Практическая информация
- 1 апреля — 15 октября: 15 евро — полный; 13 евро — льготный;
- 16 октября — 31 март: 12 евро — полный; 10 евро — льготный.
Дети и подростки до 18 лет — бесплатный вход.
Все билеты можно приобрести в кассах главного здания дворца Нимфенбург.
Для дворца есть аудиогид на нескольких языках (немецком, английском, итальянском, французском, испанском, русском, китайском / мандарин и японском): 3,50 евро; группы по 15 человек — 2,50 евро за человека.
Существует также специальный аудиогид для детей от 6 до 12 лет (платно).
Во дворце и парке Нимфенбург проводят тематические туры для взрослых и детей.
Точную стоимость входных билетов, а также часы работы и условия посещения рекомендуем уточнять непосредственно перед посещением на официальном сайте.
Дворцовый комплекс Нимфенбург можно посетить как самостоятельно, так и с экскурсией
Галерея красавиц Людовика I
Галерея Красавиц Людовика I (Schönheitengalerie) находится в бывшей столовой главного дворца Нимфенбурга, в личных апартаментах супругов курфюрстов из дома Виттельсбахов (в XIX веке — баварских королев). Это характерная для эпохи романтизма портретная галерея.
Галерея Красавиц Людовика I, Нимфенбург
Портреты были выполнены Йозефом Штилером по заказу короля Людвига I для мюнхенской резиденции. Написанные в 1827—1850 годах картины ориентируются на идеал красоты Людвига I, а не на социальный статус портретируемых.
Галерея Красавиц Людовика I
Немецкие принцессы и простые горожанки, как например, Хелена Зедльмайр, дочь мюнхенского сапожника, равноправно соседствуют друг с другом. Романтизм и бидермейер, а также не в последнюю очередь пристрастие короля к южным странам, таким, как Италия или Греция, находят отражение в этих изображениях прелестных девушек и молодых женщин.
Музей фарфора
Музей фарфора в южном крыле дает полный обзор творчества созданной в 1761 г. Максимилианом III Иосифом фарфоровой мануфактуры Нимфенбурга, которая расположена в северо-восточной части ротонды перед замком. Ручная продукция этой мануфактуры приобрела заслуженную славу своим легендарным качеством и оригинальностью.
Сейчас ее, по некоторым (конечно, субъективным) оценкам, сопоставляют лишь с фарфоровыми изделиями Севра и Аугартена в Вене, то есть мейссенский фарфор оценивается ниже. Я любовался нимфенбургским порцелланом, не думая о другом. Особенно понравились различные статуэтки, изображающие жизненные сцены. Например, запомнилась смешная композиция под названием Stürmlich Galan, то есть Настойчивый ухажер:
Новый Ботанический сад
Последний этап прогулки — посещение Нового Ботанического сада (Старый находится в центре города и имеет весьма незначительную площадь). Он фактически смыкается с Нимфенбургским парком, так что, вполне допускаю, в него можно попасть не за деньги через главный вход, а бесплатно через лес возле Нимфенбурга
Но не уверен, да и не важно. До главного входа в Ботанический сад от Нимфенбурга пешком минут 20
главное здание Нового Ботанического сада
Новый Ботанический сад Мюнхена относится к числу богатейших и красивейших садов Германии: под открытым небом лес с лиственными и хвойными деревьями, в том числе южных пород, альпинарий с альпийскими растениями со всего мира, а также папоротники и рододендроны; далее отделы для сельскохозяйственных растений, экологии и так далее. В теплицах растут представители экзотической флоры: например, орхидеи, кактусы и плотоядные хищные растения. Правда, к тому времени, когда я пришел в Сад, теплицы были уже закрыты для доступа.
Бывают тут специальные дополнительные выставки: скажем, когда я там был, проходило мероприятие, название которого я забыл, но смысл в том, что это какое-то японское искусство композиционно сочетать камни и растения. Рядом с этими композициями вывешены плакаты с текстами японских стихов с переводами на немецкий. А я подобрал в тему Ботанического сада хокку поэта Мацуи Басё (XVII век):
Сколь много цветов на полях!
И каждый растет по-своему —
В этом высший подвиг цветка.
В скором времени должна была открыться выставка грибов. Жаль, что мне не довелось ее увидеть — люблю я это живое царство.
Для современной урбанистической цивилизации, на мой взгляд, очень важно любыми способами возвращать человека к земле; не зря в Ботаническом саду немалые площади отведены под посадки самых обычных растений, вроде тривиального укропа или скромных одуванчиков. Большинства растений я не знал, да и не пытался вчитываться в латинские и немецкие названия (все равно они мне ничего не говорили, как не сказали бы во многих случаях и русские); я лишь прохаживался туда-сюда, временами пробовал запах, или просто сидел на скамейках.
. На обратном пути Большой прогулки по Мюнхену мне попалось на глаза эффектное здание, изображением которого хочу завершить свой рассказ:
На обратном пути Большой прогулки по Мюнхену мне попалось на глаза эффектное здание, изображением которого хочу завершить свой рассказ:
Дворцово-парковый комплекс Нимфенбург
Как бы ни банально это прозвучало, но в Нимфенбурге прекрасно все. В нем нет ничего лишнего и отталкивающего. Роскошь, которая способна ввести простого обывателя в состояние немого шока, выглядит изыскано и, если так можно сказать, невычурно. Однако выделить самые интересные помещения, все же, можно. К ним по праву относится Каменный зал Нимфенбургского дворца. Удивительно, но это помещение, в котором проходили балы, а правители Баварии устраивали в нем официальные приемы, дошло до наших дней в неизменном виде.
Главное здание дворца
Турист, зашедший в Каменный зал, может видеть все предметы интерьера и архитектурные элементы, которыми любовались сильные мира сего еще в 1757-м году. В этом зале состоялась торжественная коронация Людвига II, родившегося 25 августа 1845-го года, который вошел в историю под прозвищем «сказочный». Это странное прозвище было дано ему неспроста. После отречения от престола Людвига I, он взошел на трон и был крайне недоволен объединением Германии. Наверное, именно это и послужило причиной расстройства его психики. Он полностью перестал принимать участие в политической жизни страны и замкнулся в своих «сказочных» мечтах. Благодаря этим фантазиям был построен великолепные замки Нойшванштайн, Линдерхоф и многие другие не менее замечательные и, в чем-то даже сказочные, архитектурные сооружения. Естественно, на все это требовались огромные деньги, которые выделялись коронованной в Нимфенбургском дворце особе, легендарным Бисмарком. Справедливости ради, стоит отметить, что и собственных средств у Людвига II было предостаточно.
Баденбург — парковый павильон с отапливаемым бассейном
В замке Нимфенбург произошло и свержение Людвига II правительством Баварии. Дядя «сказочного» короля взял власть в свои руки, а заботу о Людвиге поручил психиатру. К слову, совсем скоро после этих событий, Людвиг II и его врач «по нелепой случайности» утонули в озере. Будем откровенны, Людвиг II – не единственный баварский король, живший в Нимфенбурге и лишившийся трона. Незадолго до свержения Людвига II, король Людвиг I по собственному желанию отрекся от престола. Во дворце Нимфенбург есть удивительно место, в котором кроется, а точнее, изображена причина отречения правителя от своего престола.
Это уникальная, удивительная Галерея красоты, получившая свое название в честь Людвига I. Галерея красоты представляет собой помещение с портретами прекрасных женщин, которые написал гениальный художник Йозеф Штилер. Интересно то, что изображенные на портретах дамы относились к разному социальному положению. Для того чтобы портрет дамы попал в Галерею красоты Нимфенбургского дворца от нее требовалось лишь одно – обладать «неземной» красотой.
Пагоденбург — парковый павильон, использовался в качестве чайного домика
Претенденток лично отбирал Людвиг I. За 23 года Йозеф Штилер создал тридцать шесть портретов. Один из этих портретов таинственно исчез, а еще два были написаны уже после смерти художника. Выше говорилось о «причине» отречения Людвига I от престола. Эта «причина» — дама изображенная на одном из 36-ти портретов. Ее имя – Лола Монтес. Она была самой обычной танцовщицей, ведущей довольно раскованный образ жизни, и являвшейся любовницей баварского короля. Именно из-за этой порочной связи Людвиг I был вынужден распрощаться с короной, а за два дня до этого, изгнать любимую женщину из Баварии. Узнать, на каком из портретов изображена роковая красавица, можно только при помощи гида: все портреты не подписаны даже в наши дни. По мнению монарха, красавицы не нуждались в особом представлении. Туристов из России, наверняка заинтересует портрет баронессы Амалии фон Крюденер, которая была музой и любовью Федора Тютчева. Именно ей он посвятил свои знаменитые стихи.
Амалиенбург — охотничий домик
Каждая комната дворца Нимфенбург это шедевр архитектуры, который останется в памяти на всю жизнь. Передать словами все то великолепие дворца, совершенствовавшегося правителями Баварии, уникального парка и многочисленных построек, многие из которых также можно смело называть дворцами, просто не получится. Отдельного внимания заслуживает и Нимфенбургская фарфоровая фабрика, расположенная на территории дворцово-паркового комплекса. Именно на ней был получен уникальный белый фарфор, который широко представлен в помещениях дворца и в многочисленных замках. Кстати, на этой фабрике трудился Иоганн Мельхиор, тот самый, в честь которого названы всеми нами любимые и знакомые с детства, столовые приборы.
Самый известный портрет Галереи красоты
Портрет Хелены Зедльмайр является одним из самых известных среди 36 работ, выставленных в галерее дворца Нимфенбург. В 1830 году она доставила игрушки королевским детям и её заметил король Людвиг I. Он был так поражён её красотой, что приказал художнику Йозефу Карлу Штилеру написать её портрет в народном мюнхенском женском костюме.
Хелена Зедльмайр (Helene Sedlmayr) — воплощение мюнхенской красоты
В 1832 году король устроил её брак со своим камердинером Хермесом Миллером, от которого Хелена родила десять детей (девять сыновей и дочь). Всю оставшуюся жизнь она прожила в Мюнхене, похоронена на Старом южном кладбище.
Достопримечательность — Дворец Нимфенбург, Мюнхен
(Дворец открыт для публики, однако количество посетителей ограничено. Экскурсии и групповые посещения в настоящее время невозможны.
Парк и сады открыты для прогулок при соблюдении мер предосторожности)
Дворец Нимфенбург в городе Мюнхен (Schloss Nymphenburg) — одна из основных достопримечательностей столицы Баварии. Мюнхен — город необычайной красоты, расположенный у подножья Альпийских гор. Здесь невозможно не восхищаться шикарным наследием искусства и культуры. Начало строительства дворцового комплекса Нимфенбург – 1664 г., открытие состоялось в 1675 г. Дворец находится на западе Мюнхена в районе Нойхаузен-Нимфенбург.
Дворец Нимфенбург, Мюнхен
Причиной для строительства дворцово-паркового ансамбля стало рождение, после 10 лет брака, принца Максимилиана II Эммануила, долгожданного наследника престола. В связи с этим событием, Курфюрст Фердинанд Мария в 1664 году подарил Нимфенбург своей жене Аделаиде Савойской. Строительство велось под руководством итальянского архитектора Агостино Барелли. К 1679 году дворцовый комплекс в своем первом воплощении был почти закончен.
Замок был в течение многих столетий летней резиденцией семьи Виттельсбахов.
Дворец Нимфенбург, Мюнхен — Главный павильон