Как добраться
Берлинская картинная галерея расположена в центре города. До нее удобно добраться на любом виде транспорта.
На общественном транспорте
Чтобы добраться до Картинной галереи в Берлине, можно использовать один из трех видов общественного транспорта — метро, городская электричка или автобус.
- На метро (U-Bahn): Линия U2 до остановки Потсдамская площадь (Potsdamer Platz).
- На городской электричке (S-Bahn): Линии S1, S2, S25 до остановки Потсдамская площадь(Potsdamer Platz.)
- На автобусе (Bus): Маршрут M29 до остановки Потсдамский мост (Potsdamer Brücke); маршрут M41до остановки Потсдамская площадь или Фосштрассе (Potsdamer Platz Bhf / Voßstraße); маршруты M48 и M85 — до остановки Культурфорум (Kulturforum); маршрут 200 — до остановки Филармония (Philharmonie).
Схема движения общественного транспорта
На автомобиле
В районе Берлинской картинной галереи есть несколько удобных парковок.
APCOA PARKING Deutschland Philharmonie.
Адрес: Herbert-Von-Karajan-Strasse 1 Tiergarten. 2 минуты пешком до галереи. Режим работы: круглосуточно.
Тарифы:
- 1 час — 3 €,
- максимум — 20,00 €,
- ночь — 7,00 € (въезд после 19:00, выезд к 05:00),
- вс. — весь день всё время парковки — 7,00 €.
Quartier Potsdamer Platz.
Адрес: Ludwig-Beck-Straße 10785 Berlin. 10 минут пешком до галереи. Режим работы: круглосуточно.
Тарифы:
- 1 час — 3 €,
- 24 часа — 20,00 €.
Парковки в районе Берлинской картинной галереи
Какие города в Германии самые крупные
Крупнейшие города Германии принято выделять по той численности населения, которая в них проживает. В этот список можно смело отнести все немецкие города, в которых проживает более 500 тысяч граждан. Однако возглавляют этот рейтинг всего несколько городов, и первым из них, конечно же, является Берлин, который приютил на своей территории более 3,5 млн человек.
Другие крупнейшие города Германии также наверняка знакомы многим жителям нашей планеты, даже тем, кто никогда не бывал в этой стране.
К ним относятся:
- Гамбург с населением почти 1,8 млн человек.
- Мюнхен – 1,5 млн человек.
- Кёльн – 1,1 млн человек.
- Франкфурт-на-Майне – 732 тыс. человек.
- Штутгарт – 624 тыс. человек.
Что непременно следует посетить в Дрездене
Еще один город музеев – Дрезден, культурная столица Саксонии. Расположенный в долине Эльбы, спокойный, величественный и изящный, он привлекает тысячи туристов, которые не перестают восторгаться памятниками архитектуры и собранием редких музейных экспонатов.
Список must-see в Дрездене:
- Картинная галерея, визитной карточкой которой является знаменитая «Сикстинская Мадонна» кисти Рафаэля. Экспозиция, которая была основана в 16 столетии Фридрихом Мудрым, сегодня входит в число самых крупных собраний произведений живописи в мире.
- Картинная галерея новых мастеров – это собрание работ художников и скульпторов 19-20 века. Работает с 1931 года.
- Музей фарфора – основан в 1715 году. Входит в объединение «Государственные художественные собрания города Дрездена». Создан по инициативе курфюрста Августа Сильного, который называл свою страсть к этой сфере «фарфоровой болезнью». Уже к 1730 году это была самая крупная коллекция фарфора в Европе, а сегодня она насчитывает наибольшее количество экспонатов в мире.
- Военно-исторический музей вооруженных сил – один из двух известнейших военных музеев Германии. Музейный комплекс включает два здания: помещение арсенала, которое датируется 1877 годом, и современную пристройку, авторство которой принадлежит известному американскому архитектору Даниэлю Либескинду ( 2021 год).
Большой интерес вызывают также Дрезденский музей транспорта, Оружейная палата, Зоологическая выставка и музей «Зеленые своды» – крупнейшая в Европе экспозиция драгоценностей.
Чтобы не упустить ничего интересного, узнайте больше о достопримечательностях этого города из статьи «Музеи Дрездена».
История
Историю Дрезденской картинной галереи принято отсчитывать с 1560 года, хотя на самом деле как доступная людям выставка она открылась только в XVIII веке. Благодаря стечению обстоятельств и работе персонала, коллекции удалось пережить Вторую мировую войну и уже в 50-х годах возобновить работу в составе большого музейного комплекса.
Основание
Курфюст Саксонии Август в 1560 году начал собирать Кабинет редкостей (Кунсткамеру), которые стали популярным увлечением знати в то время. Тогда картины не были основной темой коллекции, аристократы собирали просто разные редкости: от механизмов и природных феноменов до скульптур и живописи.
Непосредственно живописью занялся в XVIII веке потомок Август Сильный, большой знаток искусства. На его время пришлась эпоха расцвета Саксонии и он мог выделять значительные средства на покупку картин. Дело продолжил и его сын, Август III. Коллекция картин сильно разрослась и уже не помещалась в обычный домашний кабинет, потому ее перенесли в бывшее здание конюшни и открыли для посетителей, тогда это были только придворные и представители городской знати.
Помещение Дрезденской галереи в 1830 году
Новое здание
Фридрих Август II в середине XIX века поручил комиссии, которая руководила музеем, заняться строительством нового здания для размещения еще более выросшей коллекции картин. Был приглашен Готфрид Земпер, фактически придворный архитектор в Дрездене.
К трем зданиям дворцового комплекса Цвингера в 1847-1854 годах пристроили новое помещение, куда и перенесли собрание картин. При этом строительство прерывалось из-за боев с революционерами, в ходе которых часть Цвингера сгорела. А Галерея старых мастеров открылась 25 сентября 1855 года на том месте, где она находится и сегодня.
Цвингер в 1850 году, здания галереи еще нет — оно появится на ближайшей стороне позже
XX век и наши дни
Как известно, во время Второй мировой войны Дрезден очень сильно пострадал и Галерея старых мастеров не стала исключением. В первую очередь пострадало само здание, картины же были вывезены и спрятаны в старой шахте, хотя фашисты уничтожили часть коллекции, которая принадлежала перу немецких мастеров.
В шахте картины были защищены от бомбардировок, но сильно страдали от влаги. В 1945 году их обнаружили советские солдаты и эвакуировали в Москву, где картины отдали на хранение и реставрацию в музей имени Пушкина. Но в 1955 году по личному желанию Хрущева картины вернули Германии и в 1956 году галерея вновь открылась в Дрездене в отреставрированном крыле Цвингера.
Разрушенный Цвингер в 1945 году и его современное состояние
Сегодня дрезденская галерея включена в состав большого музейного комплекса, в котором она занимает центральное место, ежегодно привлекая массу туристов. Среди выставленных картин множество шедевров авторства Рафаэля, Тициана, ван Эйка, Рубенса и других «старых мастеров». Выставка постоянно улучшается, зимой 2016 года был проведен очередной этап реконструкции помещения, а в 2018 году посетители смогут увидеть отреставрированный колонный зал.
Берлинская картинная галерея / Berliner Gemäldegalerie
www.smb.museum/museen-und-einrichtungen/gemaeldegalerie
Берлинская картинная галерея — это мекка европейской живописи, где хранятся работы Тициана, Караваджо, Босха, Брейгеля, Рубенса, Дюрера. В коллекции галереи целых шестнадцать полотен Рембрандта и пять мадонн Рафаэля! Два километра блестящего искусства — немецкая, нидерландская, фламандская, итальянская, испанская и английская живопись с XIII до XVIII века расположена на площади 7000 кв. м — всего 3500 картин. «Портрет Симонетты Веспуччи» и «Портрет Джованни Медичи» Сандро Боттичелли, «Амур» Караваджо, «Нидерландские пословицы» Питера Брейгеля, «Портрет Джованни Арнольфини» Яна ван Эйка, «Святой Иоанн на Патмосе» Иеронима Босха, «Портрет Георга Гизе» Ганса Гольбейна — все эти шедевры мировой живописи можно увидеть здесь. Изначально коллекция принадлежала Берлинскому государственному музею и была основана в 1830 году. Нынешнее современное здание галереи было построено в 1998 году.
Staatliche Museen zu Berlin
Staatliche Museen zu Berlin / Foto: David von Becker
Коллекция
Внутри галереи с Сикстинской Мадонной на заднем плане
В галерее выставлено около 750 картин, или 40 процентов всей коллекции. Они датируются 15-18 веками. Картины, начиная с XIX века, выставлены в Галерее новых мастеров ( Gemäldegalerie Neue Meister ) в Альбертинуме .
Здесь представлены шедевры эпохи Возрождения и барокко итальянских художников, таких как Рафаэль , Тициан , Джорджоне , Корреджо , Тинторетто и Гверчино . Сборник содержит большое количество 17-го века фламандской и голландской живописи по Рубенса , Рембрандта , Иорданса , Ван Дейка и Вермеера . Среди достопримечательностей галереи также выдающиеся работы немецких , французских и испанских художников.
В галерее с 58 картинами Лукаса Кранаха Старшего и Лукаса Кранаха Младшего находится самая большая в мире коллекция картин Кранаха. Панели и холсты раннего Возрождения также выставлены, в том числе недавно восстановленный Святой Себастьяна по Антонелло да Мессина .
Цвет стен использован для структурирования коллекции. Итальянские произведения искусства выставлены в залах с темно-красными стенами. На зеленом фоне изображены голландские и фламандские картины. На серых стенах выставлены испанские и французские картины 17 века.
Gemäldegalerie Alte Meister принимает более 500 000 посетителей в год.
Музей прикладного искусства / Kunstgewerbemuseum
www.smb.museum/museen-und-einrichtungen/kunstgewerbemuseum
Коллекция музея — это собрание раритетов мирового декоративно-прикладного искусства от средневекового Креста Вельфов и мейсенского фарфора до стеллажа «Касабланка» Этторе Соттсасса. Мебель, мода, фарфор, стекло, текстиль от раннего Седневековья до наших дней собраны в современной экспозиции. Среди шедевров Средневековья —золотой кошель с драгоценными камнями VIII века из монастыря Святого Дионисия в Энгере, купель из Клада Вельфов, переносной алтарь, сделанный монахом и эмальером Альбертусом из Кельна. В коллекции уживаются драгоценные сундуки и майолика эпохи Возрождения, изысканные барочные шкафы и кабинеты, рокайльные зеркала, и даже перевезена комната в стиле шинуазри из Палаццо Граньери в Турине. Среди топов коллекции XIX–XХ века — вазы Эмиля Галле и Тиффани, мебель ар-деко и югендстиля. Экспозиция также включает классику современного дизайна — мебель Людвига Мис ван дер Роэ и Марселя Брейера. Отдельная галерея посвящена истории моды и костюма.
Photo: Andreas Praefcke
Staatliche Museen zu Berlin, Kunstgewerbemuseum / Achim Kleuker
Еврейский музей / Jüdisches Museum Berlin
www.jmberlin.de
Еврейский музей — это музей памяти, хранящий печальные страницы истории Германии. Посетители на себе могут почувствовать безысходность, которую испытывали узники концлагерей. Минималистское здание, напоминающее барак, было построено архитектором Даниэлем Либескиндом. В нем почти нет прямых углов: полы и стены расположены под наклоном, создавая ощущение неуверенности. Дорога порой проходит через узкие коридоры, упирающиеся в тупики и шахты. Кругом стальные стены и амбразуры окон, сквозь которые виднеются просветы неба. В здание можно попасть только через длинный узкий подземный переход, начинающийся в соседнем Доме коллегий.
Всё в музее подчинено идее скорби. Один из выходов ведет в Сад изгнания, где стоят 49 шестиметровых бетонных столбов, на вершинах которых высажены оливковые деревья. Не менее печальные чувства вызывает Башня Холокоста, замкнутое пустое пространство с высокими черными стенами и небольшим просветом на самом верху. Постоянная экспозиция построена на контрасте со зловещей архитектурой. Здесь история еврейского народа рассказана через вещи. Мебель, фотографии, предметы обихода, одежда, искусство из еврейских домов воссоздают атмосферу уютного быта, уничтоженного нацистами.
Цвингер в Дрездене
Побывать в Дрездене, и не увидеть Цвингер (не путать со свингерами, это совсем другое:)) было бы преступлением, поэтому обязательным пунктом нашей прогулки по городу стало посещение именно этого архитектурного ансамбля. Цвингер находится в Альтштадте – старом городе Дрездена.
Название «Цвингер» возникло не случайно: в средние века именно так называли часть крепости между наружными и внутренними стенами, а первое здание Цвингера было построено как раз между такими стенами. Первое деревянное строение появилось в 1709 году, внешне оно было очень похожее на амфитеатр. Три стены из камня были построены к 1732 году. Архитектором трех из четырех зданий был Маттеус Даниэль Пеппельманн. Автором четвертой стены Цвингера, построенной почти сто лет спустя в 1847-1855 годах, стал Готфрид Земпер. Очень часто говорят, что Цвингер – это дворец или замок, но на самом деле это не так. Несмотря на то, что своим богатым убранством здания напоминают дворец, весь комплекс изначально задумывался и строился как музей. Здесь проводились балы и концерты, но королевская семья в Цвингере никогда не жила.
Здания образуют квадратный двор 106 на 105 метров, с клумбами и фонтанами по центру. Мы отправимся осматривать Цвингер против часовой стрелки, начиная с самого молодого здания ансамбля — с Картинной галереи.
Коллекция картин
Общее количество картин, выставленных в галерее Дрездена, значительно переваливает за тысячу, потому даже просто список займет много места и, при этом, мало что скажет неэкспертам живописи. Далеко не полный список авторов включает имена, известные каждому:
- Рафаэль;
- Тициан;
- Рембрандт;
- Ян ван Эйк;
- Рубенс;
- Вермеер;
- Джорджоне.
Также отдельные картины – настоящие шедевры, гордость коллекции, привлекающие наибольшее внимание и имеющие самую высокую художественную ценность
Сикстинская мадонна
Считается самой главной картиной дрезденской галереи. Написана Рафаэлем в начале XVI века, считается, что в 1512-1513 году для алтаря одной из церквей в Италии. На достаточно большом полотне 265 на 196 сантиметров изображена мадонна с младенцем, святые Сикст и Варвара, а также два ангела.
Изначально полотно небыло особо популярным, хотя его автор в XVIII веке считался одним из лучших мастеров раннего Возрождения. Август III хотел приобрести более известные картины Рафаэля из Рима, но в ходе переговоров с папой договорился лишь про эту. Но уже скоро, в том числе благодаря отзывам представителей культуры того времени, полотно стало основным в экспозиции музея.
Шоколадница
Еще одна известная картина из дрезденского собрания старых полотен. Принадлежит кисти Лиотара, написана в середине XVIII века. На ней изображена молодая девушка-служанка, которая несет кому-то горячий шоколад на подносе. Работу отличает реализм, точность деталей и обаяние девушки, которую нарисовал автор.
Та самая Шоколадница
Но прославилась эта картина как одна из первых торговых марок. Президент компании Baker’s Chocolate, производящей шоколад в США, купил в 1862 году права на это изображение и использовал его в своей рекламе, что и принесло славу Шоколаднице из дрезденской галереи.
Как добраться к Берлинской картинной галерее
В зависимости от того, в какой части Берлина вы находитесь, к музею можно добраться на метро, автобусе или электричке. Картинная галерея расположилась в культурном центре Культфорум, расположенном к западу от Потсдамской площади. Точный адрес: Matthäikirchplatz 8, Berlin.
Если вы добираетесь на метро, то необходимо найти линию U2 и ехать до станции Potsdamer Platz. К галерее можно доехать автобусами:
- M29 до остановки Potsdamer Brücke;
- M41 до остановки Potsdamer Platz Bahnhof / Voßstraße;
- M48 либо M85 до остановки Kulturforum;
Также к достопримечательности едут городские электрички S1, S2, S25, выйти нужно на той же остановке Potsdamer Platz.
Ценные экспозиции Пергамона
Пергамский музей вмещает три основные экспозиции, которые демонстрируют греческое и римское античное искусство, коллекцию художественных предметов Передней Азии и экспонаты, представляющие исламское искусство. Это наиболее полное собрание артефактов древних цивилизаций в Европе, посещение которого сродни путешествию во времени.
Коллекция находок и архитектуры времен античности
Главный экспонат музея – это Пергамский алтарь, именно ради него было построено новое здание. Алтарь был найден на территории ранее существовавшего Пергамского царства, ныне месторасположение Турции.
Монументальное сооружение относится к 180-160 годам до нашей эры. Размеры алтаря впечатляют: на фризе длиной 120 метров, который служит фундаментом, и лестнице из мрамора, располагается верхняя площадка алтаря, поддерживаемая колоннами. Фриз представляет собой уникальный художественный объект, так как его украшают множественные горельефы. Они полномасштабно изображают войну между богами и гигантами.
Благодаря тщательному анализу фрагментов битвы учёные установили, что алтарь посвящён главному богу пантеона – Зевсу. Этот факт существенно повышает ценность и без того уникального сооружения. В настоящее время проводятся реставрационные работы, в связи с этим посещение Пергамского алтаря невозможно до 2021 года.
Другим монументальным экспонатом являются ворота Милетского рынка – превосходный образец античной римской архитектуры І века н. э. Клад легендарного города Трои также экспонируется здесь.
Экспозиция переднеазиатских предметов искусства
В этом отделе хранятся и демонстрируются более двух сотен предметов и монументов из Сирии, Анатолии и Месопотамии. Коллекция искусства Передней Азии славится воротами Иштар. Они имеют вид полукруглой арки громадных размеров, которая ограничена стенами по сторонам и ранее вела на Дорогу процессий.
Эти ворота были восьмыми во внутреннем городе северной части Вавилона. К большому удивлению историков, ворота великолепно сохранились для своего возраста. Они были возведены из кирпича, который покрывала глазурь нескольких цветов: голубого, белого, чёрного и жёлтого.
Часть вышеупомянутой Дороги процессий также представлена в качестве экспоната в Пергамском музее. Здесь же вы сможете увидеть остатки знаменитой Вавилонской башни и фрагменты тронного зала Навуходоносора II.
Коллекция предметов исламского искусства
Артефакты, принадлежащие к VII-XIX векам, в полной красе представляют особенности исламского искусства. В этой экспозиции демонстрируется ещё одно известнейшее монументальное сооружение – каменный рельефный фриз, который в VII веке украшал дворец Мшатта. Орнаментальный фриз длиной 33 метра и высотой 5 метров украшен остатками былых надвратных башен.
В этом отделе посетители также увидят сирийскую Алеппскую комнату, Михраб ( ниша, размещаемая в стене мечети) и невероятной красоты ковры ручной работы.
Дом художников Бетаниен / Künstlerhaus Bethanien
www.bethanien.de
Бетаниен — крупный арт-центр, в котором выставляются современные художники. Он расположен в самом неформальном районе Берлина — Кройцберге, в здании бывшего госпиталя в неоготическом стиле, сохранившего ауру романтизма. В Бетаниен входят не только выставочные залы, но и студии-резиденции художников, где побывали даже наши Олег Кулик и Анатолий Осмоловский. Центр всё еще держит флаг одной из самых неформальных площадок Берлина, где тлеет дух анархии. Одно время в этом месте обосновались сквоттеры, которые в итоге были выселены — впрочем, вокруг арт-центра немало других сквотов. Помимо выставок, в Бетаниен проходят конференции, показы фильмов, концерты, а также вечеринки, куда заглядывают обитатели Кройцберга. В местном ресторане можно неплохо и недорого подкрепиться.
Photo: Georg Schroeder
Лучшие галереи Берлина
Коллекции немецких художественных галерей создавались на протяжении столетий. Галереи Берлина имеют высокий статус среди туристов, так как экспонируют многие произведения искусства с мировым именем. Среди них наибольшей популярностью пользуются такие объекты.
Старая национальная галерея
Старая национальная галерея располагается на музейном острове. Первые десять лет галерея функционировала в Академии изящных искусств, а позже переехала в современное здание, выполненное в стиле древнеримского храма.
В период Второй мировой войны постройка серьезно пострадала от авиаударов —реконструкция длилась в течение 20 лет, а окончательная реставрация завершилась только к 2021 году. Купить билеты на посещение галереи можно на .
Стоимость билетов:
- стоимость разового входного билета составляет 12 евро, с аудиогидом (немецкий/английский язык) — 17 евро;
- сокращенный тур по галерее — 6 евро, аудиогид для экскурсии — 5 евро;
- вход свободен для посетителей до 18 лет, представителей прессы и людей с ограниченными возможностями.
Адрес галереи в Берлине: Бодештрассе (Bodestraße), 1-3.
К галерее идут автобусы 100 и 200, выходить нужно на остановке Люстгартен (Lustgarten). Чтобы добраться до этой достопримечательности на метро, садитесь на ветку U6 и выходите на Фридрихштрассе (Friedrichstraße) или выбирайте ветку U2 и выходите на Клостерштрассе (Klosterstraße).
Новая национальная галерея
Новая национальная галерея построена в 1968 году и входит в число государственных музеев. Площадь музея — чуть больше 4 тысяч квадратных метров. В здании из стекла и бетона выставлены экспонаты разных художественных направлений: сюрреализма, модернизма, экспрессионизма, поп-арта.
Экспозиция размещена на полуподвальном и основном этажах, порой объединяет сразу несколько выставок. В галерее представлены работы Мунка, Пикассо, Либерманна.
Купить билеты на посещение по состоянию на 2021 год нельзя, поскольку галерея с 2021 года проходит процесс реновации.
Адрес: Потсдамер Штрассе (Potsdamer Straße), 50.
Добраться до этой достопримечательности можно по ветке метро U2. Выходить на станции Потсдамер Платц (Potsdamer Platz). До этой же остановки ходят автобусы М29 и М41, а также городские электрички S1, S2, S25.
Берлинская картинная галерея
Берлинская картинная галерея открылась в Культурфоруме в центре Берлина в 1830 году и представляет одну из величайших ценностей среди художественных музеев мира. Здание пережило реконструкцию в конце XX века. Коллекция музея включает художественные шедевры кисти Дюрера, Боттичелли, Караваджо, Тициана, Босха, Рембрандта и Рубенса.
На площади более 7 тысяч квадратных метров находится 72 выставочных зала, где представлены более 3,5 тысяч полотен. Экспозиция охватывает период мировой живописи с XIII по XVIII века.
Стоимость билетов:
- взрослый билет с аудиогидом (английский/немецкий) — 12 евро;
- детям до 16 лет и представителям прессы вход бесплатный.
Адрес галереи: Маттайкиршплатц (Matthäikirchplatz).
До музея ходят автобусы М29 и М41 (Потсдамер Платц), М48 и М85 (Культурфорум). До Потсдамер Платц также курсируют электрички S1, S2, S25. Рядом проходит ветка метро U2.
Галерея Ист-Сайд
Пожалуй, самая необычная в мире художественная галерея под открытым небом. Представляет собой сохранившийся фрагмент Берлинской стены длиной чуть более 1300 м.
Стена расписана 118 художниками, которые начали свою работу сразу после падения стены в 1990 году. Картины отражают политические события, происходившие в стране в 1980-х годах.
В 2009 году стене присвоили звание художественной ценности и реконструировали поврежденные вандалами и погодными условиями работы. Посещение и осмотр граффити бесплатно.
Адрес Ист-Сайд: улица Мюленштрассе (Mühlenstraße), участок дороги от железнодорожного вокзала Берлин-Восточный до моста Обербаумбрюкке.
К галерее ведет линия метро U1, выходить нужно на станции Варшауэр Штрассе (Warschauer Straße). Также можно сесть на электричку S3, S5, S7 и доехать до станции Остбанхоф (Ostbahnhof).
Музей группы «Мост» / Brücke-Museum
www.bruecke-museum.de
Музей группы «Мост» — камерное здание, расположенное в уютном берлинском районе Далем на окраине леса Грюнвальд. Здесь хранится коллекция немецкого экспрессионизма, главными представителями которого были Эмиль Нольде, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуф, Макс Пехштейн. Музей был открыт в 1967 году — основой его коллекции стал дар художника Карла Шмидта-Ротлуфа. Заметный вклад внес Эрих Хеккель. В итоге в музее собрали постоянную экспозицию из 400 картин, скульптур, акварелей и литографий. Помимо постоянной выставки, занимающей всего 500 кв. м, что совсем немного по музейным меркам, здесь проходят временные выставки. Работы первых немецких модернистов, основавших свое объединение в Дрездене в 1905 году, а шесть лет спустя переместившихся в Берлин, до сих пор выглядят свежо и современно. Кричащие яркие картины экспрессионистов были выражением духа нового времени, создав образ стремительного века и портрет современного человека, живущего на сломе эпох.