- Навершие.
В основной части этого сооружения можно увидеть
сидящего Будду. Навершие по внешнему виду напоминает ступу. А в основании их обычно
можно увидеть главные реликвии. Постройки
бывают как в один, так и десять этажей. Внутри помещения находятся спиральные
лестницы, которые закручены по часовой стрелке. Они служат, на данный момент,
как хранилище реликвий в Китае. Пагоды Китая можно отличить от других своей
простотой и незаурядностью. Постройки выполнены из четких ровных линий,
стены чаще всего однотонные, выполнены из простейших материалов. Храмовые
постройки могли иметь как четыре угла, так и шесть, и восемь. Данные сооружения
можно отличить от других, своей «продуваемостью», с каждой стороны яруса есть
двери, которые создают иллюзию прозрачности и легкости.
Императорская Академия
К западу к Храму Конфуция примыкает Императорская Академия (国子监 Гоцзыцзянь, досл. «Академия сыновей государства»), в которую можно пройти через ворота Чицзинмэнь (持敬门, Врата почитания). Она была основана в 1306 году. Здесь готовили чиновников, до XVIII века раз в 3 года проводили государственные экзамены на соискание высшей ученой степени цзиньши 进士 (при императоре Цяньлуне экзамены были перенесены в Зал Сохраненной Гармонии в Запретном городе). Пекинская Императорская Академия была самым престижным учебным заведением Китая.
С 1949 по 2003 года в этих стенах находилась Столичная библиотека и Пекинская детская библиотека. В настоящее время здесь располагается Музей китайского образования, проводятся различные конференции. Его площадь составляет 28 тыс. кв.м.
Как и все китайские храмы и жилые постройки, помещения Академии вытянуты по оси «юг — север», на которой располагаются главные павильоны Пиюн, Илуньтан и Цзинъитин.
С улицы Гоцзицзяньцзе в Академию можно попасть через врата Цзисяньмэнь (集贤门, Врата собрания мудрецов). Далее нужно пройти через Глазурованную Мемориальную арку (琉璃牌坊 Люли пайфан), сооруженную в 1783 году, в царствование императора Цяньлуна.
Глазурованная мемориальная арка
Над боковыми проходами можно увидеть барельефы с уже знакомым сюжетом: драконами с жемчужиной.
Драконы, играющие с жемчужиной
За воротами, на постаменте — еще один керамический дракон.
Дракон
Следующая постройка, центральная в Академии — павильон Биюн 辟雍 1784 года постройки, где император читал лекции будущим чиновникам. Павильон окружен каналом.
Павильон БиюнТрон в павильоне БиюнПавильон Биюн
По обе стороны от Биюна расположены Шесть залов (六堂 лютан), насчитывающие 33 помещения — учебные комнаты Академии. К северу от Биюна находится Зал основ морали (彝伦堂 Илуньтан). Первоначально здесь император читал лекции студентам, впоследствии располагалось книгохранилище Академии.
Илуньтан (Зал основ морали)
Перед ним — еще одна статуя Конфуция.
Статуя Конфуция в Императорской АкадемииДощечки удачи
За павильоном Илуньтан — ограда с воротами, за которыми скрывается еще одно здание: Павильон Почитания Единого (敬一亭 Цзинъитин) 1528 года постройки. Это было рабочее место директора Императорской Академии.
Баскетбольная площадка в Императорской АкадемииПавильон Цзинъитин
В Академии, как и в Храме Конфуция, удивительная атмосфера. Здесь все кажется очень достойным и величественным.
Мемориальные ворота в Императорской Академии
Напротив Храма Конфуция и Императорской Академии — различные учреждения и учебные заведения.
Здания на улице Гоцзыцзянь
Церкви (12)
по алфавиту
по популярности
Софийский собор68
Харбин |
Софийский собор привлекает внимание туристов, приезжающих в Харбин, своей оригинальной архитектурой, сочетающей классический византийский стиль с элементами православия. Начало возведение собора относится к 1907 году, когда изначально построили деревянное здание, служившее церковью для русского Восточно-Сибирского полка
Церковь Св. Доминика20
Макао |
Церковь Св. Доминика является одной из самых красивых церквей города Макао. Она расположена в историческом центре города, на Сенатской площади. Церковь Святого Доминика построена в 17 веке испанскими монахами-доминиканцами.
Иверская церковь18
Харбин |
Иверская церковь, или храм в честь Иверской иконы Божией Матери, был возведен в 1907 году по инициативе протоиерея Сергия Бродучана, служившего настоятелем в Никольском храме и выделившего около 30 тысяч рублей на строительство православной святыни.
Кафедральный собор Святого Сердца17
Цзинань |
Кафедральный Собор Святого Сердца или Собор Святейшего Сердца Иисуса является главным центром католичества в Цзинане и представляет собой не только грандиозное архитектурное сооружение, возведенное в готическом стиле, но и действующую церковь.
Свято-Алексеевская церковь в Модягоу16
Харбин |
В Харбине находится одна из важнейших достопримечательностей православного мира – Свято-Алексеевская церковь в Модягоу, в которой сегодня расположен католический костел. За свою долгую историю церковь претерпела множество реконструкций.
Покровская церковь14
Харбин |
Покровская церковь, или Украинский приход, на сегодняшний день является единственной официально функционирующим православным храмом в Харбине. История церкви уходит своими корнями в 1922 год, когда харбинский митрополит Мефодий был вынужден искать помещение для размещения украинского прихода.
Церковь Св. Лазаря12
Макао |
На одной из площадей Макао находится старейшая Церковь Святого Лазаря, построенная в 1570 году с целью проведение религиозных мероприятий, которые были направлены на излечение прокаженных. Наряду с основной функцией церковь служила местом паломничества и службы главного епископа города.
Церковь Святейшего Сердца Иисуса12
Далянь |
Церковь Святейшего Сердца Иисуса имеет давнюю историю создания, уходящую корнями в период русско-японской войны (1904-1905). Среди японцев, оставшихся в Даляне, было достаточное количество людей католического вероисповедания, которые инициировали среди простого населения сбор денег на воздвижение церкви.
Шэшаньская базилика Девы Марии12
Шанхай |
Шэшаньская базилика Девы Марии находится на самом верху Змеиной горы (Шэшань). Это единственная холмистая гора в Шанхае с очень мягким климатом, который привлекает туристов и гостей города. На соседнем холме расположен Национальный лесной парк.
Кафедральный собор Св. Михаила10
Циндао |
В 1934 году благодаря усилиям немецких строителей в Циндао был возведен Кафедральный Собор Святого Михаила, являющийся по сей день одной из архитектурных и исторических достопримечательностей города. Собор на протяжении многих лет выполнял свою религиозную функцию и на его территории совершались богослужения для всех представителей католичества, проживающих в Циндао.
Католический собор Святейшего Сердца Иисуса9
Харбин |
Собор Святейшего Сердца Иисуса представляет собой кафедральный собор, принадлежащий к апостольской администратуре города Харбина. Среди местных жителей также популярно название Польская церковь, так как она была возведена в 1906 году для поляков, строивших железную дорогу в Китае.
Собор Св. Терезы9
Чанчунь |
Собор Святой Терезы является сокафедральным католическим собором епархии, относящейся к провинции Цзилинь и находится в Чанчуне. Возведение храма уходит своими корнями в 1895 год, когда один из французских священников прибыл в Чанчунь с целью распространения и популяризации католичества на территории Китая.
Храм Нефритового Будды
Он был основан в Шанхае относительно недавно – в 1882 году. Основание храма связано со значимым в его истории событием – в этот год из Бирмы (нынешней Мьянмы) по морю привезли два изваяния Великого Учителя Шакьямуни.
Одно из них внушительных размеров – высотой два метра и весом три тонны. Оно выполнено из белого камня, инкрустировано драгоценностями и показывает Будду, погрузившегося в размышления. Другое изваяние имеет более скромные размеры, но изображает Будду, испытывающего состояние Пробуждения.
Сегодня эти статуи красуются в самом центре главного зала, который называют Домом Нефритового Будды.
Кроме того, оказавшись в шанхайском храме, следует также взглянуть на Зал небесных владык, Зал великого мудреца, залы созерцания и чтения священных писаний.
Сам фасад храма легко разглядеть издали – он ярко-желтый, а на крышу водружены многочисленные фигурки будд, божеств.
Шаолинь
Наверное, самый знаменитый монастырь не только в Поднебесной, но и за ее пределами – Шаолинь. Поэтому мы не могли обойти его стороной.
Расположенный на горе Суньшань, он в названии имеет прямую отсылку к своему географическом местоположению, а именно переводится как «лесной храм на холме Шаоши». Его основателем считается Бодхидхарма, достигший этих краев в 5-м столетии по пути из родной Индии. Он был известен тем, что нес в массы китайскую версию учения дзен – чань-буддизм.
Статуя Бодхидхармы
На месте будущего храма учитель обосновался на долгие девять лет. Вместе со своими учениками он занимался медитациями и физическими упражнениями, в основе которых лежала имитация поведения животных. Позже, спустя века, эта практика трансформировалась в искусство ведения боев без орудий, которое стали передавать преемникам в монастыре.
Местные монахи получили широкую славу благодаря своим способностям. Они участвовали во многих войнах, а также отстаивали собственную территорию. Но именно это послужило причиной тому, что к началу прошлого века Шаолинь был практически полностью разорен, а здания – разрушены.
Не желая «хоронить» древнее наследие своего государства, Правительство издало указ по восстановлению монастыря. Сегодня Шаолинь снова завоевал былую славу, сюда стекаются туристы со всего мира, желающие хотя бы одним глазком взглянуть на боевое искусство в действии.
Обучение же реальных бойцов проходит за высокими трехметровыми стенами. Их окружает памятный лес, засаженный в честь монахов, живших здесь. Кроме того, на территории теперь можно посетить музей и прикоснуться к огромному изваянию Будды.
Особенности традиционной китайской архитектуры
В числе главных таких особенностей китайского зодчества как можно более чётко выверенная ориентация зданий и архитектурных комплексов по сторонам света, по осям север-юг, запад-восток и расположение комнат и их меблировка по знаменитым правилам фэн-шуй.
Причём главными всегда считались постройки на северной стороне, а второстепенными – все остальные.
Так, в северном здании традиционного китайского сыхэюаня, представлявшего собой единый «жилищный комплекс», состоящий из четырёх жилых построек главными фасадами вовнутрь, образующих внутренний двор, всегда располагались покои главы семьи или хозяина дома, точнее, двора – там всегда было больше света.
Кстати, по воображаемой оси север-юг в Китае ориентированы и культовые сооружения – храмы и монастыри.
Ещё одна особенность традиционной китайской архитектуры заключается в особом акценте на симметрии – этот акцент легко прослеживается, например, в конструкциях дворцов, храмовых сооружений и, конечно, памятниках китайского садово-паркового искусства.
Немалую роль в Китае издревле играли, как играют до настоящего времени, и (простите за тавтологию!) малые архитектурные формы, украшающие входы в богатые китайские дома – небольших размеров скульптуры животных, в том числе мифических, самого разного предназначений и «функционала» – вплоть до отпугивания злых духов.
Такой с позволения сказать туземный бестиарий объясняется самым настоящим культом животных в китайском народном фольклоре, каждому из которых отводится некое символическое значение и своё особое место.
Кстати, абсолютно ту же роль, отпугивание всевозможных злых духов, играют и традиционно изогнутые края китайских крыш.
Шанхайский конфуцианский храм
Рекомендовать место
1
Шанхайский конфуцианский храм (китайцы называют его Вэнь Мяо) был основан в XIII веке во время династии Юнь и являлся престижным учебным заведением, ранее в Китае было типичным сочетание храма и школы.
Сейчас храмовый комплекс состоит из трёх параллельных путей, расположенных с юга на север — первый путь для богослужения и жертвоприношения, второй для изучения и познания жизни, третий для познания себя. Пути начинаются у главных ворот, сделанных из серого камня и украшенных львами — это традиционный вход в конфуцианских храмах.
Далее расположена скульптура сидящего Конфуция в окружении колоколов.
В центре комплекса расположено большое здание в виде пагоды, которое ранее служило библиотекой, а сейчас тут основан музей камней.
Рядом находится собственно храм — это здание около 20 метров в высоту, имеющее трёхъярусную пагоду и расположенное в небольшом саду. Напротив построен небольшой пруд с фонтаном и здание, в котором находится музей китайских фарфоровых чайников.
Каждый год 28 сентября, в день рождения Конфуция, здесь проводятся молебны и церемонии.
История пагод Востока
В архитектурных сооружениях по типу пагод иногда различают собственно пагоды и ступы. Последние, в целом ряде случаев являющиеся реликвариями и даже мемориальными комплексами, особенно характерны для стран, население которых с древних времён исповедует буддизм и индуизм разных школ и традиций (например, тибетские буддийские школы Гелугла и Ньингма в Бурятии или Друкла Кагью и те же Гелугла и Ньингма в Бутане и т. д.) и где таковые имеют статус государственных религий – как, например, в только что упомянутом Бутане.
Принято считать, что изначально ступы имели функции погребальных сооружений, и что будучи заимствованы когда-то в глубокой древности в добуддийской Индии последователями Сиддхартхи Гаутамы, ставшим Буддой, они в итоге попали в Китай, куда буддизм принесли купцы, приходившие в Поднебесную с торговыми караванами, следовавшими по Великому шёлковому из стран Центральной Азии.
А в Бурятии монолитные ступы-сабурганы, давно утратив свои первоначальные функции, теперь уже традиционно возводятся как памятники – в память о тех или иных исторических событиях или посвящаются наиболее значимым событиям в жизни дацана. Самым ярким примером такого рода местных буддийских архитектурно-скульптурных культовых сооружений могут служить сабурганы знаменитого Иволгинского дацана. Аналогичные сооружения также характерны для туземных буддистов Калмыкии, Башкирии и Тувы, куда традиция их возведения также попала торговыми путями из древней Индии.
Следует заметить, что корни этого явления – передача пагодам-ступам функций памятника исторически связаны с могильными курганами, сооружавшимися древними для захоронения праха, оставшегося после кремации вождей, царей и высокопоставленной знати.
В Китае же с самого начала не было принято придерживаться каких-либо чётких канонов и устойчивых форм пагод-ступ, которые «диктовались» остальным последователям Будды Гаутамы тибетскими ламами, письменно зафиксировавшими их строго определённые пропорции и формы, поскольку в Поднебесной куда большее внимание уделялось элементам внешнего декора и цвету пагод. Пагода и ступа
В настоящее время уже наблюдается смешение этих двух понятий, и это утверждение справедливо в первую очередь для тех стран, большинством населения которых исповедуется учение старейшей буддийской школы Тхеравады – в частности, для Бирмы и Таиланда. В этих странах исторически распространены сооружения «спаренных» пагод-ступ, хотя, как явствует из нашего предыдущего изложения, в ряде других мест сама терминология и данные архитектурные формы по-прежнему различаются
Пагода и ступа. В настоящее время уже наблюдается смешение этих двух понятий, и это утверждение справедливо в первую очередь для тех стран, большинством населения которых исповедуется учение старейшей буддийской школы Тхеравады – в частности, для Бирмы и Таиланда. В этих странах исторически распространены сооружения «спаренных» пагод-ступ, хотя, как явствует из нашего предыдущего изложения, в ряде других мест сама терминология и данные архитектурные формы по-прежнему различаются.
Предполагают, что многоярусные башни пагод-храмов были впервые возведены в Непале, а уже оттуда они получили распространение по всей Центральной Азии и Дальнему Востоку.
Классическая, традиционная пагода имеет трёхчастную структуру и состоит из цоколя, главной части, иногда разделённой горизонтальными перегородками ещё на несколько ярусов, и надвершия. Причём число ярусов или этажей должно быть обязательно нечётным.
А прототипом традиционной непальской пагоды предполагается буддийская ступа вышеуказанной Тхеравады, которую по-прежнему именуют пагодой в странах, чьё население издревле придерживается учений именно этой школы буддизма. Непальские индуистские храмы и поныне строят в форме пагоды.
Иногда ступы имеют форму и до крайней степени напоминают христианские колокола – в качестве примера упомянем Боробудур в Индонезии и думается, что такое поразительное сходство отнюдь неслучайно и каким-то образом связано с общей историей некогда единого индоевропейского супер-этноса.
Храм и гробница Конфуция и имение семьи Кун
Рекомендовать место
4
Гробница, имение и храм великого политика, философа и учителя Конфуция размещены в небольшом городе Цюйфу, провинции Шаньдун. Храм был возведен в его честь около 478 года до н.э. За все время своего существования место неоднократно подвергалось нападениям и разрушениям, но в последующие эпохи его восстанавливали почитатели великого мыслителя.
На данный момент место насчитывает больше чем 100 строений разного происхождения. Место самого захоронения включает в себя монумент, гробницу Конфуция и могилы больше чем ста тысяч его потомков и наследников.
Небольшое жилье семьи Кун превратилось в огромную аристократическую резиденцию, от которой на данный момент сохранилось около 152 зданий. Комплекс памятников и монументов в Цюйфу сохраняет свой исторический характер и художественную ценность спустя более чем 2000 лет истории.
На данный момент место захоронения является объектом исторической ценности Народной Республики Китай. Также место занесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Что такое пагода в Китае
В ряде вышеупомянутых регионов, включая весь Дальний Восток с Китаем, обеими Кореями и Японией, а также в современной западной европейской традиции пагоды – это многоярусные башни для отправления религиозных ритуалов, проще говоря, буддийские, индуистские и даосские храмы.
Причём в пределах одного такого храма зачастую вполне себе мирно сосуществуют и сочетаются наиболее распространённый в Китае даосизм, буддизм и конфуцианство – надо сказать, что для китайцев особенно характерен религиозный синкретизм, то бишь соединение или смешение различных религиозных верований, вероучений и практик, когда последователь даосизма одновременно следует религиозным же доктринам и положениям буддизма и конфуцианства, а означенные вероучения не исключают, а наоборот, даже дополняют друг друга.
В настоящее время в Китае исповедуется буддизм Махаяны, а здешним пагодам, наряду с храмами, предназначается в том числе и роль, ранее отводившаяся сакральным сооружениям, именовавшимся ступами, о которых ещё будет подробно говориться ниже.
Особенно ярко эта роль проявляется в пагодах, возводимых при некоторых буддийских же монастырях (или дацанах у бурят России, в Монголии и Тибете) и на кладбищах, являющихся хранилищами праха наиболее чтимых при жизни настоятелей и отдельных представителей монашествующей братии таких монастырей (дацанов).
Сейчас пагодами принято именовать и простые беседки в общественных парках Поднебесной – каких-либо реликвий в них, разумеется, нет, зато устроены скамейки, сидя на которых можно медитировать или просто насладиться замечательными видами местной природы.
Дворец Воздержания
Наше знакомство с этим комплексом начнется с Дворца Воздержания (斋宫 Чжайгун), расположенного в западной части. Император, прежде чем совершать жертвоприношения Небу, обязан был три дня перед церемонией провести здесь в посте, воздержании и сосредоточении, ухаживая за могилами. Только после этого он мог приступить к жертвоприношению. Дворцовый комплекс занимает площадь 40 тыс. кв. м. и окружен двумя крепостными стенами и рвом с водой.
Дворец Воздержания в Храме НебаПавильон во Дворце Воздержания
Сейчас во Дворце Воздержания находится музей, где выставлены предметы цинского времени, которые использовались для жертвоприношений.
Экспозиция музея во Дворце ВоздержанияКурильницаБарабанная башняВрата
Крыши и террасы богато декорированы драконами — символами императорской власти.
Терраса во Дворце ВоздержанияФрагмент черепичной крыши во Дворце ВоздержанияВодосток в форме головы дракона
Парковые павильоны
После посещения Дворца Воздержания можно пройти в сторону храмового комплекса. В парке расположены садовые павильоны, галереи, прекрасные цветники.
Павильоны в парке Храма Неба
Галереи выполняют важную эстетическую задачу: они направляют человека по определенному маршруту и словно кадрируют пространство, благодаря чему кажется, что видишь естественные картины, созданные самой природой в обрамлении рукотворных рамок. Потолки галерей богато расписаны. Здесь изображены сцены из классических китайских произведений, исторические эпизоды, виды Поднебесной.
Галерея в парке Храма Неба
Из галереи открываются красивые виды на павильоны. Рядом с одним из них — камни причудливых форм, без которых не обходится ни один китайский сад или парк.
Садовый павильон в парке Храма Неба
Китайский парк немыслим без людей, которые увлеченно играют в карты или маджонг.
Китайцы играют в картыИгра в карты
Очень красиво декорирован потолки галереи и павильонов.
Роспись купола в павильоне
Идя по длинной галерее иногда хочется просто присесть и насладиться прекрасными картинами-видами.
Галереи и павильоны в Храме Неба
Пройдя по галерее, постепенно приближаемся к храмовому комплексу. Народу становится все больше и больше, и если раньше в основном были китайцы, то здесь в толпе все чаще мелькают иностранцы, большей частью американцы.
У входа в храмовый комплекс
Обращает на себя внимание роскошный цветник-дракон. Туристы охотно фотографируют его большую голову, а некоторые даже пытаются залезть к нему в пасть
Цветник-драконГолова дракона