Храм Посейдона
Строительство Храма Посейдона началось примерно в 5-м веке до н.э., но не было завершено.
Архитектурное совершенство и великолепие этого сооружения захватывает дух.
В древности для мореплавателей, возвращающимся к родным берегам, этот Храм служил верным знаком того, что они на правильном пути к родной Элладе. А местные жители находили здесь укрытие во время осаждения Афин.
В 480 году до н.э. Храм и все прилежащие жертвенные алтари были основательно разрушены персами. Храм Посейдона, который сохранился до наших дней, был построен в 444 году до н.э. на руинах старого. Храм Афины также был построен приблизительно в этот период.
Архитектурные особенности храма относят его к архаичному периоду, а не к классическому (16 колонн вместо 20-ти). На южной стороне до наших дней сохранились остатки фриза, изображающего сюжеты битв кентавров, битвы Тесея с быком, а также гигантомахии.
Храм был построен из мрамора, который добывали неподалёку, в 4-х километрах отсюда (карьер Агрилезас). Археологи предполагают, что храм Посейдона построил тот же древний архитектор, что спроектировал и храм Гефеста в Афинах (Thissio).
Мыс Сунион
Мыс Сунион
Высоко над волнами Эгейского моря поднимает свои скалистые склоны мыс, многое повидавший за свою многовековую историю, прошлое которого связано с легендами и мифами древности.
Мыс Сунион – это одна из самых поэтических точек Пелопоннеса, самая южная окраина Аттики, являющаяся настоящим сокровищем.
Именно сюда, на «край света» стремятся попасть любители мифов и загадок прошлого, а также романтики, мечтающие увидеть закаты непередаваемой красоты.
Неизвестно как сегодня бы называлось это море, омывающее склоны мыса Сунион, если бы еще в древние времена здесь не случились роковые события.
Согласно легенде, один из первых Афинских царей – Эгей, именно отсюда, с самой высокой точки мыса , каждый день всматривался в морскую даль: не появится ли корабль его сына, славного героя Тесея, который в ту пору отправился на остров Крит, чтобы спасти Афины от постыдной необходимости платить оброк местными юношами и девушками чудовищному Минотавру.
Тесей с отцом условились, что в случае победы корабль вернётся с белыми парусами. В ином случае паруса останутся чёрными… Юноша победил страшного Минотавра. Но, возвращаясь к родным берегам, в пылу ликования он забыл об обещании, данном отцу. Эгей, увидев на горизонте чёрные паруса, не выдержал отцовской боли и бросился прямо в морскую пену с высокого мыса…
Некоторое время спустя, на этом самом месте, афиняне воздвигли храмы, посвященные двум главным греческим божествам: Посейдону и Афине.
Храм Посейдона, повелителя морей, построен на пике скалы, возвышающейся на 60 метров над уровнем моря, а Храм Афины находится на более низком уровне, примерно в 500 м к северо-востоку от него.
История и мифы
Во все времена этот высокий мыс, самая южная точка Аттики, имел стратегическое значение. С глубокой древности здесь была крепость, контролировавшая проход к Афинам со стороны моря.
Для жителей Аттики это место было священным, поскольку на мысу, как и на афинском акрополе, соседствовали храмы Посейдона и Афины. От храма Афины остался только фундамент, а сохранившиеся до наших дней колонны храма Посейдона удивительно гармонируют с местом.
Во времена античности храм Посейдона на высоком мысу был своеобразным маяком. Увидев его, афинские мореплаватели радовались, что практически достигли дома. В порту Суниона можно было отдохнуть и подремонтировать корабль перед прибытием в афинский порт Пирей.
Мыс Сунион был хорошо известен в древней Элладе. Гомер упоминал его в Одиссее. О Сунионе и храме Посейдона повествовали отец истории Геродот, трагики Софокл и Еврипид, комедиограф Аристофан, историки Страбон и Павсаний.
С Сунионом связана красивая и печальная легенда. Давным-давно, за тысячу лет до нашей эры правил в Афинах царь Эгей. Сын его, Тесей, отправился на Крит, дабы сразиться с чудовищным Минотавром, получеловеком-полубыком, пожиравшим юношей и девушек. Этих молодых людей в качестве дани отправляли на Крит афиняне. Тесей обещал отцу, что если погибнет, то над возвращающимся кораблём будет чёрный парус. Если же он победит Минотавра, то поднимет белый парус.
Как известно, Тесей победил. Но буря унесла белый парус, и пришлось возвращаться под чёрным.
Эгей, ждавший возвращения сына с Крита на самой южной точке Аттики, мысе Сунион, увидел корабль под чёрным парусом. Не смог он перенести горя и бросился с обрыва в море, которое и зовётся с тех пор Эгейским.
Из известных людей нового времени на развалинах храма отметился лорд Байрон, нацарапавший на камне своё имя. Байрон вообще любил оставлять свой автограф в местах, где был, не считая это чем-то предосудительным.
Сейчас мыс утратил своё стратегическое значение. Нет там ни сколько-нибудь значительного поселения, ни порта. Сейчас это туристический объект, который посещает множество туристов.
Противоречия Посейдона
Интересно, что во многих мифах Посейдон показан одновременно и созидающим богом, и разрушающим. Например, древние греки верили, что некогда существовала прекрасная Атлантида, что считалась краем самого Посейдона.
Когда нравы жителей священного города стали низкими, а чувства потеряли прежнее благородство и красоту, гневливый бог пришёл в ярость. То, что долгое время оберегал, Посейдон уничтожил в морских волнах – Атлантида исчезла на дне океана.
Подобное поведение наблюдается у бога и в легендах о Трое. Он помогал строить высокие стены местному царю, но тот не стал платить за работу. Несмотря на столь банальную ситуацию, Посейдон решил расправиться не только с правителем, но и с другими троянцами, наслав на них свирепое морское чудовище.
Остатки Храма Посейдона
За несколько десятилетий до постройки храма, до 480 г. до н.э., вместо храма на скале находилось святилище Посейдона, в котором люди могли оставить подарки и попросить его покровительства. Однако всего через 10 лет после постройки, во время атак персов, святилище было разрушено.
Историки и археологи солидарны, что окончание строительства храма приходится на 440 гг. до н.э. Руководил им и проектировал здание архитектор, конструировавший святилища Гефеста (бога огня) и богини возмездия Немезиды. Документального подтверждения этим догадкам не найдено, но схожесть архитектуры позволяет строить такие предположения. В древности храм не пустовал. Его постоянно посещали рыбаки и мореплаватели вплоть до I в. н.э. При раскопках развалин археологи обнаружили огромную фигуру мужчины, а также несколько человеческих фигурок значительно меньшего размера. Сейчас они перевезены в столицу и выставлены на всеобщее обозрение в Музее археологии.
Храм Посейдона – величественное сооружение, оно простояло несколько веков, но время не щадит ничего. До нашего времени почти полностью сохранились лишь двенадцать огромных колон и небольшие остатки основания. Колоннада поражает своими размерами, при длине 31,12 м её ширина составляет 13,47 м. На архитравном перекрытии сохранились картины сражений между кентаврами и лапифами, а также Тесеем и быком. Кроме монументальных развалин туристы могут насладиться великолепными красотами Эгейского моря.
Храм Парфенон
Спор богини Афины и Посейдона за обладание Аттикой и, в частности, городом Афины стал одним из самых известных мифов об этих божествах. Хотя в итоге выиграла Афина, а Посейдон даже попытался наслать на Аттику потоп, Нептун всё же остался важным богом в Греции и её городах. Храм Парфенон в честь бога Посейдона не был построен только для Посейдона, он был посвящён именно Афине, но образ морского бога там тоже появляется в виде разных скульптур.
История Парфенона
Храм Парфенон в честь бога Посейдона посвящён в первую очередь противостоянию богини Афины и морского царя. Согласно легендам, спор произошёл во время праздника Скирофории. Они отмечались примерно в июне или июле.
Этот праздник ещё раз показывал близость культов Афины и Посейдона. Он произошёл от легенды о том, как жрицы Афины и жрецы Аполлона прогуливались, укрытые одним большим зонтом белого цвета. Вся процессия символизировала укрытие всходов от палящего солнца. Таким образом, праздник носил в первую очередь земледельческий характер.
Парфенон был воздвигнут в V в. до н. э., и само имя храма означает «чистый» и «дева», «девственница», т.к. Афина была богиней-девственницей. Парфенон находился на вершине Афинского Акрополя, и там до сих пор сохранились остатки некогда величественного сооружения Парфенона.
Афинский Акрополь – скалистый холм с пологой вершиной, на которой и был построен Парфенон. Акрополь в Афинах был местом проживания царя, там же стояло множество храмов. Сейчас это важный исторический памятник античной культуры.
Афинский Акрополь с Парфеноном.
В нынешнее время Парфенон реконструируют, а разные модели здания храма хранятся в собраниях мира. Собрание скульптур тоже можно найти там.
Парфенон начал строиться после греко-персидских войн, во время правления великого полководца Перикла. Для того, чтобы будущий храм Парфенон стал по-настоящему величественным и богатым, полным красивых скульптур, наняли самых талантливых художников и архитекторов того времени.
Архитекторами выступили Иктин и Калликрат. Первый стал автором проекта будущего здания храма Парфенона, а второй следил за тем, как Парфенон возводится на вершине Акрополя.
Каждая деталь храма Парфенона продумана, чтобы он выглядел лёгким, правильным. Причём открыл подобные приёмы архитектор Иктин. Он же и использовал их всё время, пока проектировал Парфенон. Также храм расположен на вершине Акрополя Афин так, чтобы «вырастать» по мере приближения людей.
Парфенон в Афинах.
Украшения храма
Парфенон был создан из пентелийского мрамора, материала, который добывался неподалёку от Афин. Интересная особенность заключалась в том, что под воздействием солнечных лучшей материал со временем приобретал золотистый оттенок. Поэтому по северной части, где на поверхность мрамора попадает меньше солнечных лучей, Парфенон стал пепельно-серым.
Парфенон был декорирован под руководством известного скульптора Фидия. Скульптуры храма делятся на рельефы на фризах (горизонтальная полоса, которая венчает или обрамляет часть здания), а также на сами статуи. Были и скульптуры храма Парфенона, посвящённые Посейдону. Например, археологи нашли торс, вероятно, раньше бывший изображением этого бога.
Различные рельефы Парфенона соединены тематически, они показывают легенды Древней Греции. Именно на западном фронтоне храма (элемент, который завершает фасад, располагается между скатами крыши) показан известный спор Афины с Посейдоном. Фигуры скульптур этих богов украшают Парфенон, расположившись друг напротив друга в двух частях фронтона храма.
То, как выглядел Парфенон в этой части, сохранилось только на иллюстрациях исследователей. Они в деталях зарисовали все фигуры. Скульптуры и остальные украшения храма Парфенона тоже сохранились частично.
Западный фронтон Парфенона. Зарисовки Жара Каррея. Национальная библиотека в Париже.