Город Дуньхуан (Дунхуан, Dunhuang) и Западные Буддийские Пещеры (Western Thousand Budda Caves, Xi Qianfodong)
От Турфана до Дуньхуана — ночь езды на автобусе по нормальному шоссе среди гористой степи. Максимальная высота порядка 2000 м, сам Дуньхуан находится на 1100-1200 м.
Сразу по выходе из автобуса нас поймали автовокзальные служивые тетки и продали дешевые билеты на организованную экскурсию в Могао на завтра. После чего поселили нас в гостиницу прямо в здании автовокзала, тоже дешево.
Потом мы полдня ходили по городу, привыкая к неразбавленной китайской действительности. Ибо здесь уже не Синцзян-Уйгурский Автономный район, а настоящая китайская провинция Ганьсу: китайские надписи не дублируются арабскими, тюркских числительных торговцы не понимают, а самое главное — отсутствуют известные разновидности еды. Ничего, с помощью путеводителя и некоторой сообразительности удалось заказать лапшу (ламийан) и пельмени (чодзи), а потом съесть их палочками, благо Слава бывал в Японии и мог внятно показать, как ими пользоваться. Дуньхуан оказался единственным за всю поездку городом, где водители пропускают пешеходов; впрочем азиатский обычай сначала крутить руль, а потом включать указатель поворота, действует и здесь.
Дуньхуан: вход на продуктовый рынок | |
---|---|
Чугунная лютнистка и орнаментированый канализационный люк |
Следующий визит был нанесен в рекомендуемое всем бэкпэкерам John’s Information Cafe, в прямой видимости от автовокзала. Там можно покушать по англоязычному меню, хотя, естественно, в несколько раз дороже. Служащий нормально говорит по-английски. Попросили его прочитать, что написано на CITS’овских билетах, оказалось, что перед экскурсией в Могао придется еще посмотреть «поющие дюны». Спросили у него, как бы нам сегодня съездить в Западные Буддийские пещеры, на что он вызвался поймать такси. Мы согласились и таким образом начали свое знакомство с достопримечательностями окрестностей Дуньхуана.
Западные Буддийские Пещеры называются по-английски Western Thousand Budda Caves, а по-китайски Xi Qianfodong, где Qianfodong (Чянь фо дон) — собственно и значит «пещера тысячи будд». В свою очередь, тысяча будд, нарисованных по стенам — непременный атрибут буддийского храма, по крайней мере в Синцзяне и Тибете. Находятся они километрах в двадцати за городом, совсем рядом с Голмудским шоссе, съезд снабжен указателем и автостоянкой, а сами пещеры — кассой, охраной и воротами. Как и в Синцзяне, вход стоит вполне приемлемо, а фотографирование внутри — запредельно дорого. Естественно, для туристов сделана прямая терраса с асфальтированной дорожкой. Внутри пещер — стенные росписи разных периодов и стилей, а также остатки глиняных статуй. Как выяснилось на следующий день, сравнения с Могао это место не выдерживает даже отдаленно. Однако сравнение с будет, пожалуй, в их пользу.
Долина реки Данхэ у Западных Буддийских пещер | |
---|---|
Заброшенная пещера в конгломератном обрыве |
Сами пещеры вырыты в глиняных и частично в конгломератных обрывах над поймой реки, которая угадывается с трассы по торчащим над пустыней верхушкам деревьев. Река на советской карте называется Данхэ, несколькими километрами выше на ней имеется водохранилище с ГЭС. Вода чистая и в меру холодная. Противоположный берег также обрывистый и за ним находится массив песчаных гор, северным краем подступающий к Дуньхуану у тех самых «Поющих дюн». Воздух после Турфана приятно прохладен.
Китай, достопримечательности провинции Ганьсу
Ансамбль буддийских пещерных храмов Могао находится в пустынной местности, на западе провинции Ганьсу. Здесь, в 14 км к юго-востоку от древнего города Дуньхуан, стоявшего на Великом шелковом пути, расположен ансамбль пещерных буддийских монастырей, известных под именем Могао.
Первые буддийские святилища-гроты появились здесь в 353–366 гг., на том месте, где, по преданию, монаху Ло Цуню было видение тысячи будд. На протяжении десяти веков, в IV–XIV вв., здесь было высечено около тысячи пещерных храмов.
До наших дней сохранились 492 пещеры, крупнейшая их которых – Могао (366 г.) – дала название всему комплексу. Сохранившиеся 2415 скульптур и 45 тысяч кв. м стенных росписей делают эти пещеры настоящей сокровищницей буддийского искусства.
Галерея
Осмотр
Входы в пещеры Могао закрыты стальными дверями, поэтому следует примкнуть к одной из групповых экскурсий. В пещерах нет никакого освещения. Лучше всего приносить с собой карманные фонарики, кроме того, можно взять их напрокат во входном тамбуре; там же надо сдавать свои сумки и фотокамеры. Время работы: ежедн. 8.00-17.00.
Внимание! Днем гиды делают перерыв, поэтому приходить надо либо до 10.00, либо в 14.00
Уникальная библиотека
В 1900 г. даосский монах по имени Ван, который жил отшельником в пещерах Могао, очищал одну из них от нанесенного ветром песка. Вдруг часть боковой стены обвалилась. Ван расширил образовавшееся отверстие, прополз в него — и сделал в мрачной, до тех пор скрытой от глаз соседней пещере открытие, значение которого он, малообразованный монах, в свое время не смог оценить по достоинству: он набрел на гору старых письменных свитков высотой более трех метров.
Почтенный монах, правда, заявил о своем открытии губернатору провинции, но тот, очевидно, счел транспортировку находки чересчур дорогостоящей и приказал Вану хранить свитки под замком на том месте, где они были найдены. Семь лет спустя о находке узнал британский археолог сэр Аурел Стейн, который в то время занимался поисками остатков Великой стены в Дупьхуане. Постепенно Стейну удалось втереться в доверие к монаху и уговорить его передать ему рукописи, великолепно сохранившиеся в сухом и прохладном месте… Из двадцати тысяч свитков более трети он благополучно сумел переправить в Лондон.
Ученые или грабители?
Вскоре прибыл еще один исследователь, французский китаист Поль Пелльо. Он также сумел снискать доверие Вана и, поскольку он, в отличие от Стейна, владел китайским языком, то отсортировал самую ценную часть оставшихся рукописей и… перевез их в Париж. Подобным же образом поступали и другие ученые. Когда, наконец, последовала реакция китайских властей, большинство свитков, причем самых ценных, уже находилось за пределами страны.
Бесценные сокровища
Клад рукописей в Дуньхуане, как понял уже Стейн, был монастырской библиотекой неизмеримой ценности. Древнейшие рукописи относились к V в. Когда, предположительно в 1035 г., явились чужеземные захватчики, ради сохранности эти свитки были замурованы, а позднее — забыты. Большей частью здесь содержались буддистские тексты, но обнаружилась и масса иной литературы. Многое было прежде совершенно неизвестно. Среди самого ценного -текст «Алмазной сутры», изданный в 868 г.: это древнейшая печатная книга в мире.