Как добраться
Расположен археологический парк Пестум всего в часе езды от Неаполя, поэтому добираться до него удобнее всего как раз через Неаполь. Из аэропорта Неаполя добраться до города можно на автобусе-шаттле, которые ходят примерно раз в 15–20 минут, дорога займет 15 минут.
Также непосредственно до Пестума можно доехать с ж/д станции «Наполи Чентрале» до станции «Paestum Station». Поезда ходят каждые 50–60 минут, время в дороге — один час. Купить билет или узнать точное расписание всегда можно на официальном сайте ж/д перевозчика. Через станцию проходят междугородние и региональные поезда следующие на Паолу, Козенцу, Сапри и Реджо-Калабрию.
Чтобы попасть в сам парк, нужно перейти ж/д пути, идя по направлению от Неаполя по дороге из настоящего тикового дерева. Дорога проходит между ж/д путями и старой крепостной стеной, потом необходимо свернуть направо. Время в пути — 11 минут. Также можно пройти и напрямую от железнодорожной платформы.
Пеший маршрут от ж/д станции до археологического парка Пестум
Рядом с парком есть автобусные остановки: «Paestum Porta Aurea» — маршруты: № 034, 100, «Paestum Templi» — маршрут № 034, «Paestum-templi» — маршруты: № 034, 100 и «Licinella DF Hotel Helios» — маршрут № 034.
Маршруты и расписания автобусов на сайте перевозчика
Видео об археологическом парке Пестум
Достопримечательности
Многие туристы считают своим долгом посетить древние руины Пестума. Это три главных храма, главная дорога и остатки нескольких домов. Хорошо сохранились колонны и фундаменты зданий. Местами просматривается напольная мозаика и фрески.
Храм Геры. Этот храм является древнейшей постройкой Пестума. Историки датируют её первой половиной VI в. до н.э. До наших дней дошел фундамент и внешний периметр колонн. Всего насчитывается 50 дорических опор (по 9 фронтальных и по 18 боковых). При раскопках удалось найти несколько статуэток Геры. Это подтвердило догадку археологов, что перед ними именно храм, а не административное здание.
Некоторые особенности отличают храм Геры в Пестуме от других античных и итальянских построек. Только в нем фронтальные стороны имеют нечетное количество колонн, а внутреннее пространство разделено на два нефа. Колонны несколько толще обычного, а все строение ниже принятого. Более поздняя дорическая архитектура стала значительно легче и изящнее.
Храм Посейдона. Второй храм находится недалеко от первого. При раскопках в Храме Посейдона в Пестуме также обнаружили изваяния Геры, поэтому его часто называют вторым храмом Геры. Эта постройка почти на столетие моложе. Как и первая, она ориентирована с востока на запад. Фронтальные стороны состоят из 6 колонн, а по бокам их насчитывается 14 штук. Древние строители даже учли кривизну горизонта. Центральная часть на 10 см выше боковых поверхностей.
Внутреннее пространство разделено на 3 нефа. Отлично сохранились центральные колонны, лестничные пролеты и участки стен с фресками.
Храм Афины. Несколько обособлено расположен третий храм, посвященный богине Афине. По оценкам специалистов, он построен во второй половине VI в. до н.э. При раскопках были обнаружены фигурки богини и рельефные изображения с её профилем. Длина храма составляет почти 33 м, вдоль боковых стен находятся по 14 колонн, главный фасад состоит из 6 опор. На горизонтальных поверхностях просматриваются растительные мотивы и остатки позолоченной отделки. Археологи обнаружили в полу несколько гробниц, похоже, что со временем храм превратился в христианскую церковь.
cicerone2007
Пестум – это живая глава из истории древнегреческой архитектуры. Три хорошо сохранившихся храма позволяют понять, как шло становление дорического ордера. Когда храмы разных эпох можно сопоставить не по схемам, а просто увидеть их стоящими рядом друг с другом, это производит очень сильное впечатление. Два храма Геры, разделенные столетием, на фоне синеющих гор, в обрамлении каменных дубов и пиний производят не меньшее впечатление, чем ансамбль афинского акрополя:
Храм Геры I был воздвигнут в середине VI века до н.э. Путешественники XVIII века называли его «Базиликой», так как считали его не храмовым, а общественным сооружением. Действительно, пропорции здания и его планировка сильно отличаются от классического периптера. Соотношение колонн здесь 9 : 18. Нечетное количество колонн главного фасада объясняется тем, что храм имел два входа, а его целла была разделена колоннадой на две части:
От внутренней колоннады до нас дошло несколько колонн:
Архаична не только планировка храма Геры I, но и сам дорический ордер. На фоне классической колоннады храма Геры II, колонны раннего храма кажутся вылепленными из мягкого материала, хотя и в том и в другом случае использован один и тот же известняк:
Одинаковые элементы трактованы по-разному. В первую очередь, бросается в глаза «расплющенный» эхин. В классическом варианте – это плита в виде усеченного конуса. Здесь же правильная фигура видоизменилась под воздействием тяжести антаблемента. Такое же впечатление производит и ствол колонны: он тоже словно сжался под тяжестью. Кстати энтазис, утолщение колонны, своеобразное вздутие, находится не на 1/3 высоты ствола, а примерно на его середине. И все это хорошо видно, когда смотришь на колоннаду архаического храма на фоне колоннады классической:
Так и напрашиваются аналогии с греческой скульптурой. Архаические колонны напоминают мне Клеобиса и Битона:
А классические колонны вызывают в памяти образы куросов ранней классики:
Во второй половине VI века до н.э. был построен храм Афины, которое прежнее поколение искусствоведов именовало храмом Деметры:
У этого небольшого храма уже классическое соотношение колонн – 6 :13. Остатки мощной фронтонной плиты сообщают его облику дополнительную стройность:
Колонны храма Афины словно начинают более активно сопротивляться давящей на них тяжести:
И хотя эхин не обрел еще жестких очертаний, он стал менее аморфным, более упругим:
Главная же слава Пестума – храм Геры II, возведенный в середине V века до н.э. В старых книгах его именуют храмом Посейдона. Это – образец чистой дорики, тяжеловесной и мужественной. Как Эрехтейон – квинтэссенция женственного ионического ордера. Поэтому так грустно расставаться в данном случае с образом Посейдона!
Храм сохранил не только внешнюю, но и части внутренней колоннады. При этом внутри колонны располагались в два яруса:
Колонны обрели мощь и упругую силу. Каждый элемент ордерной системы словно отточен. Идеальное начало становится на этом этапе важнее стихийного. Мы находимся в мире олимпийских богов, а не титанов:
Но не надо забывать, что любуемся мы сейчас не телом, а скелетом. Поэтому, по сути, так невелика в данном случае разница между Герой и Посейдоном – у скелетов различия меньше бросаются в глаза. Да, в отличие от Гёте и его современников, мы знаем, что храмы были раскрашены, что важную роль играл их скульптурный декор. Но перед нашими глазами те же руины, что и перед путешественниками XVIII века:
И мы, к счастью, еще не утратили способности любоваться руинами, видеть как вечерний свет ласкает колонны:
Об этом прекрасно писал в «Образах Италии» Павел Муратов: «Камень, из которого сложены храмы,— известняк, род римского травертина. Время придало ему густой золотистый цвет, хранящий вечное и живое тепло солнца. Такой камень кажется живым веществом, не особенно отличным от человеческого тела»:
Цена билета
Музей парка Пестум и археологическая зона работают с 9:00 до 19:30 (последний билет можно приобрести до 18:45). После захода солнца можно посетить только освещенную тропу парка.
На территории парка есть 2 кассы с билетами: в самом музее и возле храма Нептуна, у главных дверей. Кассы закрываются за 40 минут до закрытия парка. Также билеты можно приобрести онлайн на официальном сайте археологического парка.
Экспонат археологического музея Пестума, Евгения Чех
Цены различаются в зависимости от сезона: низкий — с декабря по февраль, высокий — с марта по ноябрь.
Зимой билет в музей и археологическую зону составляет 6 €, в высокий сезон 12 €.
Когда археологическая зона закрыта, продается только билет в музей: зимой 4 €, летом — 6 €. Но может быть и наоборот, когда по понедельникам музей закрыт: несезон — 5 €, сезон — 8 €.
Льготный билет в любое время составляет 2 €.
В прайсе комплекса существуют также семейные билеты, абонементы на 3 дня и ежегодный билет PAESTUM MIA с неограниченным количеством посещений в течение года — 20 € (полная цена), 13 € (сокращенная).
Храм Афины в парке Пестум на панораме Гугл-карт
История
В VI в. до н.э. выходцы из Сибариса основали новый город – Посейдонию. Предприимчивые торговцы планировали заниматься сухопутной доставкой товаров с востока на запад полуострова. Такой способ считался более безопасным и доходным, чем морское путешествие вокруг «сапога». После разрушения Сибариса в V в. до н.э., численность Посейдонии только увеличилась и город достиг пика своего процветания.
Пестум развивался, кроме хозяйственных построек стали возникать храмы в честь Геры, Афины и Посейдона. До конца V в. горожане благополучно существовали и развивались. Однако вскоре город стал привлекать завоевателей и в 400 г. до н.э. Посейдонию завоевали луканы. Все финансовые вопросы решались в пользу новых правителей, но они мудро сохранили храмы и систему управления, которая существовала в греческом поселении.
В конце III в. до н.э. город заняли войска Римской империи, и он стал называться Пестумом. Пришла пора серьезных реформ. Изменения коснулись языка, религии и административного уклада. Большинство построек попали под реконструкцию в соответствии с римскими традициями. Древним храмам удалось устоять, но теперь через центр проходили две пересекающиеся улицы. В центральной части появились форум, здание сената, гимнасиум, рынок и амфитеатр.
До начала II в. до н.э. Пестум продолжал находиться на пересечении сухопутных торговых путей, но строительство новых дорог в обход города снизило доходы горожан. Начался период упадка и уменьшения влияния города. Еще долгое время жители благополучно существовали за счет плодородных земель. Урожай удавалось собирать трижды в год, но необдуманная вырубка лесов привела к заболачиванию местности и урожайность ухудшилась.
Жители постепенно покидали город. Одни предпочитали уехать подальше, другие селились неподалеку на возвышенностях. В VII в. н.э. епископ с частью паствы навсегда покидает Пестум, а после набегов саранцев в IX в. местность полностью опустела. Несколько столетий земли пустовали. Новый город зародился в начале XVIII в., когда Карл III занялся прокладкой дороги в Калабрию. Современное поселение расположено южнее древних руин. Это небольшой поселок на побережье с уютными виллами, барами, магазинами и ресторанами. Место идеально подходит для размеренного и спокойного отдыха.