Коллекция картин
Общее количество картин, выставленных в галерее Дрездена, значительно переваливает за тысячу, потому даже просто список займет много места и, при этом, мало что скажет неэкспертам живописи. Далеко не полный список авторов включает имена, известные каждому:
- Рафаэль;
- Тициан;
- Рембрандт;
- Ян ван Эйк;
- Рубенс;
- Вермеер;
- Джорджоне.
Также отдельные картины – настоящие шедевры, гордость коллекции, привлекающие наибольшее внимание и имеющие самую высокую художественную ценность
Сикстинская мадонна
Считается самой главной картиной дрезденской галереи. Написана Рафаэлем в начале XVI века, считается, что в 1512-1513 году для алтаря одной из церквей в Италии. На достаточно большом полотне 265 на 196 сантиметров изображена мадонна с младенцем, святые Сикст и Варвара, а также два ангела.
Изначально полотно небыло особо популярным, хотя его автор в XVIII веке считался одним из лучших мастеров раннего Возрождения. Август III хотел приобрести более известные картины Рафаэля из Рима, но в ходе переговоров с папой договорился лишь про эту. Но уже скоро, в том числе благодаря отзывам представителей культуры того времени, полотно стало основным в экспозиции музея.
Шоколадница
Еще одна известная картина из дрезденского собрания старых полотен. Принадлежит кисти Лиотара, написана в середине XVIII века. На ней изображена молодая девушка-служанка, которая несет кому-то горячий шоколад на подносе. Работу отличает реализм, точность деталей и обаяние девушки, которую нарисовал автор.
Та самая Шоколадница
Но прославилась эта картина как одна из первых торговых марок. Президент компании Baker’s Chocolate, производящей шоколад в США, купил в 1862 году права на это изображение и использовал его в своей рекламе, что и принесло славу Шоколаднице из дрезденской галереи.
Галерея в XX веке
Между тем приближались годы, ставшие трагическими для культурной жизни Дрездена. В 1937 году многочисленные работы, в том числе полотна немецких экспрессионистов, были изъяты нацистами из собрания и уничтожены как «искусство упадничества и вырождения». Во время Второй мировой войны Дрезден подвергся бомбардировкам, особенно мощные бомбардировки прошли в феврале 1945 года, когда город был практически весь разрушен. И хотя значительная часть работ была надёжно укрыта в шахтах от налётов авиации, от бомбардировок пострадали более 300 работ. Серьёзные повреждения получило и само здание галереи Земпера.
В 1945 году советские войска вывезли из Дрездена в качестве трофеев значительную часть найденного в шахтах собрания. Судьба 450 картин собрания неизвестна. На протяжении 10 лет повреждённые сыростью шахт картины из Дрездена реставрировались и хранились в ГМИИ им. Пушкина. В 1955 году в ходе визита правительственной делегации СССР в Германскую Демократическую Республику по настоянию Н. С. Хрущёва Дрездену были возвращены 1240 картин. В 1956 году заново открылась часть галереи, построенной Земпером, а к 1960 году было восстановлено уже всё здание целиком, и город снова увидел лучшие произведения живописи.
В отличие от многих других музеев, Дрезденская галерея избегает новшеств, сохраняет исторический тип развески картин и гордится их потемневшими от времени позднебарочными рамами.
Коллекция картин в галерее
Основой собрания картин стала коллекция, которая была собрана курфюрстом Саксонии Фридрихом III по прозвищу Мудрый в начале 16 века.
Влиятельный вельможа не только приобретал работы старых мастеров, но и заказывал картины ведущим современным живописцам. В частности, по его заказу писали Альбрехт Дюрер и Кранах Старший.
Собрание коллекции национальной картинной галереи в Дрездене пополнялось на протяжении нескольких веков. Множество произведений, включая знаменитую «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля было приобретено для коллекции Августом II Сильным в XVII-XVIII веках.
Этот правитель покупал не только отдельные полотна, но и целые собрания.
В частности, коллекция, содержащая 100 картин, была приобретена у герцога Моденского д’Эсте (в том числе картина Тициана «Динарий кесаря»), более 300 полотен — у Валленштейна, к тому же именно Август II способствовал приобретению практически всех полотен Рембрандта, которые и сегодня можно увидеть в залах этой галереи.
Как ни странно, изначально данное собрание произведений искусства не имело к Дрездену совершенно никакого отношения.
Эта коллекция считалась собственностью правителей Саксонии, а находилась она в Виттенберге.
Решение разместить собрание картин в Дрездене послужило причиной для строительства специального дворцового комплекса — Цвингера, который стал не только хранилищем крупнейшей коллекции живописи, но и местом расположения нескольких музеев различной направленности.
Если вы хотите развлечься, пока находитесь в Германии, то посетите аквапарк в Берлине — масса удовольствия.
Строительство Цвингера
Здание Дрезденской картинной галереи. Южный фасад со стороны Цвингера
Разразившаяся в 1756 году Семилетняя война и потеря Веттинами контроля над Польшей положили конец взлёту Флоренции-на-Эльбе, как тогда называли Дрезден. Только спустя столетие город вновь собрался с силами, и городским советом было принято решение о строительстве здания музея. Несмотря на то, что под строительство было облюбовано иное место, директор Дрезденской государственной строительной школы Готфрид Земпер предложил проект дворца искусства в стиле неоренессанса, замыкающий собой пространство Театральной площади. В 1847 году началось строительство здания, и уже в 1855 году состоялось его открытие.
В 1931 году было решено оставить в галерее только произведения старых мастеров, а искусство XIX—XX веков было переведено в Новую галерею.
Шедевры Дрезденской картинной галереи
Хотя в стенах галереи находится огромное количество мировых шедевров, все же можно выделить наиболее известные картины. Сокровища дрезденской галереи — это:
- «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Именно эта работа считается одной из самых восхитительных картин художника. На полотне изображена Мадонна, держащая на руках маленького Иисуса. Мадонна с младенцем находятся на небесах, и создается впечатление, что она вот-вот шагнет навстречу к своим наблюдателям. Ее взор направлен непосредственно на вас, и пройти мимо этой картины невозможно. Также на холсте нарисованы Папа Сикст II и Святая Варвара.
- «Шоколадница» Лиотара. Хотя картина была написана в 1745 году, она совмещает в себе и старинные нотки, и мотивы XIX века. На полотне изображена юная девушка, держащая поднос с чашками горячего шоколада и стакан воды. Несмотря на многочисленную критику, которая опирается на то, что это не портрет, а постановочная сцена, картина глубоко запала в душу многим ценителям искусства.
- «Спящая Венера» Джорджоне. На этой всемирно известной картине изображена богиня любви, которая приняла расслабленную позу и отдыхает в тени скалы. На первом плане художник запечатлел с минимальными деталями драпировки, а вдалеке отобразил пейзаж с небольшой деревней и величественными горами. Хотя великий Джорджоне не смог самостоятельно дописать полотно, его закончил ученик мастера, не менее знаменитый Тициан. Этот художник тоже задействовал описанный пейзаж в своих работах.
- «Святая ночь» Корреджо. На этом полотне нарисована одна из наиболее узнаваемых сцен из Библии: поклонение пастуха недавно рожденному Иисусу. Ценность и известность этой работе приносит достоверность изображения ночной сцены, что дает ощущение связанного со светом пространства. Корреджо удачно показал процесс оживленного разговора пастуха со служанкой, а также момент, где Мария переживает первые, самые радостные материнские чувства.
- «Динарий кесаря» Тициана. Как отмечалось, Тициан был учеником Джорджоне, и взял от наставника лучшие навыки. Это полотно посвящено библейскому сюжету, в котором Фарисей пытался обмануть Иисуса. Цель картины — не отобразить весь сюжет, а лишь продемонстрировать лица героев с их личными эмоциями и жестами, именно поэтому фигуры изображены на все полотно. Автор непревзойденно и в свойственной себе манере показывает истинные обличья персонажей, их понимание добра и зла, честности и фальши. Хотя холст небольшого размера, он всегда притягивает взгляды и заставляет задуматься.
История Дрезденской картинной галереи
Немецкая галерея открылась в 1560 году. Тогда по приказу курфюрста Августа Саксонского в Дрездене был создан кабинет изящных искусств (Kunstkammer), в котором в том числе выставлялись полотна итальянских и фламандских мастеров живописи. Новыми экспонатами коллекция стала систематически пополняться с середины XVIII века, во времена курфюрста Августа II Сильного, а затем его сына Августа III.
Наиболее весомый вклад в историю галереи внес знаменитый эксперт в области искусства Франческо Альгаротти, который в 1740 году, будучи доверенным лицом правителей Саксонии, способствовал приобретению сразу 100 произведений живописи. После этого галерея постепенно становится известной во всем мире.
Во время Второй мировой войны галерея сильно пострадала, часть зданий разрушились, однако большинство экспонатов удалось вовремя вывезти. После окончания войны спасенные картины отправили на реставрацию в Советский Союз, а через 10 лет после масштабной выставки в Москве они вернулись в стены родной Дрезденской галереи.
Коллекция Дрезденской картинной галереи
В Дрезденской картинной галерее можно посмотреть большое количество искусных работ от таких именитых художников, как Тициан, Ван Дейк, Рубенс и Джорджоне. Знаменитая «Сикстинская Мадонна» в Дрезденской галерее считается наиболее ценным экспонатом на сегодня, занимая почетное место в зале. Картина написана неподражаемым Рафаэлем.
Также многие целенаправленно приходят в музей полюбоваться творением Джорджоне «Спящая Венера».
Из образцов живописи XVIII века высоко почитаются работы Джованни Канале. На его полотнах изображены пейзажи и виды Дрездена и окрестностей. Отличительные черты картин Канале — идентичность и фотографическая точность. Он как никто другой умел передать всю красоту, которой наполнен этот прекрасный город.
Отдельная часть экспозиции галереи посвящена эпохе фламандского барокко. Самыми именитыми творцами этого стиля считаются Рубенс, Рембрандт, Дюрер и Гольбейн. Посетители не смогут пройти мимо собрания пастелей, особенно полотна «Шоколадница» Жана-Этьена Лиотара.
В Дрезденской картинной галереи представлены работы не только немецких художников, но и коллекции других известных живописцев. Так, в галерее находится работа «Еврейское кладбище» голландца Якоба ван Рейсдаля. Это произведение с некоторым сарказмом и аллегориями отражает людскую сущность и пребывание человека на земле.
Если сравнивать с другими галереями по стране, Галерея старых мастеров объединила самое большое количество работ этого художника.
Посетители имеют шанс насладиться такими творениями, как «Дама в черном перед красной портьерой», «Господин в черном перед колонной». Нельзя оставить без внимания и портреты детей Карла I, занимавшего пост короля Англии на момент написания полотен.
В Галерее старых мастеров представлены работы французской, английской и испанских школ XVII-XVIII столетий. Следует отметить, что Дрезденская картинная галерея старается сохранить дух и традиции, которые присутствовали при ее создании. В музейных стенах ничего не меняется: ни порядок, в каком развешены картины, ни старомодные на сегодня рамы. Возможно, именно благодаря этим традициям Галерея старых мастеров — одна из самых посещаемых в сравнении с другими музеями, где находятся работы XIV-XVIII веков.
Как современное отделение Дрезденской картинной галереи функционирует Галерея новых мастеров, где собрана коллекция картин Карла Густава Каруса, Юхана Кристиана Даля, Людвига Рихтера.
Кроме них, к новым мастерам стоит отнести французских и немецких импрессионистов: Клода Моне, Эдгара Дега, Макса Либермана, Макса Слефогта.
Место в коллекции нашли и художники объединения Мост (арт-группа): Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуф, а также представители дрезденского Сецессиона — Бернхард Кречмар, Карл Лозе.
Собрание Веттинов
Как и во многих монарших резиденциях, начало всемирно известному собранию было положено основанным в 1560 году кабинетом изящных искусств (Kunstkammer), где наряду с природными феноменами, изделиями ручного труда и разного рода диковинками выставлялись полотна итальянских и фламандских мастеров живописи.
Систематически же собирать произведения старых мастеров стал курфюрст Август II Сильный (1670—1733), который слыл ценителем искусств и перестроил весь центр Дрездена. В 1722 году состоялась инвентаризация собрания живописи, выделенного из состава кунсткамеры. По приказу курфюрста его выставили на обозрение придворной знати в перестроенном здании придворной конюшни. Помимо живописи, собрание саксонских курфюрстов включало уникальную коллекцию фарфора, интересную подборку научных инструментов и гравюрный кабинет — старейшую в Центральной Европе коллекцию графики.
Страсть к собиранию произведений искусства унаследовал от отца Август III. Подобно родителю, он мог себе позволить весьма дорогостоящие покупки за счёт поступлений из казны огромного Польско-Литовского государства, чей выборный трон он занимал. Для приобретения он отбирал только шедевры, полагаясь на советы проницательного Альгаротти.
В 1741 году Август III приобрёл 268 полотен из собрания Валленштейна, в том числе «У сводни» Яна Вермеера Делфтского. Чуть позже за ними последовали многочисленные работы из королевской галереи в Праге, а в 1745 году — «сто лучших картин» из собрания обедневшего герцога Моденского, среди которых были работы Корреджо, Веласкеса, Тициана. Состав галереи отражал вкусы европейской аристократии эпохи Просвещения. «Царём художников» в то время считался Рафаэль, а его лучшей станковой работой — «Сикстинская мадонна». Это полотно удалось привезти из церкви Сан-Сиксто в Пьяченце.
График работы
Дрезденская картинная галерея считается одним из трех музеев дворцового комплекса Цвингера, поэтому комплексный билет распространяется на посещение всех трех достопримечательностей. Помимо Галереи старых мастеров, можно будет посетить Музей фарфора и Физико-математический Салон.
Цена билетов для взрослого составляет 10 евро, для студентов и пенсионеров вход обойдется в 7,50 евро.
Музеем предусмотрены скидки при групповом посещении, к примеру, для группы из 10 взрослых общий билет будет стоить 90 евро. Также для групп организовывают разнообразные экскурсии.
При входе в музейный комплекс каждому предлагают по желанию дополнительно приобрести карту, на который указаны основные работы, и аудиогид стоимостью 3 евро. С его помощью посетители могут получить информацию на желаемом языке, в том числе на русском, непосредственно перед каждым полотном.
В заключение
Дрезденская картинная галерея занимает почетное место среди лучших музейных комплексов мира. Национальная картинная галерея, как называют ее экскурсоводы, объединила работы именитых и талантливых художников XIV-XVIII столетий.
Заранее иметь глубокие познания в истории живописи необязательно: посетители в любом случае получат впечатления от этой галереи на всю жизнь.
Являясь столицей искусства Германии, Дрезден в последние годы получил и статус шоппинг-центра. Поэтому после культурного вдохновения гости города могут отправиться на прогулку историческим центром и заглянуть в расположенные там торговые центры Альтмаркт галерею и Centrum galerie.