Судьба
Судьба Бранденбургских ворот трогательная и интересная. В конце 18 века ворота были свидетелями триумфа германцев и стали символом Германской империи. Они стали любимым местом времяпрепровождений национал-социалистов. Колонны Ворот были обнимали флаги со свастикой.
После краха фашистской Германии вместо квадриги развевался красный флаг СССР. Победоносная повозка была уничтожена советским снарядом. Сами Ворота были сильно повреждены обстрелами. Красный флаг развевался до 1957 года. Затем начались капитальные работы по реставрации первоначального облика Триумфальной арки. Но в 1961 году Ворота стали символом начала Холодной войны между Востоком и Западом. Между социалистическим и капиталистическим миропорядком.
С 1961 года по 1989 год Бранденбургские ворота были недоступны для немцев. Закрыта она была Берлинской стеной, разделившая город на две части, страну на две части и немцев на два лагеря. Ликование немцев по поводу объединения Германии также вылилось на площадь перед Бранденбургскими воротами. Если в 1961 году Берлинскую стену возвели буквально за одну ночь, разделив метро, девяносто семь улиц и другую городскую инфраструктуру. О людских судьбах и так все понятно. Все подготовительные работы проводились секретно. То в 1989 году, чтобы лидеры ГДР и ФРГ пожали друг другу руки у Ворот, демонтировали 600 тонн бетона.
Двести с лишним лет простоявшие Бранденбургские ворота, стали главной достопримечательностью не только Берлина, но и всей Германии. Парижская площадь является излюбленным местом для туристов и для самих жителей Германии. Здесь люди общаются и отдыхают. Проводят торжественные события и большие концерты. Любуются ночной иллюминацией и размышляют. Мир надеется, что эта Триумфальная арка оправдает свое первоначальное название. Что Бранденбургские ворота станут для немцев вечными «Вратами мира».
Василий Стасов — архитектор-новатор
В том же году успели заложить фундамент будущих ворот: в землю было вбито почти 1100 восьмиметровых свай, на которые были положены плиты из разных материалов общей толщиной более 5 метров. Первоначально ворота были задуманы мраморными, однако Стасов внёс неожиданное предложение: выстроить арку из кирпича и облицевать медными листами. Это застопорило строительство на долгих три года и лишь в 1830 году были окончательно согласованы все нюансы и сметы новой арки (а год до этого ворота 1814 года были разобраны), и строительство развернулось с новой силой, не прекращаясь ни зимой, ни даже во время знаменитой эпидемии холеры в 1831 году.
За полтора года удалось целиком возвести кирпичную арку, на которую ушло более полумиллиона кирпичей, и уже в октябре 1831 года приступили к её облицовке медью. «Обшивку» изготавливали на Александровском (совр. Пролетарском) заводе в Петербурге, для чего рядом с цехами была изготовлена деревянная модель в натуральную величину, а для изготовления медных листов использовалась специальная «чеканная» медь, взятая из запасов Монетного двора — всего более 5,5 тысяч пудов (90 тонн). Высота самой арки составила 30 метров, ширина — 28.
Не обошлось без происшествий: 2 января 1832 года у ворот вспыхнул пожар, уничтоживший леса, построенные вокруг арки для установки медных листов, и повредивший гранитный цоколь постройки, что потребовало ремонта и некоторых переделок и серьёзно отдалило завершение строительства. И всё же к сентябрю 1833 года арку удалось «одеть в медь», что было несомненным успехом самого Стасова и его горячего сторонника Алексея Николаевича Оленина — президента Академии Художеств, стараниями которого необычная идея по обшивке кирпичных ворот медью была претворена в жизнь.
Основание арки было украшено фигурами воинов, на аттике разместилась скульптурная группа: колесница, запряжённая шестью лошадьми, выполненных малоизвестным тогда скульптором Петром Клодтом, управляемая Славой, работы прославленного Пименова. На самой арке нанесена надпись на русском и латыни: «Победоносной Российской Императорской гвардии Признательное отечество в 17 д. августа 1834», причём на латыни вместо слова «преторианцы» было использовано слово «легион», чтобы лишний раз не напоминать императору Николаю об обстоятельствах его восшествия на престол.
Ворота были открыты на двадцатилетнюю годовщину Кульмского сражения, где гвардейские полки сражались героически, сумев спасти союзную армию от уничтожения, а русского и австрийского императоров от плена. На открытие ворот была выбита памятная медаль на аверсе которой изображены сами ворота и выгравирована дата открытия, а на реверсе Всевидящее Око в лучах славы и годы Отечественной войны и Заграничного похода. На церемонии присутствовал сам государь, а под аркой прошли гвардейские полки, названия которых выгравированы на пилонах ворот, возглавляли шествие дворцовые гренадёры, рота которых была учреждена несколькими годами ранее из наиболее отличившихся и заслуженных ветеранов войн с Наполеоном.
Любопытно, что изначально архитектор планировал разместить в помещениях ворот залы особого музея, посвящённого Отечественной войне и гвардии, однако его желание сбылось лишь спустя два века: сейчас там размещена экспозиция мемориального музея «Нарвская застава». А сами ворота ещё немало повидали на своём веку: 9 января 1905 года они стали немыми свидетелями расстрела рабочей манифестации, вошедшей в историю под названием «Кровавое воскресенье», осенью 1941 года через ворота проходили полки Ленинградского фронта, отправлявшиеся на передовую, летом 1945 — части Ленинградского гвардейского стрелкового корпуса, вернувшиеся из Прибалтики и принявшие участие в Ленинградском Параде Победы
История строения
Ворота возвели на юго-западе Кенигсберга в 1657 году в рамках программы создания первого вального оборонительного обвода. Расположились они на пересечении с Бранденбургским трактом, ведущим к одноименному замку. Из-за недостатка финансирования сначала были сооружены простые деревянные ворота с наполненным водой рвом. Спустя несколько сотен лет эти укрепления были демонтированы и заменены кирпичным строением по приказу короля Пруссии Фридриха II. Тогда же ворота снабдили дополнительными помещениями, складами и лифтами.
Следующему видоизменению ворота подверглись в 1843 году. Их украсили фронтонами с острыми окончаниями, крестоцветами из песчаника, неоготическими листьями. Внутри фронтонов были расположены медальоны с гербами Пруссии.
Последующие изменения 1861 года включали добавления горельефов фельдмаршала Германа фон Бойена (1771–1848), военного министра Пруссии ответственного за реформу армии, и генерал-лейтенанта Эрнста фон Астера (1778–1855), прусского инженера-фортификатора ставшего одним из инициаторов постройки второго вального оборонительного обвода. Работы велись под руководством Августа Штюлера, авторству которого принадлежит большинство ворот в Кенигсберге.
В последней реконструкции 1875 года воротам был добавлен второй проезд. Именно после этого они приобрели вид, сохранившийся и по сей день. Происхождение портретов фон Бойена и фон Астера на реконструированных воротах не установлено. Возможно, они были просто перенесены.
В ходе Великой Отечественной войны ворота стали частью Кенигсбергской крепости и были одним из основных опорных пунктов Вермахта на второй линии обороны во время Кенигсбергской операции. Хотя и не были существенно повреждены в результате бомбежек и артобстрела, но незначительные следы от осколков и пуль можно наблюдать и сегодня.
В послевоенный период ворота использовались как складское помещение. В 1960 году им был присвоен статус объекта культурного наследия.
В 2012 году был принят план реконструкции объекта в рамках федеральной программы «Культура России». Все работы полностью профинансированы на бюджетные средства и завершились в 2014 году.
Интересные факты
В 1899 году сквозь Триумфальную арку были проложены трамвайные пути, и электрические вагоны, следуя по маршруту Страстная (Пушкинская) площадь – Петровский парк тормозили на остановке с тройным названием: «Тверская застава. Триумфальные ворота. Александровский вокзал».
В XIX веке во время открытия каменной арки Бове, приглашенный на торжество митрополит Московский, отказался освятить сооружение из-за присутствия в декоре мифологических богов. Местные жители называли богиню Нику, держащую лавровый венок «бабой с калачом». Русскому мужику, незнакомому с греческой мифологией, были понятнее душевность и гостеприимство русской красавицы с хлебом-солью.
Некоторые источники утверждают, что инициатором послевоенного восстановления Триумфальной арки был первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
Выступая в 1965 году на VIII съезде ВЛКСМ, он с сожалением заметил, что мы не бережем памятники, «несущие в себе патриотическое начало». В ответном слове генеральный секретарь Н.С. Хрущев обещал комсомольцам, что предпримет шаги по восстановлению арки. Свое слово он сдержал.
Во время реставрационных работ 2012 года в сооружении бала найдена записка-послание, в которой сообщалось, что Федор Давыдов последний рабочий, покидающий объект в 1968 году. По аналогии была заложена новая капсула, адресованная потомкам 2062 года со списком всех принимавших участие в реставрации (232 имени).
Арки и ворота: взгляд в историю
Триумфальные ворота пришли к нам из глубины веков: классические образцы — арки императоров Тита, Септимия Севера и Константина в Древнем Риме. Они послужили эталоном для возведения триумфальных арок в Париже при Наполеоне, и ворота на Тверской заставе, как и Нарвские ворота в Санкт-Петербурге (тоже открыты в 1834 году), стали своеобразным «симметричным ответом» России.
Считается, что античную традицию принёс в Россию Пётр I: в 1696 году он выстроил триумфальные ворота в честь взятия Азова, а в 1709-м по его приказу поставили сразу семь арок в честь празднования победы под Полтавой. Все они, хотя и искусно декорированные росписью, статуями и аллегорическими фигурами, были временными, в основном деревянными. Обычно их разбирали по окончании торжеств или позже, когда они ветшали; часто арки сгорали при пожаре.
Первым капитальным сооружением в этом ряду стали Красные ворота, построенные в 1753 году при Елизавете Петровне на месте деревянной арки. Их пытались снести ещё в середине XIX столетия, а в 1927 году разрушили для расширения Садового кольца. Название памятника сохранилось в топониме площади, а в 1935-м здесь открылась и одноимённая станция метро.
Впрочем, есть у триумфальных арок и другой «родственник», который необязательно связан с победами, но обозначает центральный, парадный въезд в город и чаще всего говорит о его столичном статусе — речь идёт о Золотых воротах. На Руси они впервые появились в Киеве при Ярославе Мудром (XI век); их создали по образцу византийской арки императора Константина. Позже Золотые ворота возводили и в других городах, чтобы показать их величие, например во Владимире (XII век).
Другой аналог триумфальных арок — Царские врата в христианских церквях. Они тоже наследуют античную традицию: в Древнем Риме за любые ворота и двери отвечал двуликий Янус — божество, которое смотрит одновременно вперёд и назад, в будущее и прошлое, и связывает разные миры. Именно в его честь месяц, который начинает год, назвали январь. В храме Царские врата символизируют переход от града земного к граду небесному, иначе говоря — вход в рай. Кроме того, согласно некоторым исследованиям, в эпоху классицизма (конец XVIII — начало XIX века) распространились иконостасы в форме триумфальных арок .
В общем, у советской власти были основания скептически относиться к яркому символу имперского величия, который был косвенно связан ещё и с религией.
Внешний вид
Верхняя часть сооружения опирается на 12 величественных колонн, расположенных в два ряда и образующих пяти проемов. Колонны выполнены в дорическом стиле, который сформировался в Древней Греции примерно в 600 году до нашей эры.
Украшающая верхнюю часть строения Квадрига представляет собой запряженную четырьмя лошадьми колесницу. Управляет ею богиня Виктория, олицетворяющая победу. Высота декоративного элемента — 6 метров!
В проходах ворот между колоннами установлены внутренние стены. Они украшены барельефами, изображающими подвиги Геракла.
В северном крыле в бывшем караульном помещении находится Зал Молчания (в дословном переводе — «Комната Безмолвия»), где жители Германии могут почтить память предков, поразмышлять о трагических событиях, имевших место в стране.
В южном крыле находится берлинская туристическая справка. Там можно узнать о достопримечательностях города, забронировать билеты на культурные мероприятия.
История Бранденбургских ворот
В 17 веке Берлин был небольшим городком, который окружала крепость. Но, после завершения Тридцатилетней войны, когда Берлин стал столицей Пруссии и установившийся мир привели к разрастанию города и его население не умещалось на территории, окруженной ею.
В 1734 году старые укрепления и крепостные стены снесли, а Бранденбургские ворота, которые начали строить только в 1730 году и которые не относились к оборонительным сооружениям, остались целыми. Вначале все постройки были деревянными, поэтому, расширяя город , их передвигали так, как было необходимо. Позже старые строения стали каменными.
Ворота – часть Берлинской Таможенной стены – были предназначены скорее для сбора пошлины с ввозивших в город продукты и прочие вещи, чем обороняли от нападений недругов.
Арку, как символ мира, приказал построить прусский король Вильгельм II. Ее спроектировал Карл Готтхард фон Лангганс – знаменитый немецкий архитектор. Он использовал древнегреческий стиль, изменив традиционную архитектуру, будучи вдохновленным аналогичной аркой в городе Парфенон. Строительство продолжалось десять лет: с 1781 по 1791 год.
В 1806 году Наполеон, после одержанной им победы при Йене и полного поражения армии Пруссии, вошел в столицу через эти ворота. Когда Наполеон возвращался в Париж, то по его приказу арка была снята и французский император увез ее с собой. Когда же Наполеон был побежден, квадригу была возвратили в Германию и она была водружена на прежнее место.
Бранденбургские ворота – молчаливые свидетели многих событий в истории Германии. В 1918 и 1920 году возле них проводились митинги революционных солдат, после которых пал монархический строй. Здесь же проходили парады социал-демократов, которых возглавлял Гитлер, в период существования Третьего рейха ворота были символом партии нацистов.
Следующим тяжелым испытанием, выпавшим на долю триумфальной арки, стала Вторая мировая война. Во время многочисленных воздушных бомбардировок она получила серьезные повреждения, а уникальная квадрига с богиней Викторией и вовсе была разрушена. Тогда на ее месте был установлен флаг СССР, развивавшийся над Парижской площадью до 1957 г.
Несмотря на плачевное состояние, Бранденбургские ворота, символ Берлина, сумели выстоять и в этом противостоянии, а по окончанию войны были отреставрированы с помощью сохранившихся слепков и чертежей. Тогда мастерам удалось восстановить не только саму арку, но и многострадальную колесницу вместе с управляющей нею богиней.
Правда, в новогоднюю ночь, последовавшую за падением Берлинской стены, жители немецкой столицы настолько бурно выражали свою радость по поводу объединения нации, что нанесли вред квадриге. На очередную реставрацию скульптурной группы ушел целый год, по окончанию которого она в который раз была установлена на свое законное место.
В 1961 году ворота стали недоступными: вначале для жителей Западного Берлина, а немногим позже – и Восточного. Начавшаяся в СССР перестройка повлияла на разрушение Берлинской стены, границей которой служили Бранденбургские ворота. Венгрия открыла свои границы для граждан Восточной Германии, вскоре был открыт и проезд в Западный Берлин. Бранденбургские ворота были открыты уже в 1989 году.
Празднование воссоединения двух Германий было столь бурным, что квадригу пришлось снять на реставрацию. Удалось найти слепки, по которым она была восстановлена. Теперь квадрига – точная копия той, которая впервые увидела свет 200 лет назад.
С 2000 по 2002 год вновь провели реставрацию Бранденбургских ворот. Во время работ рядом с ними была выставлена точная алебастровая копия, окрашенная четырьмя цветами. Берлинцы бросали в прорези монеты.
Как ворота мира стали Бранденбургскими
В 1806 году Наполеон Бонапарт вошел с войсками в Берлин. Император был впечатлен красотой Ворот Мира. Он приказал демонтировать колесницу богини Ирены и увезти ее в Париж. Он намеревался выставить ее вместе с другими трофеями как знак своего завоевания Европы. Но после разгрома наполеоновской армии в 1814 году квадрига была найдена. Ее даже не распаковали из ящика. Так и увезли обратно в Берлин.
По этому случаю к лавровому венку в руках олимпийского персонажа добавились железный крест и орел (созданные Ф. Шинкелем). Однако воинственная колесница была повернута на восток. И это был недобрый знак.
Как добраться
Триумфальная арка Siegestor расположена на пересечении четырех улиц: с юга к ней примыкает Людвигштрассе, с запада — Академиштрассе, с востока — Шакштрассе, а севера — Леопольдштрассе. Добираться в этот район Мюнхена удобнее всего на метро (U-Bahn) до станции «Uniwersität» или «Giselstrasse» по синей (U6) или оранжевой (U3) ветке. Вместо метро можно воспользоваться автобусными маршрутами. В 200-х метрах к северу от арки, на остановке «Georgenstrasse» останавливаются автобусы № 58, 154, N40, N41, N45.
Вид на Siegestor со стороны Фельдхернхалле, Nicolas Ray
Билеты для поездок на общественном транспорте в Мюнхене универсальные, они подходят для поездки на метро (U-Bahn), автобусе, трамвае или городской электричке (S-Bahn). Их можно приобрести у водителя или в автоматах, а валидаторы для фиксации поездки установлены в салонах автобусов и трамваев и на остановках. Одноразовый билет Einzelfahrkarte (Айнцельфаркарте) стоит от 2.9 евро и выше, в зависимости от расстояния и позволяет делать любые пересадки.
Расписание и маршруты общественного транспорта в Мюнхене
Доехать до Триумфальной арки в Мюнхене можно на такси. При помощи мобильных приложений удобно заказывать автомобиль в сервисах Taxi München eG, My Cab, Uber, Gettransfer.
Триумфальная арка в Мюнхене на панораме Google
На видео Триумфальная арка в Мюнхене
Реставрация достопримечательности
Полная реставрация Квадриги выполнена еще после Второй мировой войны в 1958 году. Восстановление в первоначальном виде стало возможным, благодаря сохранившемся чертежам и слепкам.
Однако главному украшению Бранденбургских ворот вновь понадобились руки умелых реставраторов после падения Берлинской стены. Работы были завершены в 1991 году.
Масштабную реставрацию проводили с 2000 по 2002 год. При этом жителям города предлагалось проголосовать за цвет сооружения. Рядом с оригиналом выставили алебастровый копию достопримечательности, окрашенную в 4 цвета. Каждый мог проголосовать за любой из них, бросив в соответствующую прорезь монетку.
В результате победил белый цвет, поэтому сейчас Бранденбургские ворота Берлина выглядят так же, как и сразу после строительства.
Триумфальная арка в парке пятидесятилетия
Триумфальная арка в парке пятидесятилетия — памятник, иллюстрирующий важные события из истории Бельгии и служащая входом в парк, который расположен в городе Брюсселе. Эта триумфальная арка высотой в 50 метров была построена в 1905 году.
Триумфальная арка в Бухаресте
Арка — один из главных символов столицы Румынии.
Арка — один из главных символов столицы Румынии. Она расположена возле самого большого парка на одном из важнейших шоссе столицы, которое носит имя русского генерала и дипломата, графа Павла Киселева. Арка была установлена в честь защитников независимости Румынии в 1922 году. Как и московская, поначалу эта была построена из дерева, и только в 1936 году ее заменили на арку из железобетона и гранита. Ее высота — 27 м. На арке высечены тексты великого румынского историка Николае Йорга и список названий населенных пунктов, в которых велись боевые действия.
Не хотите видеть ? авторизуйтесь
Германия
Триумфальная арка | Место / местонахождение | описание | изображение |
---|---|---|---|
Арка Дативия-Виктора | Майнца | Арка Дативия-Виктора в Майнце датируется III веком. | |
Ворота победы | Мюнхене | Построен с 1843 по 1850 год. | |
Ворота Ватерлоо | Оснабрюк на | Триумфальные ворота встроены в старую городскую стену по образцу Арки Тита , воздвигнутой в 1817 году в честь Оснабрюкской битвы при Ватерлоо на месте городских ворот «Хегер Тор», которые были снесены в 1815 году. | |
Триумфальные ворота | Потсдам на | ||
Бранденбургские ворота | Потсдам на | Городские ворота по образцу Константиновской арки . Год постройки 1770/71 | |
Вайльбургер Ландтор | Weilburg | Построен с 1759 по 1768 год. |
Как строили мировой шедевр архитектуры
Во время строительства и первых лет существования Бранденбургские ворота имели совсем другое название — Ворота мира. На строительство ушло примерно 2 года, с 1789 по 1791. Главным архитектором и автором сие произведения является немец Карл Готтгард Лангганс, которого в современности признали создателем «берлинского классицизма». Нельзя уверенно говорить, что это является уникальным проектом Карла, ведь Ворота мира очень похожи на афинские пропилеи, но ведь все новое — хорошо забытое старое.
Перед открытием все строение было велено выкрасить в белоснежны цвет, этим решение распоряжался Иоганн Готфрид Шадов — архитектор, который помогал Ланггансу украшать творение. И, если поднять документы того времени, можно узнать, что создание проекта «квадрига Виктория» также было решением Шадова. И до сей поры колесница с 4 лошадями стоит к востоку Берлина.
Колесница на Бранденбургских воротах
Демонтаж арки
В 1935 году советским правительством был утвержден масштабный Генплан развития Москвы. В нем предусматривались мероприятия по снесению некоторых зданий, расширению и обновлению проспектов и улиц, возведение новых сооружений, необходимых городу.
Именно в свете выполнения этого плана было осуществлено невиданное ранее для столицы действо: некоторые московские дома были сдвинуты в сторону, освобождая место транспортным магистралям.
Над проектом реконструкции Тверской заставы, ставшей к этому времени крупным транспортным узлом, работала группа архитекторов под руководством А.В. Щусева. Триумфальную арку решили разобрать на время производства земляных работ, и восстановить по их завершении.
С этой целью к демонтажу сооружения подошли со всей ответственностью. Каждый снимаемый элемент подлежал зарисовке, описи, замеру и складированию. Но началась война, которая нарушила многие планы. Все колонны из чугуна (кроме одной) были отправлены на переплавку – воюющей стране нужен был металл.
В декабре 1965 года на заседании Моссовета было принято решение о восстановлении Триумфальной арки, как значимого исторического и художественного объекта.
Архитектура Бранденбургских ворот
Представляют собой триумфальную арку. Когда-то они были частью крепостной стены, окружавшей столицу Германии. Всего их было четырнадцать. Ворота, которые несколько веков назад были частью крепостной стены и ограждали город, находятся теперь в самом его центре рядом с Рейхстагом. Высота их 26,6, а длина – около 66, а толщина — 11 метров.
Когда-то через Бранденбургские ворота мог проезжать только король и его семья, а также послы из других стран, остальные могли проходить через другие ворота. Они выходят на улицу Унтер-ден-Линден. Она заканчивалась возле дворца короля Пруссии.
Бранденбургские ворота – точная копия Пропилеи, находившейся в Афинах.
Построены они из камня, скрепленного песчаником. Правда, за многие годы своего существования они несколько раз меняли цвет.
Ворота состоят из колонн, стоящих в два ряда, в каждом – по шесть штук. Их объединяет перекрытие. Венчает ворота квадрига, на которой можно увидеть четверку лошадей, которыми управляет богиня Виктория, с оливковой ветвью. Вначале она называлась богиней Мира. Как символ победы в войне с Наполеоном в ее руках появился железный крест. После окончания войны на квадриге был водружен красный флаг СССР, а позже – республики ГДР. После падения Берлинской стены на квадриге никаких флагов не было.
В караульном помещении, которое находится в северной части, сейчас расположен Зал Молчания. Здесь граждане Германии и, конечно, Берлина, могут побыть в тишине, предаваясь раздумьям, и вспомнить о трагических событиях их Родины.
Николаевские триумфальные врата во Владивостоке
Николаевские Триумфальные ворота во Владивостоке построили в честь прибытия Цесаревича Николая. Фото: Commons.wikimedia.org / Russian.dissident Николаевские Триумфальные ворота во Владивостоке построили в честь прибытия Цесаревича Николая (позже коронованного как Николай II) в 1891 году, во время его путешествия на Дальний Восток.
Строительство велось на частные средства: в нём участвовали промышленники, купцы и другие богатые жители города.
Простояла арка недолго: с приходом советской власти она была снесена. Восстановить её было решено в год 135-летия со дня рождения и 85-летия со дня гибели последнего российского императора. В мае 2003 года состоялось её торжественное открытие.
Фото и описание
Бранденбургские ворота – памятник архитектуры, расположенный в центральном районе Берлина Митте на площади Паризерплац.
В 1688 в городке-крепости Берлин было несколько ворот в окружающей его крепостной стене. После Тридцатилетней войны город начал расти, в связи с этим были выстроены новые городские стены — сначала из дерева, а затем из камня, для придания единой стилистики. Бранденбургские ворота являлись частью таможенной системы города того времени — стены с воротами, где торговцами оплачивались пошлины.
Внешний вид Бранденбургских ворот
Автор арки Бранденбургских ворот — мастер зодчества Карл Готтхард фон Лангганс. Они были выполнены по заказу Фридриха Вильгельма II в 1781-1791 годы в древнегреческом стиле — скопированы с арки Пропилеи в Парфеноне.
Ворота сделаны из камня с облицовкой светлым песчаником, который под воздействием времени менял оттенок. Основание ворот — двенадцать колонн в два ряда, образуют более широкий центральный проем и по два одинаковых проема с обеих сторон. Высота Бранденбургских ворот — 26 метров, длина около 66 метров, общая толщина колоннад — 11 метров. На перекрытии установлена скульптурная композиция – крылатая богиня победы Виктория, правящая повозкой с четверкой лошадей. Центральный проход предназначался для проезда особ королевской крови и послов иностранных держав, для остальных горожан и гостей были открыты боковые проходы. С каждой стороны от арки есть пристройки, в которых установлены статуи бога войны Марса и богини мудрости Минервы.
Стоит отметить, что изначально ворота назывались Воротами мира, и четверка лошадей везла богиню мира Ирену с оливковой ветвью — работа Иоганна Готфрида Шадова. После того, как в 1806 году Берлин был сдан войскам Наполеона, квадрига была перевезена в Париж, а после победы над французами в 1814 году, торжественно возвращена на место, но уже переделанная Фридрихом Шинкелем в виде колесницы богини Виктории, с орденом «Железный крест» в руке.
ХХ век и современность
В 1918-20 годах через центральный проход ворот проходили колонны солдат, в 30-х годах Бранденбургские ворота были декорацией к факельным шествиям, митингам и парадам национал-социалистов. Во время Второй мировой войны большинство зданий на площади Паризерплац были полностью разрушены. Бранденбургские ворота, как и многие памятники архитектуры, сильно пострадали, а квадрига была уничтожена, ведь фашистский режим приложил максимум усилий, чтобы сделать из композиции свой символ. В 1945 году на вершине ворот развевался красный флаг, который был снят в 1957.
Реставрация ворот проводилась совместно правительствами Западного и Восточного Берлина, квадрига была восстановлена, проезд через главную арку был разрешен. Когда в 1961 в одну ночь возвели Берлинскую стену, Бранденбургские ворота оказались закрыты для посещения жителей обеих частей города. Доступ со стороны ГДР был закрыт специальными ограждениями.
До падения Берлинской стены в 1989 году Бранденбургские ворота оставались закрытым памятником. Первым в главный проход после многолетнего перерыва вошел Гельмут Коль. Квадрига снова сильно пострадала, в этот раз – из-за бурного празднования падения Берлинской стены и объединения страны. По найденным старинным оттискам скульптурная группа была восстановлена в первоначальном виде.
Последняя реставрация ворот проходила в 2000-2002 году. Из-за выхлопов потока транспорта ворота требовали покраски. Жителям Берлина было предложено выбрать цвет, с помощью представления четырех уменьшенных копий, окрашенных в разные цвета. По результатам голосования победил белый.
В настоящее время по части площади запрещено движение автотранспорта, как и через арку ворот.
Музей марципана
Внутри ворот находится музей кенигсбергского марципана. Небольшой по площади, он дает возможность поближе познакомиться с историей этого сорта сладостей. Здесь можно посмотреть на полностью марципановые Кенигсбергский собор или сцену сражения зубров. В экспозицию музея входят многочисленные образцы старинных этикеток и оберток, которые использовались в XIX веке для производства этих сладостей.
Кенигсбергский марципан – разновидность, производимая в прусском Кенигсберге, отличительным признаком которой является корочка золотистого или светло-коричневого оттенка.
Его рецепт берет свое начало в Швейцарии. От берлинского отличался большей степенью прожарки и темным оттенком. При выпечке добавляли больше средиземноморского миндаля, что придавало особый аромат и делало вкус ярче. Кенигсбергский марципан содержал меньше сахара, отличался большим разнообразием оригинальных форм исполнения.
В дореволюционной России марципаном любили угощать гостей за праздничным столом, как правило, на Рождество. Эту традицию завезла в Россию жена Николая I Александра Федоровна.
Амурские ворота в Иркутске
Эти врата были выстроены для встречи генерал-губернатора Николая Муравьёва-Амурского, который подписал на Амуре договор с Китайской империей и возвращался в Иркутск. По этому договору Россия получала левый берег Амура и обширные территории. Кроме того, именно этим документом определялась граница между государствами. В 1891 году ворота реконструировали, но уже через 29 лет они вновь обветшали и были снесены. Во время празднования в 2009 году 350-летия Иркутска врата предлагалось восстановить, но работы так и не были начаты.
Амурские ворота на открытке XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org
Квадрига на Бранденбургских воротах
Квадрига, автором которой является Иоганн Готфрид Шадов, была установлена на Бранденбургских воротах в 1793 году. Скульптура изображает двухколесную колесницу, запряженную четырьмя бегущими бок о бок лошадьми. Вожжи удерживает богиня победы Виктория. Изначально квадрига должна была символизировать приход мира в город.
Скульптуру трижды снимали с Бранденбургских ворот. Наполеон Бонапарт после победы над Пруссией в битве при Йене и Ауэрштедте в 1806 году отвез квадригу в Париж в качестве военного трофея. Однако восемь лет спустя, после поражения Наполеона в 1814 году и прусской оккупации Парижа генералом Эрнстом фон Пфюэлем, квадрига была возвращена в Берлин.
После победы над Наполеоном немецкий архитектор Карл Фридрих Шинкель преобразовал Бранденбургские ворота в прусскую триумфальную арку. Богиню Викторию снабдили прусским орлом, железным крестом на копье и венком из дубовых листьев. Квадрига была установлена лицом на восток, как это было в 1793 году.
Первоначально Бранденбургские ворота назывались «Воротами мира», а богиней квадриги изначально была Эйрена — богиня мира. Только с победой над Наполеоном богиня квадриги превратилась в римскую богиню победы.
В период с 1814 по 1919 год проходить через центральный арочный проход разрешалось только членам королевской семьи, а также членам семьи Пфюэль.
Во время Второй мировой войны Бранденбургские ворота и квадрига сильно пострадали от бомбардировок. Поэтому в ходе реконструкции ворот в 1956 году скульптуру пришлось утилизировать и заменить ее копией.
Квадрига на Бранденбургских воротах
Россия
Триумфальная арка | Место / местонахождение | описание | изображение |
---|---|---|---|
Красные ворота | Москва | Почетная арка, возведенная в 1753 году вместо деревянного здания, построенного для коронационного шествия Елизаветы Российской в 1742 году . Здание снесено в 1928 году. | |
Триумфальная арка | Москва | Триумфальная арка, построенная в 1834 году в ознаменование победы России над Наполеоном Бонапартом . | |
Московские Триумфальные ворота | Санкт-Петербург | Триумфальная арка, построенная в 1838 году в ознаменование русско-турецкой войны 1828–1829 годов. | |
Нарвская триумфальная арка | Санкт-Петербург | Триумфальная арка, построенная в 1834 году в ознаменование победы России над Наполеоном Бонапартом . | |
Казачьи триумфальные арки | Санкт-Петербург | Две аналогичные триумфальные арки, возведенные в 1814 году вернувшимися казаками в память о Битве народов под Лейпцигом . |
Югендстиль (арт-нуво) и Баухаус
Немецкое движение «югедстиля» началось с 1890 г и продолжалось до 1910 г. Важнейшим и самым ярким примером данного стиля является Колония художников в Дармштадте. Там отлично сохранились здания и сооружения, мастерские и произведения искусства в стиле арт-нуво.
Башня «Корона города» в Дармштадте (Фото Jean-Pierre Dalbéra / www.flickr.com / Лицензия CC BY 2.0)
Самое большое влияние на современный дизайн и архитектуру оказало движение Баухауса, возглавляемого сыном известного немецкого архитектора Вальтера Гропиуса. Движение берет свое начало с момента открытия Ваймарской школы современного искусства, архитектуры и дизайна.
Основоположники движения Баухаус старались сделать архитектуру более функциональной, а также стремились воедино объединить на первый взгляд такие несовместимые вещи, как архитектура, мебельный дизайн, рисунок и скульптура. Несмотря на негативные отзывы критиков, данное движение является достаточно влиятельным и в настоящее время.
Испания
Триумфальная арка | Место / местонахождение | описание | изображение |
---|---|---|---|
Триумфальная арка | Барселона | Триумфальная арка, возведенная в 1888 году для Всемирной выставки в Барселоне . | |
Арко-де-ла-Виктория | Мадрид | Триумфальная арка, построенная в 1956 году испанской военной хунтой в ознаменование битвы в Ciudad Universitaria 1936 года во время гражданской войны в Испании . |
|
Пуэрта-де-Алькала | Мадрид | Городские ворота, открытые в 1778 году. | |
Пуэрта-де-Толедо | Мадрид | Городские ворота по случаю освобождения от французской оккупации и реставрации Бурбона при короле Фердинанде VII. | |
Арка Мединачели | Мединачели | Римская почетная арка, возведенная во 2 веке. | |
Arc de Berà | Рода-де-Бера , Каталония | Римская почетная арка, возведенная в конце I века до нашей эры. Chr. |